КУЛЬТУРА РЕЧИ
Ф.А. НОДЕЛЬ, к.п.н.,
преподаватель-методист
Колледжа архитектуры
и менеджмента в строительстве № 17
Отношение детей к нецензурной лексике
«Оскверняет человека то, что из уст
исходит»
(Из сочинения ученика)
В записной книжке известного юмориста
рассказывается о человеке, который в публичном
месте шепчет приличные и «во весь голос»
произносит неприличные слова. Он спьяну
перепутал, где, когда и что говорить.
Филипп Киркоров сделал почти то же
самое вроде бы на трезвую голову, нарушив
общепринятое и только поэтому вызвав
общественный протест. Существовал «консенсус»:
нецензурную брань, по мнению большинства, можно
было употреблять среди своих: рабочим – в своем
кругу, интеллектуалам – в своем, родителям – не
при детях, школьникам и студентам – не при
«преподах» и т.д.
Многие и сегодня согласны с этим, но
уже перейдены все границы: известный мастер
вокала даже кичится тем, что «матерится» при
малолетней дочери; мальчики не стесняются
употреблять ненормативную лексику при девочках,
те тоже за неприличным словом в карман не лезут;
одна из многотиражных газет изощряется в
похабных заголовках. Неудивительно, что и за
Киркорова вступаются известнейшие деятели
эстрады и на помощь своему «клану» призывают
ученых: подумаешь, человек устал и забылся, да и
словечки, сказанные им в запальчивости и в рифму,
являются органичнейшей частью русского языка.
Недаром же они давно звучат со сцены и проникли в
литературу и публицистику.
На протяжении последних лет – в рамках
не так давно введенных в программу предметов
«русский язык и культура речи» и «русский язык
как средство общения» – я не раз предлагал своим
студентам написать об их личном отношении к мату.
Увы, большинство терпимо относится к нему.
«Я считаю, что раз уж существует
ненормативная лексика – значит, она зачем-то
нужна, – уверена довольно скромная девушка. – И
нужна она для эмоционального выражения в
словесной краткой и понятной форме... А если
честно – мат моей жизни не мешает, а все, что не
мешает, не вызывает ни отвращения, ни
удовлетворения».
Другая, побойчее, переходит в
наступление: «...почему, собственно, разные ярые
защитники русской речи так обижают русский мат?
Ведь он – самая народная часть русской лексики...
К примеру, песни “Ленинграда”... – настоящие
современные народные песни о русской жизни, а раз
так, то без мата в них никуда».
Ее сверстник даже пытается понять,
каково происхождение мата, и видит его истоки в
трудностях быта народа: «...так уж исторически
сложилось, что становление российской
цивилизации происходило в очень неблагоприятных
условиях... Трудно, очень трудно было вырастить
хлеб, собрать урожай... Оптимизма не хватало... и...
потому в суровом быту русского крестьянина и
возникал мат...
Сословие крестьян в русском обществе
всегда было в подавляющем большинстве, и поэтому
матерная речь росла и крепла...».
Правда, и первая, и вторая, и третий
оговариваются, вроде бы противореча самим себе
(из чувства приличия, что ли?):
«По-моему, в большинстве случаев
употребление крепких выражений можно было бы
свести на нет».
«...разрешить мат повсеместно все же
тоже нельзя...»
«...без мата жить-то можно. И даже нужно.
Мат не несет в себе такой уж психологической
нагрузки, чтобы его нельзя было исключить. Мат
рождается в безграмотности, там, где за незнанием
огромного словарного запаса русского языка мы
прикрываемся этими тупыми, по сути,
бессмысленными выражениями».
Чтобы не было неясности в том, кто же
эти «мы», автор последних строк признается: «...я и
сам... говорю, употребляя неприличные или
ненормативные выражения, хорошо выбрав
обстановку».
Рассуждениями об обстановке другой,
более старший по возрасту студент возвращает нас
к «исходным рубежам»: «Мой дядя Ваня любил выпить
и погулять. Иногда собирались у моего отца – его
брата. Однажды во время такой вечеринки дядя Ваня
услышал, что я (лет 10–12) в запале игры назвал
кого-то “сукой”. И хотя он употреблял слова
покрепче и почаще, дядя был неприятно задет моим
“выражением” и пожаловался отцу. Отец дал мне
нахлобучку – ясно показал, как в семье оценивают
мое “богатство языка”. Замечу, что отец всю
жизнь проработал на стройке, а там без
“хорошего” словечка не обойдешься. Но в семье я
никогда не слышал от отца, чтобы он выругался... О
матушке и говорить нечего: я не могу представить
себе, что услышу из ее уст “черное слово”... Я
очень ценю и люблю своих родителей, они всегда
будут для меня примером, на который я хотел бы
равняться».
И тем не менее и он реабилитирует мат
для тех случаев, когда «без “хорошего” словечка
не обойдешься»: «Общаясь со сверстниками, я
заметил, что не применить какое-либо
непристойное выражение для связки слов не
получается: беседа не получит того эффекта, когда
ты, рассказывая что-нибудь или отвечая, не
вставишь какое-нибудь хлесткое словечко».
Итак, все готовы «с волками жить – по
волчьи выть»?
К счастью, не все. Особняком стоят
сочинения девушки и юноши, категорически не
приемлющих вроде бы общего стиля. Примечательно,
что оба, даже будучи старостами групп, тем не
менее оказываются в них своего рода белыми
воронами: они почти всегда одни, сами по себе – не
исключено, во многом из-за их отношения к
привычному для других мату. Девушка начинает
сочинение с весьма существенной детали: «Мое
детство прошло среди ровесников, чьи родители
приехали из деревни, так называемые
“лимитчики”. Вообще-то они очень неплохие
ребята, но если послушать их разговоры... мама моя!
Представьте себе шестнадцатилетнюю девочку,
которая ругается, как пьяный извозчик. Хоть я ко
всему привыкла, все равно противно...
Хуже всего, когда матерятся
первоклашки. Они, по-моему, сами не понимают, что
говорят. Лично мое отношение к мату крайне
негативное, но что один человек против
миллионов?...».
Кому-то такое «соотношение» покажется
сильно преувеличенным. Но разве мало людей, не
матерящихся в общественных местах, однако со
смаком рассказывающих «анекдоты для курящих», а
сгоряча способных и «выразиться»? Они не считают
ни то, ни другое нравственно ущербным. Иного
мнения верующий юноша, в своих суждениях прямо
опирающийся на Библию:
«Оскверняет человека то, что из уст
исходит... То, о чем говорят уста, зависит от
состояния сердца человека. Если в сердце сидят
злоба, гнев, блуд и т.д. – все это выходит наружу...
Скверные слова являются признаками гнилого
сердца и духовного разложения... Сквернословие
заметно разрушает целомудрие,
благопристойность, разжигает плотскую похоть. Не
случайно подбор слов у сквернословов
сосредоточен вокруг совершенно определенной
темы. Матерные выражения часто у людей являются
«смазкой» между словами, которая, как яд,
поражает самого человека, а также окружающих,
близких. Стрелы этого демонического языка
поражают все чистое, оскверняют воздух, остаются
на долгое время в уме невинного...
Часто за словами следуют поступки. За
мерзкими речами стоят дела... Сквернословие и
дела, за ним следующие, разрушают богоподобие
нашей человеческой личности. “Если душа не
очищена покаянием, если в ней существует зло, как
же не излиться... скверной”.
Когда употребляют выражение “Вся рота
шагает не в ногу – один господин поручик шагает в
ногу”, обычно иронизируют над поручиком. В свете
сказанного выше не пора ли переосмыслить
изречение и призвать роту последовать примеру
шагающего в ногу? Пусть не сразу, но рано или
поздно здесь должен быть заключен своего рода
общественный договор, обозначена тенденция,
сформулированы правила воспитанности,
обязательные для всех».
|