ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
Некоторые размышления о письменном
экзамене в 9-м классе
В 1994 году официальной и
единственной формой письменного экзамена по
русскому языку в 9-м классе стало изложение с
элементами сочинения. Впервые же этот вид
проверочной работы в качестве экзаменационного
испытания был предложен в далеком 1989 году. Тогда
вместо знаменитых «двухсот тем» на выбор
учащимся было предложено три варианта
экзамена: диктант, сочинение и изложение с
элементами сочинения. Задумка министерства не
оправдала себя, потому что многие педагоги
предпочли готовить своих учеников к диктанту,
чтобы на подготовку затрачивать как можно меньше
времени.
В 1994 году после долгих размышлений
министерство решило устранить допущенную ошибку
и оставить только один вид экзамена –
изложение с элементами сочинения, потому что
оно, помимо закрепления знаний, умений и навыков,
развивает творческие способности школьников.
На первых порах многие специалисты с
пессимизмом отнеслись к этому нововведению,
предсказывая его недолгое существование. К
счастью, эти люди оказались неудачными
провидцами. Правда, следует сказать, что в школах
с углубленным изучением русского языка и
литературы, в гимназиях и лицеях гуманитарного
профиля в качестве экзаменационной работы по
русскому языку учащиеся писали сочинение. Теперь
это решение собираются отменить.
До сих пор изложение с элементами
сочинения остается единственной формой
письменного экзамена по русскому языку в 9-м
классе. На протяжении истекших одиннадцати лет
предлагались небольшие корректировки,
изменения. Так, с 1996 года текст можно
пересказывать либо подробно, либо сжато; в
зависимости от полноты передачи содержания
исходного текста изменяется объем сочинения.
В 1998 году тексты для изложения стали
открытыми. В издательстве «Дрофа» вышел «Сборник
текстов для проведения письменного экзамена
(изложения) по русскому языку в 9-х классах
общеобразовательных учреждений». Авторы
объясняли это нововведение возможностью снять
эмоциональное напряжение у учащихся.
Не хочется умалять заслуги диктанта –
одной из лучших, качественных форм проверки
знаний, умений и навыков учащихся. Однако он не
содействует развитию творческих способностей
школьников. В современной же школе необходимо
развивать именно творческий потенциал учеников.
Изложение с элементами сочинения как нельзя
лучше отвечает последним требованиям методики.
Экзаменационное изложение с
элементами сочинения следует рассматривать как
итог проделанной работы всего девятилетнего
пребывания учащегося в школе. Учителю русского
языка необходимо научить школьников
анализировать текст, проникать в его глубины,
разгадывать потаенный смысл, делать правильные,
нужные выводы, подводить итоги проделанной
работы, выражать свою точку зрения. Задача
пишущего изложение с элементами сочинения не
только в том, чтобы подробно (или сжато)
пересказать предложенный текст, суметь передать
его стиль и содержание, но – и это самое важное!
–выразить свое понимание проблемы, поставленной
автором.
Изложение с элементами сочинения
относится к разряду изложений с творческим
заданием. Известный методист М.А. Рыбникова
определила этот вид изложений как «переходную
форму... которая показывает движение от изложения
к сочинению»1. И действительно, изложение с
творческим заданием является основным этапом
подготовки школьников к более глубокому
восприятию литературного произведения –
следовательно, к работе над сочинением, которое
пока еще остается итоговой формой проведения
экзамена по русскому языку и литературе в 11-м
классе. Таким образом, уже в среднем звене
осуществляется плановая подготовка к выпускным
экзаменам за курс основной школы.
1 Рыбникова М.А. Избранные труды.
М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958.
С. 413.
|