МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва
Продолжение. См. № 13/2004;
15, 18/2005
Система уроков по синтаксису в 8-м
классе
ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Закрепление изученного материала
проводим в форме сочетания индивидуальной и
фронтальной работы (два человека работают у
доски по индивидуальным заданиям, примерные
образцы которых приводятся ниже:
То насыпью то глубью лога
То по прямой за поворот
Змеи(т,ть)ся лентою дорога
Безостановочно вперед.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, разберите предложения по
членам, определите морфологические способы
выражения членов предложения |
По всем законам перспективы
За пр_дорожные поля
Бегут моще(н,нн)ые извивы
(Не)слякотя и (не)пыля.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
разберите предложения по членам, определите
морфологические способы выражения членов
предложения |
С классом в это время можно
разобрать следующие примеры:
1. Ветер налетал со звуком широкого и
мягкого пушечного удара. (К.Паустовский)
2. То ль от стона, то ль от зноя / Подошла усталость.
(А.Твардовский)
После выполнения задания ученики
проверяют написанное на доске и переписывают в
тетради.
II. Изучение нового материала, как
обычно, проводится в форме анализа материала для
наблюдения (записывая предложения, ученики
должны определять мелодический рисунок фразы и
рисовать интонационную схему, то есть обозначать
повышения и понижения тона и паузы):
1. Царившая вокруг тишина погружала в
мечтательно-дремотное состояние.
2. Дунул полный разнообразных запахов ветер.
Предлагаем переделать предложения
так, чтобы какая-нибудь группа членов
предложения оказалась интонационно выделенной
(напр.: Дунул ветер, полный разнообразных
запахов).
Обращаем внимание на то, что
обособление – это прежде всего интонационное
выделение какого-либо члена предложения, которое
мы на письме и обозначаем при помощи знаков
препинания. Вообще при изучении и обособленных, и
однородных членов предложения нужно постоянно
обращать внимание детей на интонационный строй
предложений, учить их слушать и слышать
интонацию живой речи, то есть прививать
представление о том, что орфография и пунктуация
– это лишь графическая оболочка живой устной
речи. Особенно это важно при изучении лирики.
Проанализировав интонационный
рисунок трансформированных конструкций, уловив
интонационное выделение членов предложения,
просим детей дать определение обособленных
членов предложения.
Обособленными называются
второстепенные члены предложения, выделенные по
смыслу и интонации. На письме такое выделение
обозначается при помощи запятых. |
В качестве домашнего задания
можно предложить придумать или найти в
литературе 15–20 примеров с обособленными
членами.
ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
I. Закрепление изученного
материала. Два человека работают на доске по
индивидуальным заданиям, примерные образцы
которых приводятся ниже:
Он ост_новил взор на верхних
этажах осл_пительно отр_жа_щих в стеклах
излома(н,нн)ое и навсегда уходящее от Михаила
Александровича со_нце.
(М.Булгаков)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, найдите обособленные члены
предложения и расставьте знаки препинания.
Разберите предложение по членам |
Удивление выр_зилось на лице
секретаря сгорб_вш_гося над низеньким столиком и
запис_вавш_го пок_зания.
(М.Булгаков)
Вставьте пропущенные буквы, найдите
обособленные члены и расставьте знаки
препинания. Разберите предложение по членам |
С классом в это время можно
разобрать другие предложения или устно
проверить домашнее задание.
В кристалл холодный убраны сады, /
Внезапно занесенные метелью. (Н.Заболоцкий)
После разбора этого примера ученики
проверяют написанное на доске и переписывают
примеры в тетради.
II. Изучение новой темы проводим
в форме материала для наблюдения (находим
определения, устанавливаем, чем они выражены, к
чему относятся, какую позицию занимают, рисуем
интонационную схему).
1. Поднимается медленно в гору /
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)
2. На окне, серебряном от инея, / За ночь хризантемы
расцвели. (И.Бунин)
3. Странный свет, неяркий и неподвижный, был
непохож на солнечный. (К.Паустовский)
4. Терек воет, дик и злобен, / Меж утесистых громад. (М.Лермонтов)
5. На берегу пустынных волн / Стоял он, дум великих
полн. (А.Пушкин)
6. Гонимы вешними лучами, / С окрестных гор уже
снега / Сбежали мутными ручьями / На потопленные
луга. (А.Пушкин)
После разбора этих примеров можно
записать в тетрадях правила обособления
согласованных
определений.
В сильном классе можно разобрать так
называемые случаи двойного подчинения
определений, когда определение не обособляется,
так как относится не только к подлежащему, но и к
сказуемому. Рассмотреть это можно на следующих
примерах.
Поочередно записываем на доске,
задавая к определению вопросы от разных членов
предложения:
1. Луна взошла сильно багровая и хмурая.
2. Я прихожу к вечеру усталый и голодный.
Формулируем правило об отсутствии
обособления в том случае, если определение
относится еще и к сказуемому.
В качестве домашнего задания можно
предложить найти или придумать определенное
количество примеров на каждый случай
обособления согласованных определений.
ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
I. Закрепление изученного на
предыдущем уроке материала проводим в форме
сочетания индивидуальной и фронтальной работы.
Для индивидуальной работы, примерные образцы
которой приведены ниже, к доске вызываются два
человека.
Пораж_(н,нн)ый страхом я иду за
матушкой в спальню.
(А.Пушкин)
Вставьте пропущенные буквы, раскройте
скобки, расставьте знаки препинания и объясните
их расстановку |
Разг_ряч_(н,нн)ый и
взволнова-(н,нн)ый я разболтался.
(А.Пушкин)
Вставьте пропущенные буквы, раскройте
скобки, расставьте знаки препинания и объясните
их расстановку |
С классом разбираем следующие
примеры.
1. Засыпанные листьями сухими, / Леса
молчат – осенней ночи ждут. (И.Бунин)
2. На песчаном дне видны были дорожки, проложенные
улитками. (К.Паустовский)
После выполнения фронтальной работы
ученики проверяют написанное на доске и
переписывают примеры в тетради.
II. Изучение новой темы, как
обычно, проводится в форме анализа материала
для наблюдения (записывая примеры, ученики
должны определять, к чему относятся определения,
чем выражены, где стоят, и чертить интонационные
схемы).
1. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой,
не чувствуете этого. (Л.Толстой)
2. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась
и гордо взирал около себя. (А.Пушкин)
3. Короткая борода, немного темнее волос, слегка
оттеняла губы и подбородок. (А.К. Толстой)
4. Но прекрасен данный жребий – просиять и
умереть. (В.Брюсов)
В результате разбора этих примеров
ученики формулируют и записывают правила
обособления несогласованных определений.
III. Закрепление нового материала (примеры
поочередно записываются на доске).
1. Деревья слабо шумят, облитые тенью. (И.Тургенев)
2. Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда
безветрие стоит над черным лесистым краем, и
только колотушка сторожа доносится с
деревенской околицы. (К.Паустовский)
3. Седой и косматый, облепленный рыбьей чешуей, он
сидел под кустами тальника и удил окуней. (К.Паустовский)
4. Покрытые паутиной и росами, ивы стояли под
солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в
наши земли из далеких стран. (К.Паустовский)
В качестве домашнего задания можно
предложить детям найти или придумать по
нескольку примеров на каждый случай обособления
несогласованных определений.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Закрепление изученного на
предыдущем уроке материала проводим в форме
сочетания индивидуальной и фронтальной работы.
Для индивидуальной работы два человека выходят к
доске для выполнения заданий, примерные образцы
которых приводятся ниже.
Пораже(н,нн)ая видом
окровавле(н,нн)ой головы Юлая оглуш_(н,нн)ая
залпом она казалась без памяти.
(А.Пушкин)
Мирный благ_скло(н,нн)ый он посещал
беседы наши.
(А.Пушкин) |
Вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку |
С классом разбираем следующие
примеры:
1. Один, довольно плотный и высокого
росту, в темно-зеленом опрятном кафтане и пуховом
картузе, удил рыбу. (И.Тургенев)
2. Другой, худенький и маленький, в мухояровом
заплатанном сюртучке и без шапки, держал на
коленях горшок с червями. (И.Тургенев)
После фронтального разбора ученики
проверяют написанное на доске и переписывают
примеры в тетради.
II. Закрепление изученного
материала (два человека у доски, один
записывает примеры с обособленными
согласованными определениями, а другой – с
обособленными несогласованными).
1. Взъерошенный, немытый, Нежданов имел
вид дикий и страшный. (И.Тургенев)
2. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала
землю. (И.Тургенев)
3. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И.Тургенев)
4. Сгорбленный, запыленный, с фуражкой на затылке,
он действительно походил на большой мешок. (И.Тургенев)
5. При свете костра он, с несчастным, болезненным
лицом, казался мальчиком. (И.Тургенев)
III. Объяснение нового материала, как
обычно, проводим в форме анализа материала для
наблюдения (определяем, к чему относятся
приложения, чем они выражены, где стоят по
отношению к определяемому слову).
1. Две молодые казачки, дочери хозяина
избы, накрыли стол белой скатертью. (А.Пушкин)
2. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород.
(А.Пушкин)
3. Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое
любопытство своим задумчивым и печальным взором.
(И.Тургенев)
4. Итак, два почтенные мужа, честь и украшение
Миргорода, поссорились между собою. (Н.Гоголь)
5. Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был
ему ближайшим соседом. (А.Пушкин)
После анализа этого материала просим
учеников сформулировать правила обособления
приложений.
В качестве домашнего задания можно
предложить детям найти или придумать по
нескольку примеров на каждый случай обособления
приложений.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
I. Закрепление изученного материала
проводим вновь в форме сочетания
фронтальной работы и индивидуальной. Для
индивидуальной работы можно вызвать к доске двух
человек и предложить им примерно такие задания:
Онегин добрый мой приятель
родился на брегах Невы... (А.Пушкин)
Разберите предложение по членам,
расставьте знаки препинания, объясните их
расстановку |
Сосед мой молодой казак
стройный и красивый налил мне стакан простого
вина. (А.Пушкин)
Разберите предложение по членам,
расставьте знаки препинания, объясните их
расстановку |
С классом в качестве
фронтальной работы можно разобрать примеры:
1. Однажды Григ встретил в лесу
маленькую девочку с двумя косичками, дочь
лесника. (К.Паустовский)
2. Ты будешь в команде капитана Миронова, доброго
и честного человека. (А.Пушкин)
После разбора этих предложений
ученики проверяют написанное на доске и
переписывают примеры в тетради.
II. Новую тему начинаем с
анализа материала для наблюдения.
1. Поравнявшись со мной, она
остановилась и пристально посмотрела мне в
глаза. (К.Паустовский)
2. Яркое солнце, играя, блестело на талом снегу и
приятно пригревало лицо и спину. (Л.Толстой)
3. Она то ластится, как змей, то жжет и пляшет,
будто пламень, то давит мысль мою, как камень. (М.Лермонтов)
4. Несмотря на мое нерасположение к Аркадию
Павловичу, пришлось мне однажды провести у него
ночь. (И.Тургенев)
После анализа этого материала
формулируем правила обособления обстоятельств,
выраженных деепричастиями и деепричастными
оборотами, а также обстоятельств образа
действия, выраженных оборотами со
сравнительными союзами и обстоятельств уступки,
выраженных существительными с предлогами несмотря
на, невзирая на.
III. Продолжаем материал для
наблюдения (определяем, чем можно без ущерба
для смысла заменить обороты со сравнительными
союзами).
1. Как град посыпалась картечь. (М.Лермонтов)
2. Как демон коварна и зла. (М.Лермонтов)
3. Городовой не спеша прошел мимо окон. (А.Чехов)
(В первом случае – формой
творительного падежа; во втором – наречием, в
третьем деепри-частие употреблено в значении
наречия).
Формулируем правило отсутствия
обособления обстоятельств, выраженных оборотами
со сравнительными союзами, а также отсутствия
запятых в случае употребления деепричастия в
наречном значении.
В качестве домашнего задания можно
предложить придумать или найти в литературе по
нескольку примеров на каждый случай обособления
обстоятельств.
ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Закрепление темы «Обособленные
определения и обособленные обстоятельства» проводим
в виде индивидуальных заданий.
Разбитый (в)прах сп_са_ся
п_бегом б_спеч_н он как ю(н,нн)ое дитя.
(А.Пушкин)
Вставьте пропущенные буквы, раскройте
скобки, расставьте знаки препинания и объясните
их расстановку |
И озлобле(н,нн)ые боем как на
приступ р_к_вой снов_ волны лезут с воем.
(М.Лермонтов)
Вставьте пропущенные буквы, раскройте
скобки, расставьте знаки препинания и объясните
их расстановку |
С классом закрепляем тему
«Обособленные обстоятельства», разбираем
предложение:
Открыв окно, мы посмотрели в сад,
И мотыльки бесчисленные сдуру,
Как многоцветный легкий водопад,
К блестящему помчались абажуру.
(Н.Заболоцкий)
После разбора примера ученики
проверяют написанное на доске, делают записи в
тетрадях.
II. Закрепление темы «Обособленные
обстоятельства». Два человека выходят к
доске (один записывает примеры с обособленными
обстоятельствами, а другой – без обособленных
обстоятельств).
1. И день и ночь по снеговой пустыне
спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)
2. Он спал не раздеваясь.
3. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (А.Чехов)
4. Чеченец взглянул на Лукашку и, медленно
отодвинувшись, стал смотреть на тот берег. (Л.Толстой)
5. Спят журавли обыкновенно стоя. (И.Аксаков)
6. Пастух шел, напевая, за стадом жадных и пугливых
овец. (И.Тургенев)
III. Новую тему изучаем,
анализируя материал для наблюдения (разбираем по
членам предложения и обозначаем направления
зависимости, чертим интонационные схемы,
выясняем, к чему относятся и на какие вопросы
отвечают интонационно выделенные конструкции,
делаем вывод, что они поясняют предшествующие
обстоятельства и имеют в своем вопросе
уточняющее слово именно).
1. Весной в лесу особенно хорошо.
2. Весной, в начале мая, в лесу особенно хорошо.
3. Рано-рано на мгновенье зарделось окошко.
4. Рано-рано, румяной зорькою, на мгновенье
зарделось окошко.
5. Он встряхнул кудрями и самоуверенно, с вызовом,
глянул вверх. (И.Тургенев)
Формулируем правило обособления
уточняющих второстепенных членов предложения.
Чаще всего это уточняющие обстоятельства
времени и места, но могут быть и обстоятельства
образа действия, а также другие члены
предложения, например, уточняющее определение:
1. Одна, правая, пошла в горы в обход
опасного места. (В.К. Арсеньев)
Учитываем то, что обособление
уточняющих членов предложения во многом
факультативно и здесь первична речевая
интонация, то есть их выделение в устной речи.
В качестве домашнего задания можно
предложить детям найти или придумать по
нескольку примеров с уточняющими обособленными
членами предложения.
ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫЕ СОЮЗАМИ И ДРУГИМИ
СЛОВАМИ
I. Тему предыдущего урока закрепляем,
организуя индивидуальную работу. Примерные
образцы задания приводятся ниже.
Однажды весно_ в час (н_)бывало
жаркого з_ката в Москве на Патриарших прудах
появились два гражданина. (М.Булгаков)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку. Разберите предложение
по членам |
Илья Ильич учился в Верхлёве
верстах в пяти от Обломовки, у тамошн_го
упр_вляющего немца Штольца. (И.Гончаров)
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания и объясните их
расстановку. Разберите предложение по членам |
С классом разбираем отдельный
пример.
1. В полдень, в ясную, солнечную погоду,
ничего нельзя вообразить печальнее этих
развалин. (И.Тургенев)
После разбора ученики проверяют
написанное на доске и переписывают в тетради.
II. Новую тему оформляем в виде
материала для наблюдения.
1. Бросились за доктором, то есть
домашним лекарем Харитоном. (И.Тургенев)
2. Бабушка вообще очень любила грибы, грузди в
особенности. (М.Горький)
3. Бархат амурский, или пробковое дерево, растет в
лесах Приморья.
4. Самые скороспелые грибы, например березовики и
сыроежки, достигают полного развития в три дня.
5. Много витаминов содержат в себе некоторые
ягоды, в частности ягоды смородины.
После анализа предложенных примеров
ученики формулируют правила обособления
уточняющих и поясняющих групп слов.
Обособляются слова и группы
слов, уточняющие и поясняющие смысл
предшествующих членов предложения. Часто эти
слова присоединяются при помощи слов то есть,
а именно, например и подобных. |
Обособляются также
присоединительные обороты, содержащие
дополнительные замечания и присоединяемые при
помощи слов даже, в частности, особенно и др. |
Домашнее задание может быть
аналогично предыдущим.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
I. Закрепление изученного материала
проводим в виде индивидуальной и
фронтальной работ. Для индивидуальной работы к
доске выходят два ученика и выполняют задания
(примерные варианты даны ниже).
Ростовы до первого сентября
(то)есть до к_нуна вступления (не)пр_ятеля в Москву
ост_вались в городе. (Л.Толстой)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
В одном месте на пр_гал_нку
выбежал ушкан то(есть) за_ц сел на задние лапки и
стал умыва(т,ть)ся. (М.Пришвин)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку. Разберите предложение
по членам |
С классом разбираем следующий
пример:
1. Для этой же цели, то есть для охраны
горы, прокуратор попросил легата отправить
вспомогательный кавалерийский полк, сирийскую
алу. (М.Булгаков)
После разбора предложения ученики
проверяют написанное на доске и переписывают в
тетради.
II. Закрепление изученного. Два
человека выходят к доске (один – записывает
примеры с обособленными уточняющими
обстоятельствами; другой – записывает примеры с
обособленными приложениями).
1. Прямо напротив кордона, на том
берегу, все было пусто.
2. На другой день, рано утром, Оленин проснулся от
свежести в своей перекладной.
3. Дубровский, отставной поручик гвардии, был
ближайшим соседом Троекурова и владел
семьюдесятью душами.
4. На другой день, около вечера, тарантас въехал в
небольшой, но весьма странный городок. (В.Соллогуб)
5. Сын Хаджи Мурата, восемнадцатилетний юноша
Юсуф, сидел в темнице, то есть в глубокой яме.
III. Изучение новой темы начинаем
с записи материала для наблюдения.
1. В Мещерском крае нет никаких
особенных красот, кроме лесов, лугов и
прозрачного воздуха. (К.Паустовский)
2. На улицах, помимо говора и смеха, слышалось
также пение под гармошку. (М.Горький)
3. Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне
несколько книг. (И.Аксаков)
4. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним
куском хлеба и ничего не пил, кроме воды. (Л.Толстой)
5. Все общество, за исключением княжны, вернулось
в гостиную. (И.Тургенев)
Формулируем правило обособления
дополнений.
Обособляются дополнения,
имеющие значение включения предмета или явления
в ряд подобных или исключения предмета или
явления из ряда подобных с предлогами кроме,
сверх, помимо, включая, исключая, не исключая, за
исключением и т.п. |
В качестве домашнего задания
можно предложить детям найти или придумать по
нескольку примеров таких конструкций.
|