РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Продолжаем публиковать фрагменты удачных
итоговых работ, присланных слушателями курсов
повышения квалификации 2004/2005 г. (см. № 16,
17/2005).
М.Ф. СЛЕПЦОВА,
г. Сафонов,
Смоленская обл.
Рассказ об опыте редактирования
текста сочинения и изложения
Сочинять трудно всем, даже даровитым
поэтам и писателям, а тем более ученикам. Но если
первыми движет вдохновение, то вторые пишут по
заданию. Разница, согласитесь, существенная.
Я много раз спрашивала у выпускников,
что в школе им давалось труднее всего, и они
неизменно отвечали: «Сочинения!». А один,
помнится, назвал этот вид работы «стихийным
бедствием, отличающимся, к сожалению, завидным
постоянством»!
И только мы, учителя-практики, знаем,
как нелегко научить детей писать творческие
работы в условиях, когда и на обучение
грамотности отводится мало уроков, а на
сочинения тем более, да и нас самих этому в
институте не учили.
Ребятам все непросто дается: и отбор
необходимого для раскрытия темы материала, и его
компоновка, и редактирование, и поиски ошибок,
прежде всего орфографических, да и
пунктуационных. Поэтому нередко сдают сочинения,
написанные по принципу: «сколько высосал из
пальца, столько и написал».
Посидеть с каждым учеником после
уроков и прокомментировать черновик его
творения, что-то вместе выправить физически
невозможно (срываешь себя за несколько дней, а
восстановиться некогда, да и не оплачивается эта
работа никак), но я всегда предлагала и предлагаю
всем, кто хочет этого, показать мне
предварительный вариант сочинения. Желающих
всегда немного, как правило, это гуманитарии. Но
даже их хватает только на одну правку.
Раздавая проверенные работы,
испещренные различными пометами и замечаниями,
я, как обычно, спрашиваю, кто хочет еще
потрудиться над своим сочинением, чтобы улучшить
оценку. К великому удивлению и огорчению,
желающих еще меньше. А некоторые говорят:
«Ставьте лучше “2”, не хочу больше мучиться».
Таких, увы, становится все больше, и их приходится
просто заставлять переделывать работу хотя бы на
“3”.
К сожалению, черновики никто не хранит,
и многие интересные примеры совместного
творчества попросту утрачены, поэтому
приходится довольствоваться тем, что есть.
Все дети очень любят писать сочинения
о «братьях наших меньших». Эта тема им близка и
понятна, и они с удовольствием рассказывают о
своих любимцах. Привожу пример работы над
сочинением «Моя любимица» семиклассника Володи
С.
Первоначальный вариант
МОЯ ЛЮБИМИЦА
(1) Обрати внимание на
необоснованные повторы.
(2) Как она это делает?
(3) Почему не ушибается?
(4) Кто это – «мы»?
(5) А что же было дальше? Необходимо также
заключение, хотя бы короткое. |
У нас дома уже три года живет
кошка по кличке Лариска. Мы привезли ее из
деревни, когда она была еще совсем крошечной.
А сейчас это желтоглазая красавица очень
интересной окраски. Ее очень приятно
гладить.(1)
По натуре Лариска добрая, ласковая, очень
тонко чувствует мое настроение, и я очень,
благодарен ей за это. (1)
Спать Лариска любит почему-то на
телевизоре, даже если он включен. Иногда так
крепко спит, что падает (2) вниз, но
никогда не ушибается. (3)
По утрам она будит меня. Как-то раз Лариска
попала в неприятную историю. Майским теплым
вечером пошли мы (4) на улицу и взяли кошку с
собой. Знакомый мальчик попросил ее подержать. Но
он не понравился Лариске, и она царапнула нашего
приятеля. Он бросил ее на землю. Откуда ни
возьмись выскочила собака. Кошка зашипела, [и] в
мгновение ока взлетела на дерево и замерла между
веток на высоте пятого этажа. Когда собака
убежала, кошка начала жалобно мяукать. Мы
напрасно просили ее спуститься, она не двигалась
с места и осталась ночевать на дереве. (5) |
Окончательный вариант
«МОЯ ЛЮБИМИЦА»
У нас дома уже три года живет кошка
по кличке Лариска. Мы привезли ее из деревни,
когда она была еще совсем крошечной.
А сейчас это желтоглазая красавица очень
интересной окраски. Шерсть у нее гладкая, в
основном белого цвета, но на спине есть пятнышки
желтого, черного и пепельно-серого цвета, возле
левого уха пятнышко черное, возле правого –
желтое, а хвост в черно-желтую полоску. Какое
причудливое и красивое сочетание красок!
