Я ИДУ НА УРОК
Уроки развития речи в рамках изучения как
литературы, так и русского языка, мне кажется,
должны отличаться разнообразием приемов работы
с произведением писателя и содержать алгоритм
работы над текстом, создаваемый самими
учениками. В процессе обучения усваивается
именно этот алгоритм, различные способы чтения и
анализа авторского текста помогают его лучше
понять и убедительно высказать свое суждение по
тому или иному вопросу.
В период подготовки старшеклассников к ЕГЭ
радуешься каждой мелочи, которая может
пригодиться в работе. Может быть, этот урок или
сама идея урока тоже пригодится кому-нибудь.
Е.В. ЛОБКОВА,
Петропавловская средняя школа,
Челябинская обл.
Описание степи в произведениях Гоголя,
Тургенева, Чехова
Подготовка к написанию
сочинения-рецензии
Цель: воспитание грамотного,
квалифицированного читателя.
Задачи:
1) углубить представления учеников о
комплексно-сравнительном анализе текста,
познакомить с приемами работы над
художественным текстом (описанием);
2) развивать умение определять идею текста,
анализируя средства выразительности,
используемые в нем, и аргументированно излагать
ее в самостоятельно созданном тексте;
3) воспитывать бережное отношение к слову автора.
Оборудование: репродукции
картин художников, изображающих степь; мегафон,
распечатки отрывков.
ХОД УРОКА
1.
Прослушивание фрагмента народной
песни «Степь да степь кругом».
2.
Ученики читают стихи о степи
А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.
3. Объявление темы урока
Степи без конца и края, ровные, скучные,
раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно
живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты
– разное восприятие степи.
На сегодняшнем уроке в центре внимания
будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева,
Чехова, описывающие степь.
4. Работа с текстами
I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас
Бульба»)
Выразительное чтение отрывка
Степь чем дальше, тем становилась
прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство...
до самого Черного моря было зеленою, девственною
пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше;
вся поверхность земли представлялась
зелено-золотым океаном, по которому брызнули
миллионы разных цветов... занесенный бог знает
откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух
был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В
небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои
крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.
Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей
отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из
травы подымалась мерными взмахами чайка и
роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она
пропала в вышине, только мелькнет одною черною
точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула
перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы
хороши!..
Беседа по тексту
Учитель. Какое настроение
автора передает текст?
Ответы учеников:
– Настроение, конечно, радостное,
недаром описание завершается восклицательным
предложением.
Учитель. Какими словами
рассказчик передает радость, восхищение степью?
Ответы учеников:
– Сначала Гоголь определяет степь как
пространство земли. А затем прибегает к
метафорам: степь – зелено-золотой океан, синие
волны воздуха, брызнули по океану...
– Необозримость степи подчеркнута
фразой: брызнули миллионы разных цветов.
– Степь у Гоголя особенная: она живет,
дышит, шумит.
Учитель. Какими языковыми
средствами это передается?
Ответы учеников:
– В тексте много глаголов, они
передают движение и помогают нарисовать «живую»
степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался,
чайка подымалась и купалась.
– Прямой порядок слов перемежается
инверсией: брызнули миллионы разных цветов,
стояли ястребы, подымалась чайка.
– Автор использует гиперболу: вся
поверхность земли представлялась океаном,
миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди
многообразия цветов – один колос; среди тысячи
птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится
видеть писатель.
– В тексте встретился повтор: неподвижно
стояли... неподвижно устремив; сравнение: чайка
мелькнула черною тучкою.
– Картина степи озвучена тысячью
птичьих свистов, криком диких гусей.
– Атмосферу шуршания в степной траве и
движения в степном небе создают также глухие и
шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].
– Вся степь у Гоголя какая-то
сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт
вас возьми, степи, как вы хороши!..
(Некоторые преподаватели не склонны
задавать вопросы о художественной
изобразительности средств при анализе текста,
т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины.
Но в классе всегда есть слабые ученики, на
которых приходится ориентироваться.)
Учитель. Почему Гоголь так
восхищен степью? Для ответа на этот вопрос
вспомните содержание произведения.
– Степь у него не сама по себе, а символ
Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает
великолепную, дорогую и милую сердцу каждого
человека картину.
II. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь»)
Выразительное чтение отрывка
Далее, далее!.. Пошли степные места.
Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы,
распаханные и засеянные доверху, разбегаются
широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются
между ними; продолговатыми островами разбросаны
небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие
дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все
мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она
наконец – безграничная, необозримая степь!..
(Анализ этого отрывка сильные ученики
подготовили заранее.)
Ответы учеников:
– Книга И.Тургенева «Записки
охотника» завершается картинами природы. Данная
в разное время года (весна, лето, осень), она
символизирует вечное обновление жизни.
В этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете
вы, глянешь с горы. Удивляет, что у Тургенева
есть такая же метафора, что и у Гоголя, –
сравнение холмов с разбегающимися волнами.
Видимо, эта необозримость, необъятность степи
рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с
морской стихией.
– В остальном степной пейзаж кажется у
Тургенева более реалистичным и конкретным:
холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта
реалистичность, может быть, достигается тем, что
читатель вместе с писателем осязаемо видит и
чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти
отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы. И нам
порою только кажется, что холмы разбегаются,
овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут
(олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна
движения. В тексте особый синтаксис: длинные
бессоюзные предложения. Такие же длинные,
монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и
повторы: далее, далее... и вновь в степь далее
и далее.
У Тургенева при взгляде на степь – тоже восторг: какой
вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод.
Образным может быть язык писателя, и образность
языка писателя у каждого своя, она индивидуальна.
Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ
свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим
(как образ степи), но дан в своей особой ситуации,
в своем особом употреблении.
(Не прошу класс добавить чего-либо к
этому анализу, в данный момент это не нужно
делать.)
Учитель. В 1888 году Чехов
создает произведение, которое он рассматривает
как «пропуск в большую литературу», – повесть
«Степь». Предметом чеховских размышлений
становится судьба Родины в целом и на этом фоне –
судьба отдельного человека. Ребята, вам,
наверное, не кажется странным, что мы сегодня,
говоря об образе степи, несколько раз уже
повторили слово Родина.
В «Степи» обозначена одна из важных сторон
чеховского мироощущения – стихия природного
мира, являющая собой идеальный образ гармонии,
противопоставленный скучному миру людей.
Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь
природы и жизнь человека. Пейзаж в этом
произведении и становится самостоятельным
сюжетом. Он демонстрирует представление автора о
полной, осмысленной и гармоничной жизни.
III. Описание степи у А.П. Чехова.
(«Степь»)
Выразительное чтение отрывка
Между тем перед глазами ехавших
расстилалась уже широкая, бесконечная равнина,
перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая
друг из-за друга, эти холмы сливаются в
возвышенность, которая тянется вправо от дороги
до самого горизонта и исчезает в лиловой дали;
едешь-едешь и никак не разберешь, где она
начинается и где кончается...
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо,
без хлопот принялось за свою работу. Сначала
далеко впереди, где небо сходится с землею, около
курганчиков и ветряной мельницы, которая
издалека похожа на маленького человечка,
размахивающего руками, поползла по земле широкая
ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса
засветилась несколько ближе, поползла вправо и
охватила холмы... и вдруг вся широкая степь
сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и
засверкала росой... в траве перекликались
суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули
в траве свою скрипучую, монотонную музыку...
неожиданно послышалось тихое пение. Где-то
неблизко пела женщина, а где именно и в какой
стороне, трудно было понять...
Но прошло немного времени, роса испарилась,
воздух застыл, и обманутая степь приняла свой
унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы,
буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными,
как тень, тонами, равнина с туманной далью и
опрокинутое над ними небо, которое в степи, где
нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким
и прозрачным... Вдруг в стоячем воздухе что-то
прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со
свистом закружился по степи. Тотчас же трава и
прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге
спирально закружилась пыль, побежала по степи, и,
увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным
вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила
солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и
прыгая, побежали перекати-поле...
Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот
и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром...
Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный.
Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало
сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева
звуки...
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...
Диалог двух групп
(Анализ отрывка построен на диалоге
двух групп. Одна из групп получила задание
составить вопросы для лингвистического анализа
отрывка, другая внимательно прорабатывает текст.
На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только
при необходимости вносит поправки.)
– Чьими глазами мы видим степь?
– Мы видим степь то глазами автора, то
глазами Егорушки. Взгляды их на степь различны.
– Как воспринимает степь Егорушка?
– У Егорушки детское восприятие мира,
похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У
него ветряная мельница – маленький человечек,
размахивающий руками; чернота на небе раскрыла
рот и дыхнула белым огнем (а не молнией);
перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь
по дороге прыгают пузыри...
– Степь у Чехова живет своей жизнью и
развивается по своим законам. Продемонстрируйте
это примерами из текста.
– Июльская степь на глазах ехавших
меняется несколько раз: вот она широкая и величественная,
улыбающаяся; то вдруг обманутая степь
замирает; то поднимает ропот, все кружит и
затуманивает солнце.
– Разноликая степь – величественная и
просторная, страшная и не всегда понятная. А
происходит это потому, что дается в разных
восприятиях – автора и его маленького героя.
(Группа, задающая вопросы, имеет свои
варианты ответов.)
– Мы хотим добавить. Перед нами
утренний пейзаж и переход к дневному зною;
картина томительного дневного зноя, когда время
точно застыло и остановилось, вечерний
пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.
– В чеховском отрывке мы также
отмечаем и олицетворения, и метафоры: роса
испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли
ропот, чернота дыхнула белым огнем...
– Есть лирические и изобразительные
эпитеты: широкая, бесконечная равнина
(изобразительные), обманутая степь, загорелые
холмы (лирические).
– Конечно, у каждого писателя свои
художественные средства. Но что отличает
чеховскую степь от гоголевской и тургеневской?
Что это за особенность?
– Нам кажется, что у Чехова степь
по-особому одухотворена: сбросила полутень,
улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней,
как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось
за свою работу. Так и хочется нарисовать степь
капризной девушкой. И все потому, что она так
часто меняет свой нрав.
– Степь становится действующим лицом,
живым человеком.
– Чеховская «Степь» напоминает
лирическую прозу.
– Автор использует приемы аллитерации
и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много
звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой
стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность
повторяющихся шипящих звуков: едешь-едешь
и не разберешь – передает чувство скуки и
надоедливости дороги.
Во втором абзаце обилие звуков [о], [а]
рождает напевность, мелодичность. Эта
музыкальность в природе сливается с реальной
бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина,
а где именно и в какой стороне, трудно было
понять...
– Когда все больше вчитываешься в
текст, прислушиваешься к его звукописи, то
удивляешься: как она помогает точно нарисовать
картину.
Посмотрим, как Чехов рисует
приближение грозы: Вдруг рванул ветер...
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула
белым огнем; тотчас же загремел гром...
Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает
гроза? А помогли это почувствовать сочетания
звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр]. Все это происходит
потому, что фонетический, звуковой уровень мы
воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию
на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на
котором писал Чехов, это и так слышно.
5. Сравнение описаний степи. Выводы
– Если бы у вас в руках были краски, то
какие цвета вы бы использовали, рисуя степь
Гоголя, Тургенева, Чехова?
– Гоголевская степь яркая. Отрывок
пестрит прилагательными цвета: зеленый,
зелено-золотой, синий, черный. А цветов
миллионы! Вот где буйство красок!
– У Тургенева степь скупа на краски.
Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать.
Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных
(желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие
рощи будут написаны редким зеленым цветом.
– Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый
цвета появились бы на картине, изображающей
чеховскую степь.
Учитель. Сравнив отрывки,
постараемся сделать выводы.
Ответы учеников:
– У каждого большого писателя даже при
общности художественных образов, сравнений,
метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает
своя индивидуальная картина степи, выраженная
по-своему.
– Разные писатели, разное время,
разные литературные пристрастия, но язык един.
Получаешь эстетическое удовольствие от такого
русского языка.
6. Домашнее задание.
Напишите сочинение-рецензию по любому
из отрывков.
|