Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2006

ИНФОРМАЦИЯ

В.В. ЛОПАТИН,
д-р. фил. наук, профессор


Новые орфографические словари в 2005 году

2005 год ознаменовался выходом из печати двух фундаментальных словарей, содержащих нормативное, общеобязательное написание лексики русского языка конца XX – начала XXI в. Первый из них – академический «Русский орфографический словарь» (ответственный редактор В.В. Лопатин; издание 2-е, исправленное и дополненное; подготовлено В.В. Лопатиным, О.Е. Ивановой, И.В. Нечаевой и Л.К. Чельцовой; издание Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук) – содержит теперь около 180 тыс. слов, по сравнению с 1-м изданием (1999) словарь вырос на 20 тыс. слов. Другой – «Учебный орфографический словарь русского языка» (авторы: В.В. Лопатин, О.Е. Иванова и Ю.А. Сафонова; издательство «Эксмо»), содержащий свыше 100 тыс. слов и словосочетаний и подготовленный на базе «Русского орфографического словаря», – предназначен для самого широкого круга пользователей: для школьников старших классов, студентов, всех, изучающих русский язык как родной или как неродной, всех, пишущих по-русски.

Оба словаря, несомненно, должны заинтересовать и преподавателей русского языка, издательских и редакционных работников. В этих словарях можно найти ответ на любые вопросы, касающиеся сложных и спорных случаев написания слов. Большое внимание уделено в них также написанию новых слов, появившихся в русском языке за последние годы.

По сравнению с предшествующим изданием 1999 г. словарь увеличился в объеме примерно на 20 тысяч слов. Дополнительный материал представляет прежде всего новую лексику, закрепившуюся в словоупотреблении в последние годы. Таковы, например, ряды слов с новыми первыми частями интернет-, веб-, пиар-, онлайн- и др. Значительно пополнены ряды слов с первыми частями бизнес-, видео..., медиа..., мини-, нарко..., рок-, поп-, ретро..., пост..., спец..., супер... и др. Появились в словаре и такие слова, как аквапарк, альтернативщик, баннер, бренд, мачо, сомелье, тренд, тьютор, фитнес, хай-тек, чат, чарт и т.п., и производные от них. Словарь пополнен рядом ранее не включавшихся в общие словари терминов, относящихся к бизнесу и рынку, к политике, медицине, спорту и другим областям жизни. Поскольку употребление таких терминов активизировалось, их нормативный орфографический облик должен фиксироваться не только в специальных терминологических словарях.

Значительно увеличено количество представленных в словаре дефисно и раздельно пишущихся составных образований – прилагательных, существительных, в том числе включающих в свой состав тире (например, научный сотрудник – консультант, учебный комплекс – школа, судья – руководитель боя), наречий, составных союзов. Гораздо больше стало словарных статей, посвященных повторяющимся первым компонентам сложных и сложносокращенных слов – таким, как кибер..., погран..., фарм..., фин..., эвако..., эко..., экзо..., энжо... и другие.

Исходя из действующих правил и отражая современную практику письма, «Русский орфографический словарь» дает рекомендации по единообразному, унифицированному написанию новых слов – в этом одна из его важнейших задач. Для слов, орфографически не вполне еще устоявшихся, такие рекомендации опираются на орфографический прецедент. Например, сложные слова с первой частью медиа... (медиахолдинг, медиаподдержка и т.п.) предлагается писать слитно по образцу других рядов сложных слов с первыми частями на гласную: авиа..., авто..., гидро..., видео..., метео..., радио... и многими другими; в словах с приставками пост... и супер... писать перед йотированными гласными твердый знак (постъядерный, постъельцинский, суперъяхта), как в словах со всеми другими приставками такого типа. Слово риелтор предлагается писать с буквой е по образцу слов типа диета, диез, пациент, абитуриент (везде после и – буква е); слово офшор – с одним ф по образцу таких англицизмов с той же начальной частью, как офис, офсет, офсайд; слово карате – с буквой е на конце, как в словах кашне, пюре, шоссе, резюме, варьете и т.п.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru