КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО
СЕНТЯБРЯ"
СТОЛБУНОВА София Витальевна
Как построить нетрадиционный урок
русского языка
Учебный план курса
№ газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Виды игровой
деятельности. Элементы игровой деятельности
на каждом уроке. Урок-игра как эмоциональная
разрядка. Типы уроков-игр. Перечень тем, которые
можно отрабатывать с помощью игровых технологий.
Алгоритм построения уроков по игровой
технологии. |
18 |
Лекция 2. Технология
развития критического мышления через чтение и
письмо. Развитие критического мышления —
составляющая личностно ориентированного
обучения. Базовая модель технологии. Типы уроков:
работа с информационным текстом, работа с
художественным текстом. |
19 |
Лекция 3. Технология
развития критического мышления через чтение и
письмо. (Продолжение.) Типы уроков:
взаимообучение, дискуссия, письмо,
урок-исследование.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до
15 ноября 2005 г.). |
20 |
Лекция 4. Групповая
работа на уроке русского языка. Проблема
комплектования групп. Распределение ролей в
группе. Социометрическая характеристика класса.
Техника работы в группах. |
21 |
Лекция 5. Дискуссия,
дебаты на уроке русского языка. Дебаты как
педагогическая технология. Организация дебатов
на уроке. Дискуссионные темы. Методическая
разработка дебатов на тему: «Русская орфография:
хорошая или плохая?».
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до
15 декабря 2005 г.). |
22 |
Лекция 6. Концентрированное
обучение, или уроки-«погружения». Понятие об
уроке-«погружении». Организация
концентрированного обучения русскому языку
(модели). Урок – «погружение» в фонетику. |
23 |
Лекция 7. Интегрированные
уроки русского языка. Интегративность
образовательного процесса. Русская словесность.
Интеграция: русский язык – история, русский язык
– история искусств, русский язык – информатика,
русский язык (научный стиль речи) – любой
предмет. |
24 |
Лекция 8. Метод проектов
на уроках русского языка. Понятие о
проективном методе. Проект газеты, журнала.
Проект «Мультфильм своими руками». Проект «Мой
учебник русского языка». |
Итоговая работа
представляется в Педагогический университет не
позднее 28 февраля 2006 г. |
Лекция 3. Групповая
работа на уроке русского языка.
Проблема комплектования групп:
социометрическая и психологическая
характеристика класса. Распределение ролей в
группе. Техника работы в группах. Сценарий урока
групповой работы
Как известно хотя бы из слов персонажа
бессмертной комедии Грибоедова, метод «взаимных
обучений», называвшийся по имени английского
педагога Ланкастера (1771–1838) ланкастерским,
применялся в России уже в первой четверти ХIХ
века. Разумность и целесообразность более
сложного группового метода обучения осознана в
нашей стране в 20-х годах прошлого века. Правда, в
те времена не обошлось без перегибов:
насаждалась «бригадно-лабораторная форма
обучения». В настоящее время существуют
достаточно разработанные и эффективные
технологии группового обучения В.К. Дьяченко,
А.С. Границкой и Р.А. Утеевой. Мы обратились к
групповому обучению в связи с технологией
развития критического мышления через чтение и
письмо (см. лекции 2 и 3).
Учителя, пытающиеся использовать на своих уроках
групповую работу, могут столкнуться с
многочисленными трудностями. Группа может
оказаться слишком шумной или, наоборот,
пассивной, не способной определить свои цели и
сосредоточиться на работе; бывает, что учащиеся
не слушают друг друга, говорят одновременно, не
уважают чужого мнения, даже конфликтуют;
отдельные члены группы уклоняются от работы в
группе, проявляют враждебность к остальным. И
дело тут не только в том, что ученики не умеют
работать в группе, скорее всего такая
неработоспособная группа неправильно подобрана.
И впрямь с ума сойдешь от этих, от
одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
А.С. Грибоедов
ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП
Социометрическая и психологическая
характеристика класса
Прежде чем проводить уроки по
технологии группового обучения, учитель должен
решить проблему комплектования групп.
Для того чтобы работа была эффективной
и каждый выполнял свою роль охотно, а не из-под
палки, нужно, формируя группы, учитывать социометрическую
и психологическую характеристики класса.
Социометрическая характеристика
представляет собой описание существующих
ученических групп и отношений между учениками.
Примеры групп: 1) пара: один – лидер, ведущий,
другой – ведомый; 2) реальная группа:
неформальная группа с сильным лидером и
дружескими связями между ее членами; 3) референтная
группа: группа лиц, на интересы и ценности
которой ориентируется данный ученик.
Психологическая характеристика
определяет такие свойства личности ученика,
которые наиболее важно учитывать педагогам,
работающим в классе: темперамент, тип мышления,
тип памяти, экстраверсия/интроверсия,
самооценка, отношение к учению. Такую
характеристику может предоставить
учителю-предметнику психолог. Пример краткой
психологической характеристики ученицы:
«Железова Анна. Живая, подвижная девочка, быстро
и заинтересованно реагирует на окружающих и
происходящие события, редко бывает обескуражена
неприятностями и неудачами. Трезво и точно
оценивает свои возможности. Учится с интересом и
желанием, чему немало способствует ее хорошая
память на факты, формулы, тексты. В общении с
одноклассниками держит себя ровно, душой
компании не бывает, но и не отвергается. В
совместной деятельности проявляет себя
адекватно: в группе, нацеленной на общение, –
хороший собеседник, в группе, нацеленной на
выполнение работы, – хороший сотрудник».
Группы комплектуются так, чтобы в
каждой было 3–5 человек, причем это должны быть
дети с разным типом темперамента, психологически
совместимые, разного пола (к примеру, 2 девочки и 3
мальчика), с лидером позитивной направленности.
Например, Железова Анна вполне подошла бы на роль
такого лидера.
Существует два способа формирования
группы: подбор группы из упорядоченного списка
и подбор группы «под лидера».
Подбор группы из упорядоченного
списка
1. Составьте список класса, в котором на
первом месте будет самый сильный ученик, на
втором – равный ему или слабее, на третьем –
равный второму или чуть слабее и т.д. На последнем
месте будет самый слабый ученик.
2. Включите в группу первого и
последнего учеников, а также двух учеников из
середины списка. Проверьте, выполняется ли в
группе условие «2 : 2». Если нет, замените
мальчиков и девочек, пользуясь серединой списка.
Проверьте, есть ли в группе абсолютно
несовместимые ученики или закадычные друзья.
Сделайте соответствующую замену. Группа
сформирована.
3. Исключите из списка учащихся тех, кто
уже попал в группу. Если в списке осталось больше
четырех учеников, действуйте, как сказано в п. 2.
4. Объедините оставшихся учащихся в
группы по три (или пять) человека.
Подбор группы «под лидера»
1. Выберите семь-восемь (по числу групп)
самых сильных учащихся, которые будут лидерами.
2. Соберите будущих лидеров после
уроков и объясните им, что для успешной работы их
группа должна включать школьников разного
уровня. Предложите каждому лидеру выбрать одного
из семи-восьми слабых учеников в свою будущую
группу. Объясните, в чем будет состоять их
последующая роль.
3. На следующий день объявите, что в
классе начинается работа в группах, назовите
лидеров и попросите выбрать себе партнера.
Каждый из лидеров выбирает одного партнера, как
было решено вчера, и говорит: «Я хочу работать с
ним/с ней в одной группе». Учтите, что многие из
слабых учеников никогда не приглашались в
команду. Вероятна сильная эмоциональная реакция.
4. Два члена будущей группы садятся
вместе и решают, кого они пригласят из
оставшихся.
5. Три члена группы решают, кого они
пригласят из оставшихся. Всех учеников надо
предупредить, что в каждой группе должны быть два
мальчика и две девочки. За учителем остается
право утвердить или отклонить предлагаемый
выбор.
В том и в другом случае в результате
получаются группы, способные стать дружной
командой.
Однако неправильно оставлять состав
группы неизменным на все время обучения. После
5–6 недель успешной работы учитель неожиданно
объявляет: «Завтра вы будете работать в новых
группах». Такая операция повторяется 5–6 раз в
течение учебного года.
Распределение ролей в группе
Когда группа сформирована, наступает
второй этап – распределение ролей.
Количество ролей в группе должно
соответствовать количеству человек, а роли
школьники обычно называют и определяют сами.
Например, бодрила – воодушевляет членов
группы, заводила – отмечает групповые
свершения, координатор – обеспечивает
равное участие в работе членов группы, инструктор
– оказывает помощь, идеолог – напоминает о
задаче, секретарь – записывает идеи и так
далее.
Освоить (сыграть) роль – овладеть
навыком совместной работы в группе. На стенде
висит плакат «Учимся работать в группе».
Например, решаем вопрос: «Умеете ли вы
подбадривать?».
Умение: подбадривать.
Роль: бодрила.
Как выглядит
Улыбается
Смотрит на партнера
Внимателен |
Что говорит
«Интересная идея».
«Мы продвинулись вперед».
«Верно…». |
ТЕХНИКА РАБОТЫ В ГРУППАХ
Группа работает эффективно, если ее
члены понимают, что зависят друг от друга.
Учитель ставит общую всем понятную
задачу и объясняет, что нужный результат
достижим только в коллективе. При оценке работы
группы учитывается вклад каждого из участников.
В группе может возникнуть и ролевая
взаимозависимость (как у героев пьесы).
Одна из главных отличительных черт
групповой работы заключается в том, что учащиеся
действуют параллельно, общаются друг с другом, а
не только с учителем. Такой метод обладает
многими преимуществами по сравнению с
фронтальной работой в классе. При работе в
группах каждый школьник активно действует
гораздо большее время, чем обычно.
Для того чтобы каждый член группы
достиг желаемых результатов, эти результаты надо
оценивать. В ходе групповой работы создается
единый «групповой продукт», и учителю непросто
оценивать индивидуальный вклад каждого ученика.
Среди распространенных способов –
индивидуальное контрольное задание, отчет
случайно выбранного ученика, компьютерный тест.
Попытка объединить школьников,
которых не учили навыкам совместной работы,
редко приводит к появлению эффективной группы.
Поэтому надо целенаправленно добиваться того,
чтобы ученики были в состоянии работать в
группах параллельно, умели контролировать силу
голоса, выслушивать партнера, не перебивая его,
выполнять заданную роль, не оспаривать
поставленную оценку.
А чтобы учиться всему этому успешнее,
стоит периодически анализировать свою работу:
отмечать достижения, выявлять то, что вызвало
затруднения, обдумывать причины неудач,
обсуждать, что можно сделать для
совершенствования работы группы в целом и
каждого из ее членов в отдельности.
Сценарий урока групповой работы
В лекции 3 уже шла речь об уроке-взаимообучении,
в основе которого лежит работа в группах. Покажем
этот тип урока на примере урока русского языка в
5-м классе на тему «Проверяемые и непроверяемые
гласные и согласные в корне слова» (3 часа). Для
проведения урока по данной технологии требуется
систематизировать большой по объему материал.
Предположим, что всю предварительную работу по
комплектованию групп и отработке ролей вы уже
проделали, а с темой обобщения ваши дети уже
знакомы (даже с начальной школы).
Цели:
образовательная – отработка
навыка поиска проверяемых и непроверяемых
гласных и согласных в корне слова; отработка
навыка выделения корня слова; отработка навыка
постановки ударения; знакомство с правилами
произношения гласных и согласных звуков
(опережающее обучение);
воспитательная – выработка
навыка взаимодействия в группе;
развивающая – развитие внимания,
орфографической зоркости, зрительной, слуховой и
моторной памяти.
ХОД УРОКА
Технологическая карта урока
I. Стадия вызова |
II. Стадия осмысления |
III. Стадия рефлексии |
Игра «Верите ли вы, что...» |
Стратегия «Зигзаг» |
Составление сводной таблицы |
Учитель. У нас сегодня
урок-взаимообучение. Вы будете работать в 4
группах. Каждая группа получает свою тему. Мы
рассмотрим 4 темы:
1. Проверяемые гласные в корне слова.
2. Непроверяемые гласные в корне слова.
3. Проверяемые согласные в корне слова.
4. Непроверяемые согласные в корне слова.
I. Стадия вызова. Игра «Верите ли
вы, что...»
Итак, верите ли вы, что…
...в русском языке нет ни одного
«родного», исконного слова на букву а;
...можно съесть входную дверь;
...калоша – это деревянный башмак;
...можно стать абсолютно грамотным
человеком;
...чтобы стать грамотным человеком,
нужно очень хорошо изучить русскую фонетику?
Правила работы в группе
(лучше подготовить заранее на листе ватмана и
вывесить над доской):
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями.
Вы имеете право на ошибку. Критика запрещается.
2. Вы уважаете мнение каждого
участника. |
II. Стадия осмысления. Стратегия
«Зигзаг»
На этой стадии используется стратегия
«Зигзаг». (Свое название стратегия получила по
направлению движения членов группы: из исходной
группы один человек переходит в экспертную – и
обратно в исходную).
Этап 1
Заранее в классе расставляются парты
таким образом, чтобы никто из учеников не сидел к
доске спиной. Каждый участник в группе будет
выполнять (играть) свою роль (возможные роли: организатор
(лидер, ведущий), «расширитель» словарного
запаса, он же иллюстратор, связной (ищет и
устанавливает связи между текстом и окружающим
миром, находит параллели, аналогии), фиксатор (тот,
кто записывает идеи), репортер (тот, кто
излагает классу), таймер (хронометрист). При
малочисленной группе, например, только из 3
человек, могут совмещаться роли фиксатора и
репортера, а роль таймера может взять на себя
учитель.
Каждая группа получает свое учебное
задание, которое состоит из четырех частей.
Материал к темам 1 и 3 (проверяемые
написания) подобран таким образом: в одной его
части представлена связь орфографического
правила и произношения; во второй – способы
(алгоритмы) проверки правописания, в третьей и
четвертой – применение алгоритма. В заданиях №2
и №4 (непроверяемые написания) требуется
выделить корень и определить его значение,
понять связь с этимологией (для лучшего
запоминания правописания, развития
любознательности).
Когда группы работают, учитель
наблюдает и консультирует.
Учебное задание № 1. Проверяемые гласные в
корне слова.
Выполните данное задание. Обменяйтесь
результатами своей работы с другими членами
группы.
Часть 1
Правила произношения гласных звуков. С
правилом произношения гласных звуков тесно
связаны ошибки, которые можно допустить при
написании гласных а/о; и/е; я в слабой
позиции (не под ударением). Следовательно,
необходимо ясно видеть эти слабые позиции, для
чего нужно научиться мгновенно ставить ударение.
Упражнение. Поставьте ударение
в словах и определите, какая гласная стоит в
слабой позиции.
Образец: плохой; подснежник.
А теперь – сами: сосновый; березовый;
начало; пятачок; лесной; примириться; показалось,
наслаждение, зимовать, грибники, удивительный,
травянистый, перемещается, развевается,
затаились, погостить, приближаться.
Часть 2
Правописание безударных гласных,
проверяемых ударением, в корнях слов.
Способы проверки безударных гласных
Образец 1:
ходить – ходит,
носить – носит. |
Образец 2:
река – реки,
число – числа. |
Упражнение. Проверьте
безударные гласные по образцу. Вставьте
пропущенные буквы.
К_пить – ...; пр_сить – ...; т_щить - ...;
ч_сать - ...; пл_сать - ...; т_нуть – ...; п_сать – ....
Упражнение. Тр_ва – ...; зв_зда –
...; гр_за – ...; с_ва – ...; б_да – ...; к_за – ...; ск_ла –
...; … изба – ...; стр_ла – ...; пч_ла –
....
Часть 3
Упражнение. Подберите
родственные слова для проверки омофонов (слов с
одинаковым произношением, но разным написанием и
смыслом).
Нащ_пать лучины – нащ_пать травы;
удариться оз_мь – зазеленела оз_мь; об_жать
полный круг – об_жать слабых; отв_рить вермишель
– отв_рить окошко.
Упражнение. Исправьте ошибки в
словах. Попробуйте нарисовать картинки на эти
темы.
1. Мальчик полоскал собаку. 2. Огромные
волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. 3.
Ребята уже спустились с горы, а Витя все слизал с
нее. 4. Мама отварила дверь.
Часть 4
Другие случаи проверки безударных
гласных в корне: поседеть – сед; посидеть
– сидя; вскопать – копка; проредить
– редко.
Упражнение. Подберите
проверочные слова к следующим словам с
безударными гласными в корне.
Ут_мились; изнем_гали; от_желели;
сл_пались; м_лейший; напр_жение; исс_кать;
ист_щился; отст_вать.
КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ
Разные части задания выполняют разные
ученики. На этапе введения группового обучения
задания распределяет учитель. Потом эту функцию
можно передать лидеру, предварительно ознакомив
его с заданиями. Части задания разные по степени
сложности. Так, например, поставить в слове
ударение и найти безударные гласные может и
слабый ученик. Если он допустит ошибку, группа
может его поправить. Проверить безударные
гласные по образцу можно доверить и слабому, и
среднему ученику. Третью и четвертую части
задания выполняют средние и сильные ученики.
Рисунки же могут выполняться либо всеми, либо
иллюстратором. После выполнения задания каждый
зачитывает его вслух. Таким образом каждый член
группы знакомится с работой товарища и может его
поправить. Работу организует лидер:
устанавливает очередность высказываний,
руководит обсуждением. В результате обсуждения
фиксатор записывает, например, следующий текст:
«Чтобы правильно написать а, или о, е,
и, или я, нужно поставить в слове
ударение и найти сильную для этих гласных
позицию, т.е. под ударением)».
Иллюстратор может привести примеры из задания
или свои собственные.
Связной добавляет в текст свои наблюдения: «...но
иногда слова с разным значением звучат
одинаково, тогда к ним надо подобрать разные
проверочные слова. А если сделаешь ошибку, тогда
можно съесть входную дверь, которую отварила
мама».
Аналогично выполняет свою работу
рабочая группа 3 (проверяемые согласные в корне
слова).
Учебное задание № 2. Непроверяемые
гласные в корне слова.
Выделите корень слова. Поставьте
ударение. Найдите безударную гласную в корне, не
проверяемую ударением. Подчеркните ее двумя
чертами. По этимологическому словарю определите,
из какого языка пришло каждое слово,
постарайтесь определить его значение. В
сомнительных случаях справляйтесь в толковом
словаре. Придумайте с этими словами
словосочетания или предложения (можно и связный
рассказ). Обменяйтесь с другими членами группы
результатами своей работы (общее задание).
Часть 1
Абажур, абрикос, авиация, авария,
автобус, автомобиль.
Часть 2
адрес, багряный, базар, байдарка,
бакалея, баклажан.
Часть 3
балалайка, балерина, вагон, валенок,
великолепный, величественный.
Часть 4
велосипед, веранда, вермишель, дирижер,
ежевика, калоша.
КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ
В группах 2 и 4 задания выполняются
каждым членом группы самостоятельно. В качестве
приложения к заданию каждой группе выдается
этимологическая справка о происхождении данных
слов. В результате анализа дети приходят к выводу
о том, что в русском языке нет ни одного исконного
слова на букву а. В это же самое время
иллюстратор и связной сочиняют связный рассказ
из приведенных слов, а фиксатор его записывает.
Рассказ, к примеру, следующий: «Автомобиль с
абрикосами столкнулся с автобусом, нагруженным
абажурами, баклажанами, балалайками и валенками.
По указанному адресу произошла авария, которая и
не снилась авиации. А в это время величественный
дирижер слез с велосипеда и высадил из вагона
балерину, которая на байдарке отправилась с ним в
поход за ежевикой».
Учебное задание № 3. Проверяемые
согласные в корне слова.
Выполните данное задание. Обменяйтесь
результатами своей работы с другими членами
группы.
Часть 1
Правила произношения согласных
звуков. Произношение согласных, как и гласных, в
русском языке отличается от их написания, потому
что у произношения свои законы, фонетические, а у
написания – свои, морфологические. Фонетический
закон № 1: оглушай звонкие согласные на конце
слов и перед глухими, например: [трупка] – трубка;
[зуп] – зуб. Закон № 2: озвончай глухие согласные
перед звонкими, например, [проз’ба] – просьба.
Закон № 3: на стыке морфем согласные [з] и [ж], [з] и
[ш], [с] и [ж], [с] и [ш], [з] и [ч], [с] и [ч] произносятся
как долгие шипящие звуки [ж] и [ш].
Упражнение. Определите разницу
в произношении и написании согласных в следующих
словах.
Конечно, разжуй, из шубы, праздник,
сердце, езжу, позже, смазчик, тяжкий, местность,
гигантский, перевозчик, косьба.
Часть 2
Правописание сомнительных (парных
звонких и глухих) и непроизносимых согласных.
Упражнение. Вставьте
пропущенные буквы по образцу, подбирая
проверочные слова.
Образец:
известность – вести; грядка – гряда.
Запомните: лестница, чувство
(см. словарь).
Со_нце; мес_ность; препя_ствие;
рекор_смен; гиган_ский; трос_ник; зы_кий; ро_кий;
Часть 3
Упражнение. Подберите к
выделенным словам проверочные по образцу.
Образец: Я приближался (близко) к
месту моего назначения (назначить).
Вокруг (кругом) меня зеленел (зелёный)
лес, изредка уступая место полянам,
поросшим желтой осокой. Солнце садилось уже
который час, все никак не могло сесть и висело
низко над горизонтом. Машина катилась по узкой
дороге, засыпанной хрустящим гравием. Крупные
камни я пускал под колесо, и каждый раз в
багажнике лязгали и громыхали пустые
канистры.
(А. и Б. Стругацкие)
Часть 4
Упражнение. Спишите, вставляя
пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите
случаи правописания сомнительных согласных.
Каштанка бегала вза_ и впере_ и не
нах_дила х_зяина а между тем ст_новилось т_мно. По
обе стор_ны ул_цы з_жглись ф_нари и в окнах домов
пок_зались огни. Шел крупный, пушистый сне_ и
красил в белое м_стовую л_шадиные спины ша_ки
изво_чиков и чем больше т_мнел воздух, тем б_лее
ст_новились пр_дметы.
К_гда стало совсем т_мно, Каштанкою овл_дели
отч_яние и ужас. Она прижалась к к_кому-то
подъезду и стала плакать.
(А.П. Чехов)
Учебное задание № 4. Непроверяемые
согласные в корне слова.
Упражнение. В списке данных
слов найдите те, в которых есть непроверяемые
согласные в корне слова. Выделите корень.
Подберите однокоренные слова. Определите
значение этих слов. Определите, из какого языка
пришли к нам эти слова. Придумайте с ними
словосочетания или предложения. Обменяйтесь
результатами своей работы с другими членами
группы.
Часть 1
Бутсы, ветчина, кафтан, лепешка,
коврижка, овчарка.
Часть 2
Павлин, пенсне, молотьба, судьба,
пиджак, проспект.
Часть 3
Шедевр, шимпанзе, трамвай, оркестр,
ромашка, калоша.
Часть 4
Шлагбаум, пингвин, осьминог, подушка,
айсберг.
Этап 2
Первые номера из каждой рабочей
(исходной) группы приглашаются в первую
экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в
третью, четвертые – в четвертую.
Первая экспертная группа знакомится с
алгоритмом проверки безударных гласных,
проверяемых ударением; вторая – с алгоритмом
проверки безударных гласных, не проверяемых
ударением, третья – с алгоритмом проверки
проверяемых глухих и звонких согласных,
четвертая – непроверяемых. Каждая экспертная
группа получает правильные ответы к заданиям.
Эксперты отвечают на вопросы: как
научиться видеть безударные гласные,
проверяемые и не проверяемые ударением? Как
можно проверить сомнительные и непроизносимые
глухие и звонкие согласные? Какие способы
проверки гласных и согласных существуют? Что
делать с непроверяемыми написаниями?
Задание для экспертной группы 1
Алгоритм проверки безударных гласных
в корне, проверяемых ударением.
1. Поставьте в слове ударение. Выделите
корень. Чтобы не ошибиться, подберите
родственные однокоренные слова.
2. Подчеркните безударные гласные в
корне. Помните, что можно сомневаться в
правописании только тех безударных гласных,
которые слышатся неясно, неотчетливо, это
гласные [а, о, э, и].
3. Подберите к этим словам однокоренные
проверочные слова, в которых данные гласные были
бы под ударением. Проверьте, совпадает ли у
основного слова и проверочного значение корня.
4. Запишите данное слово без ошибок и
запомните, как оно пишется.
ОБРАЗЕЦ ПРИМЕНЕНИЯ АЛГОРИТМА
Свекольный (сок) – свёкла (о
– беглая гласная).Можно сомневаться в написании
гласной [э] после мягкой согласной, которая
передается на письме буквой е.
Проверочное слово – свёкла. Значение корня
совпадает – «овощ красного цвета».
Горячо – горячий. Удивляться
– диво, дивный. Садовод – сад.
Задание для экспертной группы 2
Алгоритм проверки безударных
гласных в корне, не проверяемых ударением.
1. Поставьте в слове ударение. Выделите
корень. Чтобы не ошибиться, подберите
родственные однокоренные слова.
2. Подчеркните безударные гласные в
корне. Помните, что можно сомневаться в
правописании только тех безударных гласных,
которые слышатся неясно, неотчетливо, это
гласные [а, о, э, и].
3. Если невозможно подобрать
проверочное слово, запишите его в словарь,
определите значение (узнайте в этимологическом
словаре, откуда это слово пришло в русский язык) и
запомните, как оно пишется.
Апельсин – апельсиновый.
Сомневаюсь в написании безударных гласных [а] и
[э] после мягкой согласной. Но проверить не могу –
значит, это непроверяемые гласные. Надо
запомнить, как пишется это слово, значение
которого – «цитрусовый плод оранжевого цвета».
Заимствовано из голландского языка, значение –
«китайское яблоко».
Задание для экспертной группы 3
Алгоритм проверки сомнительных и
непроизносимых согласных.
1. Произнесите данное слово. Найдите
место в корне, где можно ошибиться в написании
согласной. Обычно это конец слова (дуб) или
середина слова, когда глухая согласная стоит
перед звонкой (просьба) или, наоборот, звонкая
– перед глухой (кружка). Непроизносимая
согласная «прячется» в сочетаниях стн, здн
и некоторых других.
2. Подберите однокоренное проверочное
слово, в котором сомнительная или непроизносимая
согласная слышится отчетливо: надо, чтобы после
нее стоял гласный звук.
3. Запишите слово правильно,
постарайтесь запомнить это написание.
ОБРАЗЕЦ ПРИМЕНЕНИЯ АЛГОРИТМА
Местность – место (непроизносимая
согласная [т] в сочетании стн).
Дорожка – дороженька
(сомнительная согласная [ж], потому что при
произнесении слышу [ш]).
Задание для экспертной группы 4
Алгоритм проверки непроверяемых
согласных в корне.
1. Произнесите данное слово. Найдите
место в корне, где можно ошибиться в написании
согласной. Обычно это конец слова (дуб) или
середина слова, когда глухая согласная стоит
перед звонкой (просьба) или, наоборот, звонкая
– перед глухой (кружка). Непроизносимая
согласная «прячется» в сочетаниях стн, здн
и некоторых других.
2. Если у слова не существует проверки,
запишите его в словарь, определите значение и
происхождение.
Айсберг – айсберга (сомнительная
согласная на конце слова – г, потому что
слышу [к]). А вот согласную с, которая
слышится как [з], проверить не могу. Это –
словарное слово, пришло к нам из английского
языка, в переводе: айс – лед, берг – гора,
то есть ледяная гора.
Этап 3
Эксперты возвращаются в рабочие
группы и обучают остальных членов группы,
корректируя выполненные задания.
Этап 4
Групповая отчетность
Каждая исходная группа готовит
презентацию своего материала. В процессе
презентации должны прозвучать ответы на вопросы,
заданные в начале урока:
« верите ли вы, что...»
Да, действительно в русском языке нет
ни одного «родного», исконного слова на букву а,
так как такие слова, как абажур, абрикос,
авиация, автобус, автомобиль, и другие
заимствованы из других языков.
Можно съесть входную дверь, если
написать «Мама отварила входную дверь».
Да, по происхождению слово калоша в
переводе с греческого – деревянный башмак.
Да, можно стать абсолютно грамотным
человеком, если очень хорошо изучить русскую
фонетику.
III. Стадия рефлексии. Составление сводной
таблицы
В этой таблице объединяются способы
(алгоритмы) проверки правописания.
Проверяемые гласные в корне |
Непроверяемые гласные в корне |
Проверяемые сомнительные и
непроизносимые согласные в корне |
Непроверяемые сомнительные и
непроизносимые согласные в корне |
Поставить ударение.
Выделить корень
Найти безударные гласные
Подобрать проверочное слово |
Поставить ударение.
Выделить корень
Найти безударные гласные
Справиться в словаре |
Выделить корень
Сравнить произношение согласных с написанием.
Подобрать проверочное слово |
Выделить корень
Сравнить произношение согласных с
написанием. Справиться в словаре |
Какие вопросы возникли у вас в
процессе работы? Каких знаний вам не хватало? Вы
убедились в том, что стать грамотным человеком
без знания фонетики невозможно?
Оценка учебной работы группы
используется как воспитательный и методический
прием. Вовсе не обязательно ставить традиционные
тройки, четверки и пятерки. Наоборот, групповая
работа может оцениваться устно. Вы отмечаете
работу наиболее слаженной команды, даете советы
той группе, которая не смогла достичь пока
высоких результатов. Оценка же индивидуальных
достижений может происходить на следующем,
контрольном этапе, когда вы даете либо
контрольный диктант (тест, упражнение), либо
компьютерный практикум.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. С какой проблемой сталкивается
учитель при организации групповой работы на
уроке?
2. Что такое социометрическая
характеристика класса?
3. Какие данные психологии следует
учитывать при комплектовании групп?
4. Скомплектуйте в своем классе группы,
используя данные наблюдений психолога и
классного руководителя.
5. Охарактеризуйте каждую стадию
урока-взаимообучения.
6. Проведите урок-взаимообучение по
предложенному в лекции сценарию.
Литература
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В.
Дидактические и психологические основания
образовательной технологии. М.: Центр
«Педагогический поиск», 2003.
2. Гузеев В.В. Теория и практика
интегральной образовательной технологии. М.:
Народное образование, 2001.
3. Дьяченко В.К. Развивающее
обучение и развитие личности // Школьные
технологии, 1997.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в
обучении. М., 1991.
5. Учитель и ученик: возможность
диалога и понимания. Т. 2. / Под общ. ред. Л.И.
Семиной. М.: Бонфи, 2002.
|