Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2005

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Этикет наоборот

Тема: «Модальные частицы»

7-й класс

Слово учителя. Сегодня, ребята, мы вспомним с вами некоторые правила поведения. И помогут нам в этом частицы. А чтобы вам не было скучно, мы пригласим на урок известного детского писателя Г.Остера.
Взрослые относятся к его книгам по-разному. Одни весело смеются вместе с детьми, другие пишут возмущенные письма. А детям все понятно. Они пишут автору письма, в которых есть такие строки: «Мы же нормальные, мы понимаем, когда с нами шутят». Первая книга Остера вышла в 1975 году и называлась «Как хорошо дарить подарки». А сейчас он автор множества книг.
Кроме того, Григорий Остер сочинил сценарии для 60 мультфильмов. Это он придумал котенка по имени Гав, героев сериала «38 попугаев» и маленьких обезьянок, доставляющих массу хлопот обезьянке-маме.
Детские писатели часто находят сюжеты своих произведений, общаясь с детьми, наблюдая за ними. Григорию Остеру для этого далеко ходить не надо: он отец пятерых детей, и многое из того, о чем написано в его книгах, увидел в своем собственном доме.
Сегодня мы обратимся к одной из книг этого необычного писателя – к «Вредным советам для непослушных детей».

(Ребята делятся на группы и работают со своим материалом, а затем результаты групповой работы обсуждаются в классе.)

К-1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

(Н_)когда (н_)мойте руки
Шею уши и лицо.
Это глупое занятье
(Н_)пр_водит (н_)к чему.
Вновь испачкаются руки
Шея уши и лицо.
Так зачем(же) тратить силы
Время (по)пусту терять.
Стрич_ся то(же) бе_полезно
(Н_)какого смысла нет.
К старости сама собою
Облысе_т голова.

– Напишите полезные советы на тему, затронутую Г.Остером. Укажите разряд частиц, которые вы употребили.

К-2. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

Начиная драку с папой
Зат_вая с мамой бой
Постарайся (з,с)даться маме.
Папа пле_ных (н_)берет.
Кстати, вы_сни у мамы
(Н_)забыла(ли) она –
Пле_ных бить ремнем по попе
Запр_щает Красный Крест.

– Чему хочет научить непослушных детей Остер? Напишите на эту тему свои полезные советы.

К-3. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

Если друг твой
самый лучший
Поск_льзнулся и упал
Покажи на друга пальц_м
И хв_тайся за живот.
Путь он вид_т лежа в луже
Ты (н_)чуть (н_)ог_рчен.
Настоящий друг (н_)любит
Ог_рчать своих друзей.

– Что имеет в виду Остер? Разделяете ли вы точку зрения автора? Напишите свои полезные советы на эту же тему.

К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

Если вы гуляли в шапке
А потом она пропала
(Н_)волнуйтесь маме дома
Можно что(нибудь) соврать.
Но ст_райтесь врать красиво
Что(бы) глядя восхище_но
Затаив дыханье мама
Долго слушала вранье.
Но уж если вы наврали
Про потеря_ную шапку
Что ее в бою (не)равном
Отобрал у вас шпион
Постарайтесь что(бы) мама
(Н_)ходила возмущат_ся
В иностра_ную разве_ку
Там ее (н_)так поймут.

– А как вы поступаете в данной ситуации? Напишите полезные советы на эту тему. Использованные вами частицы подчеркните и укажите их разряд.

Из детских работ

1.

Постоянно мойте руки,
шею, уши и лицо.
Это важное занятье
Вас приводит к чистоте.
Вдруг испачкаются руки,
Шея, уши и лицо –
Снова мойте их: так надо!
Это очень хорошо!
Стричься тоже очень важно,
Как кому понравится.
Дети, очень вас прошу
Завтра же исправиться!

(Юля Ф.)

2.

Если вы гуляли в шапке,
А потом она пропала,
Не волнуйтесь, дома маме
Нужно правду рассказать,
Чтобы, глядя восхищенно,
Затаив дыханье, мама
Долго слушала тебя
И сказала мама прямо:
«Молодец, что не соврал!».

(Оля К.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru