Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2005

Я ИДУ НА УРОК

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Отчий край Сергея Есенина

Изложение с элементами сочинения

11-й класс

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

С. Есенин

Изложение рассчитано на два урока. На первом уроке проводится комплексная работа с текстом, ученики отвечают на вопросы, пишут словарный диктант, который послужит подспорьем для написания изложения. На второй половине урока пишут изложение.

Цель урока: формирование навыков коммуникативной компетенции, проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

ТЕКСТ

У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Но всем нам особенно дорого то, что составляет пафос, сердцевину поэзии Есенина и что он сам так точно и емко определил как главное в своем творчестве, – это чувство родины. «Тема родины, России, – неоднократно подчеркивал Есенин , – основная во всем моем творчестве...»
Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое озарение, словно душой ты прикоснулся к красоте родных его «рязанских раздолий». Село Константиново – родина поэта – привольно раскинулось по правому, высокому холмистому берегу Оки. Отсюда открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта дымка лесов Мещеры. Хорошо помню то потрясение, которое испытал от встречи с родиной поэта, увидев все это впервые, более тридцати лет назад. В те годы я подолгу жил в Константинове, но однажды побывал в близлежащих приокских селах. Тем, кому еще не довелось увидеть эти места, трудно представить, но поверьте: с константиновских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания.
Рязанская земля – колыбель поэзии Есенина. Здесь «по заре и звездам» он в школу проходил и мыслил и читал... по библии ветров»; здесь началось «пробуждение» его «творческих дум» и он впервые «схлестнулся» с рифмой; здесь в юное сердце деревенского озорника трепетно постучалась первая любовь; здесь он подружился на всю жизнь с молодой «зеленокосой», «в юбочке белой» березой; здесь навсегда стала бесконечно дорогой его сердцу «черная, потом пропахшая выть»; здесь он затаив дыхание слушал старинные легенды и предания о смелом подвиге Евпатия Коловрата. «...В детстве я рос, – отмечал Есенин позднее, – дыша атмосферой народной поэзии». И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле: «О Русь, – малиновое поле и синь, упавшая в реку, – люблю до радости и боли твою озерную тоску». А цветы! Любимые друзья поэта. Сколько чудесных встреч с ними было у Есенина! Они как бы радовались свиданию с поэтом в мягкой зелени полей и грустили в час прощания: «Цветы мне говорят “прощай”, головками кивая низко. Ты больше не увидишь близко родное поле, отчий край».
Из тридцати лет жизни Есенина более половины прошли в родном краю. Он впервые оставил его, держа путь на Москву, семнадцатилетним юношей: «Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге». И в каких бы дальних далях ни приходилось Есенину бывать, включая чужие страны, образ «отчих полей» никогда не угасал в памяти его души и сердца: «Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля».
Народный поэт Есенин – наш живой современник. За последние четверть века шесть раз «космическими» для поэзии тиражами, от пятисот тысяч до двух миллионов, выпускалось собрание его сочинений. Добавим к этому сотни отдельных изданий стихов поэта в нашей стране и за рубежом. Раскупаются они обычно в считанные дни. Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего века. Каких бы глубинных проблем современной народной жизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, убеждаемся, что в свое время о многих из них думал, размышлял Есенин; размышлял со светлой надеждой и верой в будущее России, порой мучительно тревожно и драматично вглядываясь в лицо своего противоречивого времени. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только поэт, за «случайными чертами» и «гримасами» века открывающий для себя, а значит, и для нас всю красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так почувствовать, так выразить себя, свое чувство родины в русском слове.

(Юрий Прокушев)

  • Какая тема, по словам самого поэта, является главной в его творчестве? Вспомните отрывки из стихотворений, подтверждающие, иллюстрирующие ваши слова.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!».
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914. «Гой ты, Русь, моя родная...»

* * *

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте,
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

1924. «Русь советская»

* * *

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

1924. «О верю, верю, счастье есть!..»

* * *

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

1917–1918. «О пашни, пашни, пашни...»

  • Как понимает тему родины С.А.   Есенин: для него это только рязанское раздолье или вся Россия?

  • Выделите микротемы текста. Определите, какие приемы художественной выразительности использует автор.

  • Выпишите 10 самых важных с вашей точки зрения словосочетаний.

  • Как вы понимаете значение слов пафос, выть? Сравните свою версию со словарной статьей толкового словаря.

  • Подберите однокоренные слова к существительному потрясение.

  • Подберите синонимы и антонимы к словам размышлял, прекрасный, отчий.

  • Перед написанием изложения будет полезно провести словарный диктант: сердцевина, творчество, необъятный, перелески, пробуждение, озорник, бесконечно, мягкая зелень, стережет, современник, собрание сочинений.

Возможный план

1. Основная тема творчества Есенина.
2. О встрече с родиной поэта.
3. Колыбель поэзии Есенина – рязанская земля.
4. Стихи Есенина близки нашему времени.

Задание. Напишите выборочное изложение об отчем крае С.Есенина. Продолжите работу своими размышлениями о том, почему до сих пор поэзия Есенина интересует читателя*.


* Подробно о том, как выполнять творческое задание, можно прочитать в книге А.Е.  Куманяевой. «Изложение на выпускном экзамене. 11-й класс»: Учебное пособие. М., 2005. С. 41–44.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru