Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва


От анализа текста – к изложению, свободному диктанту, сочинению, тестированию

Подготовка к экзаменам

I. Озаглавьте текст.

В стихах, написанных в девятнадцатом веке, господствует тема встречи. В поэзии двадцатого столетия появляется тема невстречи. Она возникает почти беспечно у юной Цветаевой («...за наши негулянья под луной, за солнце не у нас над головами») и раскрывается печально и умиротворенно у поздней Ахматовой («Но в память той невстречи шиповник посажу»). Она достигает ликующей трагической мощи в известных ахматовских стихах: «Сюда принесла я блаженную память последней невстречи с тобой, холодное, чистое, легкое пламя победы моей над судьбой».
В век разлук и утрат невстреча становится реальностью, действительностью, формирующей нечто новое, живое, развивающееся не в меньшей степени, чем это делала раньше встреча.
...Невстреча – это целый мир, где несбывшееся, мечта, надежда, сон становятся высокой явью, обладающей мощью, которой может позавидовать то, что создано из камня и меди.
Эту явь Ахматова и соткала в стихах в последнее десятилетие жизни. Она говорит о любви с той нерастраченностью души, женской силой и человечностью, которые делают ее личную победу общечеловеческой. И повторяя: «И все это любовью бессмертной назовут», – мы передаем дальше, новым поколениям, в новые века и тысячелетия, факел, полный никогда не утихающего огня. Человеческое сердце в ситуации невстречи (под солнцем «не у нас над головами») засияло ослепительно, явив миру очередное человеческое чудо. Оно – в торжестве духа.

(Е.Богат)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Укажите ключевые слова. Сравните слова невстреча – разлука.

3. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Какова роль в тексте двух первых предложений?

5. Укажите в тексте синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные).

6. Как вы можете объяснить значение глагола соткала в последнем абзаце (вспомните: текст – это словесная ткань)?

7. Какова роль в тексте таких рядов слов: сон, явь, явив; солнце, факел, пламя, огонь, сердце, засияло, ликующий?

8. Замените в одном из предложений причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.

9. Составьте схему одного из сложных предложений.

10. Выполните разные виды разбора.

11. Объясните орфограммы и пунктограммы.

12. Подготовьтесь (задание по выбору): а) к выразительному чтению; б) к пересказу текста (к изложению).

II. Прочитайте начало статьи, посвященной памяти Ивана Бунина, «Божественный мастер». Каковы особенности зачина текста?

О чем говорит душе имя Ивана Бунина – имя писателя, родившегося еще в позапрошлом веке, а почившего5 в середине столетия прошлого? Что значит для нас – нет, конечно, не сам факт смерти престарелого мастера, случившийся пятьдесят лет назад в Париже, – а что значит для нас его творчество?
Он художник из прошлого и в своих сочинениях напряженно и пристально обращался именно к прошлому: сначала к дедовским временам, отдаленный и гаснущий отзвук которых он ловил в угасающей6 жизни старинных2 усадеб, а потом к той прежней России, которая, как Атлантида, навеки сокрылась для Бунина в мутном хаосе волн революции. Получается, мы, открывая1 теперь книги Бунина, читаем воспоминания человека из прошлого о его позапрошлой, навеки утерянной6 жизни. Так не есть ли для нас бунинский мир что-то вроде прекрасной античной скульптуры или вазы, которой3 можно без усилия любоваться, но которая столь же мало пригодна для текущего дня, как мало пригодна музейная ваза для варки похлебки?

(А.Убогий)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

3. Докажите, что прошлое – одно из ключевых слов этого текста.

4. Прошлое, прежнее, дедовские времена... Как вы можете назвать этот ряд слов?

5. Сравните: прошлое столетие – художник из прошлого – обращался к прошлому. Произведите морфологический разбор выделенного слова.

6. Выпишите из текста причастия. Как они образованы?

7. Составьте схему последнего предложения.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы.

9. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.

10. Напишите сочинение по данному началу: постарайтесь по-своему ответить на вопросы, поставленные в начале статьи «Божественный мастер».

III. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Имя; б) навеки; в) столетие; г) мастер.

IV. Укажите слово, имеющее омоним.

а) Ваза; б) жизнь; в) мир; г) мастер.

V. Какое слово является стилистически окрашенным?

а) Жизнь; б) день; в) скульптура; г) почивший.

VI. В каком слове есть нулевое окончание?

а) Душа; б) навеки; в) мастер; г) книга.

VII. В каком слове на месте пропуска пишется -н-?

а) Стари_ая усадьба; б) отдале_ый отзвук; в) навеки утеря_ый, г) навсегда потеря_ы.

VIII. Найдите лишнее.

а) Навеки; б) наяву; в) без устали; г) всерьез.

IX. Запишите отрывок из публикации дневниковых записей под названием «Время и мы» (2004). Подчеркните грамматические основы предложений. Подготовьтесь к свободному диктанту.

...Борис Пастернак с трибуны Парижского конгресса в защиту культуры бросил странную, но глубокую фразу: «Поэзия – в траве».
Этим он хотел выразить свое убеждение, во-первых, в том, что поэзия находится в самой жизни, но здесь таится и другой смысл: поэзия растет, как живая природа, независимо от наших установок, догм и моделей мира. Наконец, я полагаю6, был в этой интригующей формуле и третий смысл: мы потеряли поэзию. И мы обязаны ее найти.
Я вспомнил эту формулу Пастернака на одном из заседаний международного форума писателей – ПЕН-клуба. И вот по какому поводу. Там говорили – и не один, не два делегата! – о «смерти гуманизма». Мы забыли о том, что гуманизм – в жизни, он не плод досужего вымысла. Мы потеряли гуманизм? Я спокоен за гуманизм – он найдется. Найдет ли он нас – вот вопрос?
Гуманизм хоронят не сегодня. Его хоронили много веков назад, а он жив. При его «агонии» присутствовали многие интеллектуалы, а он существует, как существует трава, ветер, солнце, надежда. Гуманизм – это птица Феникс.
Гуманизм – это сущность культуры.

(В. Огнев)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

3. Объясните значение слов гуманизм, догма, интеллектуал.

4. Какова роль в тексте такого образа, как птица Феникс?

5. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

6. Найдите во втором абзаце вводные слова, определите их значение и роль в тексте.

7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

8. Объясните знаки препинания.

9. Составьте схему второго предложения.

10. Выполните разные виды разбора.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

X. Запишите отрывок из статьи, посвященной художнику М.В. Нестерову, подчеркните грамматические основы предложений. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Первые успехи. Одобрение обожаемого учителя... Задержавшийся у холста Перов обращается к нему с приветственным словом: «Каков-с!». Всю жизнь Нестеров будет вспоминать об этой минуте: «Я почувствовал себя счастливейшим из людей, забыв все, оставив Перова и выставку, бросился вон из училища и долго бродил одиноким по стогнам и весям, переживая свое счастье. Однородное по силе чувство пережил я в жизни еще два-три раза. Через девять лет оно посетило меня вторично, в тот день, когда П.М. Третьяков приобрел у меня для галереи моего «Пустынника», и этот день был днем великой радости: тогда впервые мои близкие признали во мне художника, и это была самая большая награда для меня, больше медалей, званий, коими меня награждали позднее».

(Н.Молева)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Используя справочники и словари, выполните задания, связанные с культуроведческим комментированием текста.

В.Г. Перов – это...;
М.В. Нестеров – ...;
П.В. Третьяков – ...;
Картина «Пустынник» – ...

3. Объясните значение слов стогны, веси. Какова их стилистическая окраска?

4. Выпишите из текста словосочетания с числительными, обозначьте главные и зависимые слова, определите вид подчинительной связи.

5. Укажите предложения с прямой речью. Какова их роль в тексте?

6. В каком предложении используется три деепричастных оборота? Укажите, как образованы деепричастия.

7. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

[– = мест. + сущ.], (когда – =), и [– =] : [– =], и [–  =], (коими =).

8. Укажите в тексте односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

9. Выполните разные виды разбора.

10. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

XI. В каких словосочетаниях встречается наречие?

а) Первые успехи;
б) впервые признали;
в) девять лет;
г) посетило вторично.

XII. Запишите отрывок из статьи, посвященной художнику М.В. Нестерову, подчеркните грамматические основы предложений. Подготовьтесь к изложению.

М.В. Нестеров. «Пустынник»

М.В. Нестеров. «Пустынник»

Каждый художник приходит в искусство своей дорогой, более легкой или более трудной, но всегда долгой, оплаченной трудом, усилиями, разочарованиями и душевной собранностью. Живопись, как и настоящая музыка, не знает чудес: нельзя сочинить симфонию без музыкального образования, нельзя исполнить концерт Листа, не овладев тончайшими премудростями фортепианного исполнительства, тем более невозможно создать картину, не пройдя профессиональной выучки. Найти изобразительные средства, адекватные ощущению, осмыслению действительности, обрести внутренне значимое творческое я, выражающее и время, и внутреннюю сущность проживающего его человека, – задача и подвиг не для самоучек...
Автор картины «Пустынник» был молод, он первый раз участвовал в Передвижной выставке. До сих пор его имя оставалось знакомым по преимуществу педагогам и товарищам по занятиям: Левитану, Константину Коровину, Валентину Серову, также только начинавшим свой творческий путь. Впрочем, для всех них «Пустынник» Михаила Васильевича Нестерова оказался полной неожиданностью, рождением нового, по существу, незнакомого мастера.

(Н.Молева)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Выпишите ключевые слова (включая имена собственные), которые входят в тематическую группу «Искусство».

3. Подготовьте культуроведческий комментарий текста, используя словари, справочники. Запишите предложения:

М.Нестеров – это...;
Картина «Пустынник» – ...;
Ф.Лист – это...;
И.Левитан – это...;
К.Коровин – ...;
В.Серов – это...

4. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

5. Объясните значение слов мастер, адекватный, премудрости.

6. Какой синоним к глаголу найти используется в последнем предложении первого абзаца? Запишите ряд синонимов. Чем различаются эти слова?

7. Замените в одном из предложений причастный оборот с синонимичной конструкцией – придаточным предложением. Составьте схему сложного предложения.

8. Объясните орфограммы.

9. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Выполните разные виды разбора.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

XIII. Озаглавьте текст. Подготовьтесь к изложению.

И. Бунин

Иван Бунин

Как известно, в русском языке слово настоящее имеет два разных значения. Настоящее – это и длящееся теперь, это та фаза времени, в коей мы с вами сейчас пребываем; но ведь настоящее – это еще неподдельное, истинное, совершенное.
Наш язык так богат и так мудр, что уж если два разных понятия выражаются в нем одним словом, то, значит, есть между ними глубинная связь. Сотворенное в истине и красоте настоящее художественное произведение пребывает всегда в настоящем, оно неподвластно тлетворному действию времени, и оно всегда живо для тех, кто живет в настоящий момент... Когда Иммануил Кант рассуждал о мире, где нет ни причинности, ни пространства, ни времени, он имел в виду как раз тот мир, где нетленно царит настоящее и откуда мы, дети времени, черпаем силы, чтобы времени этому противостоять. Настоящий художник-творец прорывается именно в мир совершенных творений и вечно длящегося настоящего.
Таков Иван Бунин. Он творец настоящего в двух с виду разных, но все же сходящихся смыслах. Кажется, никто даже из недоброжелателей Бунина не усомнился в том, что художник он настоящий, что мастер он непревзойденный; несомненно и то, что прекрасные сотворенные Буниным тексты всегда будут жить рядом с тем, вместе с тем, кто раскрыл книгу, – то есть будут всегда пребывать в настоящем.

(А.Убогий)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что слово настоящее – ключевое слово в отрывке. (Интересно обратить внимание: антоним к этому слову прошлое используется как ключевое в предшествующей части статьи, посвященной Бунину.)

3. В чем особенности слова настоящее? Как автор статьи опирается на особенности этого слова, чтобы выразить свое отношение к творчеству Бунина?

4. Сравните: настоящее произведение – настоящий момент – настоящий художник – пребывать в настоящем.

5. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

6. Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

7. Выпишите из текста однокоренные слова.

8. Выполните разные виды разбора.

9. Сравните: пребывать – прибывать. Запишите словосочетания с этими глаголами.

10. Составьте схему одного из сложных предложений.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

XIV. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения?

а) Пребывать в настоящем;
б) царит настоящее;
в) настоящий художник;
г) глубинная связь.

XV. Прочитайте начало статьи филолога С.Аверинцева «Поэзия Державина». Охарактеризуйте особенности зачина текста. Подготовьтесь к сжатому изложению.

В одной оде Державин требует от живописца представить ему картину утра – и тотчас, состязаясь с живописью в наглядности, спешит дать эту картину сам.

Изобрази3 мне мир сей новый
В лице младого летня дня:
Как рощи, холмы, башни, кровы,
От горнего златясь огня,
Из мрака восстают, блистают
И смотрятся в зерцало вод;
Все новы чувства получают,
И движется всех смертных род.

Эти строки могли бы служить эпиграфом ко всей державинской поэзии. В ней царит настроение утра. Человек, освеженный здоровым сном, с «новыми чувствами» смотрит на мир, словно никогда его не видел, и мир на его глазах творится заново. Рассветные сумерки рассеялись, туманы куда-то исчезли, на небе ни облачка. Ничем не смягченный свет резко бьет1 прямо в глаза. Горизонты неправдоподобно, ошеломляюще прозрачны, видно очень далеко. Каждая краска – яркая, полутонов нет.

И будто вся играет тварь;
Природа блещет, восклицает.

Природа «восклицает», как пристало природе, не соизмеряя громкости, не стесняясь своей стихийной силы, шумно и безудержно, и поэзия «восклицает» ей в лад5.
Природа «блещет», и поэзия не нарадуется на картины световых эффектов, на отражение и преломление световых лучей... Век Державина был без ума от фейерверков. Легко увидеть, что и блистание небесных светил представлено в державинской поэзии как веселый и грозный фейерверк, устроенный божеством, а потому превосходящий все земные фейерверки своим великолепием. <...>
Уж если тут является луна, в ней нет ни грана сладкой романтической меланхолии; ее дело – устраивать праздничную иллюминацию:

Златые стекла рисовала
На лаковом полу моем.

Наконец, солнце и подавно светит во всю мочь, почти невыносимо для взора. От полноты света перехватывает дыхание. Ни у одного поэта нет такого неба: мы словно до отказа запрокинули головы, чтобы увидеть его все, и нам вдруг раскрывается его высота и ширь4.

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. С помощью каких языковых средств обеспечивается связь между предложениями, между абзацами?

3. Объясните значение слов: эпиграф, эффект, меланхолия.

4. Укажите ключевые слова, которые входят в тематические группы «Искусство, поэзия», «Природа», «Свет».

5. Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитаты органической частью текста?

6. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

7. Составьте схемы 2–3 сложных предложений.

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Объясните знаки препинания.

10. Выполните разные виды разбора.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста.

XVI. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви. Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших3 подробностях, как те или иные события в собственной нашей семье7, живущие в изустной передаче долгий ряд лет. И так_же мало склонны мы удивляться им: это нечто само собой разумеющееся. Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо; отвергнутая им, вышла замуж за немолодого генерала, из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; он увидел2 ее на балу, полюбил2 и был отвергнут ею1 из чувства долга, хотя любила она его по-прежнему6. Об этом в детстве рассказали нам роман и опера. «Я к вам пишу, чего же боле...», «Вы мне писали...», «Ужель та самая Татьяна...», «...И буду век ему верна». И это не удивляет, а волнует тихо и сладостно, как семейная легенда. А между тем тут удивительно все, удивительно ошеломляюще, и не подробности удивительны, а сами события. Увидела, полюбила – это понятно. А вот написала письмо с романтичным объяснением в любви... Написала первая...
Ее письмо – героическая попытка стать выше3 всех условностей... В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге5 сердца письму Татьяны.
Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека...
Это единственное событие, которое3 можно отнести к само собой разумеющемуся. «Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества, – четко формулировала Марина Цветаева, рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому, что в детстве видела в театре, как это делает Татьяна. – У кого из народов такая героиня: смелая и достойная5, влюбленная – и непреклонная, ясновидящая и любящая».

(Е.Богат)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Какова роль в тексте антонимов удивительный – неудивительный и слов, однокоренных с ними?

3. Подберите синонимы к наречию ошеломляюще.

4. Произведите разбор словосочетаний: удивительная героиня, урок верности, любила по-прежнему, написала письмо.

5. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?

6. Какова роль цитирования в тексте?

7. Докажите, что это текст публицистического стиля.

8. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте? Подберите к ним синонимы.

9. Выполните разные виды разбора.

10. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

11. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XVII. Определите тему, основные мысли текста. Запишите, объясните знаки препинания.

Одна из загадочных2 и, быть может7, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая6, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. В редкие высокие минуты детство в нас оживает3. Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
«Дети – поэты, дети – философы», – утверждает Я.Корчак. Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют5; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
А потом? Куда это уходит? Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы – редкость?4

(Е.Богат)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Укажите ключевые слова.

3. Какие антонимы используются в тексте?

4. Выполните задания, связанные с историко-культуроведческим комментарием (обратитесь к справочникам). Запишите предложения:

Сент-Экзюпери – это...
Я.Корчак – это...

5. С помощью каких языковых средств осуществляется смысловая связь между предложениями, между абзацами?

6. Выпишите словосочетания со словами: трагический, горевать, вдумываться.

7. Какова роль в тексте вопросительных предложений?

8. Выполните разные виды разбора.

9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста.

11. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием: попробуйте ответить на вопрос, поставленный в последнем предложении.

XVIII. Найдите лишнее:

а) состояние, течение, жизнь, понимание;
б) редкость, особенность, страна, жизнь;
в) радоваться, становиться, горевать, вдумываться.

XIX. В каком ряду на конце всех существительных пишется и?

а) В детств_, в жизн_, в философи_;
б) в состояни_, в понимани_, в будничном течени_;
в) в утверждени_, в возраст_, в строгост_.

XX. В каком словосочетании нет наречий?

а) Совершенно родное;
б) духовно близкое;
в) поразительно быстро;
г) душевное состояние.

XXI. Прочитайте текст, объясните орфограммы и пунктограммы. Составьте схемы сложных предложений. Подготовьтесь к свободному диктанту.

...Я много раз приходил в чеховский дом в разные времена года. Внутрь я входил редко. Чаще всего я прислонялся6 к ограде и, постояв немного, уходил.
Особенно притягательным6 был этот дом зимой. Низкая тьма висела над морем. В ней тускло проступали бортовые огни парохода7, и я по рассказам моряков знал, что с палубы парохода иногда можно увидеть в бинокль освещенные лампой с зеленым абажуром окна чеховского кабинета.
Странно было думать, что огонь этой лампы был зажжен3 на самом краю страны, что здесь обрывалась над морем Россия, а там, дальше, уже лежат в ночи древние5 малоазиатские страны.

Ночная тишина спускалась с гор на Ялту.
Чехов все это видел вот так же, как мы, все это знал. Иногда, по словам Марии Павловны, он гасил лампу и долго сидел один в темноте, глядя на окна, где неподвижно сияли снега.
Иногда он выходил в сад, но тайком, чтобы не разбудить и не напугать мать и сестру. Мучила бессонница, и он долго бродил в ночной темноте, один, как бы забытый всеми, несмотря6 на то что слава его уже жила во всем мире.

(К.Паустовский)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. С помощью каких языковых средств предложения, абзацы объединяются в единое целое?

3. Подберите синонимы к словам: древний, сиять.

4. Укажите средства связи придаточных предложений с главным.

5. Произведите синтаксический разбор предложения, которое соответствует схеме:

[ = ], (что – = ), (что = – ), а ( = –).

XXII. Подготовьтесь к изложению.

Пока была жива моя бабушка, у нас в квартире еженедельно вывешивалось на стене около радиоприемника расписание радиопередач. Не всех, разумеется, – «Театр у микрофона» и концерты классической музыки. Классическая музыка входила в мою жизнь как удивительное открытие, которому нет конца, – дивный волшебный ящик: чем больше вынимаешь из него, тем больше там остается. Нет, конечно, воспринять какую-нибудь оперу всю целиком по радио мне тогда было не под силу. Но отдельные арии и музыкальные фрагменты уже к двенадцати годам стали счастливой собственностью моей памяти, а музыкальной памятью я не был обделен, как и голосом...
Я знал наизусть десятки партий. Но были и самые любимые, в звучании которых мне слышалось и чувствовалось нечто такое, отчего по коже пробегал холодок, хотелось плакать счастливыми слезами. Еще хотелось взлететь и парить над миром с великой, необъяснимой любовью к нему – всему миру, о котором я еще, собственно, ничего не знал и не страдал от незнания.

1. Прочитайте отрывок из автобиографического повествования писателя Л.Бородина. Озаглавьте текст.

2. Выпишите слова и словосочетания, которые входят в тематическую группу «Музыка».

3. Докажите, что это текст. Укажите средства связи между предложениями.

4. С помощью каких языковых средств автор выражает свои чувства, отношение, оценку?

5. Выпишите из текста заимствованные слова.

6. Запишите предложения с вводными словами. Какие из вводных слов являются синонимами?

7. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

8. Составьте схемы двух сложных предложений.

9. Выполните разные виды разбора.

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

XXIII. Запишите начало текста – предисловие к «Словарю эпитетов русского языка», подчеркните грамматические основы предложений.

Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определенного предмета или явления. Недаром эпитет наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами. Высказывания об этом мы находим и у писателей, и у исследователей художественной речи.
Существует немало специальных работ, в которых рассматривается употребление эпитетов классиками русской литературы: Гоголем, Лермонтовым, Тургеневым, Тютчевым, Есениным, Блоком. Эпитет как традиционный прием стилистики издавна
2 занял прочное место в различных исследованиях.

(К.С. Горбачевич)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Какие слова употребляются в переносном значении?

5. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием: приведите примеры эпитетов из произведений русских писателей.

XXIV. Подготовьтесь к пересказу текста (к изложению).

При общем охвате всех впечатлений, даваемых3 лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым3 впору завидовать... Не такую ли именно человеческую жизнь надобно приветствовать стихами Фета:

Как мы живем, так мы поем и славим.
И так живем, что нам нельзя не петь.

А так как описанная2 жизнь показана с большою силою лирического действия, то она перестает быть только личной ценностью, но обращается в силу, подъемлющую всякого, воспринявшего ахматовскую поэзию. Одержимые ею, мы и более ценной, и более великой видим3 и свою, и общую жизнь, и память об этой повышенной оценке не изглаживается – оценка обращается в ценность... Песнь Ахматовой, работая1 в ряду многих других сил на восстановление гордого человеческого самочувствия, в какой бы малой мере то ни было, не помогает ли нам грести?4
В частности же, лирика, так много занимающаяся человеком, и притом не уединенным я, но его соотношениями с другими людьми
7: то в любви к другому, то в любви другого к себе, то в ревности, в обиде, в самоотречении и в дружбе, – такая лирика не отличается ли глубоко гуманистическим характером?

(Н.В. Недоброво, 1915 г.)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Укажите ключевые слова.

3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Объясните значение слова гуманистический.

5. Выпишите словосочетания, в которых главным словом является причастие.

6. Выпишите вопросительные предложения. Какова роль в тексте предложений, содержащих риторический вопрос?

7. Составьте схему последнего предложения второго абзаца.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы.

9. Выполните разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXV. В каком ряду во всех словах пишется -нн-?

а) Напряже_ый, уедине_ый, восстановле_а;
б) показа_а, обраще_ый, описа_ый;
в) увиде_ый, це_ость, обраще_ый.

XXVI. В каком ряду все слова – причастия?

а) Воспринявший, одержимый, работая;
б) уединенный, показана, занимающийся;
в) подъемлющий, гуманистический, отличающийся.

XXVII. Ответьте на вопрос: в чем гуманистический характер лирики Ахматовой?

XXVIII. Прочитайте отрывок из книги Тихона Ивановича Полнера «Лев Толстой и его жена. История одной любви» (монография впервые была опубликована парижским издательством к столетию великого писателя). Какие языковые средства выражения отношения, оценки использует автор?

Среди приветствий, полученных Толстым в юбилейные дни 1908 года, был газетный лист с иллюстрацией: по полю, слегка занесенному снегом, идет странник. На нем старая подпоясанная солдатская шинель. На голове вязаная6 шапка монастырского типа. За плечами мешок. Правой рукой он опирается на высокую палку. Длинная седая растительность обрамляет лицо. Громадный лоб изрыт морщинами. Из-под нависших седых бровей глядят на зрителя острые, всепроникающие глаза. В суровом страннике нельзя не узнать Толстого, хотя изображение лишено того мягкого выражения, той чувствительности, доброты, тех слез умиления, которыми часто озарялось лицо великого писателя в последние годы его жизни.
Толстой с глубоким волнением смотрел на картину.
– Ах, если бы Лев Николаевич в самом деле был таким!.. – сказал он наконец со вздохом.
Но всю свою жизнь он был именно таким странником. Всю1 свою жизнь со страстным вниманием вглядывался он в самые важные3 вопросы человеческого существования. Он искренне искал на них ответа и7, достигнув одного прибежища, недолго оставался на отдыхе, снимался с места и снова шел вперед и вперед в поисках истины. Это жадное искание истины объединяет2 всю его жизнь, все его произведения – литературные, философские, религиозные.
Как ветхозаветный пророк, он громил людские предрассудки, людскую глупость, людские грехи – всю нашу неустроенную, тяжелую, несправедливую жизнь. И этим он пленил сердца страдающего и ищущего человечества. Он был гениальный художник. Но для многих значение его и не исчерпывалось наслаждением от чтения замечательных беллетристических творений. Он поднял с необычайною силою вопросы, которыми в наше время мучаются многие сердца...

1. Данный отрывок является началом произведения, посвященного Л.Толстому. Какие особенности указывают на то, что это – начало текста?

2. Укажите фрагмент текста, являющийся описанием. Выпишите существительные, которые входят в тематические группы «Человек. Одежда. Портрет».

3. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Объясните значение слов странник, пророк, ветхозаветный, беллетристика.

5. Сравните слова-синонимы истина – правда. Чем они различаются?

6. Разберите словосочетания: юбилейные дни, поиски истины, часто озарялось.

7. Замените в первом предложении один из причастных оборотов придаточным предложением. Составьте схему сложного предложения. Сравните синонимичные конструкции.

8. Выполните разные виды разбора.

9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Объясните знаки препинания.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

XXIX. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием: объясните, почему Толстой, глядя на картину, произнес именно такие слова. Готовясь к изложению, выберите из текста слова и словосочетания для словарного диктанта. Напишите словарный диктант.

XXX. Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Культуру, науку, искусство для немногих, для избранных он возненавидел и преследовал бешеными сарказмами и пророческими проклятиями...
Его поклонники, многие его биографы думают, что он нашел и прописал целебные средства от социальных недугов.
Едва ли. Чтобы убедиться в противном, нет необходимости разбирать детально и критиковать его учение.
Достаточно оставить его наедине с самим собою. Переходя от одних решений к другим, он сам беспощадно «сжигал6 все, чему поклонялся» ранее. И на смертном одре в Астапове уже холодеющими устами Толстой шептал: «Искать, всегда искать...».

(Т.Полнер)

1. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Какова роль местоимения он?

2. Объясните значение слов сарказм, биограф, недуг.

3. Укажите в тексте слово и фразеологизм, имеющие стилистическую окраску. Какова их роль?

4. Произведите разбор словосочетаний: целебные средства, детально разбирать, критиковать учение, оставить наедине.

5. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

6. Составьте схемы сложных предложений.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XXXI. Прочитайте отрывок, определите тип речи. Выпишите словосочетания с прилагательными и наречиями.

Л.Н. ТолстойНекрасивое лицо Толстого, с широким носом и толстыми губами, освещалось лучистым взглядом светло-серых6, глубоко сидящих, добрых, выразительных глаз. В сущности, он был добрым и простодушным человеком. С простыми людьми он держался скромно, присутствие его обычно воодушевляло всех. В памяти товарищей-офицеров он оставался всегда весельчаком, юмористом, отличным наездником и силачом. С детьми он сходился в два слова, без всяких усилий умел занять их и привязать к себе. Его родственница, состоявшая при императорском дворе7, рассказывает о бесконечных фарсах, которые3 проделывал Толстой, внося беспорядок и смущение в ее размеренную придворную жизнь.4
Но, по наивному замечанию одной современницы, Толстой соединял2 в себе несколько людей и часто менялся до неузнаваемости.

(Т.Полнер)

 

1. Докажите, что это текст. Как обеспечивается связь между предложениями? Какова роль однотематической лексики? Выпишите имена существительные, входящие в тематическую группу «Человек».

2. В каких случаях некоторые предложения (начиная со второго) можно поменять местами, что является одним из признаков параллельного способа связи между предложениями?

3. Какова роль последнего предложения?

4. Объясните значение слов простодушный, воодушевлять, фарс.

5. Как вы понимаете выражение сходился в два слова? Подберите синонимы.

6. Выберите разные виды разбора.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению.

9. Используя выписанные словосочетания как опорный материал, напишите изложение.

XXXII. Прочитайте отрывок из книги Тихона Полнера «История одной любви. Лев Толстой и его жена». Подготовьтесь к изложению.

Л.Н. Толстой. 1854 г.

Л.Н. Толстой. 1854 г.

В ноябре 1855 года в Петербурге появился молодой офицер, обративший на себя общее внимание. Он прибыл военным курьером прямо из Севастополя и привез донесение о последней бомбардировке крепости. Молодой человек пользовался необыкновенным успехом в самых разнообразных слоях образованного общества. Этот успех вызван был не военными подвигами: офицер состоял в очень маленьких чинах и, несмотря на свою храбрость, не имел случая совершить никаких особенных военных подвигов. Но в течение последних трех лет имя его не сходило со страниц лучших журналов того времени. Двадцати четырех лет от роду, служа в глуши Кавказа артиллерийским юнкером, он написал повесть «Детство», начатую им еще в Москве. Повесть эта, подписанная никому6 не ведомыми инициалами, появилась в сентябре 1852 года в журнале «Современник». Пластичность образов, простота, теплота, искренность и необычайное ясновидение душевной жизни – 7 все это обворожило читателей... Публика уже знала имя новой восходящей2 звезды русской литературы. И слава графа Льва Толстого росла с невероятною быстротою. Только что вступив на поприще литературного творчества, он уже не имел соперников. Редактор «Современника» поэт Некрасов писал Толстому в сентябре 1855 года: «Я не знаю1 писателя теперь, который бы так заставлял любить себя и так горячо сочувствовать, как тот, к которому пишу...». Тургенев с восторгом читал своим друзьям рассказы незнакомого автора.

1. Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

2. Каковы особенности зачина текста? Что указывает на то, что подобные зачины обычно используются в текстах-повествованиях?

3. Объясните значение слов поприще, инициалы.

4. Какие средства выражения отношения, оценки используются в тексте?

5. Выпишите из текста предложения с причастными и деепричастными оборотами.

6. Замените в первом предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Выполните разные виды разбора.

9. Составьте схему одного из сложных предложений.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

XXXIII. Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.

Необыкновенный успех, образованное общество, военные подвиги, в течение трех лет, несмотря на храбрость, пластичность образов, никому не ведомые инициалы, литературное творчество, горячо сочувствовать, двадцати четырех лет от роду, незнакомый автор, не иметь соперников, имя восходящей звезды.

Произведите разбор трех словосочетаний.

XXXIV. Определите тему, основные мысли текста. Запишите вторую часть текста (2–4-й абзацы), подчеркните грамматические основы предложений. Подготовьтесь к изложению.

По мотивам рассказа Андрея Платонова "Река Потудань"

По мотивам рассказа Андрея Платонова "Река Потудань"

...Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, расположить их так, как никто другой не может. Вот, например: «Но вскоре сумрак сравнялся с тишиной на уездной улице, а Люба потерла свои глаза и закрыла учебную книгу». Каждый из нас тысячи раз говорил каждое из слов в этом предложении, но вместе так их мог «сложить» только Андрей Платонов в «Реке Потудани». Внимательно присмотревшись, мы заметим, что никто из нас не говорил «сумрак сравнялся с тишиной», «с тишиной на уездной улице», «закрыла учебную книгу». То есть слова – общие, а сочетания слов – платоновские. <...>
Есть еще одна таинственная вещь – авторская интонация. Но каждый слышит только часть ее, какой-то вариант. Если прочтут пять актеров, любящих и понимающих автора, получится пять разных интонационных рисунков.
Все знают, что «всякое слово уже обобщает»... Слово, кажется, вбирает в себя «все». Но только человек может показать, сколько оттенков слова скрывается и открывается в его мыслях, чувствах и в его действии.
Если языки – открытые системы, то человеческие интерпретации слова – поистине бесконечность.

(И.Горелов, В.Енгалычев. Безмолвный мыслит знак)

1. Докажите, что это текст научно-популярного стиля.

2. Объясните значение слов система, интонация, интерпретация.

3. Подтвердите справедливость мысли, выраженной в 1-м абзаце текста, самостоятельно отобранными примерами из художественного текста.

4. Замените в 2–3 предложениях причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями. Сравните синонимичные конструкции.

5. Как образованы причастия и деепричастия понимающий, любящий, взяв, присмотревшись?

6. Образуйте причастия и деепричастия от глаголов: говорить, заметить, слышать, показать, показывать, открывается.

7. Составьте схемы двух сложных предложений (сложносочиненного и сложноподчиненного).

8. Подберите синонимы к вводному слову кажется.

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста (подтвердите самостоятельно отобранными примерами мысли, выраженные в 1-м и 2-м абзацах).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru