МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.
Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2,3, 4, 9, 11,
12/2005
Дидакические маериалы к учебнику
руского языка под редакцией М.В.Панова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§ 68. Понятие о существительном
Задание 1. Даны ряды слов.
Диск, гроза, съезд, нежность;
молот, молния, выборы, ласка;
ядро, гром, парламент, чуткость;
шест, дождь, голосование, строгость;
копье, иней, кворум, коварство.
К каким тематическим группам
относятся слова каждого ряда?
Какое общее грамматическое значение
объединяет слова всех рядов?
Какой смысл вкладывает грамматика в
понятие предмет?
Как можно изменить приведенные слова?
Попробуйте изменить их по родам.
Получается? Что можно сказать о роде
существительных? (Заодно вспомните особенности
изменения существительных типа рабочий,
столовая.)
Почему к существительным можно
задать вопросы кто? что?
Сформулируйте определение имени
существительного как части речи.
Задание 2. Прочитайте текст.
Водяной пар атмосферы играет важную
роль в формировании погоды и климата на Земле.
Важен он и для нашего самочувствия. В слишком
сухом воздухе у нас начинает першить в горле, в
слишком влажном – тяжело переносится жара и
холод.
(О.Бочкова)
Задание 3. Прочитайте текст.
Несколько веков назад европейские
моряки, совершавшие плавание через Тихий океан,
завезли на Галапагосские острова коз в надежде,
что козы там приживутся и в будущем здесь можно
будет запасаться их мясом для долгого пути через
океан. Козы и правда прижились. Но хищников,
способных справиться с ними, на острове не
оказалось. В результате козы буквально съели
острова, превратив их в голые скалы.
(О.Бочкова)
Задание 4. Прочитайте текст.
Можно ли жить в гармонии с природой?
Никто не задает такой вопрос, если дело касается
дуба, зебры или льва. Они всегда существуют в
гармонии с природой. Но люди противопоставили
себя природе, а теперь обнаружили, что жить,
постоянно ее покоряя, нельзя. Нужно учиться с ней
договариваться, ведь в конце концов мы – ее
часть.
(О.Бочкова)
Задание 5. Из данного текста
выпишите словоформы с грамматическим значением
«название действий или признаков». Почему все
они являются существительными?
Безусловно, вода скапливается в
местах, которые ниже окружающей местности и
отделены барьером, даже невысоким. Большие, хоть
и не очень глубокие, прогибы в земной поверхности
появились под тяжестью ледника, который в
древности покрывал значительную часть суши.
Сейчас на этом месте множество озер.
(О.Бочкова)
Задание 6. Прочитайте текст.
Николай Коперник расположил известные
ему планеты так: Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Солнца, а Луна –
вокруг Земли. Но дальше за Сатурном Коперник
поместил «сферу неподвижных звезд» – некую
стену, замыкающую Вселенную. А предполагать, что
находится за ней, Коперник не мог – для этого ему
не хватало данных.
(О.Бочкова)
Выпишите существительные в два
столбика – собственные и нарицательные.
Докажите, что существительные Солнце,
Луна, Земля, Юпитер могут быть и
нарицательными. Как изменится их написание?
Задание 7. Грамотно запишите
слова и словосочетания с нарицательными и
собственными существительными. В каких случаях
возможно двоякое написание? Приведите примеры, в
которых одно и то же существительное выступало
бы то как нарицательное, то как собственное.
Позвал дружка, петр великий, из сказки
салтыкова-щедрина, пушок на щеках, назвали
пушком, дружба, плюшевый мишка, земляника
виктория, подписано в кремле, построили кремль,
шоссе энтузиастов, на этом свете, в новом свете, в
имении толстого ясная поляна; нет, киса, это не
рио-де-жанейро.
Задание 8. Спишите текст.
Атмосфера – это газовая оболочка
планеты. Газы, составляющие атмосферу Земли,
называются воздухом. Воздух окружает нас
повсюду. Мы его не видим и часто не ощущаем. Но
стоит нам помахать рукой, как мы почувствуем, что
рука соприкасается с чем-то вполне осязаемым.
Если же выставить руку из окна мчащегося
автомобиля, кажется, что воздух становится
плотным и упругим.
(О.Бочкова)
Укажите синтаксическую роль в
предложении всех существительных. Как вы это
сделаете? К каким существительным можно задать
более одного вопроса?
Подчеркните их как члены предложения
в соответствии с количеством вопросов.
Задание 9. Прочитайте текст.
Есть на свете одиноко стоящие горы.
Это, как правило, действующие или потухшие
вулканы. Классически правильным конусом высотой
3776 м возвышается над океаном священная гора
Японии Фудзияма. На рекордную высоту – 5895 м –
вздымается над плоскогорьями Африки вулкан
Килиманджаро. Высочайшая вершина Кавказа
Эльбрус (5642 м) – потухший вулкан, и расположен он
не в Главном Кавказском хребте, а отдельно, чуть
севернее.
(О.Бочкова)
План
1. Как изменяется данное
существительное? Определите его число и падеж.
2. К какому роду относится?
3. Какое общее грамматическое значение
имеет?
4. Знаменательное или местоименное?
5. Собственное или нарицательное?
6. Каким членом предложения является?
Почему?
§ 69. Род существительных
Задание 10. Прочитайте текст.
Во дворе, среди курчавой гусиной травы,
стояла деревянная миска с мутной водой – в нее
бросали корки черного хлеба для кур.
Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из
воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом,
пристально посмотрел на Фунтика одним глазом.
Потом повернул голову и посмотрел другим глазом.
Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом,
среди бела дня происходит грабеж. Подумав, петух
поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у
него что-то заклокотало, как будто в петухе
гремел далекий гром...
Стремительно и страшно топая мозолистыми лапами,
петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину.
Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик
выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем
бросился в отдушину под дом.
(К.Паустовский)
Образец: среди курчавой травы
стояла миска.
Определите род существительных и
относящихся к ним прилагательных и глаголов. А
можно ли определить род глагола в сочетании происходит
грабеж?
Что объединяет существительные
одного рода?
На что указывает род существительных?
Задание 11. Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы и согласовывая
прилагательные и глаголы в роде с
существительными.
За (длин_ый) дорогу Маша (пр_выкнуть) к
мысл_ об (угрюмый) начальник_ в (ч_рный) куртк_ и
(перестать) его боят_ся. Но грусть все же не
(пр_х_дить).
Маша не (знать), что это вовсе не грусть, а то
чу_ство, какому нет еще, пожалуй, (точный)
названия, – зам_рание сер_ца перед (неизвес_ный)
будущим, перед (простой) кр_с_той земли с ее
реками, туманами, (глубокий) ночами и шумом
(пр_брежный) ветел.
(К.Паустовский)
Лингвистический эксперимент. В
предложении Маша не знала... заменим
существительное среднего рода чувство на
любое существительное женского рода, например, мысль.
Как повлияет эта фраза на форму следующего за
существительным местоименного прилагательного?
Задание 12. В предыдущем задании
встретилась словоформа будущим. Это
существительное или прилагательное? Почему?
Приведите примеры, где будущее было бы
прилагательным. Докажите, что при превращении
прилагательного в существительное слово
перестает быть изменяемым по родам. Проверьте
свои выводы на существительных парикмахерская и
кондитерская.
Задание 13. Докажите
принадлежность к определенному роду
существительных вуаль, рояль, дуэль,
бандероль, выхухоль (животное, родственное
кроту), опухоль, тюль, фасоль.
Задание 14. А какого рода
существительное лебедь? Сравним два примера.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(А.Пушкин)
Лебедь вновь поднялся к облаку, песню
прервал... (Е.Мартынов)
К какому роду относится лебедь у
разных поэтов?
По толковому словарю выясните случаи,
когда это существительное употребляется в
женском роде.
Задание 15. Докажите, что
существительные дрожжи, сливки, сани, сутки,
тиски (то есть такие, у которых отсутствует
форма единственного числа) ни к одному из трех
родов не относятся.
Задание 16. Лингвистическое
изложение.
Как определить род у слова учитель?
– Ясное дело, – скажет кое-кто. – Если Мария
Федоровна, то род женский, а если Ефим
Емельянович, то мужской.
Правильный ли это ответ? К сожалению, нет, хотя
можно сказать Он – учитель и Она – учитель.
Дело-то все в том, что вопрос идет о слове учитель,
а не о том лице, которое этим словом обозначается.
А слово учитель – мужского рода. Потому что
согласуемые с ним слова, прилагательные (хороший),
местоимения (наш), числительные (первый), стоят
именно в такой форме, как здесь указано, то есть в
форме мужского рода. А в форме женского рода
прилагательные, местоимения, числительные (хорошая,
наша, первая) с существительным учитель
соединяться не могут. Поэтому прием определения
рода через он, она, оно иногда и подвести
может. А вот через согласуемые слова – всегда
дает правильный результат. Поэтому лучше только
этим способом и пользоваться.
(И.Милославский)
§ 70. Существительные общего рода
Задание 17. В басне
И.А. Крылова «Свинья под дубом» читаем:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье...
Что обозначает существительное невежда?
К какому роду вы его отнесете?
Если бы баснописец вел речь об уже
произошедших событиях, как бы он написал: Невежда
судил или Невежда судила? От чего бы это
зависело?
Существительные невежда, невежа
(а оно что обозначает?), рева, плакса, соня,
задира, забияка и им подобные относятся к
мужскому роду, если обозначают лицо мужского
пола, и к женскому роду, если обозначают лицо
женского пола! Ср.:
– Этот Колька такой задира!
– Ваша Маша такая задира!
Такие слова называют существительными
общего рода!
Задание 18. Можно ли определить
род существительных в следующих предложениях?
Почему?
Плакса опять хнычет.
Трудно разговаривать с недотрогой.
Легко общаться с умницей.
Зазнайка только и делает, что зазнается.
Неприятно смотреть на неряху.
Никто не хочет дружить со злюкой.
Образец
Белоручка любой работы боится.
– Надя такая белоручка: любой работы боится.
– Витя такой белоручка: любой работы боится.
Задание 19. Прочитайте текст.
Как быть со словами директор,
секретарь, доктор? На первый взгляд они –
общего рода. Ведь можно сказать и наш уважаемый
директор, и наша уважаемая директор
(секретарь, доктор). И хотя последнее и не всем
нравится, но ведь говорят так, и строгие
нормативные грамматики это допускают.
Однако настоящие слова общего рода – соня с
забиякой – сочетаются с определяющими словами
мужского и женского рода не только в
именительном, но и во всех других падежах: с
этим ужасным забиякой и с этой ужасной
забиякой, к нашему милому соне и к нашей милой
соне.
А вот с директором, секретарем, доктором (я,
конечно, слова имею в виду) так уже не поступишь,
только с нашим строгим директором, к нашему
уважаемому секретарю. Попробуйте у
прилагательного и местоимения вместо мужского
женский род поставить – не по-русски совсем
получится.
Какие же странные слова директор, секретарь,
доктор: в именительном – общего рода, а в
других падежах – мужского. Иногда их, по-моему,
удачно называют кандидатами в слова общего рода.
(И.Милославский)
Что общего у существительных общего
рода и существительных мужского рода,
обозначающих лицо по профессии или занимаемой
должности? А какова разница между ними?
Внимание! Допустимые формы
согласования с глаголами (если речь идет о лицах
женского пола): Директор (секретарь, доктор)
пришла на работу раньше обычного. Но!
Прилагательные при подобных существительных
предпочтительнее использовать в форме мужского
рода: опытный директор Иванова, новый
секретарь Петрова, известный доктор
Сидорова. А теперь объединим в одном
предложении и существительное, и прилагательное,
и глагол. Получаются такие конструкции: Известный
доктор провела уникальную операцию. –
Известный доктор Сидорова провела
уникальную операцию.
Почему не вполне приемлемыми в
литературной речи являются образования директорша,
секретарша, докторша? Какой оттенок они
придают высказыванию?
Задание 20. Составьте
предложения с существительными педагог,
геолог, физик, судья, адвокат, доцент, полковник, относя
их к лицам женского пола.
Образец
Знакомый кондуктор Безбилетова
объявила следующую остановку.
Задание 21. У поэта С.Михалкова
есть стихотворение «А что у вас?». Вот фрагмент из
него:
...наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.
С лесенки ответил Вова:
– Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар...
Докажите, что встретившиеся в тексте
названия профессий – «кандидаты в слова общего
рода».
А кем работают ваши мамы? Если их
профессии называются словами мужского рода,
составьте с ними предложения, полностью называя
фамилию, имя, отчество самого дорогого для вас
человека и верно согласовывая их с определенными
прилагательными и глаголами.
Задание 22. Кто внимательнее?
Из данного списка слов мальчики выписывают
существительные общего рода, а девочки –
«кандидатов в слова общего рода». Свой выбор
обосновывайте!
Образец
(Мальчики)
ябеда (ужасный/-ая ябеда
нажаловался/-ась).
(Девочки)
архитектор (молодой архитектор
подготовил/-а).
Неряха, егоза, редактор, простофиля,
лейтенант, лежебока, конструктор, зануда,
депутат.
Задание 23. Контрольное
лингвистическое изложение с грамматическим
заданием.
Существительные в русском языке могут
относиться к мужскому, женскому, среднему, общему
роду. Есть еще кандидаты, обладающие разной
степенью подготовки и движущиеся из мужского
рода в общий... Кроме этого, встречаются слова,
которые нельзя отнести к какому-либо роду.
(И.Милославский)
Дополнительное задание
Подтвердите теоретические сведения
о роде существительных конкретными примерами.
§ 71. Род и лексическое значение
существительных
Задание 24. Прочитайте текст.
Легко сообразить, что слова жена,
мать, сестра или муж, отец, брат
распределяются по родам в зависимости от пола, то
есть от того, женщина или мужчина имеется в виду.
Но почему весна – женского рода, а лето –
среднего? Почему дверь – женского, а окно
– среднего? Род сотен, тысяч слов логически
необъясним. Более того, слово женского рода может
обозначать и живое существо мужского пола: лиса,
белка, обезьяна, акула (одно обозначение для
самца и самки, тогда как в других случаях разные,
ср.: корова – бык, козел – коза, кот – кошка,
медведь – медведица). И наоборот: словом
мужского рода мы называем женщин: врач,
директор, педагог, секретарь. Одна и та же вещь,
один и тот же предмет называется словом то
одного, то другого рода: живот – мужского
рода, а брюхо – среднего...
(В.Одинцов)
Можно ли объяснить, почему разные
существительные относятся к разным родам?
Является ли окончание устойчивым
показателем родовой принадлежности
существительного? (Сравните такие пары: дверь –
зверь, пень – тень, девушка – юноша. Может
показаться, что окончания -о (-е) указывают
на средний род – облако, захолустье, блюдце...
Но и этот критерий не всегда срабатывает: домишко
– мужского рода!)
Докажите, что род существительных
является чисто грамматической категорией.
В каких случаях род существительных
напрямую связан с их лексическим значением?
Запишите свои примеры,
подтверждающие ваше мнение.
Задание 25. Прочитайте текст.
Род существительных и пол лица или
животного – вещи абсолютно разные. Род
существительных характеризует слово, а пол –
определенная характеристика того живого
существа, которое обозначено этим словом.
Говорить о поле предметов, которые не являются
живыми существами, бессмысленно. А род у слов,
обозначающих эти предметы, конечно же, есть.
Слово попугай, например, мужского рода.
Однако это вовсе не значит, что все птицы,
называемые таким образом, непременно самцы.
Среди них, естественно, есть особи и мужского, и
женского пола. То же самое относится и к слову обезьяна.
Слово это, конечно, женского рода. Но им называют
и самцов, и самок.
(И.Милославский)
· Используя данные существительные,
докажите справедливость утверждений автора.
(Подсказка: вначале определите род
каждого слова и, где возможно, пол.)
Росомаха, горностай, скумбрия,
карась, морковь, лук, баран, овца,
рябина, дуб, день, ночь, гусь, гусыня.
Задание 26. Допишите к
существительным мужского рода со значением
«профессия, род занятий» параллельные названия
для обозначения лиц женского пола. С помощью
каких суффиксов они образованы? Выделите их.
Лаборант – лаборантка,
летчик – ...,
преподаватель – ...,
продавец – ...,
ткач – ...,
писатель – ...,
артист – ...,
спортсмен – ... .
Являются ли записанные вами пары слов
стилистически нейтральными? Для доказательства
составьте предложения с некоторыми парами.
А какой род уместнее употребить, если
требуется написать какую-либо справку, заявление
или другую официальную бумагу?
Заполните пропуски во фрагментах
следующих деловых бумаг.
а) Директору Петровской средней школы
Полупшенному И.С.
от (учителя или ученицы)? русского
языка
Петровой П.П.
Заявление
б) Справка.
Дана Ирине Николаевне Бондаревой в
том, что она действительно является _______
(лаборантом или лаборанткой?) кафедры русского
языка.
в) Расписка.
Дана _______ (библиотекарю или
библиотекарше?) школы М.М. Савельевой в том,
что...
Задание 27. Одноклассники
поздравили Алешу с днем рождения. Кто
поздравил Алешу: а) мальчики; б) девочки; в)
мальчики и девочки одновременно? Сколько здесь
вариантов ответа? А в предложении Одноклассницы
поздравили Алешу с днем рождения?
На примере данных слов докажите, что
существительное женского рода указывает на
конкретное лицо женского пола, а существительное
мужского рода на определенный пол не указывает.
Образец
Украинки – украинцы.
На праздник украинки вышли в
национальных костюмах. – Об украинцах много
писал Н.В. Гоголь.
Кассир – кассирша,
чемпион – чемпионка,
почтальон – почтальонша,
одессит – одесситка,
аристократ – аристократка.
Задание 28. Спишите текст,
заполните орфографические пропуски.
В ц_рке утром тихо и странно. Не играет
музыка, не апл_дируют зрит_ли – их нет в эти часы.
Артисты р_п_тируют или о_дыхают, кому как надо.
На арене всем хватает места. Акр_баты прыгают
друг через дру_ку, совсем не нарядные, в обычных
тр_н_ровочных к_стюмах с выт_нутыми к_ленками.
Бел_нькие с_бачки т_нцуют вальс – кружатся на
задних лапках. А потом др_(с,сс)_ровщ_ца пр_несла им
большую миску овсянки, с_бачки бросили т_нцы и
стали есть.
(По Л.Матвеевой)
§ 72. Род существительных и их окончания
Задание 29. Прочитайте текст.
Мотоцикл грозен. С ним не поиграешь.
Когда мы думаем о том, что скорость связана с
опасностью, то не образ автомобиля возникает в
нашем сознании, а именно образ мотоцикла,
стремительно перечеркивающего поле нашего
зрения.
Младший брат меланхолического велосипеда
кажется злым, нетерпеливым, не поддающимся
приручению. Он трясется от злобы, фыркает. Если
тот носился, как стрекоза, прозрачный и хрупкий,
то этот летит, как ракета.
(Ю.Олеша)
Выпишите столбиком существительные,
ставя их в начальной форме и распределяя по
родам. (Не забываем: начальная форма – это
словарная форма, то есть именительный падеж
единственного числа.)
Сколько столбиков у вас получилось?
Почему?
Позволяет ли проделанная вами работа
сделать вывод: «Род существительного
определяется по его окончанию в начальной
форме»? Почему?
Запишите несколько собственных
примеров, опровергающих этот вывод.
Сформулируйте вывод об отношениях:
окончание существительного – род
существительного.
Задание 30. Запишите
словосочетания (или придумайте предложения),
согласовывая в роде прилагательные или глаголы с
данными существительными.
Образец
Голосище – Какой у него голосище:
мощный, чистый, задорный!
Жарища, носище, котище, домище, клычище,
бородища, чемоданище.
Какую стилистическую окраску имеют
такие существительные?
Относится ли ваш вывод к
существительным городище, пожарище? А к слову
убежище?
Задание 31. Определите род
существительного чехонь (это рыба такая), если
известно, что в родительном падеже единственного
числа у него окончание -и. Включите это
существительное в словосочетания с
прилагательными.
А теперь определите род только что
придуманных мной существительных пужань и лерань,
если известно, что в родительном падеже
единственного числа первое имеет окончание -я
(<а>), а второе – -и. Придумайте с ними
словосочетания прилагательное +
существительное.
Попробуйте придумать свои
существительные, род которых помогает
определить форма родительного падежа.
Почему в толковых словарях после
начальных форм существительных даются их
окончания в родительном падеже?
Задание 32. Лингвистическое
изложение с элементами сочинения.
Прочитайте текст и изложите его
содержание.
Представьте себе, в каком положении
оказался бы строящий русские предложения
компьютер, если бы в него не были заложены точные
сведения о родах русских существительных. Как,
например, поставить в нужной форме слова,
согласуемые с существительными путь, дорога
или шоссе? Если компьютер не будет знать рода
каждого из этих существительных, то выдаст
что-нибудь вроде гладкий дорога или близкая
путь...
(И.Милославский)
а) Директор пришла – это значит,
что директор – женщина. А если директор пришел
– значит, директор – мужчина?
б) Прочитав в «Детском мире» плакат
«Подарок первоклассникам», возмущенные папы и
мамы написали в Академию наук: «А почему подарки
только для мальчиков? Девочкам-первоклассницам
тоже нужно подарки покупать!». Чего не знали эти
папы и мамы?
в) Дано предложение Актеры играли
замечательно. Вы заметили его двусмысленность?
Почему это возможно? Предложите свои варианты,
допускающие только одно толкование.
Продолжение следует
|