Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Некоторые размышления о письменном экзамене в 9-м классе

 В 1994 году официальной и единственной формой письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе стало изложение с элементами сочинения. Впервые же этот вид проверочной работы в качестве экзаменационного испытания был предложен в далеком 1989 году. Тогда вместо знаменитых «двухсот тем» на выбор учащимся было предложено три варианта экзамена: диктант, сочинение и изложение с элементами сочинения. Задумка министерства не оправдала себя, потому что многие педагоги предпочли готовить своих учеников к диктанту, чтобы на подготовку затрачивать как можно меньше времени.

В 1994 году после долгих размышлений министерство решило устранить допущенную ошибку и оставить только один вид экзамена – изложение с элементами сочинения, потому что оно, помимо закрепления знаний, умений и навыков, развивает творческие способности школьников.

На первых порах многие специалисты с пессимизмом отнеслись к этому нововведению, предсказывая его недолгое существование. К счастью, эти люди оказались неудачными провидцами. Правда, следует сказать, что в школах с углубленным изучением русского языка и литературы, в гимназиях и лицеях гуманитарного профиля в качестве экзаменационной работы по русскому языку учащиеся писали сочинение. Теперь это решение собираются отменить.

До сих пор изложение с элементами сочинения остается единственной формой письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе. На протяжении истекших одиннадцати лет предлагались небольшие корректировки, изменения. Так, с 1996 года текст можно пересказывать либо подробно, либо сжато; в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста изменяется объем сочинения.

В 1998 году тексты для изложения стали открытыми. В издательстве «Дрофа» вышел «Сборник текстов для проведения письменного экзамена (изложения) по русскому языку в 9-х классах общеобразовательных учреждений». Авторы объясняли это нововведение возможностью снять эмоциональное напряжение у учащихся.

Не хочется умалять заслуги диктанта – одной из лучших, качественных форм проверки знаний, умений и навыков учащихся. Однако он не содействует развитию творческих способностей школьников. В современной же школе необходимо развивать именно творческий потенциал учеников. Изложение с элементами сочинения как нельзя лучше отвечает последним требованиям методики.

Экзаменационное изложение с элементами сочинения следует рассматривать как итог проделанной работы всего девятилетнего пребывания учащегося в школе. Учителю русского языка необходимо научить школьников анализировать текст, проникать в его глубины, разгадывать потаенный смысл, делать правильные, нужные выводы, подводить итоги проделанной работы, выражать свою точку зрения. Задача пишущего изложение с элементами сочинения не только в том, чтобы подробно (или сжато) пересказать предложенный текст, суметь передать его стиль и содержание, но – и это самое важное! –выразить свое понимание проблемы, поставленной автором.

Изложение с элементами сочинения относится к разряду изложений с творческим заданием. Известный методист М.А. Рыбникова определила этот вид изложений как «переходную форму... которая показывает движение от изложения к сочинению»1. И действительно, изложение с творческим заданием является основным этапом подготовки школьников к более глубокому восприятию литературного произведения – следовательно, к работе над сочинением, которое пока еще остается итоговой формой проведения экзамена по русскому языку и литературе в 11-м классе. Таким образом, уже в среднем звене осуществляется плановая подготовка к выпускным экзаменам за курс основной школы.


1 Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. С. 413.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru