Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2005

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


В.В. Маяковский.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Урок словесности

7-й класс

ХОД УРОКА

1. Работа над заголовком. Прогнозирование.

– Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)

Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.

Послушайте внимательно стихотворение. Отметьте изменение интонации.
– Оправдались ли наши первоначальные предположения?
– Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
– О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?

(Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)

– Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?

(В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.)

– Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова плыла.

(Значения заранее записаны на доске, или кто-то из учеников работает со словарем.)

Плыла – 1. Передвигаться по поверхности воды или в воде. 2. Плыть на судне или ином плавучем средстве. 3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться. 4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся. 5. Переливаться через край.

– В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово?

(Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно на-двигается и заполняет собой все вокруг.)

– Как в этой части представлено солнце? Его работа?

(Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)

– Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить.

Залить – 1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью. 2. Испачкать жидким. 3. Потушить водой. 4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим. 5. Налить, наполнив что-нибудь.

– В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить?

(Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)

– Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?

(Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)

– Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?

(Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)

– Нет ли другого чувства у героя?

(Он сменил гнев на милость и обратился к солн-цу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)

– Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?

(Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)

(На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)

– Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:

«...чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?

Объясним значения этих слов.

Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.

Обратимся к толковому словарю за подтверждением.

Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.

– Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?

(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.)

– Как передан испуг поэта? Чем он вызван?

(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.

Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)

– Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:

Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?

(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)

– В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.

(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

– Как меняются взаимоотношения героев?

(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

– В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?

(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)

– Как звучат последние строки:

Стена теней, ночей тюрьма...?

– Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэ-зии?

(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)

– Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

(Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится – звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

– Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?

(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)

3. Заключение.

– Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Какое настроение после урока?

4. В качестве домашнего задания

можно предложить работу по карточкам.

Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово залить имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru