Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

СТОЛБУНОВА София Витальевна СТОЛБУНОВА София Витальевна


Как построить нетрадиционный урок русского языка

Учебный план курса

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Виды игровой деятельности. Элементы игровой деятельности на каждом уроке. Урок-игра как эмоциональная разрядка. Типы уроков-игр. Перечень тем, которые можно отрабатывать с помощью игровых технологий. Алгоритм построения уроков по игровой технологии.

18

Лекция 2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Развитие критического мышления — составляющая личностно ориентированного обучения. Базовая модель технологии. Типы уроков: работа с информационным текстом, работа с художественным текстом.

19

Лекция 3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. (Продолжение.) Типы уроков: взаимообучение, дискуссия, письмо, урок-исследование.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.).

20

Лекция 4. Групповая работа на уроке русского языка. Проблема комплектования групп. Распределение ролей в группе. Социометрическая характеристика класса. Техника работы в группах.

21

Лекция 5. Дискуссия, дебаты на уроке русского языка. Дебаты как педагогическая технология. Организация дебатов на уроке. Дискуссионные темы. Методическая разработка дебатов на тему: «Русская орфография: хорошая или плохая?».
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.).

22

Лекция 6. Концентрированное обучение, или уроки-«погружения». Понятие об уроке-«погружении». Организация концентрированного обучения русскому языку (модели). Урок – «погружение» в фонетику.

23

Лекция 7. Интегрированные уроки русского языка. Интегративность образовательного процесса. Русская словесность. Интеграция: русский язык – история, русский язык – история искусств, русский язык – информатика, русский язык (научный стиль речи) – любой предмет.

24

Лекция 8. Метод проектов на уроках русского языка. Понятие о проективном методе. Проект газеты, журнала. Проект «Мультфильм своими руками». Проект «Мой учебник русского языка».

Итоговая работа представляется в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

Лекция 3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.  (Продолжение)
Типы уроков: урок-письмо, урок-исследование, урок-взаимообучение.

На уроках русского языка по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) может проводиться: работа с информационным текстом (о такой работе шла речь в лекции 2), взаимообучение, урок-исследование (формирование лингвистической компетентности), работа с художественным текстом (развитие речи, подготовка к написанию изложения), письмо (обучение составлению письменных текстов – сочинения, изложения, реферата, доклада), дискуссия (риторика).

Урок-письмо

Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Вот почему талантливые отечественные методисты (М.А.   Рыбникова, К.Б.  Бархин, Л.М.  Бусыгина, Т.А.  Ладыженская, Е.И.  Никитина и др.) посвятили урокам развития речи многочисленные методические пособия. Главной задачей, которую решают учителя, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), не отвергая полезного опыта отечественных методистов, предлагает несколько иной взгляд на вещи. Но вначале приведем в виде тезисов традиционную разработку урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание состояния окружающей среды и человека».

I. Речевая разминка. Чтение стихотворения И. Бунина «Еще и холоден и сыр / Февральский воздух…». Определение темы и основной мысли. Тема – «Февральский воздух». Основная мысль – «Радостно человеку в ожидании весны, т.к. весна – это обновление жизни». Определение стиля и типа текста.

II. Работа по теме.

Анализ стихотворного текста: описание природы и состояния человека (лексические, образные, морфологические, синтаксические средства), анализ вида связи в тексте.

Анализ двух прозаических текстов: отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Весна в лесу» и Ю.Казакова «Тихое утро».

III. Задание на дом.

Вспомните одно из ярких событий своей жизни (поездку за город, на море и т.п.). Напишите сочинение, в котором основным содержанием будет описание состояния природы и вашего настроения. Используйте опорную схему.

Комментарий. Научил ли данный урок детей писать сочинение? Напишут ли они дома такое сочинение, которое хотелось бы видеть учителю? Захотел ли каждый ученик написать такое сочинение?

Типичная ситуация. Слабые ученики постараются увильнуть от выполнения задания («принесу завтра; не знаю, что писать»), середнячки поделятся своей проблемой с родителями, которые либо напишут семейные коллективные воспоминания за любимого сына (внука), либо посоветуют найти в художественном произведении описание природы и, слегка его отредактировав, выдать за свое. Сильным же ученикам, обладающим писательским даром, такой урок и вовсе бесполезен – они и так везде и всюду создают свои произведения в любом стиле и жанре.

Так надо ли знакомить учащихся с лучшими образцами описаний природы, человека? Безусловно. Только не на первом этапе написания сочинения.

Как бы мог выглядеть аналогичный урок по развитию речи (письмо), проведенный по технологии РКМЧП?

Технологическая карта урока

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

Инвентаризация

Составление чернового текста.
Правка

Издание (публикация)

I. Стадия вызова. Инвентаризация

(На этом этапе учащиеся вслушиваются в себя и составляют своеобразную инвентарную опись своих мыслей, идей на избранную тему)

Нужно организовать пространство класса так, чтобы дети сели полукругом, задернуть шторы, предложить сесть поудобнее, может быть, закрыть глаза.

Учитель. Вспомните какой-либо уголок природы, близкий и дорогой сердцу, в самое любимое вами время года. Именно об этом уголке и будет ваше сочинение. Представьте его до мельчайших деталей, подумайте о нем, вспомните о том чувстве, настроении, которое вас охватывает, когда вы там бываете.

II. Стадия осмысления. Составление чернового текста. Правка

Учитель. В течение десяти минут сосредоточьтесь, напишите свободно о том, что только что вспомнили. Это значит, что вы должны неотрывно писать на выбранную тему. Старайтесь писать не останавливаясь, не исправляя написанное, не выясняя, верные ли, правильные ли слова вы подобрали. То есть в течение десяти минут, пока вы пишете, не оценивайте написанное, фиксируя то, что приходит в голову. Идите от общего к частному, вглядывайтесь в детали, ощущайте, вслушивайтесь, всматривайтесь.

Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие (синквейн).

Это стихотворная форма рефлексии, которая разворачивается по следующим правилам:

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Пример синквейна:

Весна –
Холодная и свежая.
Врывается, бодрит и веселит.
Вот чудо, что приходит!
Обновление.

Учитель. Когда закончите писать, используйте свои записи в качестве зеркала, в которое обычно смотрите. Попробуйте, глядя в это «зеркало», проанализировать: что рассказала эта запись о вас?

Кратко напишите, что вы увидели в этом написанном зеркале, чего раньше никогда не замечали за собой.

Правка – это улучшение текста, попытка четко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике.

Два совета ученикам:

1. Очевидно, что речевые и стилистические ошибки при письме (зафиксированные на бумаге) заметнее, нежели в устной речи. Хорошая тренировка в ясности при высказывании мысли – это сочинение инструкции.

2. Признак хорошего мышления – это наличие своей точки зрения на что-либо. Чтобы потренироваться, поищите в газетах и журналах публикации, с которыми вы не согласны. Выберите аспект, по которому у вас возникло наиболее сильное желание возражать. Напишите небольшой отрывок в защиту своего мнения.

Этап правки может производиться в парах, или автор может работать самостоятельно, если в тексте содержится что-то сокровенное. Возможные вопросы для работы в парах:

Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше?
– Не кажется ли тебе, что в моем тексте что-то нужно конкретизировать?
– Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?

Правка и редактирование могут производиться с помощью условных обозначений.

Ученики пишут улучшенные варианты своих сочинений.

III. Стадия рефлексии. Издание (публикация)

Есть два вида публикации (представления): устная и письменная форма. Первый вид: желающие читают свое сочинение, сидя в «авторском кресле». Остальным предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось, заинтересовало. Второй вид – публикация работ в сборнике, газете, журнале, на стенде, на сайте.

Пример публикации на сайте в жанре интервью. Конечно, текст далек от совершенства, но главное – он искренний.

Интервью с Балабановым Владимиром, учеником 9-го класса

Корр. Вова, как твои родители впервые узнали о колледже?
В. Моя мама увидела маленькое объявление о колледже на специальной доске. В нем говорилось о наборе в подготовительный класс… А мне тогда было всего пять лет.
Корр. Так сколько тебе лет? Если ты в девятом классе?
В. Мне сейчас тринадцать, в июне будет четырнадцать.
Корр. Каково было твое первое впечатление о колледже, если ты помнишь?
В. Он мне понравился: и учителя, и дети… Второй дом, так сказать. (Улыбается.)
Корр.
А как твои родители относятся к колледжу сейчас, спустя пять лет?
В. Они также не разочарованы в нем. Они симпатизируют колледжу по-прежнему.
Корр. Что бы ты сказал детям, только собирающимся поступить в колледж?
В. Главное – не сомневаться. Здесь хорошо. Тут дается шанс понять ученика и учителя. (Уверенно.)
Корр.
Каковы твои планы после окончания девяти классов?
В. Не для того я в колледже учился, чтобы уходить… (очень серьезно) и поступать в техникум. Нет!!!
Корр. А каковы твои планы после 11-го класса? Останешься в колледже или нет?
В. Скорее всего нет… Я уже и институт выбрал, у меня уже и цели, и планы есть. (Улыбается.)

Интервью подготовила А.Максимова

А как же анализ образцовых текстов? Эту работу можно предложить на дом, с использованием приема ведения двойных (двухчастных) дневников. Этот прием дает возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Для того чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на 2 половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст (фрагменты текста), в правом – комментарии.

Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (воспоминание, протест, ассоциации и так далее)   

Даем комментарии: что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Что хотел сказать автор? Какие средства использовал?

И.Соколов-Микитов. Весна в лесу. Радостна, шумна и пахуча весна.

Автор высказывает свои эмоции – радость, они на первом месте, а потом как бы объясняет с помощью признаков шумна и пахуча, почему весна вызывает радость

Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки.

В следующем предложении называются признаки весны более конкретные: расшифровывается ее шум – пение птиц, звон ручейков

Итак, технология РКМЧП предлагает тому, кто хочет научиться писать (имеются в виду рассказы, пьесы, стихи и другие произведения различных жанров), регулярную возможность это делать, интересные темы, обучение письму на лучших образцах, возможность делиться с читательской аудиторией, вырабатывать привычку править текст, рассчитывать на помощь других.

Урок-исследование

Технологическая карта урока

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

Парная мозговая атака

Заполнение таблицы

Дальнейшее целеполагание

 Тема урока: «Понятие о паронимах. Паронимы и синонимы» (8-й класс)

I. Стадия вызова. Парная мозговая атака

Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут). Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать свое мнение перед большой аудиторией.

Учитель. Итак, давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Примерный сценарий обсуждения в парах.

– Синонимы – это слова с близким значением.
– Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель – враг.
– Различаются оттенками значения.
– Или стилистической окраской.
– Или тем и другим одновременно.
– А что такое паронимы, я не знаю.

II. Стадия осмысления. Заполнение таблицы

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками: Знаю – хочу узнать – узнал(а).

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся читают новый текст (его учитель заранее распечатал в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

ПОНЯТИЕ О ПАРОНИМАХ

Иногда слова бывают близкими по звучанию, но разными по значению или частично совпадают в своем значении. Чаще всего эти слова бывают однокоренными. Они называются паронимами (от греч. para – возле, onyma – имя). Например, дипломант – лицо, награжденное дипломом; студент, готовящий дипломную работу. Дипломант конкурса пианистов;
дипломат –
1. должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью. 2. перен. О человеке, действующем тонко, умело. Известный дипломат.
Неразличение паронимов может приводить к стилистическим ошибкам, искажению смысла.
В некоторых случаях паронимы имеют разную сочетаемость с другими словами, например, решительный характер, человек, но решающий шаг, роль, сила, поступок.
В некоторых значениях слова-паронимы могут иногда выступать в качестве синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении «делать, совершать, осуществлять». В сочетании же с другими словами и в других значениях они четко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать) – производить раскопки (раскапывать).

После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу знать».

Таблица

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

Синонимы – это слова с близким значечением.

Синонимы должны быть одной части    речи, например, неприятель – враг.

Различаются оттенками значения.
Или стилистической окраской.
Или и тем и другим одновременно.   

Что такое паронимы?

Как они связаны с синонимами?

Для чего нужно знать о паронимах?

 

III. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание

Таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не дает исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам и будет являться новым целеполаганием. В данном случае можно отослать к статье «Паронимы» в Энциклопедическом словаре юного филолога (Сост. М.В.  Панов. М., 1990) и словарям паронимов русского языка (авторов Бельчикова  Ю.А. и Панюшевой  М.С.; Вишняковой  О.В.). Обращение к словарям понадобится и для выполнения практических заданий.


Словарный диктант. Грамматический – грамматичный, дипломант – дипломат, драматический – драматичный, дружеский – дружественный, единственный – единый, злой – злостный, искусно – искусственно.

Учитель. Проверим правописание этих слов и выясним, знаете ли вы их значение. Работаем в парах. Употребите каждое из этих слов в предложении или словосочетании.

Домашнее задание. Составьте по предложению с каждым из слов диктанта.

Урок-взаимообучение

Готовясь к нему, учитель должен осознать его цель (например, обобщить способы проверки сомнительных гласных и согласных, составить алгоритм проверок, проанализировать механизмы грамотного письма у пятиклассников); продумать формы групповой работы; подобрать оснащение: учебные тексты, инструкцию, выбрать расположение групп в пространстве класса, распределить учащихся по группам.

Затем наступает непосредственно этап выполнения учебного задания. Учитель раздает роли (если группа уже «сыграна» ранее, роли может распределить ведущий); напоминает правила работы в группе (свободный обмен мнениями, уважение к мнению каждого участника, терпимость к критике) и оставляет каждую группу для самостоятельной работы.

Стадия вызова в этом типе урока может осуществляться при помощи любых известных приемов («Верите ли вы, что…...», «Ассоциации» и др.). Особой стадии вызова на таком уроке может и не быть, ведь задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе вызов.

На стадии осмысления класс делится на экспертные группы. Каждой группе выдается текст различного содержания. Ученики работают с текстом, выделяют главное, составляют схему рассказа по теме. По окончании работы они переходят в свои рабочие группы.

На стадии рефлексии (размышления) в рабочих группах оказываются специалисты по каждой из предложенных классу тем.

Итог – составление сводной таблицы (исследовательское, творческое задание по теме).

В основе урока по этой технологии лежит коллективный способ обучения – групповое обучение. Более подробно виды группового обучения будут рассмотрены в лекции 4.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите основное отличие технологии РКМЧП от рекомендаций отечественных методистов на этапе подготовки к написанию сочинения.

2. Поработайте над материалом лекции на стадии рефлексии. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? Что оказалось новой информацией? Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

3. Сопоставьте основные приемы, используемые в двух типах уроков: работа с информационным текстом (лекция 2) и урок-исследование (лекция 3). Что общего и в чем различие?

Публикация статьи произведена при поддержке Гуманитарного Техникума Экономики и Права. Колледж ГТЭП предлагает записаться на обучение выпускникам девятых классов. Посетив официальный сайт колледжа, который располагается по адресу http://www.cspo.ru/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предлагаемыми программами обучения и правилами поступления. Эффективные методики работы, активная внеучебная работа, актуальные направления обучения, опыт и профессионализм педагогов Гуманитарного Техникума Экономики и Права являются гарантами высокого качества получаемого образования, которое послужит прекрасным стартом, как для трудовой карьеры, так и поступления в ВУЗ.

Литература

Бусыгина Л.М. Сочинения в 5–6-х классах на основе личных впечатлений учащихся. Русский язык в школе, 1962, № 2.

Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: БОНФИ, 2002.

Иванова Е.А. Редактура, или Работа над ошибками. Русский язык, № 24/2004.

Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Система обучения сочинениям в 4–8-х классах. Под ред Т.А.  Ладыженской. М., 1973.

Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 7-й класс. М., 1999.

Шапиро Н.А. Принципы и приемы редактирования текста при работе над сочинением. Русский язык, № 41, 43, 45, 47/2004; 1, 2, 3, 4/2005.

Контрольная работа № 1
по курсу «Как построить нетрадиционный урок русского языка»

Контрольная работа должна быть отправлена до 15 ноября 2005 года по адресу:
ул. Киевская, д.24, г. Москва, 121165, Педагогический университет «Первое сентября».

                                                           

Фамилия:

                                                           

Имя:

                                                           

Отчество:

           

Идентификатор (указан в вашей персональной карточке):

Если вам пока не известен ваш идентификатор, не заполняйте это поле.
Если у вас есть вопросы или замечания по курсу в целом, то запишите их в поле «Комментарии».

Комментарии

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Предлагаемая вам контрольная работа № 1 составлена по тестовому принципу. Из четырех ответов предлагается выбрать либо один правильный ответ, либо один неправильный. Всего в работе 18 заданий, по 6 заданий на каждую тему: первые 6 – «Урок-игра», вторые 6 – «Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с информационным текстом», третьи 6 – «Урок-взаимообучение, урок-письмо, урок-исследование». Слушатель должен выполнить правильно 12 заданий, чтобы получить зачет.

Ответы

Зачеркните букву, соответствующую правильному ответу.

Ответы

Ответы

Ответы

1.

а    б    в    г

7.

а    б    в    г

13.

а    б    в    г

2.

а    б    в    г

8.

а    б    в    г

14.

а    б    в    г

3.

а    б    в    г

9.

а    б    в    г

15.

а    б    в    г

4.

а    б    в    г

10.

а    б    в    г

16.

а    б    в    г

5.

а    б    в    г

11.

а    б    в    г

17.

а    б    в    г

6.

а    б    в    г

12.

а    б    в    г

18.

а    б    в    г

 

Задания контрольной работы № 1

1. Выберите правильный ответ:

а) игра – это любое соревнование или состязание между участниками, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы, приза);
б) игра – это инсценирование, разыгрывание по ролям на уроке;
в) игра – это внеклассная работа, развивающая интерес к русскому языку;
г) игра – основной вид деятельности ребенка школьного возраста.

2. Отметьте неправильный вариант ответа. По игровой среде выделяют игры:

а) спортивные, военные, туристические;
б) с предметами, без предметов;
в) настольные, комнатные, уличные;
г) компьютерные, телевизионные, со средствами передвижения.

3. Отметьте правильный вариант ответа. На уроках русского языка не используются следующие игры:

а) компьютерные;
б) аналитические;
в) ассоциативные;
г) психотехнические.

4. Отметьте неправильный вариант ответа.
Игры на уроках русского языка позволяют формировать следующие компетенции:

а) лингвистическую;
б) речевую;
в) культуроведческую;
г) дидактическую.

5. Отметьте правильный вариант ответа.
На каком этапе урока игра проводится, но не оценивается по пятибалльной системе?

а) Проверка домашнего задания;
б) объяснение нового материала;
в) тренинговый этап;
г) этап контроля.

6. Отметьте правильный вариант ответа.
Какие действия отсутствуют при подготовке игры?

а) Обсуждение результатов игры;
б) обзор общего хода игры;
в) обсуждение игровых процедур;
г) обсуждение критериев оценок.

7. Отметьте неправильный вариант ответа.
Базовая модель технологии критического мышления содержит следующие стадии:

а) вызов;
б) имитацию;
в) осмысление новой информации;
г) рефлексию.

8. Выделите правильное определение понятия:

а) мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения;
б) инсерт – это графический систематизатор;
в) кластер – это прием маркировки текста;
г) осмысление – это стратегия развития критического мышления.

9. Отметьте правильный вариант ответа.
На стадии вызова основными стратегиями технологии развития критического мышления являются:

а) парная и групповая работа;
б) фронтальная работа;
в) индивидуальная работа;
г) самостоятельная работа.

10. Отметьте правильный вариант ответа.
На стадии осмысления при работе с информационным текстом учащиеся:

а) самостоятельно конспектируют текст;
б) читают текст и маркируют его с помощью метода «инсерт»;
в) читают текст и пересказывают его;
г) составляют текст.

11. Отметьте неправильный вариант ответа.
На стадии рефлексии (размышления) при работе с информационным текстом ученики:

а) участвуют в дальнейшем целеполагании;
б) отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы;
в) обращаются к дополнительной литературе по данной теме;
г) выполняют домашнее задание.

12. Отметьте правильный вариант ответа.
На стадии рефлексии (размышления) при работе с информационным текстом ученики возвращаются к кластеру, который представляет собой:

а) повторение первоначального кластера;
б) кластер, обогащенный новыми связями и отношениями;
в) конспект урока;
г) план урока.

13. Отметьте неправильный вариант ответа.
На подготовительном этапе урока-взаимообучения действия учителя следующие:

а) осознать цель использования для данного материала данного типа урока;
б) продумать формы групповой работы и распределить учащихся по группам;
в) написать конспект урока;
г) подобрать оснащение, выбрать расположение групп в пространстве.

14. Отметьте правильный вариант ответа.
При проведении урока обучения письму по технологии развития критического мышления учащиеся сначала:

а) составляют черновой вариант текста;
б) правят и редактируют текст, данный учителем;
в) читают лучшие образцы текстов;
г) собирают информацию по теме и высказывают свои мысли по поводу этой информации.

15. Отметьте правильный вариант ответа.
По технологии развития критического мышления:

а) созданные учащимися тексты могут публиковаться (представляться) как в письменной, так и в устной форме;
б) тексты учащихся записываются в контрольную тетрадь и сдаются на проверку учителю;
в) тексты учащихся публикуются только в письменной форме;
г) сочинения, написанные учащимися, может читать только учитель.

16. Отметьте правильный вариант ответа.
Прием ведения двойных (двухчастных) дневников – это:

а) запись фрагментов текста с комментариями;
б) рабочие материалы к сочинению;
в) план сочинения и тезисы;
г) сочинение и рецензия.

17. Отметьте неправильный вариант ответа.
Урок-исследование по технологии развития критического мышления проводится с помощью следующих приемов:

а) парная мозговая атака;
б) заполнение таблицы «знаю – хочу узнать – узнал(а)»;
в) дальнейшее целеполагание;
г) перекрестная дискуссия.

18. Отметьте правильный вариант ответа.
Различие в стратегиях между уроком-исследованием и уроком – работой с информационным текстом заключается в следующем:

а) в отличие от урока – работы с информационным текстом, на уроке-исследовании не составляется кластер;
б) на уроке-исследовании не применяется прием мозговой атаки;
в) на уроке-исследовании не происходит дальнейшего целеполагания;
г) на уроке-исследовании нет стадии вызова.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru