МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва
Предложения. Текст. Задания
Составляем текст из
«перепутанных» предложений
Нетрудно заметить, что представленные
упражнения соотносятся с одним из видов заданий
ЕГЭ. Однако цель этой публикации не
ограничивается подготовкой к Единому
государственному экзамену. Собирая маленький
текст из «перепутанных» предложений, ученик
делает полезные наблюдения: как может начинаться
текст (абзац), с помощью каких языковых средств
осуществляется «движение мысли», каковы способы
и средства межфразовых связей?.. Подобные
упражнения не только полезны, но и удобны: ведь
текст маленький (если упражнение выполняется на
уроке, то это немаловажно). Что касается большого
числа заданий, то ученику можно дать возможность
выбора.
Выполняя упражнение, школьник может
пользоваться закладкой, чтобы обратиться к
материалу для самопроверки не сразу, а после
того как задание самостоятельно выполнено.
При разработке ряда упражнений были
использованы материалы книг: Ю.Н. Караулов.
Русский язык и языковая личность. М., 1987. В.В. Колесов.
История русского языка в рассказе. М., 1982.
1. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) б, г, в, а;
2) б, а, в, г;
3) б, а, г, в;
4) г, в, б, а.
а) Это вполне естественно, если учесть,
что наиболее деятельным временем года у славян,
земледельцев и скотоводов, было именно лето.
б) Слово лето в древние времена
означало «год».
в) В старом же значении слово лето в
настоящее время употребляется только в род. п. мн.
ч. в сочетании с числительными начиная с пяти
(пять, шесть... сто лет), а также в некоторых
устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет,
на склоне лет.
г) В современном языке сохранились
следы подобного словоупотребления в сложных
словах: летопись, т.е. запись событий по годам,
и летоисчисление.
1) художественный, повествование;
2) публицистический, рассуждение;
3) деловой, рассуждение;
4) научно-популярный, рассуждение.
В каком предложении используется
антоним к слову старый? (г, современный).
В каком слове букв больше, чем звуков?
1) лето;
2) значение;
3) летопись;
4) славяне.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
В каких предложениях встречаются
обособленные приложения? (а, г.)
В каких существительных ед. ч. на
конце пишется и?
1) в летопис_;
2) в слов_;
3) в запис_;
4) о земледельц_.
2. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) б, г, а, в;
2) а, в, б, г;
3) б, а, в, г;
4) б, в, а, г.
а) Это сочетание слов связано с
легендарным образом древнегреческого поэта
Эзопа.
б) Эзопов язык – вынужденное
иносказание, речь, насыщенная недомолвками и
ироническими намеками.
в) Именно он является создателем жанра
басни.
г) В дальнейшем эзопов язык нашел
широкое применение в творчестве русских
писателей-сатириков.
1) легендарный;
2) мифический;
3) баснословный (уст.);
4) необыкновенный.
1) лексический повтор;
2) синонимы;
3) местоимение, частица;
4) наречие.
1) намек;
2) речь;
3) басня;
4) язык.
1) образ;
2) сатирик;
3) басня;
4) жанр.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
3. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) А, в, г, б;
2) г, б, а, в;
3) а, б, в, г;
4) г, а, в, б.
а) Говоря о необходимости внимания
к подтексту, вспомним, что Хемингуэй сравнивал
содержание произведения с айсбергом.
б) Вот почему можно сделать вывод:
именно анализ подтекстовой информации
приближает нас к разгадке авторского замысла.
в) Ведь только на одну восьмую часть он
возвышается над поверхностью воды, большая его
часть, скрытая под водой, т.е. подтекст, и соз-дает,
по словам писателя, «величавость движения
айсберга».
г) Когда мы хотим понять, как автор
относится к героям произведения, мы должны
обратить внимание на то, что не высказано
писателем прямо, а скрыто в подтексте.
1) величие;
2) величественность;
3) царственность;
4) огромный.
1) лексический повтор;
2) междометие;
3) вводное слово;
4) частицы;
5) неполные предложения.
1) вывод;
2) разгадка;
3) говоря;
4) ведь.
1) а;
2) б;
3) д;
4) г.
1) метафора;
2) сравнение;
3) риторический вопрос;
4) цитирование;
5) анафора.
4. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) а, г, б, в;
2) г, а, в, б;
3) г, б, а, в;
4) а, в, б, г.
а) В наши дни устаревшее название
первой буквы алфавита аз продолжает свою
жизнь в устойчивых выражениях, фразеологизмах.
б) Аналогично по способу образования и
слово алфавит: первая буква греческого
алфавита – альфа, а вторая – бета.
в) Так, о человеке, который ничего не
знает, ничего не смыслит в каком-либо деле, могут
сказать: «Он аза не знает в глаза».
г) Слово азбука образовано от
названий первых букв алфавита – аз и буки.
1) официально-деловой;
2) художественный;
3) научно-популярный;
4) публицистический.
1) альфа;
2) устойчивый;
3) название;
4) который.
Найдите в предложении а слово,
морфемный состав которого представлен в схеме:
. (Устаревшее.)
1) устаревшее название;
2) образовано от названий;
3) который не знает;
4) ничего не знает.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
5. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) а, г, б, в;
2) а, в, б, г;
3) а, б, в, г;
4) а, г, в, б.
а) Афоризмы, или крылатые слова, – это
изречения, выражающие с предельной краткостью
какую-либо глубокую мысль в запоминающейся
форме.
б) Автор этого афоризма – русский
писатель А.П. Чехов.
в) Например, «Краткость – сестра
таланта».
г) Но есть такие афоризмы, у которых нет
конкретного автора; мы имеем в виду пословицы и
поговорки: ведь их автором является сам народ.
1) деловой;
2) публицистический;
3) разговорный;
4) научный.
1) лаконичность;
2) афористичность;
3) сжатость;
4) сокращенный.
1) афоризм;
2) поговорки;
3) талант;
4) мысль.
1) такие;
2) имеем;
3) автор;
4) является.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
6. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) г, в, б, а;
2) а, в, б, г;
3) г, а, в, б;
4) г, б, а, в.
а) А что такое добро, если оно
настоящее, а не фальшивое, не показное, знают все.
б) Это, наконец, то, что ты сумеешь дать
своей стране и миру.
в) Это все хорошее, полезное, что есть в
тебе, что ты несешь людям, тебя окружающим, –
родителям, товарищам, просто знакомым и
незнакомым.
г) Вся история человечества с
древнейших веков и до наших дней – это борьба за
идеалы добра и справедливости.
1) научный стиль, рассуждение;
2) научно-популярный стиль, повествование;
3) публицистический стиль, описание;
4) публицистический стиль, рассуждение.
1) история;
2) настоящее;
3) знают;
4) добро.
1) добро – зло;
2) настоящий – фальшивый;
3) знакомый – незнакомый;
4) древний – современность.
1) настоящее добро;
2) настоящее время;
3) светлое настоящее;
4) настоящие друзья.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) Г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
7. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) б, г, а, в;
2) в, б, а, г;
3) в, а, г, б;
4) г, б, а, в.
а) Но иногда, видимо, необходимо
спорить.
б) На мой взгляд, нужно уметь защищать в
споре хороший вкус, когда речь идет о музыке, об
искусстве, о культуре речи.
в) Говорят, о вкусах не спорят.
г) Когда же это необходимо?
1) полемизировать;
2) возражать;
3) спорно;
4) препираться.
1) надо;
2) должно;
3) надобно;
4) нужно.
1) спорить;
2) когда;
3) вкус;
4) речь.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
В каком словосочетании есть ошибка?
1) спорить об искусстве;
2) говорить об истории;
3) говорить об творчестве;
4) рассуждать о будущем.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) предложение сложное;
2) предложение сложноподчиненное;
3) придаточное предложение присоединяется к
главному с помощью союзного слова;
4) придаточное предложение осложнено однородными
членами.
8. Запишите предложения в таком
порядке, чтобы получился текст (выберите
правильный вариант).
1) в, г, а, б;
2) б, а, в, г;
3) г, в, а, б;
4) в, а, г, б.
а) Значение этого слова всегда было
одно – «хорошая погода».
б) Когда же мы теперь говорим хорошая
погода, то не создаем ли мы сочетание слов типа масло
масляное?
в) Издавна существовало в русском
языке слово погода.
г) И до сих пор в русских деревнях погодой
называют лишь хорошую, преимущественно
солнечную погоду.
1) издавна;
2) давно;
3) старина;
4) издревле (книжн.).
1) значение;
2) хорошая;
3) всегда;
4) называют.
1) приставочным;
2) суффиксальным;
3) бессуффиксальным;
4) приставочно-суффиксальным.
В каком предложении две частицы?
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) солнечная погода;
2) существовало в языке;
3) издавна существовало;
4) это слово.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
9. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) а, г, б, в;
2) б, г, а, в;
3) б, а, г, в;
4) а, в, г, б.
а) Именно с помощью интонации
говорящий может передать свое отношение к тому, о
чем он говорит.
б) Интонация – это основное
выразительное средство звучащей речи.
в) Роль интонации еще и в том, что она
выражает конкретный смысл высказывания, придает
ему законченность.
г) Например, ребенок может вложить в
одно и то же слово мама очень многое – от
радости до печали, от призыва до выражения самых
разнообразных чувств.
1) деловой стиль, рассуждение;
2) публицистический стиль, повествование;
3) научный стиль, описание;
4) научный стиль, рассуждение.
1) слово;
2) интонация;
3) чувство;
4) многое.
1) печаль;
2) грусть;
3) кручина (народно-поэт.);
4) жалобно.
В каком предложении есть вводное
слово?
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) это союз, пишется слитно;
2) это союз, пишется раздельно;
3) пишется раздельно, т.к. то – местоимение,
же – частица;
4) пишется раздельно, т.к. то – наречие, же
– частица.
10. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) а, б, г, в;
2) а, г, б, в;
3) а, б, г, в;
4) а, в, б, г.
а) Знание истории своего народа, знание
памятников его культуры открывает перед
человеком целый мир.
б) Ведь знание прошлого – это путь к
пониманию современности.
в) Открыв этот мир, мы получаем
возможность по-новому увидеть и оценить
современность.
г) Наконец, можно сделать вывод: если
современность – это итог прошлого, то прош-лое –
это еще не развившееся будущее.
1) знание;
2) путь;
3) мир;
4) итог.
1) вывод;
2) народ;
3) ведь;
4) знание.
В каком слове все согласные звуки
глухие?
1) история;
2) итог;
3) сделать;
4) целый.
1) увидеть;
2) оценить;
3) прошлое;
4) современность.
1) будущее;
2) современность;
3) по-новому;
4) знание.
1) Не с глаголами пишется раздельно.
2) Пишется раздельно, т.к. есть
противопоставление.
3) Не с причастиями пишется раздельно.
4) Не с причастием пишется раздельно, т.к. у
причастия есть зависимое слово.
11. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) в, г, б, а;
2) б, а, в, г;
3) б, в, г, а;
4) в, б, а, г.
а) Высокая эстетическая значимость
произведений нашей классики несомненна, и,
вероятно, именно поэтому не уменьшается, а,
напротив, растет во всем мире интерес к русской
классической литературе.
б) Художественная литература способна
воспитывать человека, развивать нас духовно,
нравст-венно, доставлять эстетическое
наслаждение.
в) Так почему же все-таки русскую
литературу XIX века называют классической?
г) Чтобы ответить на этот вопрос,
вспомним: классика – это то, что вечно, что
соединяет наше время с прошлым и помогает понять
будущее.
1) грядущее (высок.);
2) завтра;
3) судьба;
4) будущие времена.
1) духовно;
2) вечно;
3) будущее;
4) именно.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) простое предложение с однородными
членами;
2) предложение с вводным словом;
3) сложносочиненное предложение, осложненное
вводными словами;
4) простое предложение с вводными словами.
12. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) а, в, б;
2) б, а, в;
3) в, б, а.
а) Но были они совершенно чужды
большинст-ву русских людей.
б) Иностранные слова приходили на Русь
с незапамятных времен.
в) А для тех, кто ими пользовался
иногда, вся сладость и заключалась в том, что они
заморские.
1) фонетика;
2) лексика;
3) морфология;
4) синтаксис.
1) иностранный;
2) далекий;
3) зарубежный;
4) заграничный.
1) были;
2) Русь;
3) иногда;
4) времен.
1) сладость;
2) вся;
3) заморские;
4) иногда.
1) слова;
2) были;
3) вся;
4) Русь.
1) заморские;
2) чужды;
3) людей;
4) слова.
13. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился текст
(выберите правильный вариант).
1) а, г, б, в;
2) в, а, б, г;
3) в, б, а, г;
4) а, в, г, б.
а) Роль морфологического принципа в
орфо-графии очень велика.
б) Основным из них является
морфологический принцип, сущность которого в
том, что морфема сохраняет единое буквенное
написание.
в) В основе современной русской
орфографии лежат несколько принципов.
г) Наряду с морфологическим действует
и фонетический принцип.
1) художественный;
2) деловой;
3) научный;
4) публицистический.
1) роль;
2) принцип;
3) единый;
4) очень.
1) велика;
2) морфема;
3) очень;
4) сущность.
1) единое написание;
2) в основе орфографии;
3) фонетический принцип;
4) очень велика.
1) бессоюзное сложное предложение;
2) сложное предложение с разными видами связи;
3) сложноподчиненное предложение с придаточным
определительным;
4) сложноподчиненное предложение с двумя
придаточными.
14. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы восстановить отрывок
из по-вести А.С. Пушкина «Дубровский»;
подчеркните грамматические основы предложений.
(Выберите нужный вариант.)
1) в, г, а, б;
2) б, в, а, г;
3) б, г, а, в;
4) в, а, б, г.
а) Марья Кириловна, не успев одуматься,
приняла ее и раскаялась в ту же минуту, но
Дубровского не было уже в зале.
б) Однажды, пришед в залу, где ожидал ее
учитель, Марья Кириловна с изумлением заметила
смущение на его бледном лице.
в) Марья Кириловна пошла в свою
комнату, развернула записку и прочла следующее:
«Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне
необходимо с вами говорить».
г) Она открыла фортепьяно, пропела
несколько нот, но Дубровский под предлогом
головной боли извинился, прервал урок и, закрывая
ноты, подал ей украдкою записку.
1) художественный стиль, описание;
2) публицистический стиль, повествование;
3) разговорный стиль, повествование;
4) художественный стиль, повествование.
1) лексический повтор;
2) местоимение;
3) видо-временная соотнесенность глагольных
форм;
4) наречие;
5) вводные слова.
Выпишите из предложения Б слова,
употребленные в форме, не свойственной
современному языку. (Пришед, в
залу.)
Укажите слово, которое является
синонимом к существительному изумление.
1) восторг;
2) удивление;
3) восхищение;
4) недоумение.
1) учитель;
2) минута;
3) однажды;
4) записка.
1) ручей;
2) успев;
3) беседка;
4) нота.
1) однажды;
2) прервал;
3) успев;
4) пропела.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) прилагательное;
2) категория состояния;
3) глагол;
4) прилагательное.
1) урок был прерван;
2) смущение овладело ею;
3) он подал ей записку;
4) невозможно было продолжать урок.
15. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы восстановить отрывок
из повести А.С. Пушкина «Дубровский». (Выберите
нужный вариант.)
1) б, а, г, в;
2) в, а, г, б;
3) в, г, а, б;
4) б, в, а, г.
а) Она начинала понимать собственное
сердце и признавалась с невольной досадою, что
оно не было равнодушно к достоинствам молодого
француза.
б) Жизнь обитателей Покровского была
однообразна.
в) Кирила Петрович ежедневно выезжал
на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки
занимали Марью Кириловну – особенно музыкальные
уроки.
г) Он, с своей стороны, не выходил из
пределов почтения и строгой пристойности и тем
успокоивал ее гордость и боязливые сомнения.
1) уважение;
2) почтительность;
3) пиетет;
4) почитание.
1) художественный, рассуждение;
2) разговорный, повествование;
3) публицистический, рассуждение;
4) художественный, описание.
1) два;
2) три;
4) четыре;
4) пять и более.
1) наречием;
2) словом состояния (категорией состояния);
3) кратким прилагательным.
1) чтение;
2) француз;
3) гордость;
4) сердце.
В каком слове нулевое окончание?
1) сомнения;
2) равнодушно;
3) ежедневно;
4) жизнь.
1) гордость;
2) боязливый;
3) выходил;
4) музыкальный.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) жизнь обитателей;
2) боязливые сомнения;
3) музыкальные уроки;
4) ежедневно выезжал.
В каком предложении составное
глагольное сказуемое?
1) а;
2) б;
3) в;
4) г.
1) сомнения овладели ею;
2) боязливые сомнения не волновали ее;
3) он тем успокоивал ее гордость;
4) гордость ее от этого не страдала.
|