Мою любимицу очень приятно гладить. При этом она
изящно выгибает спинку, прищуривает глаза и
начинает благодарно мурлыкать. Остренькие
аккуратные ушки смешно шевелятся.
По натуре Лариска добрая, ласковая, всегда тонко
чувствует мое настроение. Когда мне плохо, она
подходит, трется о ноги, тихонько мурлычет,
заглядывая мне в лицо. «Не грусти, дружок, все
образуется», – словно выговаривает она. Я беру
кошку на руки, она кладет головку мне на плечо и
затихает, а мне становится легче от ее участия.
Если мне весело, Лариска сразу это улавливает и
приглашает поиграть с ней. Она бегает, прыгает,
вскарабкивается с разгону на занавески, стрелой
слетает оттуда, чтобы погнаться за теннисным
мячиком. И все это получается у нее так забавно,
что у всех нас поднимается настроение.
Спать киска любит почему-то на телевизоре, даже
если он включен. Иногда так крепко засыпает, что
соскальзывает с покатой крышки, но никогда не
ушибается, умудряется-таки приземлиться на
лапки.
По утрам она будит меня. Прыгнет на кровать,
неслышно подберется к лицу и, спрятав коготочки,
легонько трогает меня мягкой лапкой и мяукает. И
захочешь – не проспишь!
Как-то раз Лариска попала в неприятную историю.
Майским теплым вечером пошли мы с братом на улицу
и взяли кошку с собой. Знакомый мальчик попросил
разрешения ее подержать. Но он не понравился
Лариске, и она царапнула нашего приятеля. Он
бросил ее на землю. Откуда ни возьмись выскочила
собака. Кошка зашипела, в мгновение ока взлетела
на дерево и замерла между веток на высоте пятого
этажа. Когда собака убежала, Лариска начала
жалобно мяукать. Мы напрасно просили ее
спуститься, она не двигалась с места.
На дереве наша страдалица просидела всю ночь, и
лишь на следующий день ее, мокрую от дождя,
перепуганную, дрожащую, сняли взрослые ребята.
С тех пор Лариску на улицу не выманишь – боится.
Если ей захочется подышать свежим воздухом, она
прыгает на открытую форточку и долго сидит там,
глядя на происходящее за окном.
Когда кто-то из нас уезжает в деревню, Лариска
скучает, бродит по комнатам, мяукает, будто ищет
пропавшего.
Вот такая она, моя любимица!
На мой взгляд, автору удалось
интересно и грамотно рассказать о своей
«желтоглазой красавице» кошке.
Гораздо труднее писать сочинение на
литературную тему. И проверять такие работы
сложнее: прежде всего нужно вникнуть в замысел
автора, который иногда и сам автор определить
толком не может, а проверяющий должен, чтобы
помочь ему получить хотя бы удовлетворительную
оценку. Интересно работать с творчески мыслящими
детьми, потому что они хотят научиться владеть
речью свободно.
Вот первоначальный вариант
сочинения на литературную тему.
ПРИВЕТ ГЕРОЮ
(1) Подбери эпиграф.
(2) Вступление слишком обычно, банально, плохо
«работает» на тему. Нужно начинать эмоционально,
чтобы была какая-то «изюминка».
(3) Почему именно о нем? Начни с вопроса.
(4) Повесть автобиографическая! Замени это слово
эмоциональным оборотом, более точно указывающим
на бесчеловечные обстоятельства.
(5) Это решение пришло не сразу. Посмотри текст,
здесь возможно цитирование.
(5) Это решение пришло не сразу. Посмотри текст,
здесь возможно цитирование.
(6) Процитируй!
(7) Не хватает эпитета.
(8) Не хватает противительного союза. Начало
предложения изменится, когда уберешь лишнее.
Вместо глагола используй деепричастие.
(9) Нужны более точные прилагательные.
(10) Посмотри текст, он подскажет, как лучше
сказать об этом.
(11) Как он это сделал? Эту мысль нужно развернуть.
Резюмировать рано. Посмотри текст.
(12) Поищи цитату, оттолкнись от нее и переделай
следующее предложение. Оно должно более точно
передавать эмоциональное состояние героя.
(13) Почему именно Руссиновским?
(14) Каково душевное состояние Сергея, когда он
читает это? А твое?
(15) Вспомни о женщине с ребенком!
(16) Переделать заключение. Оно должно звучать как
сильный, яркий аккорд! В нем должно звучать «я»
автора сочинения. |
(1)
Я люблю читать книги. С
удовольствием читаю произведения русских и
зарубежных классиков, детективы, любовные
романы, иногда возвращаюсь к детским сказкам.
Многие герои близки мне по духу, с другими я веду
внутренний спор, третьи быстро стираются из
памяти. (2)
Кому из них мне хочется передать привет?
Пушкинской Татьяне, тургеневскому Базарову,
Ивану Терешке, Николаю Плужникову, Юлиусу Фучику?
Да, каждый из них мне близок и дорог, но рассказать
хочется о Сергее Кострове, главном герое книги
К.Воробьева «Это мы, Господи!». (3)
Сергей Костров – один из тех советских
бойцов, кто во время Великой Отечественной войны
попал в плен к фашистам в декабре 1941 года. О таких
литература не писала, к ним всегда относились с
подозрением. Как попал Сергей в плен, об этом
К.Воробьев не пишет, да это и не важно, важно, что
происходит с юношей в лагере. (4)
Оказавшись в плену, он решил бороться. (5)
Трудно бороться в привычном смысле этого слова,
находясь в лагере (6), где тоска и отчаяние
опустошают душу, а голод, боль, тифозные вши
терзают тело. Сергей быстро превратился в
привидение (7), правая нога потеряла
чувствительность. Лучин, врач из лагерной
амбулатории, предложил ампутацию, но Сергей не
дался. (6) Сердобольный доктор помог ему спасти
ногу. Они вместе мечтали о побеге. (8) [Бежать
было невозможно, потому что] немцы гнали
военнопленных из лагеря в лагерь, убивали
волю к жизни тяжелой (9) работой в жутких
(9) условиях под постоянной угрозой смерти. Из
еды давали только баланду и похожий на камень
хлеб. (10) Пучок травы, если его удавалось
вырвать, казался пищей богов. Дизентерия убивала
хуже фашистов. Но Сергей и ее пересилил. (11)
Было в глубине его души «что-то, оказавшееся
сильнее голода, мутившего рассудок, сильнее
кровавого поноса, сильнее бешеной злобы своры
фашистов». (11) Это «что-то» – чувство
человеческого достоинства, любовь к земле своей,
порядочность, врожденная русская непокорность.
Как трудно выживать, когда одного за другим
теряешь тех, кто умел подставить свое, тоже
слабое, плечо и спасал от гибели. Можно сойти с
ума от одного вида эсэсовцев, с гиканьем
убивающих лопатами. (12) Хотелось самому покончить
с жизнью, но потом он стал думать о побеге. Сергей
четыре раза пытался бежать, потому что знал, что
«хуже смерти ничего не будет». Когда его поймали
в очередной раз, он назвался Петром Руссиновским.
(13)
Оказавшись в тюрьме Паневежиса, в
камере-одиночке, двадцатичетырехлетний
лейтенант Костров-Руссиновский, внешне похожий
на старика, увидел на стене надписи-царапины,
которые оставили сидевшие здесь до него
заключенные. Это была целая книга, книга жизни. (14)
...я готов за милый край за синий
Собаку Гитлера и суком ниже – вас
Повесить вон на той осине!
Жандарм! Ты глуп, как тысяча ослов!
Меня ты не поймешь, напрасно разум – сила,
Как это я из всех на свете слов
Милей не знаю, чем – Россия!
Эти слова, зазвучав в унисон с
мыслями Сергея, словно подпитали его силой
земляков-русичей, удесятерили жажду жизни,
укрепили достоинство. Все допросы, пытки не
заставили юношу и его товарищей стать на колени
перед гитлеровцами, просить пощады даже тогда,
когда заковали в кандалы.
Казалось бы, все складывалось так, чтобы убить в
человеке человеческое, оставив лишь звериные
инстинкты; ан нет, просчитались фашисты! (15)
Просчитались они и в том, что пытками и газовыми
камерами убьют в заключенных их непокорность. «И
вновь в мучительном раздумье Сергей начал искать
пути выхода на свободу. И вновь по ночам, ежась от
холода, раздирая тело грязными ногтями и
выковыривая впившихся в кожу паразитов, рисовал
соблазнительные и отчаянные варианты побега.
Знал: не один он лелеял эту мечту. “Бе-жать!” –
хотелось крикнуть на весь лагерь и позвать
кого-либо в сообщники... Нужен был хороший,
надежный друг».
Вот на такой напряженной и обнадеживающей ноте
заканчивается повествование. Ничем не запятнал в
плену свою душу советский офицер Сергей Костров.
И пусть он не закрыл своей грудью фашистский
дзот, не шел на таран вражеской колонны, не
поднимал бойцов в атаку, но он «плоть от плоти
того героического поколения, которое отстояло
независимость своей Родины, не стало на колени
перед захватчиками, не отдало на поругание
родную землю».
Вот таков он, Сергей Костров, которому я хочу
передать привет из XXI века. (16) |
Мы не помещаем окончательный
вариант сочинения, нам кажется, что наибольший
интерес представляют именно замечания учителя к
первоначальному ученическому тексту.
|