КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО
СЕНТЯБРЯ"
СТОЛБУНОВА София Витальевна
Как построить нетрадиционный урок
русского языка
Учебный план курса
№ газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Виды игровой
деятельности. Элементы игровой деятельности
на каждом уроке. Урок-игра как эмоциональная
разрядка. Типы уроков-игр. Перечень тем, которые
можно отрабатывать с помощью игровых технологий.
Алгоритм построения уроков по игровой
технологии. |
18 |
Лекция 2. Технология
развития критического мышления через чтение и
письмо. Развитие критического мышления —
составляющая личностно ориентированного
обучения. Базовая модель технологии. Типы уроков:
работа с информационным текстом, работа с
художественным текстом. |
19 |
Лекция 3. Технология
развития критического мышления через чтение и
письмо. (Продолжение.) Типы уроков:
взаимообучение, дискуссия, письмо,
урок-исследование.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до
15 ноября 2005 г.). |
20 |
Лекция 4. Групповая работа
на уроке русского языка. Проблема
комплектования групп. Распределение ролей в
группе. Социометрическая характеристика класса.
Техника работы в группах. |
21 |
Лекция 5. Дискуссия,
дебаты на уроке русского языка. Дебаты как
педагогическая технология. Организация дебатов
на уроке. Дискуссионные темы. Методическая
разработка дебатов на тему: «Русская орфография:
хорошая или плохая?».
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до
15 декабря 2005 г.). |
22 |
Лекция 6. Концентрированное
обучение, или уроки-«погружения». Понятие об
уроке-«погружении». Организация
концентрированного обучения русскому языку
(модели). Урок – «погружение» в фонетику. |
23 |
Лекция 7. Интегрированные
уроки русского языка. Интегративность
образовательного процесса. Русская словесность.
Интеграция: русский язык – история, русский язык
– история искусств, русский язык – информатика,
русский язык (научный стиль речи) – любой
предмет. |
24 |
Лекция 8. Метод проектов
на уроках русского языка. Понятие о
проективном методе. Проект газеты, журнала.
Проект «Мультфильм своими руками». Проект «Мой
учебник русского языка». |
Итоговая работа
представляется в Педагогический университет не
позднее 28 февраля 2006 г. |
Статья опубликована при поддержке образовательного портала, на котором представлены материалы, интересные и полезные не только учителям и ученикам, но и всем тем, кто стремится повысить уровень собственного образования. Сайт doc4web.ru – это площадка, на которой практикующие педагоги могут поделиться своим опытом и познакомиться с разработками и интересными идеями своих коллег. Так, на странице http://doc4web.ru/russkiy-yazik представлены готовые методические разработки уроков русского языка, технологические карты уроков, рабочие программы, презентации, грамматические таблицы, диктанты различного уровня, тематические тексты, задания для подготовки к промежуточным и итоговым экзаменам, викторины и конкурсы, разработки внеклассных мероприятий. Уверены, что представленные материалы помогут преподавателям сделать свои уроки нескучными и увлекательными, а школьникам и студентам – расширить границы своих знаний, для чего одного учебника, безусловно, недостаточно.
Лекция 6.
Концентрированное обучение, или
уроки-«погружения»
Понятие об уроке-«погружении».
Организация концентрированного обучения
русскому языку (модели).
Урок – «погружение» в фонетику
Все изменения в сфере образования,
наметившиеся в последние годы, так или иначе, в
явной или скрытой форме, требуют от школы, чтобы
она давала знания в большем объеме, не увеличивая
при этом нагрузку на учащихся, во всяком случае
не увеличивая продолжительность занятий.
Устранить это противоречие способны только
такие образовательные технологии, которые
позволяют расширять объем знаний, усваиваемых
учащимися, не добавляя времени на их изучение. К
таким технологиям относится концентрированное
обучение.
Понятие «концентрированное обучение
(преподавание)» достаточно давно и прочно вошло в
педагогический обиход. Так, оно широко
применялось в советской дидактике в 20–30-е годы.
Концентрированное обучение (в
противоположность распределенному) – это
специально организованный процесс обучения, при
котором за счет большей систематизации,
обобщения, структурирования материала и иного
временного режима занятий учащиеся усваивают
большее количество информации за единицу
времени.
Образовательная технология
концентрированного обучения позволяет победить
хроническую нехватку времени, на которую
жалуются многие учителя; сделать
образовательный процесс более интенсивным;
активизировать познавательные интересы
учащихся и тем самым способствовать
формированию личности.
В настоящее время описан опыт целой
школы, работавшей в режиме концентрированного
обучения (см. Остапенко А.А. Теоретические
основания моделирования технологии
концентрированного обучения. ШТ, 2002, № 6). Есть
школы, где изучаются все предметы Базисного
учебного плана методом погружения.
Уроки-«погружения» при изучении
русского языка можно проводить вне зависимости
от технологии, используемой другими учителями.
«Погружение», лежащее в основе
концентрированного обучения, – это длительное
(от нескольких часов до нескольких дней)
специально организованное занятие по одному или
нескольким близким предметам.
Напомним, что выделяют четыре главных
уровня учебной деятельности: понятийный,
теоретический, практический, синтетический. На
что направлены усилия учителя и ученика на
каждом из этих уровней?
Готовясь к уроку-«погружению» на понятийном
уровне, учитель готовит структурированный
понятийный аппарат курса, таблицы, прорабатывает
определения, готовит понятийный словарь. Он
определяет место и время проведения такого
урока, выбор участников. На самом уроке ему
отводится несколько ролей: он выступает как
ре-транслятор предметных знаний, методист,
диспетчер, консультант. Ученик воспринимает
новые понятия, старается их запомнить. Роли,
которые он может играть на уроке, – обучаемый,
консультант, обучающий.
Когда запланировано изучение теории,
учитель обдумывает, как представить модель
теоретических основ курса, занимается
подготовкой демонст-рационного материала,
разработкой сценария. Ученик на уроке, овладевая
теоретическими основами курса, усваивает смысл
услышанного и прочитанного, частично занимается
поисковой деятельностью.
Для практической проработки изучаемого
учитель готовит дидактические материалы,
разрабатывает сценарий, все необходимое для
проведения групповой работы, урока-игры. Ученик
на этом этапе занят самостоятельной
познавательной деятельностью.
На синтетическом уровне
происходит обобщение изученного. Учитель
выбирает место и время проведения занятия,
разрабатывает сценарий, готовит зачетные
материалы.
Известны три модели «погружения» в
предмет: уровневая, тематическая и смешанная.
Первая модель – уровневое
«погружение». На каждом занятии такого рода
изучается весь программный материал, но только
на одном из уровней учебной деятельности:
понятийном, теоретическом, практическом или
синтетическом. Таким образом, для освоения всего
материала нужны четыре уровневых «погружения».
Вторая модель – тематическое
«погружение» – предполагает, что на каждом
занятии изучается только одна из тем
программного материала, но любое «погружение»
включает все четыре уровня освоения знаний.
Третья модель – смешанное
«погружение» – представляет собой комбинацию
элементов первых двух моделей. На первом
«погружении» идет освоение основных понятий
всего курса (как в первой модели), на втором и
третьем «погружениях» чередуются теоретические
и практические занятия по отдельным разделам
курса (элементы второй модели). Четвертое
«погружение» отдано обобщению (этот элемент
входит в каждую модель).
Особенно удобно изучать методом
концентрированного обучения лингвистический
материал, заложенный в программу по русскому
языку. Каждый год в каждом классе изучаются
фонетика, морфемика, лексика и фразеология,
морфология и синтаксис. Так почему бы не создать
разновозрастные группы для проведения
погружений один раз в четверть?
Урок-«погружение» может проходить и в школьном
здании, и за его пределами (выездная школа).
Длительность «погружения» может быть различной
– от одного учебного дня до одной недели, но не
менее 4 уроков подряд. Это зависит от количества
материала, возможностей учителя и учеников.
Обязательными компонентами
концентрированного обучения будут: активные
формы обучения учащихся – групповая работа,
взаимообучение, игра; крупноблочная подача
учебного материала; разновозрастная структура
учебных групп; зачетная форма контроля знаний.
Пример
УРОК-«ПОГРУЖЕНИЕ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ФОНЕТИКИ
«Погружение в мир звуков»
Погружение проводилось на понятийном
уровне. Для проведения этого урока была
сформирована разновозрастная учебная группа в
количест-ве 25 человек, в основном из учеников
5–9-х классов. Два участника были приглашены из
10-го класса, для того чтобы познакомить младших
участников урока с акустической теорией
возникновения звука (ее изучают в курсе физики
10-го класса) и физиологическими основами
возникновения звуков речи и восприятия звуков
органами слуха. Эти сведения старшеклассникам
известны из курса анатомии и физиологии
человека.
Учитель, готовясь к этому уроку:
определил круг основных понятий,
которые предстоит освоить ученикам. Получился
словарь на тему «Фонетика»: звук, слог,
фонетическое слово, речевой такт, фраза.
Ударение, интонация (отработка).
Звукоподражательные слова. Физиологические
основы возникновения и восприятия звука. Речевой
аппарат. Членораздельные и нечленораздельные
звуки. Звуки речи. Акустическая природа звука
(знакомство);
обдумал формулировки определений (звук
ре-чи – членораздельный элемент произносимой
речи, образуемый речевыми органами; слог –
это один или несколько звуков, произносимых
одним толч-ком выдыхаемого воздуха;
фонетическое слово – самостоятельно звучащее
слово вместе с примыкающими к нему безударными
служебными словами; речевой такт – это часть
фразы, состоящая из нескольких слов (иногда
только одного), связанных по смыслу и
интонационно; отрезок речи между двумя паузами; фраза
– законченное по смыслу высказывание,
объединенное особой интонацией и отделенное
паузой от других таких же единиц; ударение –
это более сильное произношение, выделение одного
слова в слоге; интонация – сочетание
мелодики, логического ударения, па-узы, темпа
речи, основного тона и ритма);
тщательно проработал сценарий;
изготовил все необходимые таблицы,
схемы и другой раздаточный материал.
Участники урока из 10-го класса заранее
получили индивидуальные задания: 1) рассказать об
акустической теории возникновения звука; 2)
рассказать о том, как возникает звук речи и как он
воспринимается органами слуха.
Ученики
заранее разделены на команды по 3–7 человек. В
каждой команде распределяются роли: капитан, его
помощники и члены команды.
Пятиклассники знакомятся с фонетикой в самом
начале I четверти, то есть ранней осенью, и для
проведения такого урока очень подходящим местом
оказался парк. Ученики и учитель направляются по
маршруту к лесной поляне, урок длится 4
академических часа.
Урок начинается с вступительного слова учителя.
Учитель. Сегодня у нас необычное
занятие – урок погружения в мир звуков.
Разнообразный мир звуков окружает нас со всех
сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте
же погрузимся в этот мир и попробуем в нем
разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять
такой раздел науки о языке, как фонетика.
Затем команды собираются вокруг своих капитанов;
каждая команда получает маршрутный лист.
На каждой остановке капитаны команд получают
конверт с заданием.
ОСТАНОВКА 1
Задание 1. Запишите буквами
звуки, которые вы сейчас слышите, и предъявите их
другой команде. Каждая команда должна отгадать,
какой предмет (или предметы) издают эти звуки.
Участники «погружения» вслушиваются
в звуки, которые слышны сейчас, стараются
передать их буквами.
(Примеры: ту-ту – т-у-у-у – паровоз,
чуф-чуф – колеса, ш-ш-ш – машина, му-му –
корова, бе-бе – овца, бац – камень упал.)
ОСТАНОВКА 2
Задание 2. Игра-соревнование
«Какая команда отгадает больше звуков?». Каждая
команда предъявляет записанный материал, другая
же пытается догадаться, какой предмет издавал
записанные звуки.
Как называются эти слова?
Учитель. Эти слова называются
звукоподражательными, потому что в них человек
подражает звукам, которые слышит вокруг себя, в
природе. Как вы думаете, почему не все записанные
одной командой слова были отгаданы? Потому что
эти звуки являются природными,
нечленораздельными, впрочем, так же как и звуки,
издаваемые животными. И только человек может
«перевести» эти природные звуки на человеческий
язык, разложив их на отдельные звуки, т.е. сделать
их членораздельными.
Послушаем рассказ о том, как много надо,
оказывается, потрудиться человеку, чтобы сказать
и услышать этот звук.
Рассказ ученика 10-го класса «Как
возникает звук речи и как он воспринимается
органами слуха».
Остальные участники урока слушают и задают
уточняющие вопросы.
Обсуждая услышанное, команды направляются через
стадион к реке, где их ждет 3-е задание.
ОСТАНОВКА 3 (у реки на поляне)
Задание 3. Подойдите к воде и
попробуйте провести опыт, с помощью которого
можно проил-люстрировать возникновение звука и
его распространение.
Ребята подходят к воде, кто-нибудь
бросает камень. От камня по воде расходятся
круги.
Учитель. Как вы думаете, почему и
каким образом ваш опыт связан с возникновением
звука? Послушаем рассказ об этом ученика 10-го
класса.
Ученик. Ощущение звука возникает
благодаря механическим колебаниям барабанной
перепонки уха. Эти колебания возбуждаются
акустической волной, распространяющейся от
источника звука к уху. Любой колеблющийся
предмет может возбуждать акустическую волну, но
ухо способно воспринимать лишь колебания в
частоте от 20 герц до 20 килогерц. Все, что
выше или ниже этого диапазона, человеческим ухом
не воспринимается, но может регистрироваться
специальными приборами. Такие звуки могут
слышать некоторые животные. Акустическая волна
– это то сжатый, то разреженный воздух (очень
похоже на круги, которые идут по воде от камня,
брошенного в воду), она распространяется в
пространстве до тех пор, пока не достигнет нашего
уха. Когда такая волна достигает уха, она
возбуждает колебания барабанной перепонки, и мы
слышим звук.
Учитель. Итак, звук – это колебание
воздуха, возникающее в результате трения одного
предмета о другой (колеса машины о шоссе, клапан в
трубе паровоза и пар, вырывающийся из него, и т.д.).
Эти колебания достигают нашего уха и вызывают у
нас звуковые ощущения, которые нам нравятся или
не нравятся. Это звуки, вызываемые
гармоническими колебаниями (песня, звук
человеческой речи) или негармоническими (все
остальные шумы).
Теперь поговорим о фонетике, которая как раз
изучает такие элементы человеческой речи, как
звуки, ударение, интонация. Выполните в командах
задание 4.
Задание 4. Проработайте в
группах определения в течение 15 минут, связанные
с нашей темой, и представьте свою иллюстрацию
этих определений.
Капитаны команд разворачивают
таблицы с определениями терминов, команда
прорабатывает определения, подбирает свои
примеры, готовит презентацию своей работы.
Поскольку группы разновозрастные,
пятиклассников обучают старшие ученики, уже
владеющие материалом. Для одновозрастной группы
обучение может идти так: от сильного ученика к
среднему и слабому.
Карточки с определениями терминов,
связанных с темой «Фонетика», расположены в
кармашках на обратной стороне таблицы.
Звук речи – кратчайшая единица
речи.
Слог – это часть слова,
произносимая единым дыхательным толчком.
Фонетическое слово – это слово
(может быть вместе с примыкающими служебными
словами), несущее одно ударение.
Речевой такт – часть фразы до
паузы (остановки в звучании).
Фраза – законченное по смыслу
высказывание, объединенное общей интонацией.
Ударение – это более сильное
произношение, выделение слога в слове. Свойства
русского ударения: сила звучания, длительность,
четкость произношения, подвижность,
разноместность.
Интонация – сложное фонетическое
явление, включает 4 основных компонента: основной
тон голоса, силу звучания, темп, тембр голоса.
Задание 5 – домашнее.
Продумайте все определения. Попробуйте изложить
их своими словами. Продумайте задания 1–8 из
«Фонетической тетради». Дополнительно читайте
«Таинственный мир звуков», стр. 8–17.
Подведение итогов
Слово получают капитаны команд. О чем
вы сегодня узнали? Чему научились? Какой опыт
приобрели? Что нового вы почувствовали? Кого из
своих товарищей лучше узнали? Выразите
коллективное мнение.
Формы рефлексии могут быть различными:
устное обсуждение, письменный отчет,
индивидуальные беседы.
За погружением следуют распределенные
уроки, на которых ученики уже в пределах своей
возрастной группы еще раз обращаются к тому
материалу, который они проработали на понятийном
уровне.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое концентрированное
обучение?
2. Какие модели концентрированного
обучения существуют?
3. Что требуется от учителя и ученика
при «погружении» на понятийном, теоретическом,
практическом и синтетическом уровнях?
4. Определите, какие разделы науки о
языке можно изучать методом погружения.
Литература
Грановская Р.М. Элементы
практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988.
Методика погружения: за и против: Сб.
научно-метод. статей / под ред. А.А. Остапенко.
Краснодар, 1995.
Остапенко А.А.
Концентрированное обучение: модели
образовательной технологии. ШТ, 1999, № 5.
Остапенко А.А. Теоретические
основания моделирования технологии
концентрированного обучения. ШТ, 2002, № 6.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П.
Укрупнение дидактических единиц в обучении
математике: Кн. для учителей и рук. школ. Смоленск:
ОИУУ, 1986.
|