УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
И.Я. КЛЕНИЦКАЯ
школа № 179,
г. Москва
Озорные тексты на уроках русского
языка
Уважаемая редакция!
К сожалению, я только недавно познакомилась с
«Материалами к уроку» учительницы из Мурманской
области О.С. Барановой («Русский язык» № 36/2004). Она использует для
«озорных изложений» и маленьких диктантов с
творческим заданием забавные коротенькие
рассказы. Я использую такие же приемы. И, хотя у
Ольги Сергеевны это получается лучше, я подумала,
что, может быть, и мои маленькие находки
кому-нибудь пригодятся.
Откровенно говоря, коллеги, предмет наш довольно
нудный. Так что «озорные моменты» на уроках нам
совсем не помешают. (Тем более что большинство
упражнений в учебнике скучны. Почти сплошь
пейзажи. Как будто главный интерес ребенка –
любоваться описанием природы! И вообще связных
текстов не много – все больше отдельные
предложения.)
Для мини-изложений и маленьких диктантов я
использую пропитанные мягким юмором рассказы
Юрия Коваля, предложенные О.Барановой («Свои
ребята», «Чистый Дор» и др.). Есть у меня и свои
собственные тексты, в том числе стихотворные. Даю
их обычно для окончательного закрепления.
Например, на запятые при деепричастиях и
деепричастных оборотах (а это приходится
повторять и в 9-м классе) ребята получают такой
диктантик:
Выбегая из трамвая, я увидел вертолет.
В наших лужах утопая, он тихонько полз вперед. Я,
решив помочь пилоту, подбегаю к вертолету и,
толкая вертолет, вместе с ним ползу вперед. А
пилот сидит, зевая, и не хочет мне помочь! Все на
свете проклиная, я тогда помчался прочь.
Если после этого кто-нибудь забывает
выделить деепричастный оборот, я пишу на полях:
«Выбегая из трамвая...».
После работы над запятыми при наличии
придаточного с союзом когда даю 2 текста,
включив в них также недавно пройденные (или
повторенные) деепричастные обороты:
МОЙ ЁЖИК
Когда рассвело, я отправился в
соседнюю деревню за парным молоком. Идя по лесной
тропинке, я встретил знакомого ежика. (В классе
смешки.) Он, увидев меня, вежливо поздоровался (смех)
и пригласил в гости. Я обещал как-нибудь зайти.
Когда я вернулся домой, сестренка уже встала. Я
передал ей приглашение. Но она, не поверив мне,
назвала меня фантазером. Я предложил Насте пойти
в лес со мной в любое время, когда она захочет.
Дальше ребята продолжают текст сами.
Разумеется, так, чтобы там были предложения с
союзом когда, деепричастия и деепричастные
обороты. Кроме того, я требую, чтобы были
подчеркнуты все когда и обведены запятые
перед и после этих придаточных. Тогда хорошо
работает зрительная память, и постановка запятых
в этом случае скоро становится автоматическим
навыком.
Ну и дали же ребята волю фантазии!
Кто-то даже описал ужин в норе у ежа, состоящий из
гусениц (предварительно выяснив у меня, где живут
и что едят ежи). Кончался рассказик так: «Я
никогда не думал, что гусеницы такие вкусные!».
АРБУЗ
Когда сентябрь был еще теплым и
солнечным, я любил бродить по улицам. Однажды,
гуляя, я увидел на лотке большой аппетитный арбуз
и решил купить его. Засунув покупку в сумку, я
бодро зашагал дальше. Когда я случайно наклонил
сумку, арбуз выпал и покатился по тротуару. Я – за
ним. А он, убегая от меня, прыгнул на крышу машины. (В
классе несмелое хмыканье.) Затем скатился вниз
и, найдя дырку в какой-то ограде, прошмыгнул туда
и весело рассмеялся. (В классе смех.) Я
огорчился, когда понял, что арбуза мне не достать.
Опять же продолжают текст школьники. Лучшие
рассказы используются на следующих уроках.
А вот текст для мини-изложения (все те
же когда и деепричастия, но еще подключен
недавно пройденный союз если):
ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мы с братьями решили пойти в лыжный
поход, если будет хорошая погода. Утром погода
была отличная. И мы, легкомысленно не выяснив
прогноза, отправились в путь. Когда мы прошли
километров шесть, вдруг задул сильный ветер и
начал валить снег. Обсудив обстановку, мы решили
вернуться. Но нашу лыжню занесло. Мы двинулись
вперед, но вскоре потеряли ориентировку. Поняв,
что заблудились, мы шли наугад. Вскоре выбились
из сил и замерзли. И вот когда мы уже совсем
потеряли надежду выйти к какой-нибудь деревне,
заметили впереди сквозь снежную пелену
очертания избы. Если нам это не почудилось, то мы
спасены! Добравшись до избы, увидели на крыльце
женскую фигуру. Женщина пыталась разглядеть
что-то. Наверное, кого-то ждала. Когда мы
приблизились к крыльцу, я сказал: «Тетенька,
пустите погреться, из Кожина мы, заблудились». И
услышал голос матери: «Вы что, бессовестные,
родной избы не узнаете?».
Пересказывая текст, ребята должны
употребить встречающиеся в нем пунктограммы.
Все 3 текста хорошо идут и в средних, и в
старших классах.
Очень оживляет уроки игра в рифмы.
Изучили (или повторили) мы, например, правило о
правописании о и е после шипящих у
существительных. Выполнили положенные
упражнения. Класс получает задание подобрать
слова на это правило, но так, чтобы они
рифмовались со словом сучок. Выполняем все
вместе. У нас получается: сучок – волчок –
значок – дурачок. А к слову волчонок – зайчонок,
бельчонок, девчонка, ручонка. Затем пишем диктантик
(словечко это, кстати, ребятам очень нравится):
Бежала собачонка, за ней бегом
девчонка. В ручонке у девчонки был остренький
сучок. Увидели речонку, и тут же собачонка в
речонку от девчонки – скок!
А на правило о правописании «чк, чн»
получились у нас такие рифмы: ночка – кочка –
дочка – точка; печка – гречка – свечка; пончик –
кончик; птенчик – венчик – бубенчик.
«Высший пилотаж» – придумать целую
строфу из четырех строчек. Но это редко
получается. Однажды, правда, забавно у одного
семиклассника получилось: Затопил вчера я
печку, а на стол поставил свечку. Только печка не
топилась, свечка со стола свалилась.
Так что, коллеги, может быть, не такой
уж он и занудный – наш предмет...
|