Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2005

Я ИДУ НА УРОК

Н.В. РУБЦОВА,
г. Мурманск


Зачет по морфемике и словообразованию

6-й класс

...Не можешь оторвать глаз от лесенки слов,
на которой покоится жизнь с ее прошлым,
с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра...

В.Песков

Цели урока:

1. Обобщить и углубить знания о словообразовании, важнейшем разделе русского языка.

2. Различать морфемы и выделять их значения.

3. Обобщая полученные сведения по теме «Словообразование», развивать и совершенствовать орфографическую зоркость.

План урока-зачета:

I. Словообразование – важнейший раздел русского языка.

II. Словообразование и орфография:

1. Словарный диктант.
2. Диктант «Проверю себя».
3. Перфокарты.
4. Тесты.
5. Словарная работа (сигнальные карточки).
6. Изложение по опорным словам.

III. Словообразование и культура речи (сообщение ученика).

IV. Словообразование и стилистика.

V. Словообразовательная «разминка».

VI. Обобщение.

ХОД УРОКА-ЗАЧЕТА

I. Словообразование – один из важнейших разделов курса русского языка, один из главных источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.

II. Словообразование и орфография

1. Словарный диктант: расстилаться, расписание, расстояние, растереть, растение, россыпи, рассказы, росток, сгибать, сдвигаться, молотьба.

Докажите, что знание морфемного состава слова помогло вам правильно написать слово.

2. Объяснительный диктант «Проверяю себя».

Найдите и подчеркните слова c орфограммами. Выделите морфемы (кроме окончания), в которых есть орфограмма.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Последний луч солн-ца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. В зарослях растений расположились лесные обитатели.

3. Перфокарты.

Какое орфографическое правило применяется в написании этих слов?

премудрый
приехать
прибыть (вовремя)
приблизиться
пригладить
неприязнь
превозносить
непрерывный
привилегия
прилежный
приоткрывать

преступник
пресытиться
пренебречь
причудливый
приклеить
преодолеть
присвоение
придать (вид)
пребывать (в горах)
беспредельный
приморский

приключение
прехороший
пристроить
приветствовать
претворить (в жизнь)
препятствие
престранный
преклонный
презирать (ложь)
непреодолимый
президент

4. Тесты.

В каком ряду слов пре- и при- входят в состав корня?

1) Привилегия, престижный;
2) неприметный, превращение.

Отметьте правильный вариант, выберите приставки.

Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Пр_зреть бы твое пр_дсказанье.

(А.С. Пушкин)

1) Пре-, пред-;
2) при-, прид-.

Отметьте предложения, в которых есть слово с приставкой при-.

1) Бесшумно пр_чаливали разбойники к плывущему кораблю.
2) Непр_одолимо тянуло их богатство купцов.
3) Положили однажды пр_дел волжскому разбойнику.
4) Пр_шлось покинуть ему волжские берега.

5. Словарная работа (сигнальные карточки).

Предприятие, приоткрытое, беспрепятственно, приятных, прервалась, пристроилась, приземлиться, предрагоценный, преступника, премерзко, пришло, привратник, принялось, приусадебном, престарелая, приподнятым, прислоняешься, прищуренным, приближающиеся, прижмись, прегорячим, приготовиться.

6. Пишем изложение.

Прослушав текст, придумайте к нему название.

Однако предприятие оказалось не из легких. В приоткрытое окно он проник беспрепятственно, но на этом цепь приятных сюрпризов прервалась. Под окном пристроилась на ночлег кошка, и его угораздило приземлиться на ее хвост. Хвост для кошки – предмет предрагоценнейший! Она вцепилась в ногу преступника, и оба они премерзко взвыли и разбудили прислугу. Все в доме пришло в движение, и домочадцы принялись разыскивать виновников происшествия. Привратник включил над подъездом прожектор, и в приусадебном парке стало светло. Престарелая экономка с приподнятым над головой светильником приступила к поискам. Ночному гостю пришлось метнуться в шкаф. Шкаф оказался преогромнейшей печью, и ее явно растапливали с вечера. Представьте себя на месте нашего героя, и не захочется таких приключений. Прислоняешься к стене, и вдруг сознание затуманивается от боли. А в коридоре уже слышны приближающиеся шаги, и прятаться в другое место поздно! Прижался мошенник к горячим-прегорячим кирпичам и призадумался.

III. Сообщение ученика

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 Словообразование тесно связано с культурой речи. Для правильного понимания смысла слов, точного их употребления необходимо знать состав слова. Чутье к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к оттенкам значения слова, а их передают различные морфемы.

Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами:

горд-ость горд-ын-я
горяч-к-а горяч-н-ость
об-судить за-судить
о-своить у-своить

Словарь Ожегова: Гордость – чувство собственного достоинства. Национальная гордость. Гордыня – непомерная гордость. Обуздать гордыню. Горячность – возбужденность, вспыльчивость, несдержанность. Излишняя горячность. Горячка(разг.) сильное возбуждение, азарт, спешка в каком-либо деле. Экзаменационная горячка.

Знание правил словообразования, умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Составьте словосочетания:

А. Надеть – ? Нарезать – ? Заплатить – ?

Б. Одеть – ? Порезать – ? Оплатить – ?

IV. Русская художественная литература дает множество интересных примеров использования словообразовательных средств для выражения разнообразных значений, оттенков и эмоциональной окраски слова.

Суффиксы субъективной оценки

1. Стихотворение Н.Некрасова «Орина, мать солдатская».

Предварительное задание: выпишите слова с суффиксами субъективной оценки, выделите суффиксы. С какой целью использует Некрасов уменьшительно-ласкательные суффиксы? Какие чувства вызывает это стихотворение?

2. Стихотворение Державина «На птичку».

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!».

Как уменьшительно-ласкательный суффикс -к- помогает понять идею стихотворения?

V. Словообразовательная «разминка»

Сделайте полный словообразовательный разбор слов:

VI. Обобщение. Подведение итогов

По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой за-ключено общее значение всех однокоренных слов.

По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Определите способ образования слов. К каким из записанных в кроссворде слов это задание не относится? Почему?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru