Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Т.И. ПАВЛОВА,
г. Ростов-на-Дону;
Н.Н. БУРАЕВА,
г. Шахты,
Ростовская обл.


Работа с текстом в гуманитарных (филологических) классах

Старшие классы

Предлагаемые материалы – тексты о культуре речи – учитель может использовать в гуманитарных классах как средство повышения уровня общекультурной и языковой подготовки школьников. Разработанные задания к текстам помогают систематизировать и углубить знания учеников, развить дар слова, воспитывать «языковую индивидуальность ученика» (М.М. Бахтин). Элементы комплексной работы с текстом способствуют эффективной подготовке к ЕГЭ.
Владение родным языком, умение грамотно общаться в устной и письменной речи – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности.

Текст № 1

1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

(Р.И. Аванесов)

Задания

1. Прочитайте текст. Что вы знаете об авторе текста?

2. Выпишите из текста ключевые слова, отражающие его основную мысль. Оформите запись в виде цитаты.

3. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания, определите их способ связи.

4. Понаблюдайте над лексикой текста:

а) выпишите из 1-го и 2-го предложений контекстуальные синонимы;
б) укажите многозначные слова (не менее трех), употребляемые в тексте в переносном значении.

5. Определите способ образования слов разнобой, единообразное.

6. Укажите в 1-м предложении слово, морфемный состав которого соответствует схеме: З .

7. Докажите, к какой части речи принадлежит слово полностью (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.

8. Найдите предложение, в котором оборот с союзом как имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения.

9. Подберите по два однокоренных слова к словам местность, отклонения.

10. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?

Текст № 2

1) Собственно языковые различия письменной и устной речи – это прежде всего различия синтаксические. 2) Устный язык не терпит сложностей, зато культивирует недосказ.

3) Письменный, наоборот, требует полной высказанности и притом связности, поэтому допускает разнообразные включения, присоединения, пояснения. 4) Но самое главное – письменный язык потребовал установления правил письма и чтения. 5) Благодаря ему возникли грамматические искусства в привычных нам наименованиях – орфография, пунктуация. 6) Непременное свойство письменного языка – обязательность норм, предписывающих, как писать и читать. 7) Различны сами законы устного и письменного общения.

8) Поэтому даже в одной и той же ситуации практически невозможно сказать и написать одинаково. 9) Вот как это обыграно в письме драматурга А.Н. Островского его другу Н.А. Дубровскому:

«Николка! Что ж ты не ведешь Ветлицкого и где тебя самого черти носят? Будешь ли ты меня слушаться? Ну погоди же ты!».

10) Так нельзя написать, это я только так думал, а писать надо вот так:

«Милостивый государь Николай Александрович, не угодно ли будет Вам пожаловать ко мне сегодня прямо из конторы к обеденному столу, чем премного обяжете глубоко уважающего Вас и преданного А.Островского».

(Устный и письменный язык. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание))

Задания

1. Определите тему высказывания. Найдите тезис, в котором раскрывается основное значение главного для темы высказывания понятия. Покажите, как это значение обогащается (конкретизируется, дополняется) в тексте.

2. Какова стилистическая принадлежность текста? На основе каких признаков вы сделали вывод?

3. Определите роль обращений в цитатах.

4. Выпишите слова и обороты, характерные для разговорной речи. Для чего они используются автором?

5. Объясните значения слов культивирует, свойства.

6. Разберите слово присоединения (3-е предложение) по плану:

а) звуко-буквенный анализ;
б) разбор по составу;
в) морфологический разбор;
г) написание слова.

7. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание суффиксов разных частей речи». Приведите свои 2–3 примера.

8. Определите, в чем особенность 1–3-го предложений. Составьте их схемы.

9. Объясните постановку тире в 1-, 4-, 5-, 6-м предложениях.

10. Что вы думаете о проблеме, затронутой в тексте?

Текст № 3

1) Август'овский или 'августовский?

2) Как правильно: августRовский вечер или аRвгустовский вечер?

3) Справочники по современному русскому литературному произношению отмечают у этого прилагательного колебание в ударении. 4) Причем колебание это очень старое, и оно устойчиво сохраняется. 5) По правилу в этом прилагательном должно быть такое же ударение, как и в имени существительном, от которого оно образовано. 6) То есть Rавгуст и Rавгустовский. 7) Такое ударение словари приводят на первом месте как правильное, литературное. 8) Помните, у С.А. Есенина:

9) Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо,
Что ж так имя твое звенит,
Словно 'августовская прохлада?

10) По мнению исследователя современной литературной нормы доктора филологических наук К.С. Горбачевича, у многосложных прилагательных в современном языке наблюдается тенденция к ритмическому равновесию. 11) Она-то и смещает ударение к середине слова. 12) Например, у А.Т. Твардовского читаем:

13) За тысячу верст
В стороне приднепровской –
Нежаркое солнце
Поры август'овской.

У С.Ю. Куняева:

14) Пахнет горькою прохладой,
АвгустRовскою росой,
Подорожником и мятой –
Словом, что ни есть заклятой
Среднерусскою травой.

15) Произношение август'овский современные литературные словари указывают в качестве допустимой нормы. 16) Итак, в правильной литературной речи следует говорить 'августовский вечер, но допустимо и произношение август'овский вечер.

(З.Люстрова, Л.Скворцов, В.Дерягин. Друзьям русского языка)

Задания

1. Установите тип речи. Обоснуйте свое мнение.

2. Определите тему и основную мысль.

3. Назовите раздел науки о языке, который изучает произношение слов. Каких ученых-лингвистов в этой области вы знаете?

4. Укажите способ связи во 2-м абзаце (3–7-е предложения).

5. Укажите способы образования слов многосложное, равновесие, подорожник, среднерусский.

6. Какой звук обозначен буквой е в слове вечер в первом слоге?

7. Назовите все морфологические признаки слова образовано (5-е предложение).

8. Выпишите из текста слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», а затем с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

9. Укажите все номера предложений с вводными словами. Определите их роль в тексте. Замените их синонимичными вводными оборотами.

10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Колебания языковой нормы» или «Активные процессы в области ударения», используя сведения из данного текста. Приведите собственные примеры (за помощью обращайтесь к словарю).

Текст № 4

1) Способов передавать в речи этикетные значения невероятно много. 2) Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем (хотя не всегда сами это замечаем) и то, с кем и в какой обстановке говорим. 3) Поэтому речи, не имеющей никакого отношения к этикету, пожалуй, вообще не бывает. 4) Если в языке выработалось несколько стилей (книжная речь, разговорная, научный стиль, деловой и т.д.) и есть различия в речи отдельных общественных групп (речь образованных людей и необразованных, литературная и диалектная, речь молодых и немолодых и т.д.), то уже сам выбор типа речи оказывается этикетным знаком, выражает отношение к слушателю или к тому, кого мы упоминаем.

5) Давайте вспомним выразительный диалог из рассказа И.С. Тургенева «Ермолай и мельничиха»:

– Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович: видите, картофель испекся.
– А пусть дрыхнет, – равнодушно заметил мой верный слуга, – набегался, так и спит.
Я заворочался на сене. Ермолай встал и подошел ко мне.
– Картофель готов-с, извольте кушать.

6) Просторечное слово дрыхнуть и разговорное набегаться не относятся к специальным этикетным средствам. 7) Но с помощью этих стилистически окрашенных слов Ермолай в первой фразе так же определенно выразил свое пренебрежение к барину, как во второй фразе специальными средствами этикета – почтительную зависимость и готовность служить ему.

(В.Гольдин. Речь и этикет)

Задания

1. Укажите стиль текста и тип речи.

2. Определите жанр текста и его ведущие признаки.

3. Сколько букв и звуков [ф] в 7-м предложении?

4. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему?

5. Выпишите из текста все причастия, разберите их по составу.

6. Выпишите из 7-го предложения все служебные части речи и назовите их.

7. Объясните написание не в словах текста. Укажите, какой частью речи являются эти слова.

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

9. Укажите предложения со вставными конструкциями.

10. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какова роль диалога в тексте художественного произведения?», опираясь на тему и основную мысль текста В.Гольдина.

Текст № 5

1) В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. 2) Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя. 3) Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин прежде всего произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи и которые вступали в противоречивые отношения в разнообразных диалектологических и стилистических столкновениях и смешениях до начала XIX века. 4) Это были: а) церковнославянизмы, являвшиеся не только пережитком феодального языка, но и приспособлявшиеся к выражению сложных явлений и понятий в разных стилях в современной Пушкину литературной (в том числе и поэтической) речи; б) европеизмы (преимущественно во французском обличье) и в) элементы живой русской речи, широким потоком хлынувшие в стиль Пушкина с середины 20-х годов. 5) Правда, Пушкин несколько ограничил литературные права русского просторечия и простонародного языка, в особенности разных областных говоров и наречий, а также профессиональных диалектов и жаргонов, рассматривая их с точки зрения глубоко и своеобразно понимаемой им «исторической характерности» и «народности», подчинив их идеальному представлению об общепонятном языке «хорошего общества». 6) Однако «хорошее общество», по мнению Пушкина, не пугается ни «живой странности» простонародного слога, восходящего главным образом к крестьянскому языку, ни нагой простоты выражения, свободного от всякого «щегольства», от мещанской чопорности и провинциального жеманства. 7) Пушкин стремится к созданию демократического национально-литературного языка на основе синтеза книжной культуры литературного слова с живой русской речью, с формами народно-поэтического творчества.

(В.В. Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX веков. 1934 г.)

Задания

1. Что вы знаете об авторе данного текста? Напишите о нем, взяв за образец словарную статью энциклопедического словаря.

2. Подберите к тексту два заголовка, отражающих:

а) тему высказывания;

б) его основную мысль.

3. Укажите, какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте. Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.

4. Какие слова и словосочетания можно отнести к терминологическим? Выпишите их, дайте толкование.

5. Проведите звуко-буквенный анализ слова рассматривая.

6. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу слова приспособлявшиеся.

7. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста?

8. Укажите предложения с вводными словами и оборотами. Определите их значение.

9. Укажите номера предложений с двумя и более рядами однородных членов. Постройте их схемы.

10. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль диалектизмов в тексте художественного произведения». Выберите 1–2 художественных произведения. Постарайтесь включить в свое сочинение материал писателей вашего края.

Текст № 6

ДОЖДЕВЫЕ СЛОВА

1) Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами и водами, с перелетом птиц и с каждым цветком. 2) Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. 3) Случилось и у меня одно такое лето (это было в лесистой и луговой стороне Средней России).

4) Тогда я заново узнал много слов. 5) Начну с «дождевых». 6) Я, конечно, знал о дождях моросящих, слепых, обложных, грибных, спорых.

7) Но одно дело – знать умозрительно, а другое – испытать эти дожди на себе. 8) Тогда эти слова оживают.

9) Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

10) Слово спорый означает быстрый, скорый. 11) Он льется отвесно, сильно, а мелкий грибной – сонно сыплется из низких туч.

12) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». 13) Действительно, сверкающие на солнце капли походят на крупные слезы.

(По К.Паустовскому)

Задания

1. Укажите номер предложения, в котором сформулирована основная мысль данного текста.

2. Определите стиль текста. Укажите в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи.

З. В предложении 13-м укажите слово, в котором количество букв больше, чем звуков.

4. Произведите морфемный разбор слова случилось.

5. Подберите из текста синонимы к слову быстрый.

6. Напишите слово, от которого зависит правописание наречия сонно.

7. Определите, какой частью речи являются слова тогда, заново, много в 4-м предложении.

8. Выпишите из 2-, 9-, 10-, 11-го предложений слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глагола».

9. Составьте план-перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Подтвердите примерами из текста (укажите номера предложений).

10. Напишите рецензию на этот текст.

Текст № 7

1) Читая Пушкина, мы не можем не обратить внимание на чисто звуковую сторону его произведений, на музыку слова в пушкинских стихах, на несравненное умение поэта пользоваться там, где это нужно, выразительностью самих звуков, составляющих слова.

2) Откуда у Пушкина это внимание к отдельным звукам в стихотворной строке? 3) Почему он, когда ему это нужно в художественных целях, так широко пользуется повторами того или иного звука? 4) Сам ли он изобрел этот способ делать свою поэтическую речь подчеркнуто звонкой, упругой, особенно удобной для произношения?

5) Нет, конечно. 6) Все это лежит в природе нашего родного русского языка... 7) Все приемы словесного мастерства, которыми теперь так щедро пользуются поэты, родились первоначально в народной среде, в устном безымянном творчестве. 8) Из народной среды этот прием звукового повтора перешел и в литературную речь. 9) Встречается он, конечно, и у Пушкина. 10) Следует заметить, что применяется он поэтом очень искусно.

(B.А. Рождественский. Читая Пушкина)

Задания

1. Передайте главный смысл текста одним сложным предложением.

2. К какому функциональному стилю относится текст? Обоснуйте свое мнение.

3. Какие виды связи встречаются в тексте? Подтвердите это примерами из текста.

4. Укажите, сколько мягких звуков в слове конечно.

5. Сделайте морфемный разбор всех глаголов во 2–6-м предложениях.

6. Укажите номер предложения, соответствующего следующей характеристике: вопросительное, сложное, сложноподчиненное с придаточным условием.

7. Выпишите все слова с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова».

8. Сделайте пунктуационный разбор. Объясните постановку знаков препинания в 1-м предложении. Составьте его схему.

9. Дайте аргументированный ответ на развернутый вопрос: «Какова роль в тексте вопросительных предложений, предложений с вводными словами?».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru