МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва
Продолжение. См. № 13, 15/2004
Система уроков по синтаксису в 8-м
классе
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные определенно-личные
предложения
I. Изучение нового материала
можно начать с грамматической работы. Два
человека выходят к доске, первый записывает
предложения, в которых присутствуют оба главных
члена, второй – только с одним главным членом.
1. Я сердце по свету рассеять готов.
2. Слез ручей у Тани льется из очей. (А.Пушкин)
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
4. Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от
Божьего суда. (А.Пушкин)
5. Стыдом и страхом замираю. (А.Пушкин)
6. Замечу кстати: все поэты любви мечтательной
друзья. (А.Пушкин)
Вопросы
Являются ли предложения, в которых
присутствует только один главный член,
незавершенными по смыслу?
Какой можно сделать вывод? Их
грамматическая основа состоит только из одного
члена. Можно дать определение односоставных
предложений:
Односоставными называются
такие предложения, в которых грамматическая
основа состоит только из одного главного члена и
отсутствие второго не вызывает смысловой
незавершенности. |
Продолжим запись и разбор
материала для наблюдения (найдите сказуемые и
определите, к какому лицу относится
обозначаемое ими действие, обратите внимание на
их грамматическую форму).
1. И день, и ночь по снеговой пустыне
спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов )
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые
мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все
твои дары...… (А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую
мою. (А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда
ведешь? (М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью
и послушанием. (А.Пушкин)
После того как выясним, что действия,
обозначенные сказуемыми, в этих предложениях
относятся к единственно возможному лицу (1-му или
2-му), и установим, какими формами выражаются
сказуемые, можно попросить учеников дать
определение односоставного определенно-личного
предложения.
Определенно-личным
предложением называется односоставное
предложение, в котором действие, выраженное
сказуемым, относится к единственно возможному
лицу. Сказуемое в нем выражается глаголами в
форме 1-го или 2-го лица или формами
повелительного наклонения. |
В качестве домашнего задания
можно предложить найти или придумать по 3 примера
на каждый способ выражения сказуемого в
определенно-личных предложениях.
Односоставные неопределенно-личные
предложения
I. Изучение нового материала можно
начать с грамматической работы: на доске один
ученик записывает односоставные предложения,
другой – двусоставные, оба подчеркивают
грамматические основы и определяют
грамматические значения сказуемых.
1. Очень уж шумят у нас в классах. (А.Чехов)
2. Самолеты громко шумят на взлете.
3. Родители водили его за ручку.
4. По улицам слона водили. (И.Крылов)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)
Определяем, к какому лицу относятся
действия, выраженные сказуемыми, в односоставных
конструкциях (1, 4, 5), почему в них необязательно
присутствие подлежащего, а также определяем
грамматические значения сказуемых в этих
предложениях, обращая внимание на непременное
присутствие формы множественного числа. После
чего даем определение неопределенно-личных
предложений. В результате анализа приходим к
выводам, что подлежащее здесь не нужно,
предложения завершены по смыслу, так как
действия, выраженные сказуемыми, относятся к
неопределенным лицам, которые не интересуют
говорящего: важен сам процесс. Эти выводы помогут
составить формулировку неопределенно-личных
предложений, которую ученики, как всегда, делают
самостоятельно.
Неопределенно-личным
называется односоставное предложение, в котором
действие, выраженное сказуемым, относится к
неопределенному лицу, не интересующему
говорящего, так как важен сам процесс. Сказуемое
в них выражается формами настоящего и будущего
времени, 3-го лица, множественного числа или
формами прошедшего времени множественного
числа. |
II. Закрепление нового
материала также можно провести в форме
грамматической работы: у доски один ученик
записывает определенно-личные предложения, а
второй – неопределенно-личные.
1. Вас, наверное, тоже арестуют. (М.Горький)
2. Арестуйте любого подозрительного.
3. Зауважаешь тогда своего отца.
4. Не очень-то нынче старших уважают. (А.Островский)
5. Годы шли. Перевели его в другую губернию. (А.Чехов)
6. Переведу часы, хоть знаю, будет гонка. (А.Грибоедов)
Одному из учеников можно предложить
индивидуальное задание (ниже приводится
примерный образец)
Снова в сер_ц_ (н_)чем (н_)умер_ш_
До ланит во_х_дящую кровь.
(А.Фет)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, найдите грамматическую
основу и определите значение предикативности и
вид предложения по характеру грамматической
основы.
С классом в это же время разбирается
другое предложение:
Жди ясного на завтра дня,
Чижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.
(А.Фет)
После выполнения фронтальной работы
проверяем написанное на доске и переписываем в
тетради.
В качестве домашнего задания можно
предложить детям найти или придумать 12 примеров
неопределенно-личных предложений.
Обобщенное значение односоставных
предложений
В некоторых учебниках и учебных
пособиях обобщенно-личные предложения
рассматриваются как самостоятельная
конструкция. Я же считаю, что это – особое
значение определенно-личных и
неопределенно-личных предложений, и предлагаю
свой вариант изучения этих предложений.
Изучение новой темы начинаем с
грамматической работы: на доске один ученик
записывает определенно-личные предложения, а
второй – неопределенно-личные.
1. Не пером пишут, а умом.
2. На всех не угодишь.
3. Цыплят по осени считают.
4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
5. После драки кулаками не машут.
6. Голыми руками ежа не ухватишь.
При записывании примеров обращаем
внимание на то, к какому лицу относится действие,
выраженное сказуемыми, в этих конструкциях
(грамматически – к единственно возможному в
определенно-личных предложениях или к
неопределенному, не интересующему говорящего, в
неопределенно-личных). А семантически, то есть по
смыслу, действие во всех предложениях относится
к любому возможному лицу, то есть на месте
адресата речи может быть кто угодно. Это и есть
обобщенное значение односоставных предложений.
Дети сообща самостоятельно дают определение
конструкций с обобщенным значением.
Определенно-личные и
неопределенно-личные предложения могут иметь
обобщенное значение, если действие, выраженное
сказуемым, относится к любому возможному лицу. |
В качестве домашнего задания
можно предложить детям подобрать 15 примеров
односоставных предложений с обобщенным
значением.
Односоставное безличное предложение
I. Закрепление изученного
материла. Два человека работают у доски по
индивидуальным заданиям (примерные задания
приводятся ниже).
П_кину хиж_ну мою, / Уйду
бродяг_ю и вором. (С.Есенин)
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания, найдите
грамматическую основу, определите значение
предикативности и вид предложения по характеру
грамматической основы |
Без любви без счастья по миру
скитаюсь. Р_зойдусь с бедою с горем п_встречаюсь. (И.Никитин)
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания, найдите
грамматическую основу, определите значение
предикативности и вид предложения по характеру
грамматической основы |
С классом разбираем в это
время другое предложение.
1. Все(же) песню отмщенья за гибель /
Пропоют мне на том берегу. (А.Блок)
2. Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят
жадно. (А.Твардовский)
II. Изучение новой темы, как
обычно, начинаем с записи материала для
наблюдения. Ученики обозначают грамматические
основы и определяют морфологические способы их
выражения.
1. Из дебрей туманы несмело / Родное
закрыли село; / Но солнышком вешним согрело / И
ветром их вдаль разнесло. (А.Фет)
2. С вечера все спится, / На дворе темно. /
Лист сухой валится, / Ночью ветер злится / Да
стучит в окно. (А.Фет)
Дети находят в этих примерах
односоставные предложения и определяют, к чему
относятся действия, выраженные сказуемыми, могут
ли быть в предложениях подлежащие. Даем
определение безличного предложения.
Безличным называется
односоставное предложение, в котором действие,
выраженное сказуемым, не относится ни к какому
лицу. В безличном предложении нет и не может быть
подлежащего. |
В качестве домашнего задания
можно предложить детям придумать или найти 15
примеров безличных предложений.
Морфологические способы выражения
сказуемого в безличном предложении
I. Закрепление пройденного
материала можно провести путем
индивидуального опроса по карточкам, например,
таким.
Как здесь свежо под липою густою...… (А.Фет)
Найдите грамматическую основу,
определите вид простого предложения по
характеру грамматической основы.
Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)
Найдите грамматическую основу,
определите вид простого предложения по
характеру грамматической основы.
С классом в это время можно разобрать
следующие примеры.
1. Мело весь месяц в феврале. (Б.Пастернак)
2. Такой зимы давно не выдавалось, /
Подобной стужи не было давно. (Д.Самойлов)
3. На свечку дуло из угла. (Б.Пастернак)
II. Объяснение нового материала. Безличные
предложения при всей кажущейся легкости темы на
самом деле представляют трудность для детей в
первую очередь потому, что очень многообразны в
них морфологические способы выражения
сказуемых. А кроме того, среди этих способов есть
такие, которые в курсе морфологии в среднем
звене не привлекали достаточного внимания
учителей. Это прежде всего безличные глаголы и
предикативные наречия или, по терминологии
Л.В. Щербы, слова категории состояния. К тому же
сложным материалом является различение
собственно безличных глаголов и личных глаголов
в значении и форме безличных. Именно поэтому я
считаю целесообразным посвятить этой теме
отдельный урок. Главное здесь – показать особую
семантику безличных глаголов и наличие у них
только трех форм, а также научить различать
безличные глаголы и личные в значении и форме
безличных.
Объяснение новой темы начинаем, как
всегда, с материала для наблюдения (нужно найти
сказуемые и определить морфологические способы
их выражения).
1. Светает!.. Ах, как скоро ночь минула! (А.Грибоедов)
2. Вот сыростью холодною с востока понесло. (М.Лермонтов)
3. Сладко дремлется в кроватке. (А.Блок)
4. Не нагнать тебе бешеной тройки. (Н.Некрасов)
5. Как мало пройдено дорог, / Как много сделано
ошибок. (С.Есенин)
6. Под навесом темной риги жарко. (А.Ахматова)
7. Ей-ей, не жаль отдать души / За взгляд красотки
чернобровой. (А.Пушкин)
8. Мечтам и годам нет возврата. (А.Пушкин)
9. Ни ветерка, ни крика птицы. (А.Блок)
10. Но суждено нам разлучиться. (А.Блок)
В первом примере сказуемое выражено
безличным глаголом, то есть таким, который
обозначает самосовершающееся действие и имеет
только три формы: инфинитив, аналог формы 3-го
лица единственного числа настоящего времени (светает)
и аналог формы прошедшего времени
единственного числа среднего рода (светало).
Во втором предложении сказуемое уже
выражено личным глаголом в безличном значении.
Действие это представляется нам
самосовершающимся, так как нет никакого
субъекта, производящего его, но глагол этот может
обозначать и обычное субъектное действие, так
что он является личным глаголом, употребленным в
данном случае в безличном значении и,
соответственно, в одной из трех безличных форм.
Третий пример очень важен, так как в
нем фигурирует безличный глагол, образованный по
продуктивной в современном языке модели: путем
прибавления к обычному глаголу постфикса -ся.
В четвертом предложении сказуемое
выражено инфинитивом. В некоторых пособиях такие
конструкции выделены в отдельный –
инфинитивный – тип, но я считаю, что для
школьного курса грамматики такое выделение
нецелесообразно, тем более что эти конструкции
удовлетворяют всем условиям безличного
предложения.
В пятом примере сказуемые выражены
краткими страдательными причастиями.
В шестом предложении сказуемое
выражено предикативным наречием. Сложность
этого случая заключается в том, что такие наречия
могут иметь в качестве омонимов обычные наречия,
которые будут обозначать признак какого-либо
действия (ср. жарко дышал), а также краткие
прилагательные (ср. дыхание жарко). Может
быть, такие случаи стоит разобрать особо. Уверен,
что в сильном классе это сделать необходимо. При
предикативных наречиях могут быть
вспомогательные глаголы, меняющие значение
настоящего времени на прошедшее или будущее (ср. Под
навесом темной риги было/будет жарко). На это
тоже следует обращать внимание учеников. Такие
сказуемые относятся к разряду составных именных.
В седьмом примере сказуемое выражено
предикативным наречием жаль (ср. жалко) с
примыкающим инфинитивом. Вообще примыкающий
инфинитив – часто встречающаяся структурная
часть сказуемого в безличных предложениях.
Восьмой и девятый примеры дают
различные формы отрицания в качестве сказуемого
в безличном предложении. Чаще всего здесь
употребляются слово нет и формы родительного
падежа существительных с частицей ни. Обычно
в таких конструкциях функции частицы и союза
соединяются в одном слове, как в приведенном
примере.
Последний, десятый, пример дает
сложный и редкий случай употребления в роли
сказуемого в безличном предложении краткого
прилагательного, употребляемого в роли краткого
причастия. Но этот случай можно рассматривать
только в очень сильном классе как
факультативный.
В качестве домашнего задания можно
предложить детям придумать или подобрать по 2
примера на каждый способ морфологического
выражения сказуемого в безличном предложении.
Назывные (номинативные) предложения
I. Закрепление изученного на
предыдущем уроке материала можно провести в
сочетании индивидуальных заданий с фронтальной
работой, два человека работают у доски и
записывают примеры.
От лип душистым медом тянет. (А.Фет)
Разберите предложение по членам, определите
вид предложения по характеру грамматической
основы |
Здесь на станции уже пахло
осенью. (А.Чехов)
Вставьте пропущенные знаки
препинания, разберите предложение по членам,
определите вид предложения по характеру
грамматической основы |
С классом можно разобрать
следующие примеры.
1. Старику не грех и отдохнуть.
2. Бывало грустно им, а скучно не бывало.
(И.Крылов)
II. Дальнейшее закрепление материала
проводим в форме грамматической работы.
На доске один ученик выписывает из
диктуемых примеров предложения с безличными
глаголами, другой – предложения с личными
глаголами в значении безличных.
1. По сонной реке сверкнуло мелкой
рябью. (Н.Лесков)
2. А на дворе уж побелело. (А.Грибоедов)
3. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (М.Кольцов)
4. Начинало смеркаться, когда пришел я к
комендантскому дому. (А.Пушкин)
5. В это самое время его знобило и ломало. (Л.Толстой)
III. Объяснение нового материала: объяснение
темы «Номинативные предложения» я рекомендую
проводить при помощи раздаточного материала в
виде карточек, на которых напечатано
стихотворение А.Фета.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Стихотворение переписывается в
тетради, находятся все предложения. Кроме первых
двух стихов, представляющих собой двусоставное
предложение, осложненное обращением, все
остальные стихи – номинативные предложения.
Задавая соответствующие вопросы, подвожу
учеников к формулировке определения этих
конструкций.
Номинативным называется
односоставное предложение, грамматическая
основа которого состоит только из подлежащего.
Номинативные предложения обозначают бытие,
существование предмета или явления в настоящем
времени. |
В качестве домашнего задания
можно предложить ученикам подобрать 10–15
примеров этих конструкций.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
После изучения общих вопросов
структуры простого предложения и структуры его
грамматической основы можно перейти к изучению
второстепенных членов предложения.
Определение как второстепенный член
предложения.
Виды определений
I. Закрепление материала по
безличному предложению или по номинативному
предложению. Два человека работают по
индивидуальным заданиям, примерные образцы
которых приводятся ниже.
Душно под новой бронею мне
стало. (М.Лермонтов)
Найдите грамматическую основу
предложения, определите его вид и
морфологический способ выражения сказуемого |
Нет на устах моих грешной
молитвы. (М.Лермонтов)
Найдите грамматическую основу
предложения, определите его вид и
морфологический способ выражения сказуемого |
Стройный мост из железа
ажурного, / Застекленный осколками неба
лазурного. (Д.Самойлов)
Найдите грамматическую основу
предложения, определите его вид и
морфологический способ выражения сказуемого.
Медлительная вспышка белой молнии. (Г.Калашников)
Найдите грамматическую основу
предложения, определите его вид и
морфологический способ выражения сказуемого
С классом можно разобрать другие
предложения или проверить выполнение домашней
работы.
1. И скучно и грустно, и некому руку
подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Лермонтов)
2. Холодная подкладка воздуха. / Ледяная
изнанка воды. (Г.Калашников)
II. Изучение новой темы, как
обычно, начинаем с материала для наблюдения
(выходящие к доске ученики должны в приведенных
примерах определить синтаксические функции
одного и того же слова).
1. Осень в этом году была поздняя. (Н.Некрасов)
2. Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов)
На этих
предложениях демонстрируем, что прилагательное
может быть как главным членом предложения, так и
второстепенным. Продолжаем записывать материал
для наблюдения, ученики в приводимых примерах
находят словосочетания со значением «предмет и
его признак», построенные на основе связи согласования,
и определяют морфологическую принадлежность
зависимых слов.
3. В тот вечер возле нашего огня
/ Увидели мы черного коня. (И.Бродский )
4. И с каждой осенью я расцветаю вновь. (А.Пушкин)
5. В последний раз, за третьим перевалом /
Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)
6. Из ярко освещенной комнаты дверь налево
вела в гостиную.
7. А на сосне, поросшей мхом, / Мелькает белки
хвост пушистый. (А.Фет)
Вопросы
1. Что обозначают зависимые слова?
2. На какой вопрос отвечают?
3. Какими частями речи являются?
Проанализировав эти аспекты, дети дают
формулировку определения.
Определением называется
второстепенный член предложения, обозначающий
признак предмета, отвечающий на вопросы какой?,
чей? и выраженный прилагательным,
местоимением-прилагательным, порядковым
числительным, причастием. |
Продолжение материала для
наблюдения
В шестом примере найдите
словосочетание с тем же значением («предмет и его
признак»), но построенное на основе связи примыкания,
и выпишите его отдельно.
В седьмом примере найдите
словосочетание с тем же значением, но
построенное на основе связи управление,
выпишите его отдельно.
8. События крупнее и важнее не было в
его жизни.
Вопросы
1. При помощи какой подчинительной
связи соединены здесь определяемые слова и
определения (события крупнее и важнее; его
жизни)?
Исходя из этого сформулируйте, какие
определения называются согласованными и какие
несогласованными.
Согласованными называются
определения, связанные с определяемыми словами
способом согласования. Несогласованными
называются определения, связанные с
определяемыми словами способами управления и
примыкания. |
В качестве домашнего задания
можно попросить учеников придумать или
подобрать по 10 примеров согласованных и
несогласованных определений.
Продолжение следует
|