Я ИДУ НА УРОК
Е.Ю. ВАЖНОВА,
школа № 770,
Южный округ,
г. Москва
О глаголе
Систематизация изученного с
привлечением фольклора
6-й класс
Цели урока:
ХОД УРОКА
1.
Русские народные сказки помогут
нам вспомнить сведения о глаголе и его
грамматических признаках.
Выпишите глаголы из предложений.
а) Возьмите по стреле, натяните свои
тугие луки и пустите стрелы в разные стороны.
б) Взяли братья мечи булатные, сели на добрых
коней и поехали.
в) Стемнело, а Ивану не спится.
г) Спрятался он под калиновый мост и караулит.
д) А братья ничего не слышат.
е) Из-за вашего сна я головой поплатился бы.
ж) Иван захватил горсть песку и бросил своему
супротивнику прямо в глазищи.
Укажите глаголы, имеющие следующие
признаки:
– несоверш. вида, переходн., II спр.,
наст. вр., в ед. ч., 3-м лице;
– соверш. вида, переходн., в ед. ч., прош. вр., мужcк.
рода;
– несоверш. вида, непереходн., II спр., в ед. ч., 3-м
лице, наст. вр., в безличном значении.
Какая морфологическая категория
глагола свидетельствует о действии, которое
происходит, происходило или будет происходить на
самом деле, или о действии возможном, желаемом?
Приведите примеры глаголов,
употребленных в изъявительном, условном и
повелительном наклонениях.
2.
И вновь на помощь к нам спешат герои
сказки, но не простой, а лингвистической. Помните
Ивана, Епифана и Тимоню? Кто из братьев
понравился вам больше?
(На доске размещены портреты сказочных
героев: Епифан лежит на печи, Тимоня указует
перстом, Иван идет вперед, держа топорик в руках.)
Вспомните, какие глаголы любят
употреблять братья, и распределите данные в три
группы, поместив их под портретами.
Иван
наколет
засеет
выполняю |
Епифан
пошел бы
сразился бы |
Тимоня
снаряжайся
доставь
ступай |
Блицопрос:
а) Глаголы какого наклонения
изменяются по временам?
б) Какое наклонение живет только в
форме прошедшего времени?
в) Глаголы какого наклонения
употребляются обычно в форме 2-го лица ед. и мн.
числа?
3.
А Иван-то где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!
Камень на его дороге,
Обойдется ль без подмоги?
Брат Иван пошел сражаться –
Нам без дела грех слоняться!
Так последуем совету народной
пословицы.
Осилишь задачу – найдешь удачу!
Сгруппируйте пословицы по видам
орфограмм в глаголах:
1) -тся – -ться в глаголах;
2) е – и в окончаниях глаголов;
3) не с глаголами.
(Задание выполняется по вариантам и
проверяется по образцу.)
Без смелости (не)возьмешь и крепости.
Русский ни с мечом, ни с калачом (не)шутит.
Лежебоке и солнце не в пору всх_дит.
Правдой мир держ_тся.
И мудрому человеку совет требует(ь)ся.
Будете друг за друга держат(ь)ся – можете ничего
не боят(ь)ся.
На печи (не)храбрись, а в поле (не)трусь.
Доброе дело само себя хвал_т.
Вместе и беда легче переносит(ь)ся.
Кто работы не боит(ь)ся, у того она и спорит(ь)ся.
Сердце вид_т раньше глаз.
Правду рукой (не)закроешь.
Хочется есть, да (не)хочется лезть.
Без ветра и трава не колыш_тся.
Дело мастера боит(ь)ся.
4.
Индивидуальные задания.
Продолжите каждый ряд глаголами,
подходящими по смыслу. Обозначьте орфограммы в
окончаниях глаголов.
Иван трудится, добивается, ...
Епифан мечтает, ленится, ...
Тимофей командует, повелевает, ...
Замените словосочетания глаголами,
обозначьте орфограмму в суффиксах.
Отдавать команды – командовать.
Предъявлять требования – ...
Отдавать приказы – ...
Давать советы – ...
Идти в атаку – ...
Воздавать честь – ...
Добавьте в каждую строку по 5 примеров
слов того же типа. Какое отношение эти слова
имеют к теме «Глагол»? Какие примеры связаны
только с этой темой?
Меч, ночь, рощ, ...
Хорош, могуч, ...
Беречь, жечь, ...
Говоришь, читаешь, ...
Режь, умножьте, ...
Встаньте, сядьте, ...
5.
Попробуйте справиться все вместе с
самым трудным испытанием. Прослушайте концовку
сказки, выпишите из предложений глаголы,
начертите схемы предложений, а затем
восстановите текст. (Частично задания можно
распределить между отдельными учениками. Можно
предложить подобрать пословицу, которая
украсила бы концовку сказки.)
На реке воды взволновались, на дубах
орлы раскричались. Потемнело в чистом поле.
Иван выскочил из-под моста, поднял змея
да со всего размаху ударил его о сырую землю.
Рассыпался он мелким прахом, а ветер тот прах во
все стороны развеял.
А Иван с братьями вернулся домой. С тех
пор они вместе поле пашут, рожь да пшеницу сеют. А
люди в том краю без страху живут, Ивана с братьями
славят.
6.
Домашнее
задание.
Проанализируйте свою работу на уроке.
С какими заданиями справляться было труднее?
Составьте свое упражнение, используя материалы
тех упражнений учебника, которые вы считаете
наиболее важными для повторения (10–12
предложений).
|