Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2006

ОЛИМПИАДА

Н.А. ШАПИРО

Продолжение. См. № 1/2006


Ломоносовский турнир

Конкурс по литературе

Задания, ответы и комментарии

2

Друг писателя Василия Гроссмана (1905–1964) вспоминает, что спросил однажды, как будет называться роман о войне, над которым тот в то время работал. Гроссман ответил: «Как учит русская традиция – между двумя словами должен стоять союз и». О каком романе шла речь?
Припомните как можно больше литературных произведений (не только русских), названных подобным образом.
Предложите свою классификацию таких названий.

Роман Василия Гроссмана называется «Жизнь и судьба».
Это, к сожалению, знали не все участники конкурса. Некоторые решили попробовать наудачу и либо приводили известные названия («Война и мир», «Щит и меч»), либо сочиняли свои («Лед и пламень», «Штык и пуля»).
Зато общая начитанность отвечающих на 2-й вопрос поразительна. Некоторые исписали страницы названиями произведений разных стран, эпох, жанров; вспомнили и басни И.Крылова, и детскую повесть А.Гайдара, и стихотворения Ф.Тютчева, и пьесы А.Островского, и великие романы русских классиков, и поэтический сборник Т.Готье. Разнообразны и предлагаемые принципы классификации. Морфологический – разделить все названия на группы в зависимости от того, слова какой части речи соединяются союзом и, – имеет право на существование, но представляется слишком формальным, поскольку не проясняет смысла. Интереснее кажутся другие предложения, связанные с лексическим значением слов и логическими отношениями, например, такие:

Заглавие содержит противопоставление, слова-антонимы («Война и мир», «Толстый и тонкий», «Принц и нищий»); имена двух главных героев произведения – самый распространенный вариант («Руслан и Людмила», «Мастер и Маргарита», «Ромео и Джульетта», «Толстый и тонкий»); два несочетаемых самих по себе слова. Смысл названия можно понять, только прочитав произведение до конца («Луна и грош», «Короли и капуста», «Старик и море»); нечто очень обобщенное («Отцы и дети», «Преступление и наказание). При этом зачастую бывает так, что одно и то же заглавие подходит сразу к нескольким пунктам.

Анатолий Бобе,
10-й класс, школа N№ 1944, г. Москва

Я считаю, что в подавляющем большинстве названий с союзом и перечисляются герои («Малыш и Карлсон» А.Линдгрен, «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенева; более общий вариант – «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского) либо ключевые понятия, взаимодействие которых (чаще всего конфликт) будет наблюдаться во всем произведении («Война и мир» Л.Н. Толстого; война – мир (peace) и война – мир (общество).

Сергей Соколов,
11-й класс, гимназия N№ 1514, г. Москва

Приводим самый курьезный ответ на вопрос:

Классификация по названию произведений – интересное дело, но я не считаю, что правильное. Каждый писатель – это поэт прозы, лирики и драмы; он пишет, потому что не может молчать, он хочет донести до всех то, чего могут не видеть, не замечать, то, над чем не следовало бы смеяться или надо плакать.
Вся соль находится в самом произведении, а название – это лишь дым от костра. В нем лишь намек, лишь тень той идеи, которая заложена в произведении. Было бы правильнее классифицировать произведения по жанрам, времени написания, авторству, идее и замыслу.

3

В известном романе, написанном во 2-й половине XIX века, так рассказывается о прошлом одного из героев:

Он женился на ней... и... блаженствовал со своей Машей сперва на даче около Лесного института, потом в городе, в маленькой хорошенькой квартире, с чистою лестницей и холодноватою гостиной, наконец – в деревне, где он поселился окончательно и где у него в скором времени родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепиано, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос – тоже хорошо и тихо.

О такой жизни говорят: «Идиллия!» – часто даже не осознавая, что произносят название жанра, возникшего еще в древнегреческой поэзии.
Что вы знаете об этом жанре? Какие жизненные ценности утверждала идиллия? В каких произведениях русской литературы XVIII–XIX вв. заметны следы этого старинного жанра (в описании жизни героев или в их мечтах)? Герои каких произведений читали идиллии?
Приводим фрагменты ответов с нашими дополнениями.

Идиллия (греч. eidyllion – «маленький вид, образ», уменьшительное от eidos – «вид, образ») – небольшое поэтическое произведение. Так назывались произведения древнегреческого поэта Феокрита (III в. до н.э.), написанные по большей части гекзаметром, незначительные по размеру, различные по жанровым формам. (Сборник Феокрита «Идиллии» вышел через два столетия после смерти поэта, и заглавие было дано не автором.) Идиллии Феокрита объединяет интерес к повседневной жизни человека, к интимным чувствам, к простым людям, к природе. Герои его произведений – горожане, рыбаки, земледельцы-поденщики, но главным образом пастухи, чья мирная жизнь среди природы, здоровье, естественные чувства составляли разительный контраст с развращающей сутолокой города. Вместе с тем идиллии Феокрита свойственна условность: пастухи слишком чувствительны, природа слишком лучезарна и безмятежна, досуг слишком велик, жизнь полностью внесоциальна.
В античной литературе вслед за Феокритом тематику сельских идиллий разрабатывали Мосх (II в. до н.э.), Бион (II в. до н.э.) в Греции, Вергилий (I в. до н.э.), Кальпурний (I в. до н.э.), Немесиан (III в. до н.э.) в Риме.

Наталья Переплетчикова,
11-й класс, гимназия N№ 4, г. Оренбург

Это один их малых литературных жанров, появившихся в противовес «большим» жанрам (таким сочинениям, как «Илиада» и «Одиссея»).
Идиллия описывала жизнь «простых людей» (идеализированное представление о сельских жителях) на лоне природы, в гармонии с ней. Эти люди обычно занимаются сельскохозяйственной деятельностью, любят друг друга и воспевают свою любовь в песнях. Жанр идиллии утверждает ценность простых наслаждений, жизни в гармонии с природой.

Анна Кузнецова,
11-й класс, гимназия N№ 1514, г. Москва

Главные герои идиллии – обычно пастухи и пастушки, пасущие свои стада, проводящие свои дни на природе, среди полей и лугов. Идиллия воспевала чистую, спокойную любовь, без какого-либо исступления и надлома, которые свойственны страсти. Эта любовь – естественная часть этого мира. Любовь, уединение и блаженство с любимым человеком, спокойствие и отрыв от мира – вот ценности идиллии.

Ксения Погорелова,
10-й класс, школа N№ 1274, г. Москва

Многие из тех, кто писал об идиллии, так или иначе упоминали термины буколика, буколическая поэзия, эклога. Разберемся в том, как связаны они с понятием идиллии. Значительная часть идиллий Феокрита (хотя и не все идиллии) рассказывала о пастухах, эти стихотворения называют буколическими (от bukolos – «волопас»), или пастушескими. Действие в них происходило в Сицилии (именно оттуда был родом Феокрит), последователи Феокрита будут поселять своих пастухов в Аркадии – одной из областей Пелопоннеса. Вергилий ввел этот жанр в римскую поэзию и создал поэтический сборник «Буколики», который состоит из десяти стихотворений – эклог (греч. эколога – «отбор, отобранное, т.е. отдельно опубликованное, произведение»). Именно в эклогах Вергилия условные пастухи воплотят идеал частной жизни, состоящей из любви и поэзии и свободной от стремления к богатству и власти и от каких бы то ни было общественных интересов или гражданских обязанностей, – иными словами, утвердятся те ценности, о которых так точно написали некоторые из отвечавших на 3-й вопрос.

Участники конкурса показали хорошие знания не только античной литературы, но и истории русской классической литературы.

В русскую литературу жанр идиллии внес Тредиаковский. Однако этот жанр не привился в России...

Анатолий Бобе

На почве русской литературы ближе всех оказалась идея идиллии сентименталистам, которые обращались к «простым людям» как к образцу душевных качеств, считая, что цивилизация портит естественную природу людей. Например, как идиллию можно рассматривать первую часть «Бедной Лизы» Карамзина («до катастрофы»). Хотя и там взаимоотношения строятся между простой и бесхитростной Лизой и испорченным цивилизацией Эрастом. (Напомним, что Эраст «читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали».)
Включенные в произведение идиллические мотивы часто вступали в непримиримое противоречие с законами жизни, и идиллическое счастье героев оказывалось недолгим. Часто идиллии и существуют только в воображении одного из героев, в его планах на будущее.
К примеру, герой «Медного всадника» Пушкина Евгений мечтал, что он «со временем устроит приют смиренный и простой и в нем Парашу успокоит», причем представлял себе конец жизни таким:

И так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят.

(Смерть – в свое время – вполне естественный элемент идиллии!)
Но, как мы знаем, воображаемое счастье героя под напором стихии развалилось как карточный домик.

Анна Кузнецова

И хотя жанр идиллии угас, во многих произведениях XIX в. есть его следы, например, описание Обломовки в «Обломове» Гончарова – настоящая идиллия.

Алексей Наумов,
10-й класс, школа N№ 1944, г. Москва

Однако не во всех произведениях идиллия воспринимается как положительное явление. Так, у Н.В. Гоголя в «Мертвых душах» между помещиком Маниловым и его женой царила семейная идиллия. Гоголь по-своему описал их жизнь, и она кажется читателям слишком слащавой, слишком приторной – до тошноты.

Мария Туркина,
11-й класс, гимназия № 1, г. Самара

Самым известным читателем Феокрита, который его бранил и предпочитал ему Адама Смита, был Евгений Онегин.

Мария Ромашкина,
11-й класс, школа N№ 57, г. Москва)

Вспомним также диалог Онегина с Ленским в III главе пушкинского романа:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг,
Где я могу... – Опять эклога!
Да полно, милый, ради бога!

Участники конкурса называли и другие произведения русской литературы, в которых есть следы старинного жанра. В них, как правило, идет речь о прошлом, об идиллии разрушенной. В частности, такова повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» («Я иногда люблю сойти на минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик... Жизнь их скромных владений так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют... На лицах у них <старичков и старушек> всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя по крайней мере на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь. Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых – увы – теперь уже нет...»).

И, конечно, таков роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», фрагмент которого об утраченном семейном счастье Николая Петровича Кирсанова приведен в задании. Видимо, не случайно и имя Аркадий, которое супруги дали сыну, – в напоминание о крае идиллического блаженства.

В заключение отметим, что нельзя счесть правильным слишком расширенное толкование идиллии как всякого представления об идеальной жизни. (В словах идиллия и идеал действительно есть один и тот же корень, но название жанра, как уже говорилось выше, по происхождению никак не связано с мыслью о совершенстве.) И уж тем более ошибочно встречающееся в некоторых ответах утверждение, что идиллия – то же, что утопия.

4

Авторы приведенных ниже стихотворений – поэты К.К. Случевский (1837–1904) и Д.Б. Кедрин (1907–1945). Какое стихотворение, по-вашему, написано раньше, а значит, принадлежит старшему из поэтов? Почему вы так думаете?
Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем состоят основные различия между ними.

* * *

Я видел свое погребенье.
Высокие свечи горели,
Кадил непроспавшийся дьякон,
И хриплые певчие пели.

В гробу на атласной подушке
Лежал я, и гости съезжались,
Отходную кончил священник,
Со мною родные прощались.

Жена в интересном безумьи*
Мой сморщенный лоб целовала
И, крепом красивым прикрывшись,
Кузену о чем-то шептала.

Печальные сестры и братья
(Как в нас непонятна природа!)
Рыдали при радостной встрече
С четвертою частью дохода.

В раздумьи*, насупивши брови,
Стояли мои кредиторы,
И были и мутны и страшны
Их дико блуждавшие взоры.

За дверью молились лакеи,
Прощаясь с потерянным местом,
А в кухне объевшийся повар
Возился с поднявшимся тестом.

Пирог был удачен. Зарывши
Мои безответные кости,
Объелись на сытных поминках
Родные, лакеи и гости.


* Сохранена старая орфография.

* * *

Когда кислородных подушек
Уж станет не надобно мне –
Жена моя свечку потушит,
И легче вздохнется жене.

Она меня ландышем сбрызнет,
Что в жизни не жаловал я,
И, как подобает на тризне,
Не очень напьются друзья.

Чахоточный критик, от сплетен
Которого я изнемог,
В публичной «Вечерней газете»
Уронит слезу в некролог.

Потом будет мартовский дождик
В сосновую крышку стучать
И мрачный подпивший извозчик
На чахлую клячу кричать.

Потом, перед вечным жилищем
Простясь и покончив со мной,
Друзья мои прямо с кладбища
Зайдут освежиться в пивной.

Покойника словом надгробным
Почтят и припомнят, что он
Был малость педант, но способный,
Слегка скучноват, но умен.

А между крестами погоста,
Перчаткой зажавшая рот,
Одета печально и просто,
Высокая дама пройдет.

И в мартовских сумерках длинных,
Слегка задохнувшись от слез,
Положит на мокрый суглинок
Весенние зарева роз.

Автор задания № 4 – И.Иткин.
Автор первого стихотворения – К.К. Случевский, второго – Д.Б. Кедрин.

Дмитрий Кедрин

Дмитрий Кедрин

Помогли мне сопоставить стихотворения реалии и годы жизни авторов.

Сергей Соколов

Исторические детали первого стихотворения – лакеи, кредиторы – свидетельствуют о том, что все происходящее разворачивалось до 1917 г.

Мария Туркина

В первом стихотворении автор – явно дворянин, и богатый. К нему съезжаются гости, у него есть лакеи, он оставляет наследство, и в имении есть повар, покойник лежит на атласной подушке. Он – барин.

Любовь Иванова,
11-й класс, школа N№ 565, г. Москва

Первое стихотворение отражает многие реалии дореволюционной жизни (личный повар, лакеи, процедура отпевания и др.). Во втором содержатся такие новинки, как кислородные подушки, упоминается «чахоточный критик», который «в публичной “Вечерней газете” уронит слезу в некролог», – ближе к советским реалиям...»

Анна Кузнецова

Сходство стихотворений – и формальное, и содержательное – без труда заметили все, отвечавшие на 4-й вопрос.

Сходен размер – трехстопный амфибрахий, рифмовка – перекрестная; строфическая организация – четверостишия. Каждая строфа завершена синтаксически, т.е. стихотворения удовлетворяют жанру стансов.

Алексей Сорокин,
11-й класс, школа N№ 20, г. Королев,
Московская обл.

(Правда, тут нужно сделать важное уточнение: в стихотворении Случевского все окончания строк – женские, а рифма есть только в четных строках, тогда как у Кедрина окончания четных строк мужские, а рифма есть и в четных, и в нечетных строках, из-за этого стихотворения могут не восприниматься как написанные в одном и том же ритме.)

Оба поэта пишут о своих похоронах, о том, как их проводят в последний путь окружающие.

Виктория Данилова,
9-й класс, школа N№ 57, г. Москва

И.П. Мартос Надгробный памятник

И.П. Мартос
Надгробный памятник

В обоих стихотворениях фигурируют жена, знакомые, равнодушные к умершему и способные «объесться на сытных поминках»; гроб, кладбище.

Светлана Малютина,
10-й класс, школа N№ 1268, г. Москва

Множество схожих подробностей: свеча, кладбище (...Зарывши // Мои безответные кости: ...Перед вечным жилищем // Простясь и покончив со мной...), даже упоминание подушки (В гробу на атласной подушке...; Когда кислородных подушек...)...

Мария Вальковская,
11-й класс, школа N№ 57, г. Москва

Многие участники конкурса пишут, что осуждению у обоих поэтов подвергаются даже не столько конкретные люди, сколько сам посмертный ритуал, предписывающий изображать несуществующую скорбь, а также есть и пить в память о покойнике. При этом они отмечают некоторые тонкие различия, которые, впрочем, сами признают не слишком существенными для понимания главного.

Лирического героя первого стихотворения больше волнует социальный аспект проблемы. Он описывает поведение всех, кто ему был знаком, – а это люди из разных слоев общества: жена, духовенство (священник), кредиторы, родственники, лакеи, повар. Их поведение раскрывает их внутренний мир, т.к. родственники не сожалеют о смерти искренне, а лишь хотят получить наследство; лакеям жаль лишь места, которые они потеряли после смерти хозяина. У лирического героя второго стихотворения переживания упираются не столько в социальный, сколько в духовный аспект.

Мария Туркина

В первом произведении звучит тема денег (кредиторы, наследство, жалованье), которой нет во втором.

Анастасия Жукова,
11-й класс, школа N№ 1570, г. Москва

Случевский говорит, что он видел похороны во сне, в то время как Кедрин уже предчувствует свою скорую гибель... И то, и другое стихотворения, хотя каждое по-своему, но все же проникнуты чувством тоски, обреченности, безнадежности.

Анатолий Бобе

Случевский «видит», что о его смерти никто не жалеет, кроме лакеев, потерявших место, «видит» сытные поминки, рассматривает гостей. Кедрин же не «видит», он только предполагает, как отреагируют на его смерть (поэтому у Случевского целовала, рыдали, а у Кедрина потушит, напьются).

Алена Сперанская,
6-й класс, школа N№ 353, г. Москва

Однако все размышлявшие над двумя стихотворениями отметили и коренное, существенное отличие второго стихотворения от первого.

В стихотворении Кедрина появляется еще один образ, в корне меняющий настроение стихотворения, – высокая дама, искренняя в своем горе. Последние две строфы создают новое настроение, вызывают у читателя надежду, снимают ощущение пустоты и безысходности (особенно если перед этим стихотворением прочитать произведение Случевского, создающее очень тяжелое настроение и очень сильно воздействующее на читателя).

Светлана Малютина,
10-й класс, школа N№ 1268, г. Москва

Разница, как мне кажется, заключается в том, что во втором произведении более легкое, «прощающее» настроение...

Анастасия Жукова

Образ дамы-незнакомки переплетается с образом природы, делая смерть героя потерей для окружающего мира.

Анастасия Трубникова,
11-й класс, школа N№ 1567, г. Москва

Женщина в стихотворении Кедрина одета печально и просто, в отличие от жены героя первого стихотворения, которая крепом красиво прикрылась. Множество параллелей дают основание предположить, что Кедрин, когда писал свое стихотворение, имел в виду Случевского, но в последних двух строфах нарочито отталкивался от него.

Мария Вальковская

В конце второго стихотворения появляется пронзительно печальный образ высокой дамы, отчего все оно приобретает несколько иное звучание... В результате конец стихотворения оставляет ощущение тайны, недосказанности, в то время как первое заканчивается категорично и жестко, пресекая любые попытки читателя найти что-то светлое в его строках.

Дарья Мищенко,
11-й класс, школа N№ 617, г. Санкт-Петербург

В заключение приведем еще несколько интересных наблюдений над поэтикой стихотворений.

Интересно отметить ссылку на «Евгения Онегина» (Был малость педант, но способный, // Слегка скучноват, но умен... – ср. «ученый малый, но педант...»).

Мария Вальковская

Первое, начинаясь сколь возможно торжественно и возвышенно, оканчивается натуралистичным описанием низких предметов, второе же, начинаясь с сугубо бытовых подробностей смерти, оканчивается достаточно лирично.

Сергей Соколов

В первом стихотворении много звукописи: хриплые певчие пели; крепом красиво прикрывшись; рыдали при радостной встрече. В стихотворении множество шипящих... Во втором стихотворении также используется звукопись: на чахлую клячу кричать...

Валентина Лагузинская,
10-й класс, гимназия N№ 1514, г. Москва

Ирония (и даже сарказм) первого стихотворения достигается неожиданными сочетаниями слов (печальные сестры и братья рыдали при радостной встрече; жена в интересном безумьи). Особенно яркий образ – поминальный пирог рядом с костями лирического героя.
Во втором стихотворении нет столь жестких, страшных образов. Ощущение равнодушия и бесчувственности в нем достигается в помощью большого количества слов со значением «немного» (малость педант, но способный, слегка скучноват, но умен; не очень напьются друзья). Очень важны здесь пейзажные детали. Мартовский дождик рисует перед читателем серый, скучный день, такой же незначительный, как и смерть лирического героя. А весенние зарева роз сопровождают и дополняют образ героини, внося в него что-то прекрасное, свежее.

Дарья Мищенко

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru