ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Н.А. МАТАНЦЕВА,
гимназия № 18,
г. Королев
Мотивация и не только…
Я работаю учителем русского языка и
литературы восемнадцатый год. Сначала
преподавала в педагогическом училище в
небольшом городке Новосибирской области, а
затем, переехав в Новосибирск, пришла работать в
школу. В школе сразу же столкнулась с тем, что
большинство детей не хотят воспринимать «мои
знания», отвергают тот материал, который я с
такой любовью и с таким трудом подбирала дома
ночами, стараясь вложить в их головы.
Проблема мотивации... Она была и в
педучилище, но там мне было гораздо легче
заинтересовать учащихся (в основном девочек), так
как они сами видели важность и необходимость
знаний по русскому языку для своей будущей
профессии.
Нужность и важность своих предметов в
школе знает каждый учитель-словесник, для
учеников же первым и, пожалуй, единственным
критерием является то, что по этим предметам
сдают экзамены. «Но где же пригодятся знания,
полученные на уроках русского языка и
литературы?» – на этот вопрос ответить
школьникам непросто. Если ученик нацелен на
технический вуз, то интерес этого ребенка к
гуманитарным наукам пробудить сложно. Разговоры
же о том, что «каждый образованный человек должен
знать и любить свой родной язык, русскую
классическую литературу, которую читают и
изучают во всем мире», – эти разговоры для
учеников не являются убедительными.
И тогда я стала искать способы, как
заинтересовать ребенка. Ведь через интерес к
предмету придет и успех. Я пошла учиться на
спецфакультет психологии в Новосибирском
университете. А впоследствии, работая
одновременно школьным психологом и учителем
русского языка, стала изучать проблему мотивации
в школе – и пришла к выводу, что перед каждым
учителем рано или поздно встает вопрос: как
заинтересовать ребенка, как сделать обучение в
школе увлекательным? Сегодня, работая учителем
в гимназии г. Королева, я продолжаю исследовать
проблему мотивации школьников, потому что она не
стала менее актуальной, чем раньше.
На мой взгляд, можно выделить три
главных принципа, чтобы учение проходило
успешно:
1) Материал должен быть доступен
(понятен) детям.
2) Ребята должны видеть его нужность,
знать, где можно применить эти знания.
3) На уроке должно быть интересно,
причем интересно должно быть не только детям, но
и самому учителю.
Лингвистические задачи
Известно, что у каждого учителя есть
свои «любимые» и «нелюбимые» темы, свои
«любимые» и «нелюбимые» формы занятий. И если
учитель на уроке рассказывает с увлечением, то
эта его увлеченность обязательно передается
детям и в конечном счете определяет успешность
обучения.
Какие же главные цели я ставлю на
уроках русского языка и литературы?
Во-первых, дети должны учиться думать,
рассуждать.
Во-вторых, правильно выражать свои
мысли в устной речи.
В-третьих, грамотно писать – без этого
никуда не денешься.
Почему на первое место я ставлю задачу
учить думать и рассуждать? Если ребенок умеет
провести аналогии, найти родовое и видовое
понятия, сделать выводы – это поможет ему и в
формировании всех других умений, в том числе
умения высказаться на любую тему.
Приведу несколько примеров. На уроках
русского языка можно предложить соотнести
понятия разных разделов языка, решая лингвистические
задачи. Вот самые простые:
Фонетика: звук = морфемика:?
Орфограмма: орфография = пунктуация:?
Или использую прием «лестница
понятий» – расположить понятия от меньшего к
большему. Покажу на конкретном примере, какое
задание можно предложить учащимся на уроке
русского языка: расположите единицы языка в виде
лестницы. (Ответ: звук (или фонема, если ученики
знают это понятие) – морфема – слово –
словосочетание – предложение – текст.) На уроке
литературы в 5-м классе можно предложить
составить «лестницу понятий» из следующих слов:
вид искусства – литература – фольклор – жанр –
сказка.
Изучая звуки (тема «Фонетика», 5-й
класс), можно предложить ребятам угадать звуки
речи по их характеристике. Например: согласный,
парный по твердости – мягкости, непарный по
звонкости – глухости, твердый (ответ: звук [х]).
Или другой пример: шипящий, парный по звонкости –
глухости, звонкий (ответ: звук [ж]) и т.п.
В
морфологии это может быть описание части речи по
морфологическим признакам. В морфемике –
задания «Собери слово», при изучении синтаксиса
– запись предложения по его характеристике
(побудительное, невосклицательное, простое и
т.д.). Дети с удовольствием решают такие
лингвистические задачки (я их так называю), и
ребятам нравится такое название – оно помогает
взглянуть на предмет с необычной точки зрения.
Вот пример задачи «Собери слово», которую
составил ученик 6-го класса: приставка, как в
слове окраина, корень, как в слове кружить,
суффикс, как в слове каменный, второй суффикс,
как в слове верность, окончание, как в слове поехал.
(Ответ: окружность.) Сейчас такие задания
можно найти в методических пособиях по русскому
языку Г.Богдановой, а раньше, лет 10 назад, купить
хорошую методическую литературу было очень
сложно (по крайней мере у нас в Новосибирске).
Такие задания чаще можно найти в психологической
литературе в разделе «Развитие логического
мышления школьников» – и на их основе
составить аналогичные по своему предмету.
Интересный материал я нашла в книгах: «Развитие
интеллектуальных способностей ребенка»
Л.Тихомировой и «Интенсивный курс повышения
грамотности с помощью НЛП» М.Павловой.
С понятиями на уроках русского языка,
как правило, работают мало. Первостепенная
задача учителя – научить писать грамотно. На это
направлены все административные и проверочные
работы, диктанты, диктанты, диктанты и еще раз
диктанты – по ним и судят об уровне знаний и
умений по русскому языку. А овладение
лингвистическими понятиями отходит на второй
план. Хотя я думаю, что работа над формированием
целостного представления о языке как науке
только прибавит интереса к изучению самого
предмета. В связи с этим детям средних классов
(5–8-х) я предлагаю соотнести понятия русского
языка с какой-нибудь другой известной им
системой. Например, после изучения раздела
«Морфемика» в 5-м классе ученица соотнесла
понятия этого раздела с деревом как системой,
объясняя свои аналогии так: корень дерева –
корень слова, ствол – основа, ветви – суффиксы и
приставки, а листья – окончания. Листья могут
облетать и вырастать, как и окончания в словах.
Вот такой интересный образ.
Мальчики берут другие понятия.
Например, ученик 8-го класса соотнес понятия
раздела «Синтаксис» с вертолетом как системой,
проведя аналогии по значимости понятий в той и
другой системе (весь вертолет – предложение,
корпус – подлежащее, шасси – сказуемое, винт,
лопасти, хвост – второстепенные члены
предложения). А другой ученик соотнес пистолет и
его составные части (понятия) с понятиями раздела
«Морфология».
О визуалах, аудиалах, кинестетиках и
коллажах
Расскажу еще об одной своей находке. Но
прежде необходимо отступление из области
психологии. Известно, что у каждого человека есть
ведущая система восприятия информации –
репрезентативная система. Таким образом, люди
делятся на визуалов (от лат. visualis – зрительный),
аудиалов (от лат. audire – слышать) и кинестетиков
(от греч. kinetikos – относящийся к движению).
У большинства детей, приходящих из
начальной школы, ведущей репрезентативной
системой является кинестетическая. Взрослея и
обучаясь, ребенок развивает и другие системы
восприятия. У большинства ребят подросткового
возраста ведущей системой становится
аудиальная. Ведь большую часть информации, к
сожалению, ребенку приходится воспринимать на
слух (так построено наше школьное образование), а
дети вынуждены приспосабливаться к нему. У
взрослых, как правило, ведущей репрезентативной
системой является визуальная.
К сожалению, развитию
кинестетического канала отводится мало внимания
в школе, особенно в среднем звене. Этот канал
является ведущим для многих детей 5–6-х классов,
поэтому они любят выполнять работу руками.
Интересной формой, которую я использую
на уроках литературы, является коллаж. К
сожалению, я не нашла нигде описания этой формы
работы именно на этих уроках, поэтому расскажу о
ней подробнее.
Коллаж в
изобразительном искусстве – наклеивание на
какую-нибудь основу материалов другой фактуры,
другого цвета, а также произведение, выполненное
таким образом. Коллаж на уроках литературы –
рисунок, макет, предмет и т.п., представляющий
«образ» произведения через его деталь. Например,
в 6-м классе после изучения повести Н.Лескова
«Левша» одна ученица представила коллаж в виде
макета левой руки с инструментами левши. А в 8-м
классе по «Капитанской дочке» коллаж был
представлен в форме заячьего тулупа, который, по
мнению ученицы, сыграл главную роль в
произведении.
Коллаж нужно не только придумать как
систему образов-символов, раскрывающих
произведение, но и «защитить» его, т.е. объяснить
классу, что подразумевается под тем или другим
образом. Интересно то, что содержание здесь можно
передать и через форму, и через цвет. Так, ученица
10-го класса показала с помощью цвета темное и
светлое царство (драма А.Островского «Гроза»).
Черный цвет (половина листа) – темное царство
Кабанихи и Дикого. А светлое царство (белый
цвет) – Катерина. Ее царство пронизано грозой
– грозой в природе, грозой Кабанихой,
грозой-страхом.
Мне показался интересным также коллаж
ученика 10-го класса, где возвышающийся топор
Раскольникова (сделан из бумаги) как бы
перечеркивается библейской заповедью «Не убий»
на фоне современного Петербурга, так как «теория
вседозволенности» Раскольникова существует и
сегодня. А девятиклассница представила герб
Плюшкина в виде мусорной кучи, в которой каждый
предмет имеет свой смысл.
Главное – что такие работы вызывают
интерес к произведению, заставляют с разных
точек зрения взглянуть на прочитанное. И к тому
же повторить их нельзя, ведь у каждого ребенка
свои ассоциации.
Вообще дети мыслят не так, как
взрослые, поэтому иногда их видение произведения
бывает необычным, что полезно как для учителя,
так и для его учеников. Такие творческие работы
ребятами выполняются только по желанию, ведь они
требуют глубокого осмысления произведения и,
конечно же, определенных творческих
способностей. Иногда даже хорошо успевающие
ученики предпочитают что-то выучить или
выполнить по образцу, чем создать коллаж. Но эта
же работа дает возможность проявить себя
леворуким (правополушарным) детям, а также тем,
которые не могут красиво и доказательно
аргументировать собственные мысли.
Разумеется, я уделяю внимание
формированию не только правого полушария, но и
левого. Хорошо на уроках русского языка работают алгоритмы,
особенно при изучении орфографии. Они позволяют
повторять орфограммы несколько раз, а также
облегчают их запоминание. Многие алгоритмы
известны учителям русского языка, но у меня есть
свои. Например, алгоритм для учащихся 5–6-х
классов «Как определить спряжение глаголов».
Часто ребята, определяя спряжение по инфинитиву,
забывают посмотреть, ударное ли личное окончание
у глагола. Поэтому первым вопросом ставим:
«Ударное личное окончание?». Если да, то смотри по
окончанию, если нет, смотри на инфинитив: на -ить
плюс исключения – 2-е спряжение, остальные (плюс брить,
стелить) – 1-е.
«Шоколадный» диктант
В заключение хочу сформулировать
несколько правил, которых я стараюсь
придерживаться и которые, на мой взгляд,
позволяют сделать учение более интересным.
1. Всегда связывай начало обучения с
радостью и удовольствием, поскольку, как считают
психологи, что в хорошем настроении получено, то
хорошо запоминается.
2. Подтверждай успех каждого ученика
если не через отметку, то через оценку («молодец»,
«умница», «замечательно»).
3. Дай возможность стать
успешным каждому.
Вот еще несколько интересных, в основе
своей психологических, точнее,
нейролингвистических приемов. Страх перед
контрольным диктантом можно снять с помощью
приятных ассоциаций: представить себе слово диктант
в виде шоколадки или красочной коробки конфет, а
затем закрепить это ощущение. Или вспомнить
что-то приятное, например, как ты гладишь кошку
или собаку. Можно также вспомнить любое приятное
ощущение, какой-то подарок, праздник и т.п.
Главное – закрепить это ощущение и перенести его
на «здесь и сейчас». Упражнение это называется
«Заколдуем диктант»1 .
Можно взять цветные ручки и «нарисовать диктант»
любимым цветом.
Снять напряжение перед контрольной
можно таким способом: попросить ребят изо всех
сил сжать кулаки, напрячь мышцы, сжать зубы, а
затем – расслабить все мышцы, опустить голову
вниз и разжать пальцы. Дети почувствуют покой и
уверенность – можно приступать к трудной работе.
Все будет в порядке, по крайней мере у
большинства. (С трудными нужно работать по особой
методике.)
Для формирования уверенности и
подтверждения успеха можно использовать притчи
(в психологии их называют метафорами). В
притче каждый понимает что-то свое, что
необходимо ему лично.
Одна из известных притч, которую можно
использовать в любой трудной ситуации,
называется «Все в твоих руках». Эту притчу я
впервые услышала на встрече с учителем
Ш.Амонашвили в Новосибирске, а затем встретила ее
в книге М.Павловой, о которой уже шла речь.
Приведу ее полностью2 .
Эта история произошла давным-давно в
старинном городе, в котором жил великий мудрец.
Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг
его родного города. Но был в городе человек,
завидующий его славе. И вот решил он придумать
такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него
ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку,
посадил ее между сомкнутыми ладонями и подумал:
«Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая
бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если
он скажет: живая, – я сомкну ладони, и бабочка
умрет, а если он скажет: мертвая, – я раскрою
ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут,
кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник
поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая
бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или
мертвая?». И тогда мудрец, который действительно
был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих
руках…».
1 Павлова М.А.
Интенсивный курс повышения грамотности с
помощью НЛП. М., 2000. С. 92.
2 Там же. С. 54.
|