Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Г.Г. ГРАНИК,
Г.Н. ВЛАДИМИРСКАЯ,
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва


Знаки препинания при опасных союзах

и, да (= и), или

1. Какие союзы мы называем опасными?

Однажды в журнале для школьников мы предложили ребятам найти в любом тексте страницу без союзов и, да (в значении и), или, пообещав победителям подарок. Пришлось нам рассылать подарки. Правда, победителей было немного.

Попробуйте сами найти такой отрывок, и вы убедитесь, как часто эти повторяющиеся или одиночные союзы употребляются в нашей речи. Особенно союз и.

Главными героями этой главы будут одиночные сочинительные союзы и, да (= и), или. Мы их назвали «опасными».

Почему? На этот вопрос мы будем отвечать вместе с вами.

Прочитайте предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно. Определите, что в них соединяют сочинительные союзы и, да (= и), или.

1. Вставали волны так же до небес, и ветер выл, и пена клокотала. (А.Кушнер)

2. В зеркальных водах качались сосны и плыли грустные серые облака. (Д.Гранин)

3. Гремела атака, и пули звенели, и ровно строчил пулемет. (М.Светлов)

4. И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота. (П.Никитин)

5. Пока я приносил в дом дрова и пока Наталья разводила в печке огонь, дети играли во дворе в салочки.

6. Когда наступила зима и дом завалило снегом, по ночам раздавался волчий вой.

7. На стадионе развевались красные знамена и играла музыка.

8. Учитель еще раз произнес слова одобрения и надежды.

Как видите, эти сочинительные союзы могут соединять и однородные члены, и части сложных предложений.

Подумайте, в каких из рассмотренных предложений вы можете объяснить наличие или отсутствие запятых при этих союзах, а в каких пока что не можете. Перед предложениями, в которых не можете объяснить знаки, поставьте значок – (минус).

Надеемся, что не вызвало трудностей объяснение постановки запятых при однородных членах, соединенных как одиночными, так и повторяющимися союзами.

Очевидно, вы справились и с объяснением запятых, стоящих между частями сложных предложений, соединенных повторяющимися союзами.

Теперь начертите таблицу и запишите в нее соответствующие номера предложений.

Могу объяснить
постановку запятых

Не могу объяснить
отсутствие запятых

 

 

 

Обратили ли вы внимание, в каких предложениях – простых или сложных – возникают трудности? Одиночные или повторяющиеся союзы стоят между частями сложных предложений?

Итак, трудности возникают только при постановке знаков препинания в сложных предложениях, части которых соединены одиночными союзами и, да (= и), или.

Вот почему мы назвали эти союзы опасными.

2. Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзом И

В стране воспоминаний

Прежде чем рассказывать об одиночных опасных союзах, наведем порядок в том, что вы уже знаете. Запишем эти знания в виде самоинструкции.

Самоинструкция

1.1. Прочитайте начало фантастического рассказа Т.Крюковой «Битва», в котором действуют выдуманные существа: гоблины, орки, бронированные ящеры. Включите мысленный экран.

Восходящее солнце щедро залило светом холм и равнину и два войска застывшие в ожидании битвы. Возле холма равнина пестрела черно-желтыми знаменами и белыми штандартами и разноцветными вымпелами Объединенного королевства. С другой стороны, неподалеку от леса, синие знамена и лазурные стяги Заречья. Король стоял на холме и взирал на свое воинство. В нем бок о бок сражались и люди и горные орки и лесные гоблины наездники на ящерах покрытых панцирями и рыцарская конница. Король рассчитал с какой последовательностью вводить войска в бой: орочья орда и неуязвимые ящеры гоблины и людская конница. Все было не раз обдумано и просчитано и выверено. И король и его полководцы не сомневались в успехе.

1.2. Как вы думаете, картину, увиденную вами на мысленном экране, можно расположить на одном полотне или надо создать несколько кадров фильма? На этой картине все находится в движении? Или неподвижно, статично?

1.3. Перепишите текст, по ходу письма делая графический разбор и расставляя недостающие знаки препинания. Не забывайте соответствующе подчеркивать любой обособленный второстепенный член предложения.

1.4. Объясните правописание выделенных слов.

В копилку слов

рассчитать
но: расчет
бок о бок
конница

2. Перепишите предложения, по ходу письма расставляя знаки препинания. Над однородными членами ставьте арабские цифры, а союз и выделите кружочком.

I.

1. В парке росли розы пионы ирисы.
2. В парке росли и розы и пионы и ирисы.
3. В парке росли розы и пионы и ирисы.
4. В парке росли розы и пионы, ирисы и тюльпаны.
5. В парке росли цветы розы и пионы и ирисы.
6. Цветы розы и пионы ирисы и тюльпаны росли в парке.

II.

1. Человек наделен разумом и творческой силой чтобы приумножить то, что ему дано.

2. Всем сердцем люблю я леса их сдержанный голос и шум потаенный и пущи глухие и в них буреломы где тучи гудели под гулкие громы роняя дождей паруса.

3.1. Перепишите текст, расставляя по ходу письма недостающие знаки.

Профессор Гиляровский был крепыш и силач весельчак остряк и затейник с поступками оригинальными и весьма неожиданными. Еще молодым человеком Гиляровский ушел в народ и нанялся он простым рабочим на волжский завод. Потом в кавказской армии воевал с турками и получил за храбрость Георгия1 потом оказался актером где-то на провинциальной сцене и газетным репортером и поэтом и автором хлестких фельетонов из газетной жизни.
Владимир Алексеевич был человеком таких разнообразных качеств что не зря про него говорили что будто он и швец и жнец и на дуде игрец. Дядя Гиляй так звали его многочисленные приятели одновременно дружил с очень разными людьми писателями и актерами пожарными беговыми наездниками клоунами из цирка европейскими знаменитостями и пропойцами Хитрова рынка бывшими людьми. Гиляровский написал несколько интересных книг: это личные воспоминания о разных встречах и знакомствах и рассказы о старой Москве. Умер Гиляровский в глубокой старости: ему было 82 года.

(Н.Телешов. «Записки писателя»)

3.2. Объясните правописание слов с фонемами в слабой позиции, а правописание слов, которые проверить нельзя, запомните.

В копилку слов

оригинальный
репортер
фельетон

4.1. Предскажите по отрезкам структуру предложения и общий смысл. Помните, что у отрезка может быть два и более варианта.

1. Мы сразу же полюбили его за скромность и деликатность и эта дружба...
2. Непроглядная тьма лежала там и я с размаху...
3. Среди московского снега заиндевелых бульваров окон заросших льдом и...
4. Мама почему-то была встревожена отъездом отца и...

4.2. Перепишите отрезки и расставьте в них знаки препинания. Придумайте примеры, продолжив отрезки. Если отрезок можно продолжить не одним вариантом, а большим количеством, напишите их все.

3. Знаки препинания между частями сложных предложений, соединенных одиночными опасными союзами

Между частями сложных предложений, соединенных одиночными опасными союзами, в одних случаях запятая ставится. В других – не ставится.
Почему?
Чтобы не поставить пунктуационный знак между частями сложного предложения, нужны серьезные причины. И они, конечно, есть.
Дело в том, что иногда у таких частей сложного предложения есть общая синтаксическая единица, общий элемент. Он относится не к какой-либо одной части предложения, а сразу к обеим. Поставив запятую между частями, мы поселим общий синтаксический элемент только в одну из частей сложного предложения. И тогда исказится смысл всего высказывания.
Сейчас мы начнем создавать самоинструкцию, с помощью которой вы сможете правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении, части которых соединены одиночным опасным союзом.

Самоинструкция

Перепишите самоинструкцию в тетрадь.

Чтобы продолжить ход рассуждений, надо установить, что же может быть у частей сложного предложения общего.

Первый случай

Рассмотрим предложение.

Когда происходило то, что сказано в обеих частях сложносочиненного предложения?

Оказывается, то или другое происходило по вечерам. Как видите, у этих частей есть общий второстепенный член – обстоятельство времени по вечерам. Если мы поставим запятую, станет неизвестно, когда же к Петру Ивановичу приходили дети.

