Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2005

Я ИДУ НА УРОК

Т.В.  ВАСИЛЬЕВА,
гимназия № 75
с этнокультурным
русским компонентом,
г. Казань


Суффиксы имен существительных

На материале повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
(2 часа)

6–7-е классы

Цели урока:

  • расширить и систематизировать знания, полученные ранее;

  • вырабатывать умение видеть состав слова и правильно писать гласные и согласные в суффиксах существительных;

  • воспитывать умение вдумчиво читать художественный текст.

Задачи урока:

1) повторить суффиксы, изученные в 5–6-х классах, и познакомить с новыми;
2) вспомнить правила написания гласных и согласных в суффиксах;
3) проверить знание текста повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Оборудование урока:

  • портрет Гоголя, листы с крупно напечатанными суффиксами, которые прикрепляются по ходу урока на отдельную доску;

  • на другой доске высказывание Гоголя о языке;

  • «портрет» суффикса (в виде смешного человечка), нарисованный учениками.

ХОД УРОКА:

Учитель. Православные христиане всегда отмечают 19 января большой праздник – Крещение Господне. Название его говорит само за себя – в этот день Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя. А до этого, спустя неделю после Нового года, празднуют Рождество. Время от Рождества до Крещения – Святки, праздники.
Как готовились к этим праздникам наши предки, прекрасно описал Н.В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством». Вот я и попросила вас перечитать эту повесть. Но не просто перечитать, а с карандашом в руке, готовясь к нашему уроку, тема которого – «Суффиксы имен существительных».
Читая текст повести, мы вспомним те суффиксы, которые уже знали, познакомимся с новыми, распределим их по группам в зависимости от значения и, конечно, не забудем об их правописании. Но прежде давайте вспомним, что такое суффикс. (Ученик дает определение суффикса.)

Учитель. Почему суффикс называется значимой частью слова? Что он может значить? Приведите пример.
Обратимся к тексту повести. Вы работали по группам. Каждой группе было дано задание найти и выписать существительные с суффиксами определенного значения.
Вопрос к 1-й группе. Кто главный герой повести и чем он занимается?

Ответ. Главный герой – кузнец Вакула. Он еще и живописец, так как расписывает церковь.

Учитель. Запишите слова кузнец, живописец; выделите в них суффикс. Что он означает?

Ответ. Он означает лицо по профессии или по роду занятий.

(Ученики приводят свои примеры.)

Учитель. Кузнец Вакула молод, красив. Как можно сказать о нем, используя существительные?

Ответ. Молодец, красавец.

Учитель. Какой новый оттенок значения получает суффикс -ец в этих словах?

Ответ. Значение суффикса -ец в данном случае – лицо, обладающее каким-то качеством, признаком.

Учитель. В тексте повести есть слово чернец. («Мы не чернецы, а люди грешные» – так говорит один из казаков царице.) Обратили вы на него внимание? Что оно означает? От какого слова оно образовано?

Ответ. Это слово образовано, очевидно, от прилагательного черный и означает монах.

Учитель. Какие еще слова с другим значением суффикса -ец вы нашли? На кого был похож черт спереди?

Ответ. Спереди – совершенный немец. Немец – лицо, названное по национальности.

Учитель. Это не так. В повести Гоголя слово употреблено в значении «иностранец», говорящий неясно, непонятно, то есть почти как немой.
Послушайте текст, догадайтесь, о ком идет речь:

«Этот Пузатый <…> был точно когда-то запорожцем… Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Причем шаровары, которые носил он, были так широки, что какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно не заметно».

Ответ. Это Пацюк, он был раньше запорожцем.

Учитель. Выписываем слово запорожец. Поговорим о его правописании.

Ответ. В суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишем о, без ударения – е; значит, запорожец пишем с е. В данном слове суффикс -ец имеет значение «лицо по месту жительства».

Учитель. Поставьте записанные существительные в творительном падеже единственного числа. Отметьте в них суффикс и окончание. В суффиксе наблюдаем чередование е – ноль звука, е называют беглой гласной.

Учитель. А кто из героев повести был вдовцом? Куда он собирался идти в ночь перед Рождеством?

Ответ. Это Чуб, отец Оксаны. Он пошел к дьяку на кутью, но заблудился.

Учитель. «А между тем его дочка, красавица на всем селе, останется дома, а к дочке, наверное, придет кузнец, силач и детина хоть куда». Как характеризуется в этом отрывке Оксана?

Ответ. Оксана – красавица.

Учитель. Какой суффикс в этом слове? Какое значение он имеет?

Ответ. Суффикс -иц. Это женский суффикс, который соответствует мужскому -ец.

Учитель. Теперь образуйте от данных существительных мужского рода существительные женского рода с суффиксом -иц:

вдовец, молодец, царь, живописец, кузнец.
Вдовец – вдовица,
молодец – молодица,
царь – царица,
живописец – –,
кузнец – кузница (другое значение: кузница – мастерская).

Учитель. Посмотрим, как вы помните дальнейшее содержание повести. Догадайтесь: что хочет увидеть эта женщина?

«– Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница, – вскричала жена, ударив кума кулаком в подбородок и продираясь к…» (чему?).

Ответ. К мешку. Кум и Ткач нашли мешок, а жена кума хотела посмотреть, что там.

Учитель. Какое слово с женским суффиксом вы здесь заметили?

Ответ. Пьяница.

Учитель. Но ведь жена обращалась к мужу, называла его негодный пьяница. Как вы можете объяснить это?

Ответ. Слово пьяница общего рода.

Учитель. Какие еще суффиксы со значением «лицо по роду занятий» вы нашли в тексте?

Ответы:

-никшутник, чиновник, охотник («мешаться в чужие дела»).

(Ср.: вареник, суффикс -ик.)

Учитель. Образуйте от названных существительных слова женского рода (шутница, чиновница, охотница). Выделите суффикс -ниц.

Назовите еще слова с суффиксами, обозначающими лицо по профессии или роду занятий:

-ист канцелярист (тот, кто служит в канцелярии; это отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущих документов).
(Ср.: трубочист – тот, кто трубу чистит.) Там этого суффикса нет. Как образовано это слово?
-тель заседатель (выборное лицо, участвующее в работе какого-либо учреждения);
-щикямщик (возница).

Учитель. Какой вариант суффикса -щик вы знаете? (-чик).
Когда надо писать -чик, когда -щик ?
(Ученики рассказывают правило, приводят примеры, которые записываются в тетрадь с объяснением.)
-ач трубач, скрипач (в слове ткач, образованном от глагола ткать, суффикс только ).

Учитель. Иногда суффикс -ач придает слову значение «лицо, обладающее чем-либо», например: Вакула – силач. (Приведите свои примеры – ловкач, бородач, усач.)

Дети продолжают перечислять суффиксы:

-арь писарь, шинкарь, знахарь, пономарь.

Учитель. Украинское слово шинкарь образовано от слова шинок, что значит «трактир». В слове знахарь суффикс – -харь.
В слове пономарь – «церковный служитель» – в современном русском языке суффикс -арь не выделяется.

Учитель. Теперь перейдем ко второй группе суффиксов. Запишем предложение:

«Кузнец не без робости отворил дверь и увидел Пацюка, сидевшего на полу перед кадушкою, на которой стояла миска с галушками». (По ходу записи объясняются правописание гласных в корне слова, постановка запятых.)

Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Ответ. Кадушка с суффиксом -ушк (ср.: галушка из украинского языка, суффикс не выделяется).

Учитель. Назовите слова с этим суффиксом, которые вы нашли в повести.

Ответ. Девушка, старушка, кумушка.

Учитель. Такое же значение имеет и суффикс -ышк в слове пятнышко. (Солоха, когда летала по небу и собирала звезды, была похожа на пятнышко.)
Чаще этот суффикс встречается в словах среднего рода (зернышко, солнышко), но может быть и в словах женского рода (льдышка, кубышка).
Теперь запишем такое предложение (один ученик записывает на доске):

«Мороз увеличивался, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак».

(Попутно объясняются знаки препинания.)

Учитель. Какой уменьшительно-ласкательный суффикс вы заметили?

Ответ. Копытце-ц.
Болото – болотце,
дерево – деревце.

Учитель. Назовите еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые вы нашли в тексте повести. Вспомните, как правильно писать суффиксы -ек и -ик.

(Ученик рассказывает о правописании суффиксов -ек и -ик.)

Учитель. Образуйте от данных слов слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и запишите их:
мешок, тулуп, вареник, замок, платок, ключ.
Какое слово здесь лишнее? Почему? (Тулупчик)

Учитель. Вы хорошо поработали и нашли много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. А теперь обратимся к третьей группе учеников, работавших над суффиксами с отвлеченным значением, и попросим их прочитать слова, которые они выписали из повести.

Дети читают слова с суффиксами:

-ств, -еств, -ени(й), -ани(й), -ость (-есть).

Христианство, Рождество, рождение, крещение, восклицание, робость, радость.

Учитель. От каких слов образованы эти слова? Какое значение имеют эти суффиксы?

Ученики делают вывод, что слова Рождество, рождение, крещение, восклицание образованы от глаголов, а слова робость, радость – от прилагательных. Благодаря суффиксам существительные имеют более отвлеченные значения, чем слова, от которых они образованы.

Учитель. Приведите еще примеры слов с суффиксами, имеющими отвлеченное значение.

Дети читают слова: святость, милость, свежесть, величавость, доброта, изумление, покаяние. (Все слова взяты из повести; с этими словами ученики придумывают словосочетания и записывают их в тетрадь.)

Учитель. Сегодня, ребята, мы говорили о суффиксах. Что нового узнали вы на уроке?
Суффикс – всего лишь часть слова, но какое важное значение он имеет для развития языка, ведь от одного корня с помощью суффиксов столько новых слов можно образовать.
Н.В. Гоголь писал: «Язык живой, как жизнь, обогащается ежеминутно».
И, я надеюсь, вы убедились, что слова, сказанные Гоголем еще в позапрошлом веке, справедливы и сегодня.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru