Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2005

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Урок-исследование по теме «Виды обстоятельств»

8-й класс

Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам. На полях тетради ученики пишут вопросы для каждой группы обстоятельств и указывают группу обстоятельств.

А-1 (для сильных).

Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство.

1. Лошади бежали дружно.

2. В России всюду растет самое красивое дерево – береза.

3. Сегодня ты пришел рано.

4. По неосторожности я уронил книжку.

5. Мы пришли вам помочь.

6. Сидел над уроками с час.

7. Я простился с генералом и отправился к месту своего назначения.

8. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

9. На другой день проснулся я с головной
болью.

10. Недавно нас уже звали на помощь.

11. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

12. Работали от восхода до заката.

13. Листья брусники используются для приготовления отваров.

14. Смотрела она не мигая.

15. Отвечал ему Савельич сердитым голосом.

Сделайте вывод, как определить вид обстоятельств, чем могут быть выражены обстоятельства.

А-2

(для учеников, имеющих «4»).

В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.

I.

1. Лошади бежали дружно.

2. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

3. Отвечал ему Савельич сердитым голосом.

4. Смотрела она не мигая.

II.

1. В России всюду растет самое красивое дерево – береза.

2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

3. Я простился с генералом и отправился к месту своего назначения.

III.

1. Сегодня ты пришел рано.

2. Сидел за уроками с час.

3. На другой день проснулся с головной болью.

IV.

1. По неосторожности я уронил ложку.

2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

1. Мы пришли вам помочь.

2. Недавно нас уже звали на помощь.

3. Листья брусники используются для приготовления отваров.

Сделайте вывод, чем могут быть выражены обстоятельства и как определить их вид по значению.

А-3 (для слабых).

В каждой группе подчеркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся, на какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведенных предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.

I.

1. Лошади бежали дружно.

2. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

3. Отвечал Савельич сердитым голосом.

4. Смотрела она не мигая.

II.

1. В России всюду растет самое красивое дерево – береза.

2. Заливаются на деревьях певчие дрозды.

3. Я простился с генералом и отправился к месту своего назначения.

III.

1. Сегодня ты пришел рано.

2. За уроками сидел с час.

3. На другой день проснулся я с головной болью.

IV.

1. По неосторожности я уронил ложку.

2. За давностью лет не сохранилось никаких документов.

V.

1. Мы пришли вам помочь.

2. Недавно нас уже звали на помощь.

3. Листья брусники используются для приготовления отваров.

Заполните словами пропуски. Продолжите определения.

А. Обстоятельства относятся к _______.

Б. Обстоятельства могут выражаться _______ .

В. Обстоятельства времени отвечают на вопрос _______, места – _______, образа действия – _______, причины – _______, цели – _______.

По окончании работы начинаем взаимопроверку: ученики из разных групп объединяются в тройки и обсуждают правильность выполнения своих заданий. Причем «ведущую роль» выполняют слабые ребята, проверяя у всех остальных верность выводов. Они же выставляют оценки в своих тройках.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru