Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

С. В. СТОЛБУНОВА


Как построить нетрадиционный урок русского языка

СТОЛБУНОВА София ВитальевнаСТОЛБУНОВА София Витальевна в 1973 году окончила историко-филологический факультет Горьковского государственного университета, ученица профессора Б.Н. Головина. Защитила кандидатскую диссертацию «Фразеологические единицы со значением времени в современном русском языке», кандидат филологических наук. Работала в Дагестанском государственном университете, Ярославском государственном университете (преподавала русский язык как иностранный), Ярославском педагогическом институте (читала курс «Современный русской язык»). Два года преподавала русский язык студентам в Словакии (Университет П.Й. Шафарика в Прешове).
С 1993 года – учредитель и директор НОУ «Гуманитарный колледж» в г. Ярославле. Преподает русский язык в 5–11-х классах. Автор более 50 публикаций, в том числе на страницах газеты «Русский язык». Учитель высшей квалификационной категории. Награждена почетными грамотами Департамента образования Ярославской области.

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Виды игровой деятельности. Элементы игровой деятельности на каждом уроке. Урок-игра как эмоциональная разрядка. Типы уроков-игр. Перечень тем, которые можно отрабатывать с помощью игровых технологий. Алгоритм построения уроков по игровой технологии.

18

Лекция 2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Развитие критического мышления — составляющая личностно-ориентированного обучения. Базовая модель технологии. Типы уроков: работа с информационным текстом, работа с художественным текстом.

19

Лекция 3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. (Продолжение.) Типы уроков: взаимообучение, дискуссия, письмо, урок-исследование.

Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.).

20

Лекция № 4. Групповая работа на уроке русского языка. Проблема комплектования групп. Распределение ролей в группе. Социометрическая характеристика класса. Техника работы в группах.

21

Лекция 5. Дискуссия, дебаты на уроке русского языка. Дебаты как педагогическая технология. Организация дебатов на уроке. Дискуссионные темы. Методическая разработка дебатов на тему: «Русская орфография: хорошая или плохая?».

Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.).

22

Лекция 6. Концентрированное обучение, или уроки-«погружения». Понятие об уроке-«погружении». Организация концентрированного обучения русскому языку (модели). Урок-«погружение» в фонетику.

23

Лекция 7. Интегрированные уроки русского языка. Интегративность образовательного процесса. Русская словесность. Интеграция: русский язык – история, русский язык – история искусств, русский язык – информатика, русский язык (научный стиль речи) – любой предмет.

24

Лекция 8. Метод проектов на уроках русского языка. Понятие о проективном методе. Проект газеты, журнала. Проект «Мультфильм своими руками». Проект «Мой учебник русского языка».

Итоговая работа представляется в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

Лекция 1. Виды игровой деятельности

Игра и игровая деятельность.
Классификация дидактических игр по русскому языку.
Элементы игровой деятельности на каждом уроке.
Типы уроков-игр.
Алгоритм построения уроков по игровой технологии.

Игра и игровая деятельность

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Почему же?

Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать.

Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

Классификация дидактических игр по русскому языку

Как классифицируют игры? Наверняка вы вспомнили такие игры своего детства, как «в маму и папу», «в больницу» (это ролевые игры), игры с любимыми игрушками (предметные), а есть еще сюжетные, имитационные, деловые игры, а также игры-драматизации.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка (П.М. Баев, Л.В. Петрановская и др.).

Наша классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры

1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», «превратим волка в козу», метаграммы, анаграммы, логогрифы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение («зайди в свой порт», «старуха Шапокляк»); различение твердых и мягких согласных («два короля»); звук [j]; слоговой состав слов («вкусные слова», «слог за слогом»); омофония, омография, определение ударного слога («русский, польский и французский»); особенности русского ударения.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм (см. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль: Академия развития, 1998).

2. Лексико-фразеологические игры

2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий (четвертый) лишний», «ассоциации», «гибриды», лото, домино, карты, игры с мячом, с юлой).

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и мн. др.).

3. Игры по морфемике и словообразованию

3.1. Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы», «глокий язык», «слова по схеме»; последние четыре игры – из книги Л.В. Петрановской) и т.д.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические (Селевко, стр. 53). По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Вообще все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайнворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Элементы игровой деятельности на каждом уроке

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями у доски или за партой, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель (не дай бог!) не спросил. Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе можно ввести элемент игры. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно и только тогда, когда вы полностью владеете ситуацией в классе. В противном случае «разыгравшиеся» на первой десятиминутке дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с орфографической в привычку. Так, например, при изучении в 5-м классе темы «Звонкие и глухие согласные» можно проводить игры «эхо», «выключи голос», «найди пару», «поймай мяч», «Чья команда победит?» (см. Калмыкова, стр. 42–45). Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие.

Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем пример одной из игр.

ПРИМЕР 1

«Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом познакомиться с понятием тембра голоса, то уместно будет проверить задание, поиграв в конкурс пародистов.

ПРИМЕР 2

Конкурс пародистов.

Цель игры: отработка умения менять тембр голоса.

Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.

Фраза

Тембр

Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?

Корову заведем, молоко пить будем.

Старческий, зловещий, хриплый, низкий

Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый

Ласковый, нежный, мурлыкающий

(См. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998).

Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.

ПРИМЕР 3

«Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравните их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие калоша (вариант галоша) от греческого слова kalopodium, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского camisia – рубаха), турецкие каблук (а – у) от арабского kab – пятка, камыш (а – ы) – «тростник»: русские канарейка (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса -ейк-), коряга, образовано от слова кора («корень») с помощью суффикса -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.

ПРИМЕР 4

«Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов).

Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

ПРИМЕР 5

«Орфографическое лото».

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек.

к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох

б_тон
в_трина
г_рбарий
г_рчица

ПРИМЕР 6

Разгадывание кроссворда.

Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссворда.

Следует ли оценивать участие детей в игре по принятой в школе пятибалльной шкале? Может быть, ограничиться устными комментариями типа «молодец», «ты победитель»? Надо учитывать, на каком этапе проводится игра. Проверка домашнего задания – это этап контроля, который должен сопровождаться оценкой.

Известно, что все учащиеся независимо от возраста хотели бы поощрения своей активности, сообразительности, осведомленности. Перед проведением игры надо разработать критерии оценок и договориться о них с ребятами. Победителем может быть вся команда (при командных играх) или один ученик. Предположим, победила 1-я команда, а вы заранее объявили, что победители получают по пятерке. Однако и вы, и ребята видели, что не все члены команды были одинаково активны в игре. Надо ли учителю акцентировать на этом внимание? Думается, что на первых порах не надо. Однако в дальнейшем вы предлагаете дополнительные баллы за такое качество, как «сыгранность» команды, равное участие каждого в общей игре. Можно предложить команде самой «расставить» оценки, оценив участие каждого.

При единоличном первенстве критерии оценок могут быть проще: тот, кто первым правильно разгадал кроссворд, получает оценку «пять», у второго по скорости – «четыре». Ставить оценку «три» за разгадывание кроссворда я бы не рекомендовала, так как оценки ниже четверки могут убить желание играть в будущем (хотя все зависит от типа личности). При проведении обобщающей игры, игры-конкурса можно предусмотреть небольшие призы или красочно выполненные дипломы, которые торжественно вручаются победителям.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры. В 5–6-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочие тетради, в которых занимательность становится ведущим принципом изложения (не в ущерб научности), например: Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Русский язык. Учебник для 5-го класса. М.: ВЛАДОС, 2001; Русский язык. 5-, 6-, 7-, 8–9-е классы. Под ред. М.В. Панова. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995; На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред. Л.Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996; Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. М.: ВЛАДОС, 1996.

Авторы этих пособий (которые, к сожалению, не имеют грифа Министерства образования «Допущено» или «Рекомендовано») с помощью игры-путешествия, диалогов Насти Кувшинчиковой и Вовы Бутузова, кота Баюна и пса Аргоса помогают детям войти в сложный мир русской грамматики.

ПРИМЕР 7

Вот как, например, вводится сложное понятие фонемы в учебнике Г.Г. Граник и др.:

Задание 26 на стр. 51.

Возьмем слово СОМ и поиграем с ним. Давайте попробуем «наперегонки» заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Только не торопитесь смотреть в ответ: может быть, еще что-нибудь придет в голову. Запишите слова.

3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.

Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» (6-й класс) можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».

ПРИМЕР 8

«Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан. Учитель устанавливает песочные часы (или засекает время по секундомеру). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время (например, за 10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.

Материал для команд: корни с чередованием 1) -раст-/-ращ-/-рос-; 2) -лаг-/-лож-; 3) -кас-/-кос-; 4) -тир-/-тер-.

В каждом классе в начале года повторение материала по фонетике, лексике, фразеологии можно проводить в виде игры, рассчитанной на целый урок. В 8–9-х классах игры должны быть творческими, с заданиями, близкими к олимпиадным. Они могут проводиться по типу телевизионных «Что? Где? Когда?» и др.

ПРИМЕР 9

Приведем в качестве примера фрагмент урока-игры по фразеологии «Собери фразеологизм», проведенной в 8-м классе (полностью разработка урока была опубликована в газете «Русский язык» №8/2005).

Игра «Собери фразеологизм».

Класс разбивается на команды по 5–10 человек. Распределение ролей в команде: 1 чел. – толкователь (определяет значение фразеологической единицы (ФЕ); 1 чел. – грамматист (определяет строение ФЕ и синтаксическую роль в предложении); 2 чел. – систематики (подбирают к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы); 1 чел. – сочинитель (сочиняет предложения с ФЕ).

Жюри из 3 человек вырабатывает систему оценок работы каждой команды.

Побеждает та команда, которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты своей работы.

Задание 1. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.

(1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.)

(2-я команда – расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу).

Задание 2. Определите значение каждой ФЕ. Каково их строение (модель)? Какой части речи (члену предложения) они соответствуют?

Задание 3. Подберите к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы (если есть). Определите, в какую фразеосемантическую группу они входят.

Задание 4. Составьте с собранными ФЕ по 1 предложению.

Типы уроков-игр

На уроке русского языка могут быть проведены: 1) сюжетные (ролевые) игры; 2) игры-соревнования; 3) интеллектуальные игры.

Сюжетные (или ролевые) игры особенно удачно встраиваются в курс риторики (см. Д.Вагапова. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2001), например, следующая игра.

ПРИМЕР 10

«Компакт-опросы».

Цель игры: совершенствовать уровень общительности (научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрываться интровертам).

3 ученика выбирают себе социальную роль (директор лицея, домохозяйка, бомж и др.) и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают всем троим один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через 3 секунды после конца вопроса). Причем каждый из отвечающих предварительно определяет объем своего высказывания (1, 3, 10 предложений). За точностью выполнения задания следит «хранитель времени».

Ролевые игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство, игры по типу телевизионных. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель ставится (и достигается) подспудно.

Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками в курсе риторики.

ПРИМЕР 11

«Пресс-клуб»

Цель игры: научить просмотровому (поисковому), реферативному и выборочному чтению.

Ход игры. Класс делится на четыре группы, которые получают одинаковые пакеты свежих газет самого различного направления. Каждая группа выбирает одну из проблем, наиболее часто освещаемую в прессе: политическая жизнь, деловой мир, культура, спорт, правосудие и т.п.

Задание: за 30 минут найти информацию по интересующей группу проблеме, обработать ее (распределить в группе материал, обязанности, роли, выстроить композицию своего выступления в эфире) и выйти с передачей.

Каждая группа демонстрирует результат своей работы, остальные анализируют выступления по следующим критериям:

  • качества «человека на трибуне»;

  • актуальность и новизна содержания выбранного материала;

  • качество сценических находок в подаче материала.

Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Вам очень хочется играть со своими ребятами на уроках русского языка. Возможно, несколько попыток у вас уже было, но на уроке поднимался невообразимый шум, гам, никто не слушал ведущего, каждый выкрикивал свой ответ и оспаривал поставленную ему оценку. Да, так тоже бывает, и нередко. Недаром для проведения деловых игр-тренингов даже со взрослыми приглашают специальных психологов – игротехников.

Прежде всего надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры.

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Сколько больших игр может быть в учебном году? Если вы совмещаете учебную и внеклассную деятельность (то есть для проведения игры у вас есть время большее, чем 45 минут), можно проводить 3–4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.

Предположим, вы выбрали интеллектуальную игру по типу «Что? Где? Когда?» и с ее помощью хотите проверить не только глубину знаний учащихся по русскому языку, но и их сообразительность, языковое чутье, умение работать с источниками. Тогда объявляйте

Ориентировочный этап

На этом этапе в школе вывешивается объявление (предположим, в середине сентября), что в конце учебного года будет проведена большая игра по русскому языку. Тема: «Все неизвестное и непознанное из области языкознания». Объявляются правила игры, формируются команды. Далее следует

Подготовка к проведению игры

Пожалуй, это самый важный этап; недаром говорят, что подготовка к игре всегда интереснее самой игры. Вы объявляете конкурс вопросов. Все по правилам: грамотный вопрос, ответ на него и источник информации. Если у вас в школе несколько параллелей, то 10-й «А» готовит вопросы для 10-го «Б», 10-й «Б» – для 10-го «А» и т.д. Если классов по одному, то 11-й класс может готовить вопросы для 10-го, 10-й – для 9-го и т.д., а для 11-го класса вопросы готовят учителя. Не участвует в этой работе только будущая команда (если команда разновозрастная, то в это время она формируется – проходят отборочные игры по параллелям). На подготовительный этап (принять вопросы, проанализировать их корректность, особым образом изложить, подобрать иллюстративный материал, какие-то вопросы отсечь) уходит примерно полгода.

Проведение игры

Вариант 1. Полное воспроизведение телевизионной игры. Все, присутствующие на игре, делятся на 3 группы: 1-я – команда, 2-я – зрители, 3-я – авторы выбранных ответов.

Вариант 2. Игровых столов не один, а несколько, главный стол в центре, на нем волчок и конверты. Волчок запускается, конверт вскрывают и читают вопрос (проецируют через кодоскоп). Минута пошла. Как только за одним из столов готов ответ, капитан поднимает руку и сообщает ответ ведущему (письменно). Минута истекла – принимается ответ у главной команды. Если ответ верен, команда остается за столом, если нет – уступает место той команде, которая первой ответила правильно. Если все команды дают правильный ответ, то каждая получает свой балл.

Организация игры может варьироваться по вашему желанию с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.

Обсуждение игры

Обсуждение игры можно провести как в устной форме, так и в письменной.

Итак, почему стоит применять игры в обучении?

Игры позволяют учащимся самим решать трудные проблемы.

Позволяют «сжимать» время.

Психологически привлекательны для учащихся.

Повышают мотивацию, привлекательность учебного предмета.

И в заключение совет учителям: если не удалось приобрести ту или иную книгу, в которой описываются игры на уроках русского языка, не отчаивайтесь, а начинайте создавать собственную игротеку. Может быть, вы сможете сами придумать игры (ведь кто-то же их придумывает!), какие-то игры предложат вам ваши ученики.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение игры; вспомните конкретные примеры дидактических игр из своего собственного опыта.

2. Определите место игровой деятельности на уроке русского языка; предложите систему оценок участия детей в игре; предложите критерии оценок.

3. Определите, какие игры будут наиболее эффективными при введении нового материала по лексике и фразеологии.

4. Познакомьтесь с фрагментом урока в 5-м классе и ответьте на вопросы:

На каком этапе урока проводилась игра? Удалось ли учителю эффективно использовать ролевую игру?

Фрагмент урока в 5-м классе с использованием игры.

Тема: «Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока. Словосочетание». § 17.

Цели: раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь; познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.

ХОД УРОКА

На видном месте висит плакат: Синтаксис. Это слово заимствовано в XVIII веке из греч. языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок». Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис. Это – название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определенном порядке.

Берет в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс вбегают ученики (работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди висит табличка (ватман) с определенным словом. То есть каждый ученик представляет собой слово. Например, учитель.

Учитель (делает вид, что удивился). Вы кто?

Слова. Мы – Слова.

Учитель. Вы чем-то расстроены?

Слово (один из учеников). Да.

Но вначале пусть ребята ответят на вопрос: «Зачем нужны слова людям?».

Ученики. Чтобы общаться.

Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно уметь еще кое-что. Что?

Ученики (с помощью учителя). Соединять слова.

Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики. Сочетание слов.

Учитель. Верно. (Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания. Затем обращается к Словам.)

Учитель. Ну-ка идите сюда, Яркий и Листва. (Выбранные слова выступают вперед.) Ребята, листва может быть яркой?

Ученики. Да!

Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь все-таки не хватает. Чего же?

Ученики (с помощью учителя). Наверное, того, что называется грамматической связью.

Учитель. Как сказать правильно?

Ученики. Яркая листва.

Учитель. Правильно. (Меняет окончание -ий на -ая. Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакатику.)

(Игровые формы уроков русского языка. Курсовая работа учителя русского языка и литературы А.С. Гринько. Таганрог, 1997. Ср. школа № 8 им. А.Г. Ломакина – материал взят из Интернета.)

Литература

Азаров Ю.П. Игра и труд. М., 1973.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч. 1. М., 1963.

Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.

Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2001.

Вартаньян Э. Из жизни слов. М., 1973.

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М.–Л., 1966.

www.humanitariancollege.ru

Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. М., 1988.

Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998.

Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. М., 1985. № 6.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994, с. 152.

Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1984.

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М., 1990.

Московский интеллектуальный марафон, 5–8-е классы. М., 2000.

На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку / Под ред. Чесноковой Л.Д. М., 1996.

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988.

Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2001.

Панов М.В. Занимательная орфография. М., 1984.

Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. М., 2000.

Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М., 1998.

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., РПА, 1996.

Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. М., 1995.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 50–51.

Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., 1989.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru