Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2005

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.И. НОВИКОВА,
г. Москва


Не только думать словами, но и думать о словах

Усваивая язык, человек не только познает мир людей, вещей и явлений, но и получает определенные ценностные ориентиры, познает национальную культуру, приобретает огромное духовное богатство, хранимое языком, впитывает музыку родного слова. «Все, что есть у народа, в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком», – писал Н.Толстой [8].

Казалось бы, издревле в народе культивировалось уважительное отношение к слову. Но удалось ли передать это уважение молодому поколению? К сожалению, приходится констатировать, что сегодняшние школьники зачастую равнодушны к словам как знакомым, так и неизвестным. Те слова, которые давно известны, для учеников так же естественны, как воздух, ведь привычного не замечаешь, над привычным не задумываешься. Слова незнакомые так порой и остаются незнакомцами, мимо которых проходишь в житейской суете, не замечая и не обращая внимания на существование их неповторимого мира, на уникальность каждого слова. Сегодняшние школьники остаются глухи к интонациям, переливам, мелодичности родного слова. Возможно, это происходит потому, что детей не учат радоваться слову, удивляться ему, восхищаться им.

Когда родители воспитывают в своих маленьких детях любовное, бережное отношение, например, к природе, они обращают внимание маленького человека на многие детали – на то, как красивы цветок или бабочка, какое удивительное небо, как красиво в березовой роще. Но редкая мама скажет малышу: «Смотри, какое удивительное слово! Как оно красиво!».

Приходя в школу, маленький человек зачастую тоже не получает представления о красоте слов, а сразу вступает в мир науки с ее классификационными категориями и строгими законами. И живые созвучия слов укладываются в скупые характеристики-диагнозы: это – существительное, прилагательное, одушевленное, неодушевленное...… Но ведь еще В.Сухомлинский предупреждал: «До тех пор, пока ребенок не почувствовал аромата слова, не увидел его тончайших оттенков, – нельзя вообще начинать обучение грамоте» [7].

Мы хотим помочь школьникам увидеть значимость слова, почувствовать его уникальность, распознать целительную или разрушительную силу слов. Для этого необходимо воспитать интерес к слову как к индивидуальности, имеющей свою биографию, своих родственников, друзей, врагов и т.д.

Изучается фонетика – учитель работает над фонетической стороной слова, изучается морфология – слово анализируется с точки зрения наличия у него тех или иных грамматических признаков. При изучении лексики слово рассматривается со стороны его лексического значения и т.д. Таким образом, получается, что в школе по отношению к слову проявляется «узкая специализация».

Но ведь слово – единое целое. А раз так, то почему бы не рассматривать слово в единстве его различных характеристик? Цель подобной работы совпадает с целевой установкой Л.Успенского, который в книге «Слово о словах» писал, что радость и удача его работы заключается в том, чтобы не только «думать словами», но и «думать о словах».

Любой вид языкового анализа в школе, бесспорно, необходим. Но слово не должно превращаться в абстрактные глаголы, существительные, частицы, а сам анализ не должен становиться самоцелью. Н.Аринина указывала, что «необходимые в учебных целях анализ, разложение слова на составные части не должны убивать живую душу значения слова» [1]. Мы предлагаем в определенных случаях учить детей рассматривать слово в единстве его различных характеристик, в комплексе.

В одной из былин об Илье Муромце есть любопытная характеристика слова: «Слово – оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его… повертывать». Комплексный подход к слову предполагает, что слово «повертывается», рассматривается с различных сторон. Причем традиционные виды анализа включаются в комплексное рассмотрение слова не как сумма отдельных «школьных» видов разбора, но претерпевают определенные изменения.

Так, фонетический анализ заключается не только и не столько в установлении качественных и количественных характеристик отдельных звуков, но в анализе фоносемантического ореола слова в целом (о фоносемантическом ореоле см. [4]).

Рассматривая словообразовательные возможности слова, мы оцениваем, насколько продуктивно образование новых слов, как меняется лексическое значение образованного слова, какие новые значения оно приобретает и т.д.

Огромную роль в подобном анализе играет работа с различными контекстами (пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами, стихотворными и прозаическими текстами). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребятам увидеть слово в мире других слов, почувствовать, какие взаимоотношения существуют между ними, каким новым смыслом наполняется слово.

Особенно интересно для детей рассмотреть слово в поэтическом контексте, так как, «участвуя в жизни нового поэтического сообщения, слово тянет за собой все свое прошлое, свою роль и обычаи, связанные с принадлежностью к данной языковой системе и определенным сферам социального функционирования» [5]. Отношения слов в контексте становятся подчас весьма драматическими: былые противоположности стираются, а связи рвутся. Этот драматизм их отношений имел в виду Гораций, когда отмечал, что слова должны удивляться своему соседству. Важно, чтобы удивились и наши ученики, заметив, что в контекстах часто происходит переосмысление одного слова под влиянием другого.

Мы предлагаем вниманию читателей урок-исследование (из цикла уроков), посвященный одному слову, и постараемся показать возможную методику его проведения.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОГО СЛОВА

7-й класс

Цель урока: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»; способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Предварительные упражнения

1. Выставление «оценок» словам. Суть данного упражнения состоит в том, что учащимся предлагается несколько синонимичных рядов слов, например: белокурый, белобрысый, золотоволосый, златовласый, блондин; лицо, рожа, морда, лик, харя; нос, рубильник, носяра, шнобель и т.п.; в каждом ряду учащиеся выставляют словам оценки по пятибалльной системе и обосновывают свою оценку. Это упражнение основано на идее «психологического магнита» в нашем сознании (об этом также см. в [4]).

2. Определите, каков фоносемантический ореол следующих звуковых единств (какую смысловую информацию они несут в себе): вробар, лювинь, бабыруга, нимиала и др.

3. Сконструируйте звуковую оболочку, чтобы слово соответствовало следующим признакам: было мягким, круглым, нежным, ласковым, светлым.

4. Запишите ассоциативный ряд к словам: дом, школа, экзамен, звонок, чтение, музыка, окно, ручка и т.д. Объясните, какая взаимосвязь возникает между данным словом и словом-ассоциацией.

5. Отметьте данные слова (цветок, усы, пчела, мед, шакал, заяц, оценка, дневник, луг, река, лето, осень и т.д.) следующими характеристиками:

слово приятно;
неприятно;
безразлично.

6. Проведите лингвистические эксперименты: можно сказать Русь деревянная, Русь белокаменная, а можно ли сказать Русь из стекла и бетона, стальная Русь? У С.Есенина Русь чаще всего голубая, а можно представить Русь коричневую, фиолетовую, черную? Почему цветовая гамма прилагательных ограниченна? Ответ аргументируйте.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы

1. Есть ли у вас любимое слово, назовите его (реакция: недоумение, удивление).

2. А любимая книга у вас есть? …вид спорта? …цвет? …певец? …песня? (Учащиеся называют то, что они любят.)

3. Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое нами и не любимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем слова как нечто естественное и вечное. Возможно, мы безразличны к словам и потому, что мы ничего или почти ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов. На нашем уроке мы познакомимся поближе с одним из слов, которое для меня является дорогим и близким. Это слово...… впрочем, какое слово, я скажу чуть позже. А пока представим его себе. Как вы думаете, слово, которое звучит как [дAрогъ], – какое оно: мягкое или твердое?.. легкое или тяжелое?.. мужественное или женственное?.. угловатое или округлое?.. темное или светлое?.. звонкое или приглушенное?.. храброе или трусливое?

Итак, большинство считает, что говорить мы будем о слове достаточно твердом, тяжелом и мужественном, угловатом и темном, звонком и храбром. Это слово – дорога.

II. Работа с лексическим значением слова

1. Как вы понимаете значение этого слова? (Ученики дают свои варианты ответов). Давайте зачитаем словарную статью из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и узнаем, как в словаре трактуется значение этого слова:

Дорога – 1. узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения; 2. место, по которому надо пройти или проехать, путь следования; 3. путешествие, пребывание в пути; средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь (перен.).

2. Как называются слова, имеющие несколько значений? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.)

3. Конкретное значение слова, как мы знаем, проявляется в контексте. Давайте определим, в каких значениях употребляется слово дорога в следующих отрывках:

1

Человечество – в дороге.
Дорогое баловство.
Может, это – от здоровья.
Может, и не от него…...
Суетливо, бестолково, –
Кто? зачем? за что? когда?..
От нашествия такого
Сладко стонут города….

(Ф.Васильев)

2

А на дороге –
Грязь из-под колес.
И вдоль дороги –
Мокрые бурьяны.
И даже пихту
Довели до слез
Холодные осенние туманы.

(Р.Рождественский)

3

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

(А.Пушкин)

4

Вышел в дорогу,
И – вольному воля,
Должен вспахать ты
Целинное поле,
Где человека нога не ступала.
Шаг твой – заветной дороги начало.

(Ф.Васильев)

Составьте свои примеры и объясните, в каком значении употребляется слово дорога в ваших предложениях или словосочетаниях.

III. Выяснение этимологии слова. Исследовательская работа

(Ученикам предлагается сопоставить данные ниже материалы.)

Дорога – драга (ст. слав. «дорога», «долина»);
– драга (слав. «канава», «лощина», «ущелье», «теснина»);
– дор (общеслав. «расчищенное место»).

Проведите исследование, основанное на сопоставлении языковых фактов. Сделайте вывод, с каким словом, по вашему мнению, следует сопоставлять слово дорога, какое из данных слов было далеким «прародителем» сегодняшней дороги. (Ученики высказывают свое мнение, учитель подводит итог исследованию.) Л.Успенский в книге «Слово о словах» отмечает, что слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и до сих пор в некоторых славянских языках. «Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по “дорам” – лесистым просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины – дороги».

А В.Волина в книге «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь» отмечает, что дорогой мог быть назван проход, выкорчеванный в лесу, просека, расчистка (где выкорчеваны, выдраны деревья) или же просто лесная тропа.

 IV. Работа по подбору однокоренных слов

1. Подберите однокоренные слова к существительному дорога. (Дорога – дорожка, подорожник, дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье и т.д.)

2. Объясните значение полученных слов исходя из значения главного слова. (Ученики объясняют значения слов.)

3. Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в чем-то сходны. Как в семье: дети в чем-то повторяют своих родителей, но во многом они другие. Давайте присмотримся повнимательнее хотя бы к некоторым словам из большого семейства «родственников» слова дорога. Например, слово дорожка. Перечислим основные его значения:

  • то же, что дорога;

  • устроенная для ходьбы дорога в садах, парках;

  • то же, что тропинка;

  • специально устроенная дистанция для бега и т.п.;

  • узкий длинный коврик, половик;

  • узкая длинная скатерть или салфетка;

  • специальная рыболовная снасть;

  • узкое углубление, бороздка, полоска.

4. Давайте запишем ряд словосочетаний со словом дорожка и посмотрим (отметим их знаком «+»), в каких из них возможна замена словом дорога:

  • посыпанная песком дорожка +

  • вышитая дорожка –

  • беговая дорожка –

  • разноцветная дорожка –

  • боковая дорожка +

  • рыболовная дорожка –

  • тканая дорожка –

  • взлетная дорожка –

  • обледеневшая дорожка +

  • – и т.п.

Получается удивительная вещь: слово дорожка чисто «внешне» отличается от исходного только крошечным суффиксом -к- , а «внутренние» различия гораздо значительнее. У образованного нами слова – свой мир, своя жизнь, свой круг общения со словами.

Дополнительный материал

Дорожник – в совр. русск. яз. – специалист по строительству дорог, городских улиц; раньше (см. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля [3]) – дорожный дневник, который ведут в пути; гостинец, привозимый с дороги; плотницкий инструмент – рубанок.

Поскольку многие значения слова вышли из обихода, сейчас мы можем сказать: столичные дорожники, городские дорожники. Раньше, используя различные значения слова, можно было построить такие словосочетания: исписанный до корочки дорожник, записи в дорожнике, черствый дорожник, плотницкий дорожник, острый дорожник. А это означает, что с потерей даже одного значения слова уходит в небытие целый мир, и это невосполнимая утрата для языка.

Подорожник – сорная луговая, обычно придорожная трава; пирожок, закуска, взятая в дорогу (разг.); в словаре В.И. Даля: печенье, выпеченное перед отъездом кого-либо из дому; хлебное, привозимое с дороги в гостинец, калачи и сайки из другого места; подорожные грабители, разбойники.

О пирогах на дорогу мы читаем у В.Белова [2]: «Пироги, выпеченные перед отъездом кого-либо из дому, назывались подорожниками, они и до сих пор имеют печальную репутацию. Сколько их было испечено на Руси, солдатских, студенческих и других подорожников, никто пока не считал да никому, наверное, и не счесть». Может быть, потому, что шла за пирогами дурная слава, значение слова и умерло?

Ушли из обихода слова: дорожить – проводить дорожки; дорожчатый – с дорожками, полосатый; дорожняки – лошади, пускаемые порожняком впереди обоза для обминки свежевыпавшего снега.

V. Работа со словосочетаниями

1. Мы уже говорили с вами о том, что слово дорога сочетается не с любыми словами языка, а избирательно. Давайте поиграем в игру «Кто больше?» (Задание дается по рядам: 1-й ряд составляют словосочетания сущ. + прил., 2-й ряд – сущ.+ сущ., 3-й ряд – сущ. + гл.):

1-й ряд: дорога – хорошая, плохая, новая, старая, широкая, узкая, прямая, ровная, извилистая, гладкая, ухабистая, мокрая, мощеная, асфальтированная, бетонная, проселочная, окружная, горная и т.д.

2-й ряд: дорога – в горы, в лес, вокруг дома, по городу и т.д.

3-й ряд: идти по дороге, в дороге теряется, дорогу замело и т.д.

Подводя итог работы, делаем вывод, что 1-й ряд выиграл не случайно, т.к. словосочетания прил. + сущ. в данном случае очень продуктивны и постоянно пополняются.

2. А возможно ли употребить сущ. дорога с глаголом забинтовать? (В ответ дружное «нет!».) Тогда послушайте отрывок из стихотворения Я.Смелякова:

…Я ходил напролом.
Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях,
Забинтуйте мне голову
Горной дорогой
И укройте меня
Одеялом в осенних цветах.

(Ребята вычленяют словосочетание забинтуйте голову (чем?) дорогой.) Я задала вам провокационный вопрос. Дело в том, что в контексте возможности слова расширяются – и невозможное становится возможным. Попробуем еще раз? Можно ли составить словосочетание из слов болеть и дорога? (Ученики теперь начеку, прежде чем ответить, они размышляют, «пробуя» слово на сочетаемость с другими. Часто без подсказки учителя они начинают перебирать значения не только исходного слова, но и глагола болеть и вспоминают, что можно болеть за команду, болеть музыкой, любовью и т.п. Своеобразным дополнением-иллюстрацией выступает в этом случае пример из стихотворения Л.Ошанина:

Дорогой дальней болен снова,
Уже я медлить не могу,
От дома, от всего родного
Я в одиночество бегу.)

Дополнительный материал

Можно предложить проанализировать отрывок из стихотворения А.Ахматовой «Приморский сонет», в котором есть выражение дорога не скажу куда. Это выражение ставит ребят в затруднительное положение, его смысл неясен для них. Но, рассматривая окружение данной строки, обращая внимание на слова вечность, неодолимость и др., учитель приводит своих учеников к философскому пониманию слова дорога.

3. В русском языке есть необычные сочетания слов, которые мы называем устойчивыми. Давайте вспомним такие устойчивые сочетания слов, в которых употребляется слово дорога:

стать (встать, стоять) поперек дороги; проторить (найти) дорогу; скатертью дорога (дорожка); счастливой дороги; присядем на дорогу (дорожку); сойтись на дороге; на дороге не валяется; не стой на дороге; туда ему и дорога; перейти (перебежать) дорогу; открыть дорогу; идти своей дорогой и т.д.

Дополнительный материал

Учитель может остановиться на отдельных выражениях и рассказать о них более подробно. Особенно интересно в этом плане выражение скатертью дорога, которое сейчас чаще всего употребляется в негативном плане. Раньше это выражение имело положительный смысл и означало, что кому-то желают дороги гладкой, как стол (от дъскатерть – верхняя крышка стола).

VI. Работа по подбору синонимов и антонимов

1. Слова могут избирательно «относиться» друг к другу. Наверное, они могут дружить и ненавидеть. Скажите, можно ли назвать слово-врага (антоним – противоположное по смыслу) к слову дорога? (Бездорожье.) А слова-друзья (синонимы) есть у него? (Путь, тропинка и т.д.)

2. Как вы считаете, являются ли синонимами следующие слова: дорога – артерия – доступ? (Ребята готовы к вопросам-провокациям, но, подумав, все же приходят к выводу, что эти слова синонимами не являются, а подобраны они произвольно.) А можно ли сказать так:

Москву и Петербург соединила новая железнодорожная артерия?

Я нашел доступ к ее сердцу?

Можно ли заменить указанные слова существительным дорога? (Можно.) Следовательно, в определенных значениях в конкретных текстах данный сининомический ряд возможен (при желании учитель может ввести понятие контекстуальных синонимов).

Дополнительный материал

Можно проводить (по желанию и усмотрению учителя) работу с загадками, связанными со словом дорога (по какой дороге полгода ездят да полгода ходят? (По реке); бык на дворе, а рога на реке (дорога со двора); батюшкина коня не удержишь, матушкину покромку не скатаешь (ветер и дорога); дорога ровна, везет не кормя, а только поворачивает (лодка). Возможна работа по расшифровке пословиц и поговорок (определение их прямого и переносного смысла, а также значения слова дорога): хлеб в дороге не тягость; в дорогу идти – пятеры лапти плести; самая легкая дорога та, которую уже прошел; умный товарищ – половина дороги; красна дорога ездоками, а обед пирогами; кто едет скоро, тому в дороге не споро и т.д.)

VII. Материал для наблюдений и анализа

Учитель работает с предлагаемыми ребятам текстами по своему усмотрению: анализирует нюансы значений, необычные сравнения, метафоры и т.д. Работа может проводиться индивидуально, по микрогруппам, коллективно.

1.

Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.…
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Мы просто и буднично скажем:
«До встречи! Счастливой дороги!».
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.

(В.Остен)

2.

Я от чувств захлебнулась
В этом мире дорог,
Боль чужая коснулась,
Боль утрат и тревог.
Слово счастье мелькает
Так, как в бурю челнок,
Мелочь нас отвлекает,
Кто бы в этом помог.
Что же делать, скажите?
Как спасти белый свет?
– На листе покажите
Путь широкий, но нет...
И разводят руками
Лишь круги на воде.
Что же станется с нами,
Свет пречистый, ты где?

(Н.Шалатонова)

3.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…

(К.Симонов)

4.

На перекрестке – сто дорог.
Выбор не на день – на долгий срок.
Время торопит – стоять нельзя,
Лишь бы в итоге сказать: «Не зря».
И вновь развилка. Как поступить?
Вопрос непростой: быть иль не быть?
Дорога к себе поросла быльем
И в пламени ада сгораешь живьем.
А если поломка случилась, тогда
Мимо летят не машины – года.
Стою на обочине – боль в груди,
Сил наберусь – и опять в пути.
Только бы знать: впереди не тупик,
Выглянет солнце хотя бы на миг.
Дорога длинна. Вход закрыт в дома.
Мой путь – мой крест.
Я должна сама.

(Л.Новикова)

5.

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

(С.Есенин)

6.

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

(Л.Татьяничева)

7.

Дорога железом пробита в тайге,
Глубоким порезом на синей щеке.
Прошли по дороге сто тысяч катков,
Утюжа до камня дороги покров.
На ельник вчерашний, на бритый уклон
Могильной плитою улегся бетон...

(В.Назаров)

8.

Эх, дороги…
Пыль да туман.
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер,
Вспомним, друзья,
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

(Л.Ошанин)

VIII. Выполнение творческой работы

(Работа может быть как классной, так и домашней). Варианты заданий.

1. Выберите одну из тем для сочинения-миниатюры: «Биография слова», «Рассказ о слове», «Мое любимое слово», «Мир слова», «Родилось слово»… и т.д.

2. Напишите работу в жанре эссе (расскажите о своих впечатлениях от работы со словом).

3. Может быть предложена более объемная работа по слову (в жанре проекта или реферата).

4. Может быть дано задание, выполняемое по желанию: нарисовать свой образ, свое понимание слова дорога (некоторые из рисунков наших учеников мы даем в качестве примера).

* * *

Исследовать на уроках русского языка можно самые разные слова, предложив ребятам самим выбрать слова для анализа. Школьники проявляют интерес к словам с морально-этической смысловой нагрузкой, к словам, социально значимым: война, мир, мама, семья, хлеб, любовь, земляк, жизнь, смерть, добро, зло и другим, а также к словам распространенным, каждодневным, привычным: весна, сентябрь, врач, цветок и т.д. В ничем на первый взгляд не примечательных словах учащиеся отыскивают необычные стороны, ранее от них скрытые, недоступные.

Исследуя слова, ученики совершают удивительные находки. Узнают о том, что первоначально слово позор имело значение «зрелище», выясняют, как появилось слово смородина, находят в диалектах с десяток слов, обозначающих то же понятие. Обнаруживают, что есть слова добрые и злые, мужественные и трусливые, сильные и слабые, холодные и теплые... И не важно, что эти открытия давно уже сделаны учеными. Каждый ребенок открывал для себя их заново, впервые, начинал стремиться к новым открытиям, радоваться слову.

Комплексная работа над словом помогает воспитывать в школьниках бережное, чуткое отношение к слову, раскрывать внутренние ресурсы слова. Благодаря подобным урокам-исследованиям у школьников формируется интерес к слову, они начинают видеть его красоту и своеобразие. И становятся не просто фразой, но внутренним чувством слова В.Солоухина: «Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, теплая...… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава» [6].

Литература

1. Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. С. 31.

2. Белов В.И. Длиною в жизнь. Повести, рассказы, очерки. Кишинев, 1984.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989.

4. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. М.: Просвещение, 1989.

5. Славиньский Я. К теории поэтического языка // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 270.

6. Солоухин В.В. Камешки на ладони. М.: Сов. Россия, 1977. С. 157.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.Соловейчик, 6-е изд. М.: Политиздат, 1988. С. 90.

8. Толстой Н.И. И.И. Срезневский-диалектолог // Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. 1981. Вып. 573. С. 3.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru