Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2005

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Продолжаем публиковать фрагменты удачных итоговых работ, присланных слушателями курсов повышения квалификации 2004/2005 г.

С.К. АЛЕМОСОВА,
Окоемовская основная школа
Усть-Алданского улуса,
Республика Саха (Якутия)


Упражнения на построение текста

I. Восстановление логических связей и разнообразных синтаксических конструкций

Упражнение 1. Устраните ненужные повторы, употребив предложения с однородными сказуемыми. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: и, и, которого, но, и, чтобы (5-й класс).

В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развел большой костер. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушел от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.

(Ответ. В этот вечер путешественники шли долго и остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров и развел большой костер, около которого Элли почувствовала себя очень уютно. Она и друзей пригласила разделить это удовольствие, но Страшила решительно отказался, ушел от костра подальше и внимательно следил, чтобы ни одна искорка не попала на его костюм.)

(А.Волков)

Упражнение 2. Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями; употребите предложения с однородными сказуемыми и деепричастным оборотом; объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы и, и, затем, а, и, который (6-й класс).

Жевуны ушли. Элли осталась одна. Элли нашла в домике кусок хлеба. Элли съела его на берегу ручья. Запивала прозрачной холодной водой. Элли стала собираться в далекий путь. Тотошка бегал под деревом. Тотошка старался схватить крикливого пестрого попугая. Попугай все время дразнил его.

(Ответ. Жевуны ушли, и Элли осталась одна. Она нашла в доме кусок хлеба и съела его на берегу ручья, запивая прозрачной холодной водой. Затем она стала собираться в далекий путь, а Тотошка бегал под деревом и старался схватить крикливого пестрого попугая, который все время дразнил его.)

Упражнение 3. Устраните ненужные повторы: простые предложения переделайте в сложные с деепричастным оборотом; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы чтобы, и, а (6-й класс).

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Цезарь и Ганнибал предупреждали седоков. Седоки крепко держались в седлах. Цезарь и Ганнибал спускались с горы. Цезарь и Ганнибал подгибали задние ноги. Цезарь и Ганнибал почти ползли на брюхе. Цезарь и Ганнибал поднимались. Цезарь и Ганнибал цеплялись за скалы передними копытами.

(Ответ. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в седлах. Спускаясь с горы, они подгибали задние ноги и почти ползли на брюхе, а поднимаясь, цеплялись за скалы передними копытами.)

(А.Волков)

Упражнение 4. Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций (9-й класс).

Карась вышел на двор. Карась отыскал большую лужу. Карась уселся около нее. Карась стал снимать сапоги. Остался в одних чулках. Принялся бродить по воде. В самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок. Он долго ходил по двору. Уже весенний лед прошел. Время стояло довольно теплое. На дворе по вечерам стояла легкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем. Чулки на Карасе просохли. Карась стал плавать в луже. Карась повторил свою проделку. Все это было очень дико.

(Ответ. Карась вышел на двор, отыскал большую лужу, уселся около нее и стал снимать сапоги. Потом, оставшись в одних чулках, принялся бродить по воде, как будто и в самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок и долго ходил по двору. Хотя уже весенний лед прошел и время стоя-ло довольно теплое, но на дворе по вечерам стояла легкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем, но когда чулки на нем просохли, он опять стал плавать в луже и снова повторил свою проделку. Все это было очень дико.)

(По Н.Помяловскому)

II. Построение описаний

Упражнение 1. Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения (5-й класс).

Путешественники с недоумением смотрели на человека. Ростом он был не выше Элли, но уже старый, (большая голова, морщинистое лицо), (пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук). В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки.

(А.Волков)

Упражнение 2. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание (5-й класс).

Внучки стояли перед печью и завороженно смотрели на булочки.
На Оле было красное платье белыми горошками. (Большой белый воротник, шитье) обнимал ее круглые плечи. Косички смешно торчали над ушами. Вся она была (крепенький, здоровенький, короткие плотные ножки). (Черные глаза, розовое лицо) глядели то насмешливо, то восхищенно, то задумчиво. Сейчас они с любопытством уставились на булочки в печи, и пламя угольков отражалось в них.
Лена стояла рядом, заложив руки за спину, и тоже глядела в печь. Она была (голубое платье, горошки). Вся тоньше, бледнее, нерешительнее и мечтательнее, чем старшая сестра. У нее было (овальное лицо, серые, слегка близорукие глаза и брови вразлет). Русые волосы лежали по плечам.

(По Н.Кончаловской)

Упражнение 3. Раскройте скобки, чтобы получилось связное высказывание. Введите в текст сравнения: серпообразные, будто на параде, как истинный гвардеец, зонтиком, как плащ (6-й класс).

Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина (серый, мелкие белые пестринки), а хвост (длинные, сине-черные перья). Выступал вперед (широкая, отливающая бронзой грудь), высоко поднимал лапы (загнутые ост-рые шпоры).
Был он храбр. Если противник не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он рас-топыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле.

(По Е.Носову)

III. Построение рассуждений

Упражнение 1. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении (8-й класс).

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатыми гостями.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал и любил.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

(Ответ. Правильный порядок: 5, 2, 8, 6, 4, 9, 3, 1, 7.)

Упражнение 2. Восстановите правильный порядок абзацев. В каком абзаце содержится тезис, в каких – доказательства, вывод (9-й класс).

1. Согласно распорядку дня сутки можно разделить на три части – об этом писал Ян Амос Коменский.

2. Другая треть суток отводится на работу, а у молодежи на учебу. В семнадцать лет это должно быть правилом, потому что в таком возрасте человек способен получать, перерабатывать и усваи-вать наибольшее количество информации. Поэтому эту возможность нельзя упускать.

3. Таким образом, задача состоит в том, чтобы человек тратил свой день, год – значит, и жизнь свою – разумно, находя время и для учебы и работы, и для развлечений, и для отдыха.

4. Одну треть суток следует посвятить сну – сон нельзя заменить ничем. Подчеркиваю: ничем!

5. Первым условием правильного режима является разумный распорядок дня.

6. Последняя треть – это свободное время. Хотя это называется свободное время, сюда входят и такие обязательные действия, как принятие пищи, дорога на работу или учебу и обратно до дому, личная гигиена, контакты с родственниками и т.д. Таким образом, часов для развлечения, спорта, прогулок остается не так уж много.

(Н.Надворник, З.Шалек)

(Ответ. 5, 1, 4, 2, 6, 3.)

Упражнение 3. Определите, в каких абзацах содержатся формулировки мыслей, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок абзацев (9-й класс).

1. Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие, отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи. Те, в свою очередь, дают начало рекам. После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.

2. Значит, рано или поздно вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает в него. Так замыкается круговорот воды в природе.

3. Под влиянием солнечных лучей с поверх-ности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. Когда пары попадают в верх-ние, холодные слои атмосферы, они сгущаются. Так из мельчайших капелек образуются облака.

4. Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники. Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.

5. Ученые выяснили, что на земном шаре су-ществует круговорот воды. Что же это за явление?

6. Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникает в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океану.

(По А.Муранову)

(Ответ. 5, 3, 1, 6, 4, 2.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru