Я ИДУ НА УРОК
Л.А. ИВАНОВА,
гимназия № 3,
г. Сургут
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении
(По учебнику под редакцией
М.В. Панова)
9-й класс
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Повторение и систематизация
знаний.
– Мы с вами работаем с таким разделом
языкознания, как синтаксис, и изучаем строение
такой единицы синтаксиса, как сложное
предложение. Вспомните: что такое сложное
предложение?
По какому признаку и на какие группы делятся
сложные предложения?
(По средствам связи – на союзные и
бессоюзные; союзные, в свою очередь, – на ССП и
СПП.)
Какие предложения относятся к ССП и СПП?
Задание
В предложениях, записанных на доске,
расставьте знаки препинания и вставьте
пропущенные буквы. Найдите «четвертое лишнее» в
зависимости от вида сложного предложения,
спишите его, сделайте полный синтаксический
разбор.
(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и
выполняет синтаксический разбор; двое учеников у
доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и
строят схемы предложений.)
Она гл_дит и сер_це (в)ней забил_сь чаще
и с_льней.
Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет
она грустить.
Землю по_сушил мороз и зап_рошило
первым нежным снег_м.
Мы (не)знали ни кто он ни (от)куда он
взялся.
(Она глядит – и сердце в ней забилось
чаще и сильней. – ССП.
Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она
грустить. – ССП.
Землю подсушил мороз и запорошило первым неж-ным
снегом. – ССП.
Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.)
3. Постановка учебной задачи
– Возникает проблема: нужна ли
запятая между предикативными частями последнего
предложения?
Сформулируйте тему нашего урока. (Знаки
препинания в СПП.)
Цель: мы должны выяснить, какие
знаки препинания употребляются для разделения
предикативных частей СПП и условия их
постановки. Для этого предстоит
проанализировать предложения, ответить на
вопросы и сделать вывод.
Какой знак препинания чаще всего
употребляется на стыке предикативных частей СПП?
Выясните условия, когда он ставится и
когда не ставится.
Отразите вывод в таблице.
Предложения для исследования:
1. Деревня, где скучал Евгений, была
прелестный уголок.
2. Обратите внимание на то и что он
сделал, и как он это сделал.
3. Я отвечал, что природа хороша и что
особенно хороши в наших местах закаты.
4. а) Она дала ему три карты, с тем чтоб
он поставил их одну за другой.
б) Она дала ему три карты с тем, чтоб он поставил
их одну за другой.
5. Нам придется выйти пораньше,
особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.
В результате работы дети составляют
таблицу:
Сложноподчиненное
предложение |
основной знак –
запятая |
ставится |
не ставится |
переносится |
[ ], ( ). |
[ ] и (ни) ( )... |
[ ], (особенно если). |
[..., ( ), ...]. |
или другой сочинительный союз |
[ ], составной союз ( ). |
( ), [ ]. |
[общая часть], ( ) и ( ). |
из-за того что; потому что; так
как |
Опираясь на таблицу, докажите,
нужна ли запятая во 2-м предложении. (Для связи
частей этого предложения используется
сочинительный союз вместе с подчинительным,
поэтому запятая на стыке предикативных частей не
ставится, но употребляется между однородными
придаточными: Мы не знали ни кто он, ни откуда он
взялся.)
4. Работа с учебником
Прочитайте § 60, ответьте на вопрос:
что значит правильно ставить знаки препинания в
СПП?
(Это значит правильно определять
границы придаточной и главной части.)
5. Закрепление изученного
Составьте предложения, в которых
запятая ставится, не ставится и переносится,
используйте сведения таблицы. Если вы
затрудняетесь выполнить задание, поработайте с
готовыми предложениями и определите, в каком из
них нужна запятая, в каком нет, а в каком ставится
в зависимости от интонации.
Мы познаем друзей и близких в час
когда грозит беда.
Я не знаю ни когда это будет ни какого
результата достигну.
Слова хозяйки были прерваны странным
шипением так что гость испугался.
(Мы познаем друзей и близких в час,
когда грозит беда.
Я не знаю ни когда это будет, ни какого результата
достигну.
Слова хозяйки были прерваны странным шипением,
так что гость испугался.
Слова хозяйки были прерваны странным шипением
так, что гость испугался.)
Мы с вами учились расставлять знаки
препинания в СПП. Проверьте свои умения на
практике. Перед вами сонет В.Шекспира № 90,
прочтите его и расставьте знаки препинания в нем.
Уж если ты разлюбишь – так теперь
Теперь когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.
Оставь меня но не в последний миг
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас чтоб сразу я постиг
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.
(Уж если ты разлюбишь – так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.)
(В.Шекспир)
Домашнее задание
Найдите сонет Шекспира и проверьте
правильность расстановки знаков препинания,
определите все виды придаточных.
|