Проделайте такую же работу с предложением

Какое это предложение:
сложносочиненное, или сложноподчиненное,
или сложное предложение с сочинением и подчинением?

Укажите, каким членом предложения является общий для частей сложного предложения второстепенный член.

Итак,

если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член, то перед одиночными опасными союзами и, да (= и), или запятая не ставится.
А если у частей сложного предложения нет общего второстепенного члена, то запятая перед опасными союзами ставится.

Сравните два сложносочиненных предложения. Для этого проанализируйте каждое из них. Расставьте знаки препинания.

Солнце закатилось и ночь последовала за днем почти без промежутка... (М.Лермонтов) На следующий день я отпечатал все снимки и Аня забрала их.

Вот как будут выглядеть их схемы:

Перепишите таблицу вместе со схемами.

5.1. Прочитайте продолжение фантастического рассказа «Битва». Читая, позовите на помощь воображение.

Король взмахнул рукой раздался звук рога и сразу вслед за этим войско всколыхнулось и медленной лавиной двинулось вперед. Пронзительный орочий визг разнесся над равниной и земля содрогнулась от топота бронированных ящеров. Со стороны леса раздался грозный стук барабанов и синей волной хлынула рать противников словно кто-то открыл невидимый шлюз.

5.2. Сравните первый отрывок со вторым и скажите, в каком из них картина статична, неподвижна, а в каком – все находится в движении? Можно ли эту картину изобразить на одном художественном полотне или надо создать несколько кадров фильма?

5.3. Перепишите отрывок, по ходу письма проделайте графический разбор предложений и расставьте знаки препинания. Начертите схемы всех предложений.

6.1. Прочитайте отрывки из стихотворений М.Лермонтова. Перепишите, делая графический разбор предложений и расставляя знаки препинания.

1. По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц и звезды и тучи толпой
Внимали той песне святой.

2. Русалка плыла по реке голубой
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

3. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

6.2. Выучите отрывки наизусть и подготовьтесь к письму по памяти.

Если вы все сделали правильно, следующее задание можете пропустить. Если ошибки были, выполните задание 7, а потом переходите к следующему.

7. Положите на страницу прозрачную пленку и сделайте синтаксический разбор предложений. Расставьте знаки препинания.

1. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды
И пращ и стрела и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...

(А.Пушкин)

2. Лишь изредка олень пугливый
Через пустыню пробежит
Или табун коней игривый
Молчанье дола огласит.

(А.Пушкин)

3. Не проходи мимо горя чужого
Рядом оно или где-то в глуши.
Людям так хочется доброго слова
Доброго взгляда и доброй души.

(А.Дементьев)

4. История науки это история мысли ее приключения и они бывают не менее привлекательными, чем приключения отдельного человека. (Д.Гранин)

8. Прочитайте рассказ.

ДУБ

Однажды на луг попал желудь и пророс.
Из земли показались два резных листочка и луговые травы заметив незнакомца заинтересовались.
– Ты кто? – спросила кислица.
– Дуб, – сказал новорожденный дубок.
– Дуб? Это же просто смешно. Таких дубов не бывает и потом это наш луг. Мы растем здесь испокон веков и тут не место всяким выскочкам, – хором закричали куриная слепота и осот и крапива и иван-да-марья и лопух и все остальные.
Посовещавшись травы решили поставить чужака на место и нарочно раскидывали листья затеняя дубок и загораживая солнце. В этот год крошечному деревцу пришлось тяжко и на следующий было не лучше. Травы смеялись над дубом, да и как не смеяться если ростом он был меньше ладошки и даже подорожник смотрел на него сверху вниз. Все дружно старались заглушить нахаленка возомнившего что он дуб. К осени им показалось что это почти удалось. И отлютовала зима и весна зажурчала ручьями и произошло чудо. Дубок ожил и на тонком прутике снова появились листочки. Деревце росло очень медленно, и, когда прошло пять лет, дубок едва высовывался макушкой из осота.
И пригревало солнце и шумели дожди и увядали травы и снег заботливо укрывал луг от холодов. Прошло много лет. Дуб вырос большим раскидистым красавцем и росшие под его сенью травы им очень гордились. Что и говорить, не на каждом лугу есть свой дуб. И кислица и ковыль и одуванчик и мокрица все называли его не иначе, как наш великий дуб. Сменилось много поколений трав и никто из них не помнил как когда-то все пытались погубить маленькое деревце.
А что же дуб? Он позабыл обиды и помнил лишь то что сумел преодолеть все трудности.

(Т.Крюкова)

8.1. Как вы думаете, только ли о дубе этот рассказ?

8.3. Объясните все знаки препинания в этом тексте.

Второй случай

Продолжим наш разговор об одиночных опасных союзах. Сейчас вы откроете второй случай, когда между частями сложного предложения, соединенных одиночным опасным союзом, запятая не ставится. Вы снова должны найти у частей сложного предложения общий синтаксический элемент.
Прочтите предложение.

Соловьев как-то остро почувствовал, что по-прежнему сидит в седле и что впереди него колышутся в седлах бойцы его отряда.

Подумайте, какое это предложение:
сложносочиненное, или сложноподчиненное,
или сложное предложение с сочинением и подчинением?
Теперь задайте вопрос от главной части к придаточной.
Как видите, 1) от сказуемого в главной части почувствовал к обеим придаточным задается один и тот же вопрос: что почувствовал Соловьев? и 2) обе придаточные части относятся к главной – она для них общая.
Такие части сложноподчиненного предложения называются однородными придаточными.
Следовательно,

если в сложном предложении у главной части есть однородные придаточные, соединенные одиночным опасным союзом, между придаточными запятая не ставится.

Обратите внимание: однородные придаточные ведут себя так же, как однородные члены, соединенные одиночным опасным союзом.
Вот вы и открыли второй случай, когда между частями сложного предложения, соединенными одиночным опасным союзом, запятая не ставится.
Вот как будет выглядеть схема таких предложений:

А если в сложном предложении нет однородных придаточных, соединенных одиночным опасным союзом, между частями такого предложения запятая ставится.

9. Прочитайте продолжение рассказа Т.Крюковой «Битва». Описание в тексте начавшегося сражения представьте на мысленном экране. Без этого вы не сможете понять происходящее.

Король наблюдал как две стихии неслись навстречу друг другу и как зелень равнины стремительно сжималась под их натиском. Глядя на не ведающих страха орков и мощных ящеров он понимал что люди не устоят и исход битвы предрешен еще до начала. Скоро два войска схлестнулись и орочья орда влилась в синее море людских туник. Воины Заречья однако устояли и отрубленные от основного войска желто-черные щупальца сгинули в синеве. Словно по сигналу орки откатились назад. Король дал отмашку и в бой вступила вторая очередь. Когда гоблины-наездники направили в людскую гущу ящеров и когда воины Заречья стали лицом к лицу с гигантскими рептилиями люди дрогнули.

9.1. Работайте с прозрачной пленкой, на которой расставьте знаки препинания и подчеркните обособленные второстепенные члены.

9.3. Постройте схемы всех предложений.

Если у вас не было ошибок, следующее задание можете пропустить. Если ошибки были, выполните сначала задание 10, а потом переходите к следующему.

10.1. Положите на страницу листок бумаги (движок) и, постепенно сдвигая его, попробуйте предсказать в предложении расстановку знаков препинания.

ДРЕВНИЕ РУКОПИСИ

Древние рукописи и надписи рассказывают о том как жили люди в давние времена и как они представляли себе окружающий мир. Расшифровка текстов которые написаны тысячи лет назад и язык которых утерян требует огромного труда. Ученые многих стран искали способ прочесть письмена народа майя который жил в Америке до нашествия европейцев и который создал высокую культуру. Во времена конкистадоров (испанских завоевателей) народ майя был порабощен и древние города разрушены. Испанцы уничтожили многие памятники и сожгли на костре большое количество рукописей. Но в XIX веке города были раскопаны и некоторые рукописи найдены. В течение ста двадцати лет исследователи пытались прочитать рукописи майя и лишь в 1961 году русские ученые сумели расшифровать таинственные письмена.

10.2. Постройте схемы предложений.

10.3. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

11. Прочитайте текст. Постройте схемы предложений, не забывая на схеме расставлять знаки препинания.

Некоторые народы в древности считали что имена людей наделены магической силой и что они могут влиять на судьбу человека. Поэтому во многих культурах людям при рождении давали два имени одно из которых держали в секрете чтобы никто не мог использовать его во вред человеку и никто не мог приобрести власть над ним.

12.1. Прочитайте текст. Определите, есть ли в каждом из предложений текста какой-либо общий синтаксический элемент. Если есть, то какой.

В Монголии весьма популярна игра в шахматы и насчитывается свыше 5000 организованных шахматистов. Но в этой игре правила имеют некоторые особенности и конь не может поставить мат противнику. Монголы считают что конь друг человека и что он не может вредить человеку.

12.2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

ПЕРЕМЕНА

Знаете ли вы, откуда взялось слово халява и что обозначает это слово? Оно возникло в старину и обозначало широкие голенища сапог. В давние времена небогатые гости, когда они оказывались за обильным столом, потихоньку прятали часть угощения в сапоги. Когда человек в этих сапогах приходил домой, он доставал добычу и семья угощалась на халяву.

13.1. Поработайте предсказателями. По отрезку установите его общее содержание и синтаксическую структуру. Помните, что у отрезка может быть два или более варианта.

1. Девочка сошла с поезда и поискав кого-то на перроне...
2. Я рассердился сказал что я уже взрослый и...
3. Занавес поднялся и...
4. Бабочка садилась на сухую траву перед окном и немного посидев возвращалась...
5. Солнце проникало через световой люк иллюминатора и...

13.2. Продолжите отрезки до предложений.

Например, так: 1) Девочка сошла с поезда и, поискав кого-то на перроне, пошла вдоль пока что стоящих вагонов. Или: 2) Девочка сошла с поезда, и, поискав кого-то на перроне, навстречу к ней бросились друзья.

В копилку слов

перрон
иллюминатор

Откройте тетрадь с самоинструкцией и продолжите ее заполнение. В графе «есть общий элемент» запишите:

1) общий второстепенный член,
или
2) при главной части однородные придаточные,
или
3)...

Третий случай

Чтобы открыть этот последний случай, перепишите в тетрадь предложения и сделайте их графический разбор.

Когда мальчики наконец вошли в село, в нем не было ни одного огня и все спали.

Какое это предложение:
сложносочиненное, или сложноподчиненное,
или сложное предложение с сочинением и подчинением?

Построим схему этого предложения:

Как вы видите, в этом сложном предложении есть придаточная часть, которая одновременно относится к двум частям, находящимся в сочинительной связи: в нем не было ни одного огня и все спали.

Когда это было? Когда мальчики наконец вошли в село.

Если мы поставим между частями этого предложения перед союзом и запятую, мы отнесем придаточное только к одной из главных частей. И будет непонятно, когда же все спали.

Откройте тетрадь с самоинструкцией и закончите ее.

Вот так:

3) общее придаточное при двух частях,
соединенных сочинительной связью.

Итак,

если в сложном предложении есть общее придаточное при двух частях, соединенных сочинительной связью, между такими придаточными запятая не ставится.

Окончательный вариант самоинструкции «Знаки препинания при опасных союзах и, да (=и), или».

Самоинструкция

14. Подумайте и ответьте на вопросы.

Что надо проверить:
I. Если предложение
1) сложносочиненное, и
2) состоит из двух частей, и
3) части соединены одиночным опасным союзом.
II. Если предложение
1) сложносочиненное с подчинением и
2) части, находящиеся в сочинительной связи, соединены одиночным опасным союзом.

15. В каком из приведенных ниже примеров знаки препинания поставлены верно? Обоснуйте свой ответ графически.

1.1. Двое рабочих стоя на крыше, сбрасывали вниз уголь, и не останавливаясь ни на минуту, двое других рабочих отгребали его в сторону.

2. Двое рабочих, стоя на крыше, сбрасывали вниз уголь и, не останавливаясь ни на минуту, двое других рабочих отгребали его в сторону.

3. Двое рабочих, стоя на крыше, сбрасывали вниз уголь, и, не останавливаясь ни на минуту, двое других рабочих отгребали его в сторону.

II.1. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее (Каштанки) спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее в бок. (А.Чехов)

2. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее в бок. (А.Чехов)

3. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину, и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее в бок. (А.Чехов)

16.1. Прочитайте окончание рассказа «Битва». Позовите на помощь воображение. Чтобы понять произошедшее, необходимо увидеть сменяющие друг друга картины сражения.

Король торжествовал победу, и его полководцы ликовали, когда внезапно из-за леса в небо взмыли боевые драконы с восседающими на них всадниками. После того как драконы начали сверху пикировать на ящеров тяжелые, неповоротливые рептилии потеряли ориентировку, и бронированная рать двинулась на своих же. Король видел, как ящеры топтали орков и гоблины-наездники не могли их усмирить. Чтобы сражение не было проиграно и поле битвы осталось за Объединенным королевством, король дал сигнал и с флангов пошла в наступление конница. Это было самой большой ошибкой, и противник неожиданно оказался в выигрышном положении, потому что конница оказалась между драконами и ящерами. Король хотел отыграть назад, но было поздно. Теперь когда на поле боя гибли не орки и гоблины, а люди сражались против людей, он вспомнил, что тоже был человеком и впервые подумал: «Зачем?».

16.2. Поработайте корректором. Положите на текст прозрачную пленку и исправьте неправильно поставленные знаки препинания. Обоснуйте свой ответ схемами предложений.

17. Прочитайте текст.

МОРОК2

Брел по земле морок. И полями, и лугами, и лесами шествовал. Когда подходил к поселениям, принимал он обличье прекрасной юной девы и всякий встречный был рад обмануться. И не знали люди, и не ведали, что морок из их бед и горестей силы черпает и слезы людские его пьянят, как дорогое вино.
А была то ведьма разлучница. То в шелках и в жемчуге, то в бархате и изумрудах, а то и в ситце с венком из полевых цветов она являлась и к каждому свой подход имела. Коли увидит пару счастливую, парня тотчас отобьет, и останется его суженая горе мыкать и слезы лить. А разлучница ее слезами натешится, а парня иссушит и бросит, как пустую скорлупку. До старости бедняга ходит сам не свой, и все красавицу потерянную ищет. Неведомо ему, что под обличием девы юной скрывается старуха сморщенная и всю жизнь он пустой морок любит.
Шли года, и десятилетия, и века, и тысячелетия. Изменилось все, лишь морок, как прежде, и правду, и кривду смешивает, и быль, и небывальщину в одном котле варит, так что и жизни не хватит, чтобы явь от наваждения отличить.
Вон, вы видите красный «Феррари»? Рядом стильная девушка. Ей и драные джинсы, и кургузая майка из дорогого бутика – все к лицу. Хороша, как картинка журнала. И лицо, и фигура, и ноги. А в глазах хищный блеск и голод. Огляделась. Не вас ли ищет?

(Т.Крюкова)

17.1. Выпишите по одному сложному предложению а) с однородными придаточными, б) с общим придаточным при двух главных частях.

17.2. Найдите предложения а) с соединительными повторяющимися союзами, б) разделительными повторяющимися союзами. Сделайте их разбор по членам предложения.

17.3. Выпишите причастия и прилагательные с н и нн. Объясните их правописание.

Теперь потренируемся.

18.1. Ответьте на вопросы.

1. Когда между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая не ставится? Перечислите все три случая.

2. Когда между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая ставится?

18.2. Повторите.

1. Между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая не ставится, если: 1)..., 2)..., 3)... .

2. Между частями сложного предложения, соединенными одним из одиночных опасных союзов, запятая ставится, если...

19.1. Прочитайте юмористический рассказ.

ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ

«Я помню чудное мгновенье...»
Литераторша прочно села на своего конька и вещала про великого поэта и весь класс внимал ее самозабвенному рассказу.
Хорошо было Пушкину: с женщинами ему везло. Может на его месте меня бы тоже вдохновение прошибло и я бы еще не то написал. А тут пока мы корпим над романами классиков дни пробегают бесполезно и жизнь проходит мимо. Если так пойдет и дальше то когда наступит старость и мою голову убелят седины вспомнить будет нечего. Пора бы как-то определиться и я огляделся в поисках достойной кандидатуры.
За первой партой сидит Ленка. Внешне она соответствует: и лицо и фигура. Но с ней не о чем поговорить. Ей бы только книжки читать и по театрам ходить и больше ее в жизни ничего не интересует.
Нинка выглядит неплохо но она – скала. К ней и Лешка и Толян и Мишка подкатывали. Мишка ее даже в кино водил и шоколадками кормил а она ноль внимания.
Светка – тоже не вариант. У нее плеер не выключается и наушники наверное уже к ушам приросли. А главное, она такую попсу слушает что уши вянут и зубы сводит от негодования.
Полинка – в каждой бочке затычка. Она и поет и танцует и стихи пишет и ее подружка Ирка ей под стать. Та тоже на музыку ходит и на танцы и на английский. Когда они вдвоем стремительной походкой направляются из кабинета в кабинет то от их мощной энергии по коридору аж сквозняк проносится и людей к стенкам прижимает.
У Маринки ноги от ушей зато такое лицо как будто она в детстве сильно удивилась и с тех пор у нее глаза никак в орбиту не вернутся.
Когда урок подошел к концу учительница дала домашнее задание и прозвенел звонок я как раз дошел до конца списка и понял что в нашем классе мои шансы стать современным Пушкиным равны нулю. Вот такие вот «и божество и вдохновенье и жизнь и слезы и любовь».

(Т.Крюкова)

19.2. Выпишите предложения с союзом и. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

19.3. Сделайте морфологический разбор выделенных союзов.

В копилку слов

кандидатура
плеер

Ответы3

4.1. 1. По этому отрезку мы можем сказать, что это сложносочиненное предложение, части которого соединены одиночным опасным союзом и. Первая часть осложнена однородными прямыми дополнениями, соединенными союзом и.

2. Предложение сложносочиненное.

3. Союз и соединяет однородные члены.

4. Предложение имеет два варианта: союз и соединяет либо однородные члены, либо части сложносочиненного предложения.

5.2. 2-е и 3-е предложения – сложносочиненные без общего второстепенного члена. 4-е предложение – сложное с сочинением и подчинением (придаточное присоединено с помощью подчинительного союза словно). Первая часть представляет собой сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом со стороны леса, поэтому перед и запятая не ставится.

13. 2. Я рассердился, сказал, что я уже взрослый и... – далее может следовать однородное придаточное (и что я...) или: Я рассердился, сказал, что я уже взрослый, и... – союз и может присоединять либо однородное сказуемое (запятая перед союзом закрывает придаточную часть), либо часть сложносочиненного предложения.

3. Занавес поднялся, и... – возможно, дальше следует часть сложного предложения (и все увидели...), в этом случает перед и ставится запятая. Вариант – простое предложение с однородными сказуемыми (Занавес поднялся и тут же упал).

4. Бабочка садилась на сухую траву перед окном и, немного посидев, возвращалась... – простое предложение с однородными сказуемыми, осложненное добавочным сказуемым-обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

5. Солнце проникало через световой люк иллюминатора и... – либо это простое предложение с однородными сказуемыми (тогда перед и не ставится запятая), либо сложное предложение (перед и запятая ставится).

14.I. Проверяем, есть в предложении общий второстепенный член.

II. Проверяем, не является ли это придаточное общим.

15.I. 3-е – сложносочиненное предложение, в котором каждая часть осложнена добавочным сказуемым-обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

II. 2-е – сложноподчиненное предложение с однородными придаточными.


1 То же, что Георгиевский крест – дореволюционный русский орден, которым награждали за особую храбрость.

2 Морок – в данном тексте ворожея, ведьма, которая каким-либо обманом, хитростью, лукавством отводит глаза, прикидывается кем-нибудь прекрасным, обаятельным. В общем, морок – это иллюзия, обман.

3 Даны ответы на задания повышенной трудности.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru