Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2005

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

В настоящее время в Издательском центре «Академия» готовится к выпуску книга М.А. Кронгауза «Семантика: задачи, задания и тесты». Предлагаем вашему вниманию три задачи из этой книги. Их с удовольствием решали участники традиционной лингвистической школы, которая проводилась в августе 2005 года в Подмосковье.


Составьте текст из фраз

В задачах этого раздела использованы реальные тексты (чаще фрагменты) различных жанров: художественные произведения, репортажи, рецензии и пр. Однако фразы этих текстов перемешаны. Задание состоит в том, чтобы восстановить оригинальный порядок исходя из грамматических, семантических и логических связей. В этих задачах важно не только предложить то или иное решение, но и обосновать его. В том случае, если возможны альтернативные решения (авторский порядок не является единственно возможным), их также следует обосновать.

Задача 1

Ниже приведены в алфавитном порядке фразы из короткого рассказа Д.Хармса без названия. Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое решение (описав все внутренние связи).

1. И он был глубоко прав.
2. И похудел.
3. К нему стали приставать дамы, расспрашивая его, как он добился того, что похудел.
4. Но похудевший отвечал дамам, что мужчине худеть к лицу, а дамам не к лицу, что, мол, дамы должны быть полными.
5. Один толстый человек придумал способ похудеть.

Задача 2

Ниже приведены в алфавитном порядке фразы из рассказа Д.Хармса «О Пушкине». Восстановите текст рассказа. Обоснуйте свое решение (описав все внутренние связи).

1. А о Гоголе писать нельзя.
2. А потому, вместо того чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе.
3. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь.
4. И Александры I, и II, и III – просто пузыри по сравнению с Пушкиным.
5. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто.
6. Наполеон менее велик, чем Пушкин.
7. Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно.
8. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу.
9. Пушкин – великий поэт.
10. Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нем не знает.
11. Хотя Гоголь так велик, что о нем и написать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине.

Задача 3

В задаче использовано стихотворение Екатерины Гробовской «Письмо в Сухуми», строки которого перемешаны. Предлагается восстановить авторский порядок, используя, естественно, не только семантические категории.

1. Вспоминать и говорить.
2. Встав потом...
3. Как вы встали на колени,
4. Как мы ели чахохбили,
5. Как мы пили «Ахашени»,
6. Как отряхивали брюки,
7. Можно будет повторить,
8. На груди сложивши руки –
9. Неужели вы забыли,
10. Так – крестом,
11. Только что теперь об этом
12. Я опять приеду летом –

Ответы в следующем номере

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru