ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
С самого начала мы обращались к тем учителям,
кто не соглашался с расхожим мнением, что уроки
русского языка в школе самые скучные. Нет!
Изучение родного языка может приносить радость,
может быть наслаждением. В редакцию стали
приходить конспекты уроков и другие материалы с
рассказами о самых разнообразных и интересных
приемах, идеях. Успех газеты во многом обеспечили
прежде всего учительские работы. Рубрики «Я иду
на урок», «Учение с увлечением», «Играть всерьез»
сейчас самые популярные у наших читателей.
За 10 лет многое менялось в газете: формат (с А3 до
А4), объем (первые выпуски были на 8 полосах, а
последние – на 48), несколько раз менялись логотип
и макет. Автор последнего макета – И.Лукьянов.
Состав редакции тоже менялся. Остаются
неизменными наше желание делать интересную и
нужную газету, уважение к труду школьного
учителя и, конечно, наша любовь к родному языку, к
русской культуре.
Редакция
Стыд безграмотности
Почему после одиннадцати лет
обучения наши выпускники пишут с ошибками
<...>
Я вырос в мире, где и одна ошибка в
сочинении – досада, две – крупная неприятность,
три – беда, а четыре – катастрофа. В мире, где на
человека начинали косо смотреть, если он не
поставил запятой перед который и на том
попался – ну точно так же, как на мелком
воровстве. Даже хуже. Грамотность связана с
достоинством, грамотный чувствует себя
достойным, а если человек допускает грубую
ошибку, то это как разоблачение, это навсегда: корову
через а пишет – это конец. Недаром слово грамотно
в нашем веке стало означать – с хорошим
качеством: можно грамотно (или неграмотно)
строить, управлять и даже воевать. У Даля это
значение слова не отмечено.
Безграмотность всегда считалась не
бедой, а виной человека, вызывала не жалость, а
презрение. Особенно с тех пор, как образование
стало доступно всем.
И вдруг мне открылось тогда, что
существует и безграмотный мир. В нем есть свой
стыд, но русская орфография кажется ему
неодолимой, а ошибки при письме – нечто вроде
хронической болезни на всю жизнь. Но нестрашно: в
конце концов, не так уж и часто приходится писать.
Причем безграмотные обычно пишут безграмотным, а
грамотные – грамотным.
Общество делится на две части еще и по
этому принципу. Прошли годы, мы стали писать, да и
читать еще меньше, письма вытеснил телефон, книги
вытеснились газетами, газеты – телевизором. Мы
сами не пишем и не знаем почерка друзей, мы не
читающее и не пишущее поколение, а слушающее и
глядящее. Грамотность становится вроде как бы и
ненужной для жизни. Тайная болезнь
безграмотности никогда не откроется. В
результате, несмотря на то что всеобщим стало уже
среднее, одиннадцатилетнее образование,
безграмотных становится не меньше, а больше.
За одиннадцать лет школа не может
научить простой, в сущности, вещи – письму без
грубых ошибок. А ведь только она может
противостоять этой страшной угрозе для культуры
– угрозе полной потери бытовой грамотности.
<...>
Не будем объявлять войну
безграмотности, не будем звать в поход за
грамотность – давайте все вместе учить детей
писать без ошибок. Грамотность должна стать
одним из приоритетов школы, потому что если
выпускники пишут с ошибками, то это не только их
позор – это позор школы.
С.СОЛОВЕЙЧИК
|