Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2005

Я ИДУ НА УРОК

И.Н.  ДОБРОТИНА,
культурологический лицей № 1310,
г. Москва


Обособление определений

8-й класс

Цели урока:

  • закрепление знаний об обособлении определений,

  • совершенствование умений пунктуационного оформления обособления.

ХОД УРОКА

I. Работа с фрагментом письма А.П. Чехова. Запись под диктовку, объяснение пунктуации.

В феврале 1888 года А.П. Чехов писал Н.А. Хлопову: «Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку».

(Пунктуация при прямой речи, обособление определений, сравнительный оборот, вводные слова.)

II. Повторение знаний об обособленных определениях, совершенствование умений выделять на письме обособленные определения.

Повторение и обобщение теоретического материала можно провести с помощью информационно-тренировочного теста. Он состоит из трех блоков:

  • Блок № 1 содержит необходимую информацию, примеры.

  • Блок № 2 – тренировочный тест, при выполнении которого учащиеся пользуются материалом блока № 1.

  • Блок № 3 – контрольный тест.

Все примеры в блоках № 1 и № 2 взяты из произведений А.П. Чехова.

Блок № 1

А. Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, относящиеся к личному местоимению.

Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.

(А.Чехов. Дом с мезонином)

Б. Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного.

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком.

(А.Чехов. Моя жизнь)

В. Обособляются два или больше согласованных одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, если перед ним есть одно определение.

Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой.

(А.Чехов. В овраге)

При отсутствии предшествующего определения два последующих одиночных определения обособляются или не обособляются в зависимости от авторской интонационно-смысловой нагрузки.

Г. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, условия, уступки, времени).

Покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу, и по сторонам ее темнели озимые поля.

(А.Чехов. Дом с мезонином)

Д. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение.

Другая, совсем молоденькая – ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше, – тоже тонкая и бледная, с большим ртом и глазами, с удивлением смотрела на меня.

(А.Чехов. Дом с мезонином)

Блок № 2

Пользуясь материалами блока № 1, объясните пунктуацию при обособлении определений, записывая ответ так: 1В, 3Д и т.д.

1. Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три часа в день, а остальное время у нас свободно.

2. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

3. Припомнится мне звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью…

4. Припомнится мне, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода.

5. Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.

6. Убаюканный сладкими надеждами, он сладко спал.

7. Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора.

8. Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным.

(Ответы: 1А, 2В, 3Б, 4А, 5Б, 6А, 7Д, 8Д.)

Блок № 3

Запишите предложения, расставив знаки препинания, выпишите из каждого предложения обособленные определения с определяемым словом.

Дополнительное заданиепродолжите текст, учитывая заданный стиль речи, тип текста, набор синтаксических конструкций.

 1. Воздух густой, с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри, манившим вдаль.

2. От облаков падали на землю густые стаи теней разбуженных и взволнованных и ползли по ней, исчезали, являлись снова, словно искали что-то.

3. На месте луны осталось только мутное опаловое пятно и мерцало полупрозрачное-полупризрачное иногда его совсем закрывал сизый клочок неба.

4. Разбуженный неясными предчувствиями Александр теперь не узнавал ночи, притаившейся, скрывающей в себе тайну.

5. И вдруг…

(Ниже приводится пример возможного продолжения текста и выписаны обособленные определения с определяемым словом:

И вдруг со стороны моря, глухо шумящего, бешено пенящегося клочьями волн, мечущихся, ищущих и не находящих чего-то важного, но тоже чувствующих густоту теней, мерцающих и неотвратимых, подул ветер.

Моря, глухо шумящего
Моря, бешено пенящегося клочьями волн
Волн, мечущихся, ищущих и не находящих чего-то важного
Волн, тоже чувствующих густоту теней
Теней, мерцающих и неотвратимых.)

III. Дополнительный материал

(предполагает работу по совершенствованию умения оформлять причастный оборот пунктуационно, использовать определения, выраженные причастным оборотом).

Задания:

1. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит в середине предложения.

2. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит в начале предложения.

3. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит в конце предложения.

4. Определите, в чем особенность предложений 6 и 9.

1. Издавна люди пытались понять таинственный язык небес и прочесть свою судьбу.
2. Современная астрология уходит своими корнями в египетское учение о звездах.
3. Древние египтяне почитали верховным божеством Солнце, служащее в астрологии главным ориентиром.
4. Накопленные ими знания о звездном небе служили духовным и практическим целям.
5. Создание календаря было связано с сельскохозяйственными нуждами.
6. Египтяне умели определять время разливов Нила, совпадающих с появлением на рассвете после долгого перерыва Сириуса, являющегося одной из самых ярких звезд неба.
7. Год, состоящий из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, в конце прибавлялись еще 5 дней.
8. В году было 36 декад, посвященных особым божествам – созвездиям.
9. Созданный египтянами солнечный календарь, несколько усовершенствованный потомками, служит человечеству по сей день.

(Курсивом выделены причастные обороты, подчеркнуты определяемые слова. Стоит обратить внимание учащихся на 6-е предложение – два причастных оборота, идущих последовательно, относящихся к разным определяемым словам; на 9-е предложение – два причастных оборота, относящихся к одному определяемому слову, первый оборот не обособляется, второй – обособляется.)

Б. Расставьте знаки препинания в предложениях, укажите определяемое слово.

В мифах многих африканских племен говорится о звездах, возникших из земной пыли, брошенной в небо кузнецом или гончаром. Гончару отводилась и роль создателя Солнца и Луны, вылепленных им из глины.

Эскимосы-иннуиты считают, что небо населено их далекими предками, превратившимися после смерти в планеты, звезды и созвездия и пристально наблюдающими за судьбой своих потомков.

Обладающие точнейшими астрономическими знаниями, жрецы майя не только создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней, но и рассчитали период вращения Венеры, составляющий 584 дня, и протяженность лунного месяца с погрешностью всего в 23 секунды.

В сознании майя Вселенная представлялась деревом, объединяющим три мира: страну мертвых, страну живых и страну богов – небо со звездами, планетами и Млечным Путем. Млечный Путь – «белая дорога» – принимает души погибших в бою воинов.

В. Задания на совершенствование умений оформлять причастный оборот в речи.

1. Найдите и исправьте ошибки в постановке знаков препинания.

1. Древние друиды, не оставившие потомкам никаких письменных памятников передавали свою тайную мудрость на словах.
2. Храмы например всемирно известный Стоунхендж возведенные в доисторическую эпоху служили друидам обсерваториями.
3. Здесь, умудренные знаниями, старцы наблюдали за движением Солнца и Луны и высчитывали дни солнцестояния и равноденствия.

2. Исправьте предложения (перестройте их так, чтобы определяемое слово не разрывало распространенное определение), расставьте знаки препинания.

1. Кельтские поклонявшиеся мудрецы деревьям создали уникальный древесный гороскоп.
2. Обучение желающих кандидатов стать друидами проходило вдали от людей.
3. Почитание наделенных, по мнению друидов, божественной силой деревьев привело к возникновению кельтского древесного гороскопа.

3. Расставьте знаки препинания в частях предложения и продолжите их.

1. Пифагор и Фалес жившие в VI веке до нашей эры…
2. Признававший хиромантию Аристотель полагал, что…
3. Врач, алхимик и астролог Парацельс живший в XVI веке считал, что…
4. Даже открывший в XVII веке закон всемирного тяготения Исаак Ньютон...

(...прославились кроме всего прочего своими астрологическими изысканиями, линии на ладони несут информацию о судьбе человека, существует определенная связь между частями человеческого тела и звездами, пытался найти рациональное зерно в астрологии.)

Астрология и не только
(по материалам журнала «ГЕО» № 12, 2004 г.)

IV. Итог урока

Домашнее задание

1. Подберите примеры, иллюстрирующие правила обособления определений из произведений художественной литературы.

2. Расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку в отрывке из письма А.П. Чехова А.М. Пешкову (текст получают все учащиеся).

У Вас так много определений что вниманию читателя трудно разобраться… Понятно когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот непонятно и тяжеловато для мозгов если я пишу: «высокий узкогрудый среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую уже измятую пешеходами траву сел бесшумно робко и пугливо оглядываясь».

Карточка для контроля

У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, непонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru