Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
В.В. Маяковский.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче
Урок словесности
7-й класс
ХОД УРОКА
1. Работа над заголовком.
Прогнозирование.
– Прочитайте внимательно название
произведения, которое мы сегодня будем
разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти
речь в стихотворении?
(О приключении, о чем-то необычном,
особенном, загадочном, таинственном.)
Для чего автор в заголовке указывает
точно место действия, а в подзаголовке дает
координаты действия?
(Автор хочет показать, что
приключение было на самом деле.)
Вывод. Значит, в произведении будут
сочетаться фантастические и реальные черты.
2. Работа с текстом. Восприятие и
истолкование.
Послушайте внимательно стихотворение.
Отметьте изменение интонации.
– Оправдались ли наши первоначальные
предположения?
– Что реального и что фантастического вы нашли в
этом стихотворении?
– О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную
мысль?
(Это стихотворение – о
необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная
мысль в том, что каждый должен выполнять свою
работу.)
– Прочитайте выразительно первую
часть стихотворения. Подумайте: какую картину
рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?
(В этой части используются гиперболы (в
сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат
пылал). Они помогают автору передать
невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара,
добавляя: Жара плыла.)
– Обратимся к толковому словарю и
выясним значение слова плыла.
(Значения заранее записаны на доске,
или кто-то из учеников работает со словарем.)
Плыла – 1. Передвигаться по
поверхности воды или в воде. 2. Плыть на судне или
ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно
двигаться или плавно распространяться. 4. перен.
Представляться взору движущимся или кружащимся.
5. Переливаться через край.
– В каком значении употреблено здесь
слово плыла? Какой образ помогает создать это
слово?
(Что-то зыбкое, едва колышущееся
медленно на-двигается и заполняет собой все
вокруг.)
– Как в этой части представлено
солнце? Его работа?
(Солнце названо нейтрально, а его
работа – это медленный, постоянный, утомительный
и однообразный труд (и день за днем. Спускалось
солнце каждый раз, медленно и верно, завтра...
снова вставало). Оно медленно спускается в дыру,
чтобы завтра снова мир залить.)
– Обратимся к толковому словарю за
объяснением значения слова залить.
Залить – 1. Покрыть сплошь водой
или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3.
Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким,
густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив
что-нибудь.
– В каком значении автор использует в
своем стихотворении глагол залить?
(Залить – покрыть сплошь. Слово в
данном значении помогает автору передать
полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет
спасения. Два образа – жара плыла и залить
мир – проникают друг в друга. Жара плывет,
чтобы залить мир.)
– Какое чувство возникает у человека
во время такой жары? Соотносится ли наше
представление с чувствами героя стихотворения?
(Он разгневан, зол и срывает зло на
солнце.)
– Меняется ли авторское отношение к
солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во
второй части?
(Автор называет его дармоедом,
занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему
(герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда
он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни
лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько
разгневан, что чувство свое выражает с помощью
просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)
– Нет ли другого чувства у героя?
(Он сменил гнев на милость и
обратился к солн-цу с просьбой зайти к нему в
гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)
– Какие чувства вызывает у нас эта
часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?
(Мы улыбаемся, когда герой обращается
к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации.
Нарушение стилистического единства помогает
автору создать комический эффект.)
(На доске записано определение слова каламбур
– прием, основанный на звуковом сходстве слов
или словосочетаний, различных по значению, игра
слов. Используется для создания комического
эффекта.)
– Одинаковы ли по значению слова заходить
в следующем отрывке:
«...чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?
Объясним значения этих слов.
Заходить в первом примере означает
прятаться, скрываться, падать в дыру. А во
втором случае это – приглашение в гости.
Обратимся к толковому словарю за
подтверждением.
Зайти – 1. Побывать где-нибудь,
посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за
чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не
прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть
куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5.
Возникнуть, начаться.
– Найдите в тексте еще примеры
каламбура. Для чего он используется?
(В словах солнца Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони,
поэт, варенье! каламбур помогает создать
юмористическую картину. Мы видим испуганного
поэта и его гостя – важное солнце.)
– Как передан испуг поэта? Чем он
вызван?
(Восклицательные предложения (Что я
наделал! Я погиб) передают неподдельный страх
поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола
усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к
поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается.
Метафора солнца масса создает образ
большого, массивного гостя, от которого не
спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.
Испуг поэта также проявляется в
обращении к солнцу, он теперь называет его светило,
подчеркивая уважение к нему.)
– Что создает автор с помощью
стилистически сниженной лексики:
Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?
(В этих словах слышится осуждение
самого себя за несдержанность. И теперь герою
придется за свою грубость поплатиться. Он
понимает это, поэтому ретируется, садится на угол
скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)
– В чем смысл разговора поэта с
солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном
дармоеде? В каком лексическом значении
использует автор слово светить?
Светить – 1. Излучать свет. 2.
Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было
видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.
(Солнце беседует с поэтом о своей
работе и внушает ему уверенность в нужности дела:
светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою
миссию выполнить до конца. Слово светить
автор использует в значении «направлять свет
так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении
освещать дорогу, путь, указывать направление.
Поэт понимает, что солнце не дармоед, а
великий труженик.)
– Как меняются взаимоотношения
героев?
(Солнце теперь стало поэту другом,
оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет
товарищем. У них одна цель.)
– В каких строках заключена основная
мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать,
о чем это стихотворение?
(Это стихотворение о высокой миссии
поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в
жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе
мира, чтобы искоренить это черное.)
– Как звучат последние строки:
Стена теней, ночей тюрьма...?
– Какой прием помогает понять великое
назначение поэта и поэ-зии?
(Развернутые метафоры Стена теней,
ночей тюрьма, двустволка солнц помогают
увидеть конец серого мира благодаря поэзии,
освещающей путь человечеству. Поэтому в данной
части так много светлого, сияющего: двустволка
солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)
– Что означают слова кутерьма и трезвонится?
Какие новые образы вносят они в стихотворение?
(Кутерьма – суматоха,
беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов,
становящийся гармонией жизни, несущий жизнь,
свет.
Трезвонится – звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения:
поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не
только освещать, но и звонить во все колокола о
радости или беде народной.)
– Что необычного вы открыли для себя в
стихотворении В.В. Маяковского?
(В своем стихотворении поэт сочетает
реальные и фантастические картины для раскрытия
идеи стихотворения. Использует каламбур и
многозначные слова, чтобы ярче выразить основную
мысль, создать незабываемые образы. В
стихотворении автор использует лексику
различной стилистической окраски для создания
комического эффекта. И все это – для выражения
основной мысли стихотворения.)
3. Заключение.
– Понравилось ли стихотворение? Что
особенно понравилось? Какое настроение после
урока?
4. В качестве домашнего задания
можно предложить работу по карточкам.
Дополните сочинение цитатами из
стихотворения В.В. Маяковского.
В стихотворении В.В. Маяковского
соединяются реальные и фантастические события.
Начинается стихотворение гиперболой: _______. И
несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят
о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла?
Плыть можно по водному пространству, а в
стихотворении солнце _______, где слово залить
имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского
является стилистическое многообразие _______. Так, в
обращении к солнцу в порыве возмущения поэт
прибегает к разговорному стилю, употребляя
просторечные слова: _______. А вот разговаривая с
солнцем за чаем, поэт прибегает к словам
высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает
некоторым сценам (что?) _______. Приглашение
солнца в гости основано на игре значений слова
_______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости –
_______. В объяснении солнцем своего посещения поэта
заключается тоже каламбур, основанный на игре
значения слова гони: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______
достигается единство взглядов поэта и солнца на
их роль в жизни – быть просветителями, нести
людям свет, чтобы не было в мире серого хлама,
чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.
|