Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.А. АКСЕНОВА,
с. Тупки,
Липецкая обл.

Продолжение. Начало см. в № 23/2005


Синтаксические конструкции со словом как

Дидактический материал

Задание 17. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, графически обосновывая свой выбор.

I. 1) Книгу нужно читать медленно6 так же как она пишется и так же размышлять над словами и подтекстом как писатель. 2) Бывает наклонишься6 в лесу к тихой заводи ручья и там как к зеркале увидишь – весь-то человек большой3 прекрасный6 как для Травки Антипыч из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь как в зеркало. (М.Пришвин) 3) Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела и молодые Турбины не заметили3 как в крепком морозе наступил белый мохнатый декабрь. (М.Булгаков)
4) Визжит ветер мечется как бешеный6 мчатся рыжие низкие словно в клочья разорванные6 облака все закружилось смешалось захлестал закачался отвесными6 столбами рьяный ливень1 молнии слепят огнистой зеленью стреляет как из пушки отрывистый гром запахло серой. (И.Тургенев)
5) Писателю необходима такая же отвага как солдату первый должен так же мало думать о критиках как второй о госпитале. (Стендаль) 6) Право мне очень хочется знать как появляются2 на свет и живут потом целыми столетиями такие люди как Катюша Маслова или Телегин из «Хождения по мукам». (К.Паустовский) 7) А ты если твоя милость как и государь наш имеешь к нам доверие поезжай к себе на тихий Дон а нам эту блошку оставь как она есть в футляре и в золотой табакерочке. (Н.Лесков) 8) Владеть собой настолько чтобы уважать3 других как самого себя и поступать с ними так как мы желаем чтобы с нами поступали – вот что можно назвать2 человеколюбием2. (Конфуций) 9) Платон и Аристотель создали свои школы не только как определенные учебные заведения но и как мощные философские направления в течение6 тысячелетий творчески оплодотворявшие развитие европейской и мировой мысли. (В.Уколова) 10) Песталоцци, великий швейцарский педагог, был «в моде» и когда к нему как к европейской знаменитости приезжали с визитом министры короли он всегда старался убедить их устроить как можно больше народных школ. (Л.Бликштейн) 11) Как и все российские города возникшие в результате расширения государственных границ Уфа была заложена как крепость призванная2 защищать башкирские земли от частых набегов непокорившихся2 ханов. (В.Назаров)
12) Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью как у больного или как у человека который хочет спать ни случайностью как у того кто устал ни наслаждением как у лентяя1: это было его нормальным состоянием. (И.Гончаров) 13) Мечтая о посвящении в рыцари о роковом как первое причастие ударе палашом5 по плечу коленопреклоненного6 юноши с распущенными волосами я чувствовал как у меня мурашки бегут по телу. (И.Бунин) 14) Она вдруг как будто застыдилась опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам как виноватая. (И.Тургенев) 15) С тех пор как я пришел в этот лес мне не раз приходилось слышать как птицы прославляют вашу мудрость и ученость и во мне загорелось6 страстное желание встретиться1 с таким великим мудрецом как вы и поучиться у вас уму-разуму. (Индийская народная сказка «Будь осторожен в выборе друзей») 16) Когда у людей есть подобные интересы когда они жаждут узнать как можно больше за пределами своей области диапазон5 их мироощущения становится шире да и сами они начинают проявляться как личности. (С.Паркинсон) 17) Как счастливо жил бы каждый если бы он заботился о делах других людей столь же мало как и о своих собственных. (Г.Лихтенберг)

II. 1) Жизнью следует наслаждаться6 как превосходным вином глоток за глотком с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть мы перестаем его ценить когда пьем1 как воду. (Л.Фейербах) 2) Пруд лежал бледный и бессильный как брошенный6 летчиком парашют. Берега его были как просмоленные6. (Вс. Иванов)
3) Я часто воображал себе моря туманные6 и золотые от вечернего штиля далекие плаванья когда весь мир сменяется как быстрый калейдоскоп за стеклами иллюминатора6. Боже мой если бы кто-нибудь6 догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины отбитой от старого якоря! Я бы хранил его как драгоценность. (К.Паустовский) 4) Не успокаивайтесь2 до тех пор пока каждый3 с кем вы имеете дело не станет для вас как бы одним из членов вашей семьи. Воспринимайте его как своего отца или брата или сестру или мать или ребенка. Если вам это удастся тогда исчезнут ваши трудности и тогда вы узнаете как поступать дальше. (Абдул-Баха) 5) Годы не властны6 состарить2 хорошую песню а песни – большие запевы такого мастера стиха как Прокофьев будут жить и звучать на радость новым поколениям потому что и настоящая поэзия не умирает. Она живет так же многоцветно и многозвучно2 как многоцветно и многозвучно родное сердечное правдивое народное слово. (Н.Тихонов) 6) Имя древнегреческого2 баснописца Эзопа прославлено так же как и имя Гомера. Басни Эзопа как и поэмы Гомера пережили тысячелетия. (В.Бутромеев) 7) Весь этот день прошел2 как нельзя лучше. Мы веселились как дети. (И.Тургенев) 8) Человека всегда можно узнать по тем книгам которые он читает так же как по тем людям с которыми он знается. Общество книг существует как общество людей и следует всегда стараться1 избрать себе наилучшее общество. (Смайлс) 9) Георгий Победоносец служил в римских легионах императора Диоклетиана в III веке и был известен как отважный и благородный воин. Но еще более прославился он как непримиримый обличитель язычества поплатившийся3 жизнью за свои3 религиозные убеждения. (В.Назаров) 1) В историю английской литературы Честерфилд вошел как автор «Писем к сыну» изданных в 1774 году которые содержат обширный свод наставлений и рекомендаций в духе просветительских идей Дж. Локка. «Письма к сыну» были высоко оценены Вольтером как образец эпистолярной прозы XVIII века и искренний человеческий документ. (М.Легостаева) 11) Смуглый синеволосый как японец с лицом в мелких черных точках точно натертым порохом неугасимо веселый ловкий в играх остроумный в беседе он был насыщен зародышами разнообразных талантов. И как почти все талантливые русские люди он жил на средства данные ему природой не стремясь усилить и развить их... Узнав как мне трудно и опасно жить он предложил поселиться с ним и готовиться в сельские учителя. (М.Горький) 12) Да не упрекнут меня в том что мечты моей юности так же ребячески как мечты детства и отрочества. Я убежден в том что ежели мне суждено прожить до глубокой старости и рассказ мой догонит мой возраст я стариком семидесяти лет буду точно так же невозможно ребячески мечтать как и теперь. (Л.Толстой)

  • Дайте полную синтаксическую характеристику выделенному предложению. Объясните расстановку знаков препинания, возьмите в овал средства связи между частями простых предложений. Начертите схему, укажите вид подчинительной связи.

  • Выполните указанные виды разборов.

Задание 18. Выпишите сначала предложения, в которых синтаксические конструкции с как обособляются; затем выпишите предложения, в которых синтаксические конструкции с как не обособляются. Обоснуйте свой выбор. Определите, что такое как в каждом случае.

I. 1) Писание книг в жизни его не самое главное но как он признается сам очень необходимое дело активно помогающее ему в духовном подвижничестве. (А.Ларионов) 2) Заветной цели о которой Николка думал все эти три дня когда события падали в семью как камни... цели этой Николка достиг. (М.Булгаков) 3) В мае река кипит мост снимают льдины как быки ворочаются роют берег гладкими веселыми лбами. (В.Потанин)
4) Воздух чист как родниковая вода. (К.Паустовский) 5) Она была неутомимой наядой в воде неутомимой скиталицей-пешеходом лазала как кошка и плавала как рыба. (В.Срезневская) 6) В приметы как вам известно я не верю. (А.Куприн)
7) Артиллерист бледный как полотно не шевелясь смотрел на детей. (Л.Толстой) 8) Перед елкой и в самую елку перед Рождеством я все встречал на улице на известном углу одного мальчишку
никак не более как лет семи. (Ф.Достоевский)
9) Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он как душа неразделим и вечен. (А.Пушкин) 10) Я только взглянул на него и продолжал стоять как отуманенный а княжна снова вскочила на стул и снова принялась встряхивать шляпой. (И.Тургенев) 11) Как привидение за рощею сосновой луна туманная взошла. (А.Пушкин) 12) Он писал как одержимый. (К.Паустовский) 12) Разбудило меня не собственное намерение проснуться ровно через час как это случается а какое-то странное хоть и слабое хлюпанье и бульканье под самым моим ухом. (И.Тургенев) 13) Мне действительно ничего больше не оставалось как уйти. (А.Куприн) 14) Много перебрал я в своей памяти всякого рода мастеров в областях науки искусства и техники таких замечательных что я как мастер слова им не гожусь и в подметки. (М.Пришвин) 15) Мысль эта до того ободрила генералов что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика. (М.Салтыков-Щедрин) 16) А вы кажется не далее как вчера полагали что он любит Катерину Сергеевну братской любовью. (И.Тургенев) 17) Здесь – тише радость и спокойней горе живешь как в милом и безгрешном сне. (Д.Мережковский) 18) День как будто дремал. (К.Паустовский) 19) Отец бесперечь пилит учись да учись а то будешь как я сапоги тачать! (Е.Замятин) 20) Наконец директор цирка дозвонился до пожилого водителя который как раз вернулся из гостей. (А.Саломатов)
21) Первого января почти весь день в квартире у Алеши все ползали как сонные мухи. (А.Саломатов) 22) Два голубя как два родные брата жили. (И.Крылов) 23) Розы пионы сирень маки огромное множество полевых цветов все это как прекрасный и дивный дар жизни принес человеку Кончаловский писал Вс. Иванов. 24) Живописец и иллюстратор Янкилевский в своем творчестве нередко обращается к художественной фотографии которая как вид искусства способна в застывшем изображении достоверно и выразительно запечатлеть существенный момент действительности. (Л.Зельманова) 25) Мне всегда казалось что спорт облагораживает человека как все красивое писал живописец и график А.А. Дейнека. 26) Как рдяность в кисти вянущих рябин так и в меня вступает осень тоже. (Г.Григоренко) 27) И как на Северном вокзале в Москве снова он почувствовал глухое биение сердца. (К.Паустовский) 28) Поезд неожиданно вырвался из снега как из белой заколдованной страны и заскрежетав тормозами остановился. (К.Паустовский) 29) Мать как потерянная хваталась то за одно то за другое стряпала пекла наспех укладывала в сундучок какие-то вещи. (В.Осеева) 30) Находилась мореходка на Двадцать второй линии Васильевского острова в трехэтажном здании с башенкой на которой как на корабле была установлена мачта с реей. (Ю.Клеменченко) 31) Он (Петя) крепко припадал заплаканным лицом к подолу прачки и отчаянно как потерянный цеплялся за ее руки каждый раз когда она делала шаг к дверям. (Д.Григорович) 32) Не знаю как у других но у меня этот запах всегда вызывает ту сладкую и тихую грусть которая так неразрывно связана с воспоминаниями детства. (А.Куприн) 33) Невысокие у нее хоромы: хата на вид как у простых козаков и в ней одна светлица. (Н.Гоголь) 34) Произведения О.Генри привлекают читателей как источник добра и человечности они радуют увлекают пробуждают добрые чувства. (Ф.Золотарёвская)

  • Укажите предложения с прямой речью, начертите их схемы.

II. 1) Она (доброта) сближает как ничто другое она – тот язык на котором с вами и всякий захочет разговаривать. (В.Розов) 2) Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги так и для обуздания страха. (Б.Спиноза) 3) Уважай заблуждения ближнего как свои собственные. Старайся понять другого: понять причины настроения поведения заблуждений. (Вл. Леви) 4) В виде печатного слова мысль стала долговечной как никогда: она крылата неуловима неистребима. (В.Гюго) 5) Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра. (Эпиктет) 6) Подобно тому как самым большим физическим злом является смерть так самым большим моральным злом является конечно война. (Вольтер) 7) Мораль есть учение не о том как мы должны сделать себя счастливыми а о том как мы должны стать достойными счастья. (И.Кант) 8) Вернейший способ узнать человека его умственное развитие его моральный облик его характер – прислушаться к тому как он говорит. (Д.Лихачев) 9) Велик тот человек кто глиняной утварью пользуется как серебряной но не менее велик и тот кто серебряной пользуется как глиняной. (Сенека)
10) Личность характеризуется не только тем что она делает но и тем как она это делает... (Ф.Энгельс) 11) Выбери того чья жизнь и речь и даже лицо в котором отражается душа тебе приятны; и пусть он всегда будет у тебя перед глазами либо как хранитель либо как пример. Нам нужен кто-нибудь по образцу которого складывался бы наш нрав. (Сенека) 12) Жизнь как пьеса в театре: важно не только сколько она длится а насколько хорошо сыграна. (Сенека) 13) Как в жизни в литературе находит себе место все что кроется в человеческом сознании и воображении. (Г.Адамович) 14) Лишних слов всячески избегайте. В рассказе как в машине не должно быть ни единого лишнего винтика тем более лишних частей. (М.Горький) 15) Если этот изначальный звук не удастся взять правильно то неизбежно или запутаешься и отложишь начатое или просто отбросишь начатое как ненужное. (И.Бунин) 16) Нет более просветляющего очищающего душу чувства как то которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением. (М.Салтыков-Щедрин) 17) Как ни странно самые твердые непоколебимые убеждения – самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны. (Л.Толстой) 18) Нравственность оторванная от жизни так же безнравственна как и жизнь утратившая всякое нравственное содержание. (Г.Плеханов) 19) Опыт превозносит как самого счастливого того кто принес счастье наибольшему количеству людей. (К.Маркс)

  • Перечитайте высказывание 16. На примере какого произведения русской литературы XIX века можно написать сочинение на данную тему? Составьте и запишите тезисы такой работы.

Задание 19. Прочитайте. Понаблюдайте над пунктуацией, сопровождающей синтаксические конструкции со словом как. Объясните расстановку знаков препинания. Чем является как в этих предложениях?

1) В ней душа – как ясный день. (В.Жуковский) 2) Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту. (И.Тургенев) 3) Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ. (А.Куприн) 4) Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (А.Куприн)
5) Пушкин был ей (Ахматовой) родственно близок – как суровый учитель и друг. (Е.Чернова)
6) Мельком, сбоку я взглянул на Олесю и увидел, как сбежала краска с ее лица и как задрожали ее губы. (А.Куприн) 7) Тяжелые мысли ворочаются как глыбы, как жернова, но одолеешь их – и они растают, как снег весной. (С.Михалков) 8) Иван Яковлевич Билибин вошел в историю изобразительного искусства как певец фольклора, как замечательный иллюстратор былин и сказок. (Л.Зельманова) 9) Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. (Е.Евтушенко)
10) Даже если – как исключение – вас растаптывает толпа, в человеческом назначении девяносто процентов добра. (А.Вознесенский)

Задание 20. Прочитайте. Отгадайте загадки. Объясните пунктуацию в данных предложениях.

1) Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед.

2) Сидит на окошке кошка:
и хвост как у кошки,
и нос как у кошки,
и уши как у кошки,
а не кошка.

3) Бела, как снег,
зелена, как лук,
черна, как жук,
поет, как бес,
повертка в лес.

4) Когда закрыта наша дверь,
Он стережет ее, как зверь.

(Для справок: сорока, вишня, кот, замок.)

Задание 21. Запишите крылатые выражения, пословицы, поговорки. Объясните наличие или отсутствие знаков препинания, сопровождающих синтаксические конструкции с как. Объясните смысл двух-трех пословиц.

1) Уплыли годы как вешние воды. 2) Как на охоту идти так собак кормить. 3) Как кого величают так того и почитают. 4) Жжется как крапива колется как еж. 5) Избывает его как лихую траву из поля. 6) Как душа черна так и мылом не смоешь. 7) Из Москвы как с большой горы все видно. 8) Родину как и родителей на чужбине не найдешь. 9) Береги землю родную как мать любимую. 10) Глаза как плошки а не видят ни крошки. 11) Глух как тетерев. 12) Как осина задрожит так и скот в поле сыт. 13) Февраль месяц лютый спрашивает как обутый. 14) Как на лес взглянет так и лес вянет. 15) Горячий человек как кипяток опасен. 16) Речи как снег а дела как сажа.
17) Ищи дела как хлеба. 18) Живет как птица небесная не сеет не жнет.

Задание 22. Прочитайте предложения. Определите в них значение оборотов с как, объясните наличие или отсутствие знаков препинания при оборотах с как.

 1) Когда, где и почему возникла риторика как наука и мастерство? 2) Почему же и в двадцатые, и в тридцатые годы поэзия Есенина воспринималась как чуждая и враждебная? 3) Так кем же на самом деле был Георгий Победоносец и что за подвиг изображают иконописцы как самое славное его героическое деяние? (В.Назаров)

  • Попробуйте ответить на вопросы с помощью предложений, в состав которых войдут обороты с как.

Задание 23. Прочитайте предложения; укажите автора строк и произведение, из которого они взяты. Выберите наиболее интересную, на ваш взгляд, группу предложений, иллюстрирующих тему «Синтаксические конструкции со словом как». Запишите эти предложения; укажите значения синтаксических конструкций со словом как, объясните наличие или отсутствие при них знаков препинания. Объясните расстановку других знаков препинания.

I. 1) Уже не раз доходили до меня слухи об Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке5 и вдруг мне представился случай услышать его в состязании с другим маcтером. 2) Обалдуй наконец затопал засеменил ногами и задергал плечиком а у Якова глаза так и разгорелись как уголья и он весь дрожал как лист и беспорядочно улыбался. 3) Я признаюсь редко слыхивал подобный голос он был слегка разбит и звенел как надтреснутый. 4) Он пел совершенно позабыв и своего соперника и всех нас но видимо поднимаемый как бодрый пловец волнами нашим молчаливым страстным участьем. 5) Мы все стояли как оцепенелые. 6) Один Николай Иванович как и следует истинному целовальнику5 сохранял свое неизменное хладнокровие.

II. 1) Я не могу иначе жить как по сердцу а вы живете по правилам... 2) Дети не только были прекрасны собой в своих нарядных платьицах но они были милы тем как хорошо они себя держали. 3) Он (Стремов) по службе враг Алексея Александровича как светский и умный человек постарался быть с нею (Анной) женой своего врага особенно любезным. 4) В этом вы по крайней мере сходитесь со Спенсером... он тоже говорит что образование может быть следствием большого благосостояния и удобства жизни частых омовений как он говорит а не только умения читать и писать... 5) Другое немножко неприятное было то что новый начальник как все новые начальники имел уже репутацию страшного человека... 6) Он (Левин) не ел целый день не спал две ночи провел несколько часов раздетый на морозе и чувствовал себя не только свежим и здоровым как никогда но он чувствовал себя совершенно независимым от тела он двигался без усилия мышц и чувствовал что все может сделать. 7) Я тоже венчалась вечером отвечала Корсунская и вздохнула вспомнив о том как смешно был влюблен ее муж и как теперь все другое. 8) Несмотря на то что Левин полагал что он имеет самые точные понятия о семейной жизни он как и все мужчины представлял себе невольно семейную жизнь только как наслаждение любви. 9) В гостиную входила Анна. Как всегда держалась чрезвычайно прямо своим быстрым твердым и легким шагом отличавшим ее от походки других светских женщин. 10) Доктор предписал Каренину как можно меньше умственного напряжения и главное никаких огорчений то есть то самое что было для Алексея Александровича так же невозможно как не дышать.

III. 1) Магазин был как проклятый – уже сколько народу пострадало из-за него! 2) У Марии тогда как нарочно все одно к одному сходилось. 3) Мария понимала что деревню и правда надо кому-то выручать и сложив на коленях руки уже не качала головой как в начале разговора а только молча со страдальческим выражением слушала председателя. 4) Когда закончили все расчеты и ревизор показал ей их она будто подавилась и весь этот вечер и почти весь следующий день не могла как следует продохнуть. 5) Колхоз как раз получал две новые машины ЗИС-150 которые отдали Кузьме и Василию но Василий на своем ЗИСе проработал недолго у него что-то началось с глазами тут как на грех подоспела проверка и его комиссовали. 6) Они встречались чуть не каждый день как встречаются в деревне все но с годами постепенно отошли друг от друга. 7) Был еще один человек к которому Кузьма относился как к товарищу. 8) Василий встретил Кузьму без удивления и без радости молча пожал ему руку как это и водится спросил о житье. Видно было что он уже слышал о недостаче и теперь не знает как себя вести а охать да давать бесполезные советы он не умел. 8) Ложиться еще рано и вот теперь все они и хозяева и он поночевщик так и не познакомившись как следует и не разговорившись с трудом коротают время. 9) На собрании как делегацию выбрали трех человек которые должны были хлопотать за председателя.

IV. 1) За два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами выглядывающими как чернослив из всех углов. 2) В окне помещался сбитенщик5 с самоваром из красной меди и лицом таким же красным как самовар. 3) Местами эти дома казались затерянными6 среди широкой как поле улицы. 4) Черные фраки мелькали и носились врозь и тучами там и там как носятся мухи на белом сияющем6 рафинаде в пору жаркого июльского лета. 5) Воздушные эскадроны мух поднятые легким воздухом влетают смело как полные хозяева. 6) Мужчины здесь как и везде были двух родов... 7) Не успел Чичиков осмотреться как уже был схвачен под руку губернатором. 8) Другой род мужчин составляли толстые или такие же как Чичиков то есть не так чтобы слишком толстые однако и не тонкие.
9) Помещик Манилов еще вовсе человек не пожилой имевший глаза сладкие как сахар и щуривший их всякий раз когда смеялся был от него (Чичикова) без ума. 10) Такое мнение весьма лестное для гостя составлялось о нем в городе и оно держалось до тех пор покамест одно странное свойство гостя и предприятие или как говорят в провинциях пассаж о котором читатель скоро узнает не привело в совершенное недоумение почти весь город. 11) Уже более недели приезжий господин жил в городе разъезжал по вечеринкам и обедал и таким образом проводил как говорится очень приятно время. 12) Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот так и остался с разинутым ртом в продолжение6 нескольких минут. 13) Как ни придумывал Манилов как ему быть и что ему сделать но ничего другого не мог придумать как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

(Для справок: В.Распутин. Деньги для Марии; И.Тургенев. Певцы; Н.Гоголь. Мертвые души; Л.Толстой. Анна Каренина.)

Задание 24. Прочитайте отрывки из литературных произведений, назовите автора и произведение. Запишите, расставив знаки препинания; укажите значение и синтаксическую роль конструкций со словом как.

1) Кузьма давно уже не видел тетку Наталью с тех пор как года три или четыре назад она слегла. Он не мог представить себе что она лежит в постели – никуда не торопится ничего не делает а просто лежит как все старухи перед смертью... Сколько Кузьма себя помнил она всегда как заведенная что-то делала...
В колхозе и сейчас вспоминают как тетка Наталья вершила в сенокосы зароды.

2) Не клеймила их жизнь как других ни преждевременными морщинами ни нравственными разрушительными ударами и недугами... Они понимали ее как идеал покоя и бездействия... Труд они не любили и сносили его как наказание... Жизнь как покойная река текла мимо них...

3) Дом был стоял добрым порядком и на гладком месте как на бороне.
В дому отец жил с сыновьями.
Старших и врать не знай как звали а младшего всё Шишом ругали.

Время ведь как птица летит его не остановишь. Вот и Шиш вырос. Братья мужики степенные а он весь как саврас без узды. Такой был Шиш на лбу хохол рыжий глаза как у кошки. Один глаз голубой другой как смородина. Нос кверху.

Начнет говорить как по дороге поедет слово скажет другое готово.

А ловок был в рот заедет да и поворотится.

(Для справок: И.Гончаров. Обломов; Б.Шергин. Наш пострел везде поспел; В.Распутин. Деньги для Марии.)

  • Сравните свой вариант расстановки знаков препинания с авторским. Проанализируйте различия в постановке знаков препинания, если таковые имеются.

1) Кузьма давно уже не видел тетку Наталью, с тех пор, как года три или четыре назад она слегла. Он не мог представить себе, что она лежит в постели – никуда не торопится, ничего не делает, а просто лежит, как все старухи перед смертью... Сколько Кузьма себя помнил, она всегда, как заведенная, что-то делала...
В колхозе и сейчас вспоминают, как тетка Наталья вершила в сенокосы зароды.

2) Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами... Они понимали ее как идеал покоя и бездействия... Труд они не любили и сносили его как наказание... Жизнь, как покойная река, текла мимо них...

3) Дом был, стоял добрым порядком и на гладком месте, как на бороне.
В дому отец жил с сыновьями.
Старших и врать не знай, как звали, а младшего всё Шишом ругали.
Время ведь как птица: летит – его не остановишь. Вот и Шиш вырос. Братья – мужики степенные, а он весь как саврас без узды. Такой был Шиш: на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху.
Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово.
А ловок был – в рот заедет да и поворотится.

Задание 25. Прочитайте. Назовите героя, название произведения, автора. (В случае затруднений пользуйтесь материалом «Для справок».)

Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы, графически объясните наличие или отсутствие знаков препинания при синтаксических конструкциях со словом как.

1) Живи как Бог в_лит а не как хоч_тся правило мудрое... Да нельзя жить как хоч_тся – впадеш_ в хаос прот_воречий которых (не)ра_путает один человеческий ум как он ни глубок как ни дерзок!

2) Все спали. Только на углу Волынской в трехэтажном каме(н,нн)ом здании в кв_ртире библиотекаря в узенькой как деш_вый номер деш_венькой гости(н,нн)ицы комн_те сидел голубоглазый <...> у лампы под серебряным горбом колпака. Перед <...> лежала тяж_лая книга в ж_лтом кожа(н,нн)ом переплете. Глаза шли по строкам медле(н,нн)о и торжестве(н,нн)о.
По мере того как он читал потр_сающую книгу ум его становился как сверкающий меч_ углубляющийся в тьму. <...> Недуг отпал как короста с з_бытой в лесу отсохшей ветви. Он видел син_ю бездонн_ю мглу веков к_ридор тыс_челетий.

3) ...Присутствие его н_чего (не)придаст обществу так же как отсутствие н_чего (не)отнимет от него. Остроумия орг_нальности и других особе(н,нн)стей как особых примет на теле в его уме нет.
...Он как(то) ух_тряется всех любить. Есть такие люди в к_торых как ни бейся (не)возбудиш_ н_как духа вражды мщения и т.п.

4) Это был среднего роста очень недурно сложе(н,нн)ый молодец с полными румя(н,нн)ыми щеками с белыми как снег зубами и ч_рными как смоль бакенбардами. Свеж_ он был как кровь с молоком.

(Для справок: И.Гончаров. Обломов. Алексеев; М.Булгаков. Белая гвардия. Русаков; Н.Гоголь. Мертвые души. Ноздрев; И.Гончаров. Обломов. Обломов.)

Задание 26. Выразительно прочитайте данные поэтические строки. Вспомните и укажите, из каких стихов они взяты, кто их автор.

1) Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет
То заплачет как дитя
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит
То как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.

2) К утру когда потемки реже
Стог высится как сеновал
В котором месяц мимоезжий
Зарывшись переночевал.
................................
А в полдень вновь синеют выси
Опять стога как облака
Опять как водка на анисе
Земля душиста и крепка.

3) Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут как мысли облака
Внизу волнуется река
Как чувство радости беспечной.

4) Воздух там чист как молитва ребенка;
И люди как вольные птицы живут беззаботно.

5) В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила
Прекрасна как ангел небесный
Как демон коварна и зла.

6) Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.

(Для справок: Н.Рубцов; М.Лермонтов; А.Пушкин; Б.Пастернак.)

  • Какие выразительные средства языка используют авторы? С какой целью?

  • Найдите сравнения, объясните их выразительную роль.

  • Найдите в поэтических строках А.Пушкина синонимы. Какой лексический оттенок вносит каждый из них в предложение?

  • Найдите в стихотворении М.Лермонтова «Тамара» антонимы. С какой целью использует их в стихотворении Лермонтов? (Поэт использует в стихотворении антонимы, чтобы подчеркнуть внутреннюю противоречивость: несоответствие внешности героя и его характера.)

  • Запишите поэтические строки, расставляя знаки препинания, графически объясняя свой выбор.

  • Какой знак вы поставили в предложении № 6? Сравните: у Б.Пастернака перед как в этом предложении стоит тире. Попробуйте объяснить выбор автора.

  • В каком предложении перед оборотом с как вы не поставите запятую? Почему? (В предложении «Опять стога как облака...».)

Задание 27. Прочитайте цитаты из поэтических текстов, назовите авторов (в случае затруднения пользуйтесь материалом «Для справок»). Запишите, расставляя знаки препинания, объясняя свой выбор. Какие пунктуационные правила из темы «Синтаксические конструкции со словом как» здесь представлены?

1) Не плакалась а пела вьюга. Чуть не
Как благовест к заутрене средь мги
Раскатывались снеговые крутни
И пели басом путников шаги.

2) Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева
Как небо празднично в порывах
Как торжества полна трава!

3) В измороси что в пене
Голые ветви берез.
Роща как стадо оленей
Сгрудившихся в мороз.

4) А на пожарище заката
В далекой прочерни ветвей
Как гулкий колокол набата
Неистовствовал соловей.

5) Опять как в годы золотые
Три тертых треплются шлеи
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

6) Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман... но я смеюсь и жду
И верю как всегда в мою звезду
Я, конквистадор5 в панцире железном.

7) Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется
И нам сочувствие дается
Как нам дается благодать...

8) Уснуло озеро: безмолвен черный лес:
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает5.

(Для справок: А.Блок; А.Фет; Б.Пастернак; А.Яшин; Н.Гумилев; Ф.Тютчев.)

(Здесь представлены следующие пунктуационные правила: обороту с как предшествует отрицательная частица не (№ 1); как – частица (№ 2); оборот с как является сказуемым (№ 3); оборот с как имеет обстоятельственное значение и его можно заменить существительным в творительном падеже (№ 4); оборот с как входит в состав сравнительного оборота со значением обстоятельства образа действия, который относится к глаголу
(№ 5); союз как открывает вводное предложение (№ 6); как – подчинительный союз, связывающий придаточное предложение с главным (№ 7); союз как входит в состав сравнительного оборота, показывающего сходство двух предметов (№ 8).)

  • Попробуйте прокомментировать смысл философской миниатюры Ф.Тютчева (№ 7).

Задание 28. Прочитайте, назовите автора поэ-тических строк. Из каких стихов приведены цитаты? Запишите, расставляя знаки препинания.

1) Ныне юность моя отшумела
Как подгнивший под окнами клен.

2) Воробышки игривые
Как дети сиротливые
Прижались у окна.

3) Край родной! Поля как святцы
Рощи в венчиках иконных.

4) Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех
Мне навстречу как сережки
Прозвенит девичий смех.

5) Не жалею не зову не плачу
Все пройдет как с белых яблонь дым
Увяданья золотом охваченный
Я не буду больше молодым.

  • Какова роль сравнений в поэтических строках С.Есенина? (Сравнения помогают конкретизировать отвлеченные понятия, сделать образ «зримым.)

  • Найдите самостоятельно в стихотворениях Есенина строки, в которых встречаются обороты со словом как, выпишите и объясните наличие или отсутствие запятой при них.

Задание 29. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания; обоснуйте свой выбор.

1) Сергей Есенин сумел (по)своему как никто другой в_спеть природу средней России ее луга и переле_ки реч_ные плесы предра(с,сс)ветные туманы (не)легкий крестьянский труд4. (Я.Аким)
2) Как в народных песнях былинах сказках в стихах Есенина природа движется переливает_ся всеми цветами радуги. (С.Кошечкин) 3) Пожалуй ни одну книгу Есенин так не любил как это изн_чальное тв_рение русского поэтического гения («Слово о полку Игореве») жемчужное слово нашей древней л_тературы. (С.Кошечкин)
4) Никогда Есенин (не)приезжал так часто в родную деревню как в последние годы жизни. (И.Эвентов) 5) Люблю стихи Есенина и ув_жаю его как человека люб_щего Россию-мать. (Ю.Гагарин) 6) Но всем нам особе(н,нн)о дорого то что сост_вляет пафос сер_цевину всей поэзии Есенина и что он сам так точно и емко определил как главное в св_ем творчестве – это чувство Родины. (Ю.Прокушев) 7) Проза Есенина как правило пр_дельно р_алистична в показе к_ртин народной жизни. (Ю.Прокушев) 8) Как итог неуста(н,нн)ых бе_компроми(с,сс)ных поисков поэтом высшей истины в годы революции звучит взволнова(н,нн)ый голос Есенина. (Ю.Прокушев)

  • Дайте полную синтаксическую характеристику выделенного предложения. Объясните пунктуацию, начертите схему. Укажите вид сложного предложения.

Задание 30. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя, где необходимо, знаки препинания. Объясните графически наличие (отсутствие) знаков препинания при синтаксических конструкциях со словом как.

Есенинская любовь к р_дной земле естестве(н,нн)а как дыхание. <...>

И это чу_ство Родины как основное начало в поэтическом мироощущении2 Есенина н_глядно про_вилось2 в его ранних стихах с_ставивших2 первый сборник поэта – «Радуница»4. В петроградских6 книжных м_газинах он по_вился (в)начале 1916 года. Кни_ку нового автора з_метили несколько3 журналов о_кликнулись2 на ее выход добр_желательными2 рецензиями5.

В «Радуницу» входиш_ как в кр_стьянскую избу к_торая выр_стает до размеров села потом страны полевой Руси. <...>

Р_лигиозные м_тивы и обр_зы «Радуницы» как и вообще д_революцио(н,нн)ых стихов Есенина весьма своеобразны. Их истоки – в древн_й миф_логии в народных стихах в_бравших3 в себя1 языческие пр_дания в апокрифах5 отвергаемых оф_ц_альной церковью. <...> Есенин пр_сил ч_тателей отн_сит_ся к его Иисусам Божьим Матерям и Миколам как к сказочному в поэзии.

Сам насквозь земной поэт в дух_ народных пр_дставлений народной ф_нтазии (с,з)делал земными и Бога и святых угодников. (По С.Кошечкину)

  • Дайте толкование выделенного слова. К какому словарю вы обратитесь в случае затруднения в объяснении значения слова?

  • Выполните указанные виды разборов.

Задание 31. Прочитайте. Какие мысли и чувства вызвали у вас слова В.Сухомлинского? Озаглавьте и запишите текст, расставляя, где необходимо, знаки препинания. Мотивируйте постановку (или отсутствие) знаков препинания при синтаксических конструкциях со словом как.

Отец гражданин5 труженик самый дорогой друг твоей матери.

Быть достойным своего отца это твоя личная честь. С умения дорожить добрым именем славой трудом отца ты начинаешься6 как гражданин – помни это! Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать но не относиться1 к ним как к капиталу на который можно жить как к разменной6 монете за которую можно приобретать блага и привилегии. Твой корень уходит в отцовскую честь3 но тебе помни это как один из главных заветов народной мудрости надо иметь собственный корень. На отцовском корне если у тебя не будет собственного может вырасти6 чертополох. Чем ярче светят3 заслуги отца перед обществом тем больше необходим тебе собственный свет.

  • Сформулируйте проблему, поднятую в тексте.

  • Выскажите свои мысли об актуальности этой проблемы в наши дни, о взаимоотношениях отцов и детей.

  • Выпишите предложение, соответствующее схеме: [..., ( ), ...]. Разберите его синтаксически, определите вид придаточной части.

  • Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным, начертите его схему.

  • В каких предложениях вы поставили знак тире? В каких предложениях тире является отделительным, а в каком – выделительным знаком?

  • Выполните указанные виды разборов.

Задание 32. Запишите, расставляя, где это необходимо, знаки препинания, обосновывая свой выбор. Выделите графически обороты со словом как.

1) Как величайшую драгоценность передавали томики поэта [А.С. Пушкина] из рук в руки солдаты освобождавшие весной 1944 года псковскую землю4. (С.Гейченко) 2) Как стихотворец юный Пушкин не был одинок в Царскосельском лицее вместе со своими друзьями В.Кюхельбекером А.Дельвигом и некоторыми другими лицеистами Пушкин основал там даже «кружок поэтов». 3) Ни один поэт в России не имел такой завидной участи как Пушкин; ничья слава не распространялась так быстро. (Н.Гоголь) 4) Сочинения Пушкина где дышит у него русская природа так же тихи и беспорывны как русская природа. (Н.Гоголь) 5) В каждом слове бездна пространства каждое слово необъятно как поэт. (Н.Гоголь) 6) Веселый июньский день пушкинской поэзии вернулся на михайловские поляны Всесоюзным праздником поэзии. Пушкинские дни стали значительным событием во всей нашей духовной жизни и своеобразной народной приметой начала летней поры в российской средней полосе как полный светодень как тополиный пух как мягкая теплая ночь прогретая июньским солнцем. (А.Ларионов) 7) Какой же целительной духовно созидающей является поэзия Пушкина если самые простые люди идут к нему на поклон как к светлому образу родной земли...4 (С.Гейченко)

  • Начертите схему предложения № 7, определите вид придаточной части по значению.

Задание 33. Прочитайте. Что объединяет данные высказывания? Запишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните наличие (отсутствие) запятой перед как.

1) Нет лучшего средства для освежения ума как чтение древних классиков. (А.Шопенгауэр)
2) Художественная литература учит как жить. (Л.Гумилевский) 3) Книга должна стать для нас таким же необходимым и доступным предметом как хлеб воздух и свет. (М.Горький) 4) Ничто так не сушит ума и не суживает горизонтов мышления как чтение книг исключительно по одной какой-нибудь отрасли человеческого знания.
(А.Скабичевский)
5) Читать это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое вот в чем главное дело. (К.Ушинский) 6) Дурные книги могут так же испортить нас как и дурные товарищи. (Г.Филдинг) 7) При чтении книг я останавливаюсь на каждой прекрасной мысли как останавливаюсь перед каждой истиной. (Р.Эмерсон) 8) Что может быть драгоценнее как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира. (Л.Толстой) 9) Ни гимназия ни университет не дали мне таких познаний – глубоких и захватывающе интересных как книги и встречи с людьми. (К.Паустовский) 10) Невозможно оказать большего благодеяния молодому человеку как предоставить ему бесплатный доступ в хорошую общественную библиотеку. (Э.Брайтмен) 11) Ни одно занятие не представляет такой бесполезной траты времени как чтение без определенной системы. (С.Танеев)
12) В доме без книг как без окон темно. (Пословица) 13) Нет более похвальной траты сбережений или даже расточения как траты на книги в которых ищем убежища души чести нравственной чистоты поучения и бессмертной славы. (Ж.Б. Клеман) 14) Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. (В.Сухомлинский)
15) Я считаю хорошую литературу такой же составной частью окружающего мира как леса горы моря облака звезды реки города восходы закаты исторические события страсти... (В.Катаев)
16) Каждый интеллигентный человек должен как следует прочитать за свою жизнь 8–10 книг. Каких именно? А вот чтобы узнать это прочтите тысяч пятнадцать томов. (И.Бабель) 17) Читая в первый раз хорошую книгу мы испытываем то же чувство как при приобретении нового друга. (Вольтер) 18) С книгами у нас обстоит дело так же как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся но лишь некоторых избираем себе в друзья в сердечные спутники жизни. (Л.Фейербах) 19) Читая некоторые книги я как на оселке правлю свой язык. На иных книгах я правлю свою гражданскую совесть. (В.Солоухин) 20) Книга это общество. Хорошая книга как хорошее общество просвещает и облагораживает чувства и нравы. (Н.Пирогов)
21) Книга это фундамент на котором строится культура нации. Другие средства массовой коммуникации даже такие прогрессивные как телевидение только вспомогательные средства развития культуры. (А.Скабичевский)

  • Объясните смысл одного-двух высказываний.

  • Напишите творческую работу на тему «Книги в моей жизни».

Задание 34. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы; графически выделите обороты с как.

Благоговейное отношение к книге уст_новилось на Руси с давних вр_мен. Книги в Древней Руси ра_пространялись путем переписывания. При м_настырях и княж_ских дворах как правило имелся целый штат писцов. Попробуем пр_дставить себе как работал древне(русский) перепи_чик. Вот он сидит за столом на к_тором л_жит книга. На коленях у писца тетрадь из пергамента или из бумаги. Гуси(н,нн)ым пером он переписывает в нее текст книги лежащ_й на столе4. Когда работа писца з_канчивалась несколько тетрадей скр_плялись в новую книгу и перепл_тались как говорили в ст_рину. Переплет изг_тавливался из двух досок и обтягивался кожей. Нередко вместо кожи употр_блялись такие д_рогие ткани как парча барх_т атлас. Иногда книги заключались в зол_тые и серебря(н,нн)ые оклады инкрустировались5 драгоценными камнями.

В XVI веке на Руси по_вляет_ся книгопечатание. Но несмотря на это рукописная книга сохр_няет свое значение в русской культурной жизни вплоть до XVIII столетия. (По Г.Зобину)

  • Выпишите из текста по одному слову, которые имеют в своем составе: а) семь морфем; б) пять морфем.

  • Выпишите одно местоимение, разберите морфологически.

  • Выпишите одно причастие, разберите морфологически.

  • Выпишите слова, лексическое значение которых:

    а) исполнение глубочайшего почтения;
    б) писчий материал из телячьей кожи, употреблявшийся до изобретения бумаги;
    в) металлическое покрытие на иконе;
    г) врезать украшения (узоры, рисунки) в изделия из иного материала (обычно на одном уровне с поверхностью изделия). Разберите эти слова по составу.

  • Выпишите предложение с причастным оборотом, разберите его синтаксически.

Задание 35. Запишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи, графически обосновывая свой выбор.

В 1747 году как сообщают д_кументы недавно найде(н,нн)ые в (Г,г)осударственном архиве Эстонии и(с,сс)ледователем Г.А. Леецом Ганнибал добился высочайшего3 соизволения «для устройства своего псковского имения». Получив разрешение он приехал в Петровское где прожил со своей семьей более пяти лет кряду.

Имея большую семью Абрам Петрович был вынужден как можно быстрее бл_гоустроить2 усадьбу и с_здать2 в ней все прилич_ствующее ему как особе одного из первых классов по тогдашней «табели о рангах».

Пять лет срок б_льшой. За эти годы можно было многое построить что несомненно он и (с,з)делал так как был умелым инженером и строителем на все1 руки.

Как свидетельствуют сохр_нившиеся архивные д_кументы приезжал Ганнибал в свое Петровское и позже в ш_стидесятых и семидесятых годах. (С.Гейченко)

  • Укажите в тексте слова, значение которых:

    а) «учреждение для хранения старых, старинных документов»;
    б) «деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь».

  • Имеются ли в тексте устаревшие слова или устаревшие формы слов? Если таковые имеются, назовите их и укажите их аналоги в современном русском языке.

  • Найдите в третьем абзаце фразеологизм, выпишите, подберите к нему синонимичное устойчивое сочетание.

  • Выполните указанные виды разборов.

Задание 36. Прочитайте. Озаглавьте текст. Объясните пунктуацию всех предложений, в составе которых имеются обороты с как. Объясните расстановку других знаков препинания. Подготовьтесь записать текст под диктовку.

Я жил в Петербурге, уже год как вышел в отставку из инженеров, сам не зная зачем, с самыми неясными и неопределенными целями. Был май месяц сорок пятого года. В начале зимы я начал вдруг «Бедных людей», мою первую повесть, до тех пор ничего еще не писавши. Кончив писать, я не знал, как мне быть и кому отдать. Литературных знакомств я не имел совершенно никаких, кроме разве Д.В. Григоровича. Однажды, зайдя ко мне, он сказал: «Принесите рукопись. Некрасов хочет к будущему году сборник издать, я ему покажу».

Я снес, видел Некрасова минутку, мы подали друг другу руки. <...>

Я мало думал об успехе, а этой «партии “Отечественных записок”», как говорили тогда, я боялся. <...> Вечером того же дня, как я отдал рукопись, я пошел куда-то далеко к одному из прежних товарищей... <...> Воротился я домой уже в четыре часа, в белую, светлую как днем петербургскую ночь. Стояло прекрасное теплое время, и, войдя к себе в квартиру, я спать не лег, отворил окно и сел у окна. Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня. <...> Они пробыли у меня тогда с полчаса. Мы бог знает сколько переговорили, с полслова понимая друг друга; говорили о поэзии и о правде... но, главное, о Белинском. «Я ему сегодня же снесу вашу повесть. Вот вы познакомитесь, увидите, какая это душа!» – восторженно говорил Некрасов.

Некрасов снес рукопись Белинскому в тот же день. <...> «Новый Гоголь явился!» – закричал Некрасов, входя к нему с «Бедными людьми». – «У вас Гоголи-то как грибы растут», – строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. <...>

И вот меня привели к Белинскому. Он встретил меня чрезвычайно важно и сдержанно. Но не прошло, кажется, и минуты, как все преобразилось: важность была не лица, не великого критика, встречающего двадцатидвухлетнего начинающего писателя, а, так сказать, из уважения его к тем чувствам, которые он хотел мне излить как можно скорее, к тем важным словам, которые чрезвычайно торопился мне сказать. «Вы только непосредственным чутьем, как художник, это могли написать, но осмыслили вы сами-то всю эту страшную правду, которую вы нам указали? – восклицал Белинский. – Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будьте великим писателем!..» (По Ф.Достоевскому. Из «Дневника писателя за 1877 год»)

  • Укажите в тексте устаревшие формы слов. Приведите их аналоги в современном русском языке.

  • Какие орфограммы можно проиллюстрировать примерами из этого текста?

  • Подготовьте на основе данного текста материал для разных видов разбора: фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического. Выберите наиболее интересные варианты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru