Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

М.Н. ПРИКУЛЕ,
г. Чита


Диктанты с грамматическим заданием

5-й класс

Диктант 1 (после изучения темы «Синтаксис»)

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?

(По Е.Чарушину)

Грамматические задания

I вариант

1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.

II вариант

1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление.

Диктант 2 (за I четверть)

ТЫКВА

Тыквы, которые растут в Азии и Африке, бывают различной формы. Есть тыквы вытянутые, как бутылки, плоские, как тарелка, и круглые, как шар.
В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: миски, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу.
В Африке путешественники во время дождя прятали в тыквах свою одежду.
В Индии используют тыкву для ловли обезьян. В тыкве просверливают маленькое отверстие и насыпают в нее риса или других семян. Такие тыквы разбрасывают под деревьями, на которых сидят обезьяны. Любопытные обезьяны бросаются к тыквам, запускают в отверстие лапку. Лапка находит зерна риса и зажимает их в горсти. Разжать кулачок и выпустить зерна жалко. Даже когда прибегают люди, обезьяны продолжают держать кулачок в тыкве.

Грамматические задания

1) Выпишите предложение, в котором 4 служебных слова (I вариант); выпишите предложение, в котором 1 служебное слово (II вариант).
2) Выпишите 3 имени собственных и 3 нарицательных.
3) Выпишите 4 местоименных слова.

Диктант 3 (тема «Лексика»)

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.
Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.

(По Л.Н. Толстому)

Грамматические задания

I вариант

1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу.

II вариант

1) Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения.
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
3) Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Диктант 4 (тема «Лексика»)

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?

Иногда говорят: «Уж он покажет, где раки зимуют». Где же зимуют раки?
С наступлением холодов большинство живых существ, населяющих водоемы, прячутся на дно.
Прячутся и раки. В твердых берегах озера или реки осенью самки речных раков роют норки. В них сидят они всю холодную пору года.
Раки-самцы собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность мест зимовки раков послужила причиной возникновения поговорки.

Грамматические задания

1) Найдите синонимы и выпишите их.
2) Найдите и выпишите слово в переносном значении и дайте его толкование.
3) Выпишите предложение, в котором нет подлежащего.

Диктант 5 (тема «Фонетика»)

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», – проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!».

(По В.Астафьеву)

Грамматические задания

I вариант

1) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции по глухости – звонкости. Напишите проверку.
2) Из 1-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции по твердости – мягкости.
3) Затранскрибируйте слова: меняться, листья.

II вариант

1) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в слабой позиции по глухости – звонкости. Напишите проверки.
2) Из 2-го абзаца выпишите 3 слова с согласной фонемой в сильной позиции по твердости – мягкости.
3) Затранскрибируйте слова: налетает, неслись.

Диктант 6 (тема «Фонетика»)

РОДНИК

У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И кто не мечтал найти ее исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из него воду.
Грустно становится, когда видишь наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нем мутная, дно забито мусором. Тут только разведешь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить ее уже нельзя.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Грамматические задания

1) Выпишите 3 слова с традиционным написанием, подчеркните эту букву. (I вариант – из 1-го абзаца, II вариант – из 2-го абзаца.)
2) Выпишите из текста 3 слова с фонемным написанием согласной и 3 слова с фонемным написанием гласной. Докажите правильность вашего выбора.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru