Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2005

Я ИДУ НА УРОК

А.С. ЕРЕМЕЕВА,
школа № 1,
г. Энгельс,
Саратовская обл.


Опыт лингвистического анализа стихотворения М.Дудина
«Печаль по жаворонку»

10-й класс

Цели урока:

1) закрепить опыт детального комплексного анализа текста;
2) вырабатывать умение проникать в поэтический текст;
3) учить внимательному отношению к слову, пробуждать интерес к поэзии.

Тип урока: практикум.

ХОД УРОКА

Жизнь беззащитна,
И Любовь – нежна.
И Разум – Землю
Облагает данью.
И точная Ответственность
Должна
Сопутствовать
Великому Познанью.

(М.Дудин)

Словарная работа

По лексическому значению узнайте слово и запишите его грамотно.

Ученик берет карточку, на которой написаны лексические значения слов, и пишет их на обратной стороне доски; ученики по значениям узнают слова и записывают их в тетрадь, после написа-ния – проверка слов в диктанте.

1) Держаться в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях. (Парить.)

2) Слово, имеющее то же значение, что и песня; глава поэмы. (Песнь.)

3) Многозначное слово, переносное значение которого – «благородное, высокое». (Возвышающее.)

4) Фразеологизм, взятый из молитвы со значением «хлеб, нужды для существования», имеет переносное значение – «жизненно необходимый». (Насущный хлеб.)

5) Синоним к словам исключительно, беспримерно, неподражаемо, используемый чаще в книжной речи. (Неповторимо.)

6) Тот, кто пашет землю. (Пахарь.)

7) Внимание, попечение, уход. (Забота.)

8) Будущее. (Грядущее.)

9) Многозначное слово, одно из значений которого – «участь, судьба». (Доля.)

10) Многозначное слово, одно из значений которого – «день радости и торжества по поводу чего-нибудь». (Праздник.)

11) Постоянный эпитет к слову земля. (Кормилица, мать.)

12) Эмоциональный настрой произведения. (Пафос.)

– Скажите, ребята, каким словам мы уделяли внимание в словарном диктанте – относящимся к бытовой или приподнятой лексике? (Приподнятой, многие из этих слов имеют в словаре пометку «высок.», и взяты эти слова из стихотворения, которое мы сегодня будем анализировать.)

Работа с новым материалом

Цель нашего занятия – произвести лингвистический анализ стихотворения Михаила Александровича Дудина «Печаль по жаворонку».

– Вспомните, пожалуйста: что вы знаете о поэте Дудине?

(Родился в двадцати километрах от Иванова, города текстильщиков. В детстве часто пропадал в лесу и на реке, воспитанием его занимался дед, он научил мальчика читать, привил любовь к поэзии... Учился Дудин в ФЗУ, потом работал литсотрудником в ивановских газетах и учился в вечернем пед-институте. Прошел войну, был на Ленинградском фронте. Первая книжка стихов «Ливень» вышла в 1940 году. Герой труда, в 1981 году получил Государственную премию СССР. Писал стихи на различные темы, интересны фронтовая лирика и стихи о социальной и духовной жизни человека.)

А. Работа с текстом

Учитель. Перед вами стихотворение «Печаль по жаворонку». Внимательно прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

В своем паренье после взлета
Прекрасна жаворонка песнь.
В ее святой свободе что-то
Нас возвышающее есть.

С заботой о насущном хлебе,
Неповторимо хороша,
Парила с жаворонком в небе
И пела пахаря душа.

Высокой радовалась доле
Земля – кормилица и мать.
...Но песни жаворонка в поле
Сегодня что-то не слыхать.

Куда ты скрылся, гость любезный?
Куда, грядущее губя,
Своею музыкой железной
Двадцатый век загнал тебя?

Ужель ты не вернешься боле
На праздник радостных забот?
Ведь нет без жаворонка поля,
И неба нет, и хлеб не тот.

Учитель. Каков, по-вашему, смысл названия стихотворения? (Взаимоотношения человека и природы.)
Каков пафос стихотворения? (Торжественный и грустный.)
Что помогает нам это определить? (Лексика стихотворения – высокие слова.)
Назовите опорные слова в тексте, подчеркивающие пафос произведения.
Прочтите опорные слова, придающие стихотворению грусть.

Ученик. Название стихотворения – Печаль (по жаворонку). Это слово древнерусское, означает скорбь, грусть, заботу, тревогу; во второй строфе эту тему повторяет опорное слово – забота (на старославянском – беспокойство).

– Прочтите опорные слова, придающие стихо-творению торжественную интонацию.

Ученик. В первой строфе звучат слова: святой, возвышающий – в основе значение «высокий», в пятой строфе слово праздник – день торжества.

Учитель. Таким образом, понять пафос стихо-творения помогают и опорные слова, передающие эмоциональный настрой всего произведения.
Выпишите из текста стихотворения слова, употребляемые в переносном значении.

1. Ученик у доски. (Душа парила, пела; земля – кормилица и мать – радовалась; железная музыка; праздник радостных забот.)

– Назовите и выпишите эпитеты из текста.

2. Ученик. (Святая свобода, высокая доля, гость любезный.)

– С какой целью автор использует эпитеты и метафоры в стихотворении?

Ученик. Чтобы сделать текст стихотворения благозвучным, красивым, ярким, неповторимым.

Учитель. Возвышенная лексика стихотворения помогает нам понять торжественно-грустный пафос произведения.

Б. Выполните лексический разбор слова святая (свобода).

Святая:

1) а) проникнутая высокими чувствами, возвышенно идеальная (высок.);
б) заветная, истинная, исключительная по важности (высок.);

2) многозначное слово;

3) синоним – возвышающая; антоним – низменная;

4) общеупотребительное, книжное, высокий стиль;

5) древнерусское, святъ, святый, общеславянское в значении «святить», «святой», «праздник».

Учитель. По объему это стихотворение небольшое.

Ученик. Пять строф, написанных катреном, – всего двадцать строк.

Учитель. Определите метр (размер) стихотворения.

В своем паренье после взлета
Прекрасна жаворонка песнь.
В ее святой свободе что-то
Нас возвышающее есть.

(Это четырехстопный ямб.)

Учитель. Как вы думаете: почему автор для своего стихотворения избирает именно этот метр?

Ученик. Это универсальный метр, позволяющий создать и торжественные стихи, и бытовые. Благодаря своей гибкости позволяет передать малейшие оттенки переживаний.

Учитель. Это самый распространенный метр русского стихосложения. Им, например, написано более половины пушкинских стихов. Обратите внимание на то, что в тексте встречаются облегченные стопы (пиррихий) и утяжеленные (спондей). И именно они позволяют поэту разнообразить музыкальный рисунок стиха, сделать его то более плавным, то более резким, четким. А это помогает нам воспринимать то торжественный, то грустный пафос стихотворения.

В. Внимательно прочитайте еще раз это стихотворение. Как по-вашему, помогает ли звуковой строй языка стихотворения понять его пафос?

Ученик. Помогает, торжественность стихотворению придает частое употребление звуков: [р] (16), [е] (19).

Учитель. Яркое, торжественное звучание придает стихотворению частое использование звонких согласных (147), глухих согласных – только 83, а гласных – 167.

Г. Сделаем запись четвертой строфы стихотворения.

Куда ты скрылся, гость любезный?
Куда, грядущее губя,
Своею музыкой железной
Двадцатый век загнал тебя?

– Объясните орфограммы и знаки препинания в этих предложениях.
Какова роль вопросительных предложений в этом микротексте? (Риторические вопросы помогают почувствовать торжественно-грустный пафос.)
Скажите: а в целом по тексту предпочтение каким предложениям отдает поэт?
О чем свидетельствует тот факт, что простых предложений больше? (Стремление сосредоточить жизнь в едином мгновении, в предельной конкретности которого художественным усилием раскрывается состояние мира.)
Запишите последнее предложение, объясните знаки препинания.

Ведь нет без жаворонка поля, и неба нет, и хлеб не тот.

– Почему именно последнее предложение автор делает сложным, сложносочиненным? (В сложносочиненном предложении четко выражаются смысловые отношения.)

Д. Выполните морфемный разбор слов:

Итог урока

Учитель. Что помогает нам понять пафос стихотворения?

Ученик. Все языковые средства: и морфологические, и фонетические, и синтаксические – подчинены эмоциональному настроению стихотворения в целом.

Учитель. Использование простых предложений более точно передает пафос стихотворения.

Вывод учителя

Мы убедились, что Дудин – мастер. Ему удалось найти гармоничную форму для образного выражения своих чувств и мыслей. Как вы считаете, создавая это стихотворение, автор специально подбирал подходящие языковые средства? Скорее всего – нет. Он – поэт, поэтому он писал о том, что подсказывало ему сердце, интуитивно используя те самые необходимые слова, обороты, звуки, о которых мы говорили сегодня на уроке.

Домашнее задание

Напишите сочинение-анализ, небольшое по объему, используя тот материал, который собрали сегодня на уроке. Отразите в сочинении собственный взгляд на стихотворение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru