УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Этикет наоборот
Тема: «Модальные частицы»
7-й класс
Слово
учителя. Сегодня, ребята, мы вспомним с вами
некоторые правила поведения. И помогут нам в этом
частицы. А чтобы вам не было скучно, мы пригласим
на урок известного детского писателя Г.Остера.
Взрослые относятся к его книгам по-разному. Одни
весело смеются вместе с детьми, другие пишут
возмущенные письма. А детям все понятно. Они
пишут автору письма, в которых есть такие строки:
«Мы же нормальные, мы понимаем, когда с нами
шутят». Первая книга Остера вышла в 1975 году и
называлась «Как хорошо дарить подарки». А сейчас
он автор множества книг.
Кроме того, Григорий Остер сочинил сценарии для 60
мультфильмов. Это он придумал котенка по имени
Гав, героев сериала «38 попугаев» и маленьких
обезьянок, доставляющих массу хлопот
обезьянке-маме.
Детские писатели часто находят сюжеты своих
произведений, общаясь с детьми, наблюдая за ними.
Григорию Остеру для этого далеко ходить не надо:
он отец пятерых детей, и многое из того, о чем
написано в его книгах, увидел в своем собственном
доме.
Сегодня мы обратимся к одной из книг этого
необычного писателя – к «Вредным советам для
непослушных детей».
(Ребята делятся на группы и работают со
своим материалом, а затем результаты групповой
работы обсуждаются в классе.)
К-1. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд и значение частиц.
(Н_)когда (н_)мойте руки
Шею уши и лицо.
Это глупое занятье
(Н_)пр_водит (н_)к чему.
Вновь испачкаются руки
Шея уши и лицо.
Так зачем(же) тратить силы
Время (по)пусту терять.
Стрич_ся то(же) бе_полезно
(Н_)какого смысла нет.
К старости сама собою
Облысе_т голова.
– Напишите полезные советы на тему,
затронутую Г.Остером. Укажите разряд частиц,
которые вы употребили.
К-2. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд и значение частиц.
Начиная
драку с папой
Зат_вая с мамой бой
Постарайся (з,с)даться маме.
Папа пле_ных (н_)берет.
Кстати, вы_сни у мамы
(Н_)забыла(ли) она –
Пле_ных бить ремнем по попе
Запр_щает Красный Крест.
– Чему хочет научить непослушных
детей Остер? Напишите на эту тему свои полезные
советы.
К-3. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд и значение частиц.
Если друг твой
самый лучший
Поск_льзнулся и упал
Покажи на друга пальц_м
И хв_тайся за живот.
Путь он вид_т лежа в луже
Ты (н_)чуть (н_)ог_рчен.
Настоящий друг (н_)любит
Ог_рчать своих друзей.
– Что имеет в виду Остер? Разделяете ли
вы точку зрения автора? Напишите свои полезные
советы на эту же тему.
К-4. Спишите, расставляя знаки
препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите
разряд и значение частиц.
Если вы
гуляли в шапке
А потом она пропала
(Н_)волнуйтесь маме дома
Можно что(нибудь) соврать.
Но ст_райтесь врать красиво
Что(бы) глядя восхище_но
Затаив дыханье мама
Долго слушала вранье.
Но уж если вы наврали
Про потеря_ную шапку
Что ее в бою (не)равном
Отобрал у вас шпион
Постарайтесь что(бы) мама
(Н_)ходила возмущат_ся
В иностра_ную разве_ку
Там ее (н_)так поймут.
– А как вы поступаете в данной
ситуации? Напишите полезные советы на эту тему.
Использованные вами частицы подчеркните и
укажите их разряд.
Из детских работ
1.
Постоянно
мойте руки,
шею, уши и лицо.
Это важное занятье
Вас приводит к чистоте.
Вдруг испачкаются руки,
Шея, уши и лицо –
Снова мойте их: так надо!
Это очень хорошо!
Стричься тоже очень важно,
Как кому понравится.
Дети, очень вас прошу
Завтра же исправиться!
(Юля Ф.)
2.
Если вы
гуляли в шапке,
А потом она пропала,
Не волнуйтесь, дома маме
Нужно правду рассказать,
Чтобы, глядя восхищенно,
Затаив дыханье, мама
Долго слушала тебя
И сказала мама прямо:
«Молодец, что не соврал!».
(Оля К.)
|