ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ
М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва
Продолжение. См. N№ 22, 23/2005; 1/2006
Тысяча и одна задача по семантике
Выпуск 4
В прошлый раз читателю для решения
предлагались задачи, посвященные сочетаемости
слов. В условиях задач формулируется типичная
(стандартная) сочетаемость искомого слова, в том
числе и участие во фразеологических оборотах.
Наряду с допустимой сочетаемостью указываются
также запреты на нее. Поскольку эти задачи в
первую очередь ориентированы на сочетаемость, их
только с некоторым огрублением можно назвать
семантическими. Они построены по принципу теста:
из приведенного списка такой сочетаемостью
обладает только одно слово, хотя в русском языке,
возможно, есть и другие слова с похожей
сочетаемостью. Наряду с допустимой
сочетаемостью указываются также запреты на нее,
характерные именно для искомого слова. В задачах
на участие во фразеологических оборотах часто
приводится избыточное количество примеров с
целью более полно показать сочетаемость. Для
решения задачи нужно подставить слова из списка
в соответствующие контексты.
Задача 1
Это можно разжечь. Может разгореться, а
может угаснуть. Может пылать. Что это:
а) дрова;
б) костер;
в) спор;
г) фонарь;
д) страсть?
Все предложенные существительные так
или иначе связаны с огнем – непосредственно или
метафорически. Правда, современный фонарь, то
есть фонарь электрический, скорее эту связь
утерял. Несмотря на существующую связь с огнем
или светом, все они имеют разную сочетаемость с
соответствующими глаголами. С ними со всеми
сочетается только д) страсть: разжечь
страсть; страсти разгорелись; страсть пылает,
страсть угасла. Для остальных слов важно
отметить по крайней мере следующее: спор не
может пылать, а фонарь, дрова и костер
не могут угаснуть. В современном русском языке
они сочетаются только с глаголом погаснуть
(хотя раньше глагол угаснуть имел и прямое
значение: огонь угас).
Задача 2
Это можно сохранить и иметь, но этим
нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя
взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что
это:
а) авторитет;
б) вещь;
в) любовь;
г) честь;
д) яблоко?
Предлагаемые глагольные контексты
достаточно любопытны. Например, обладать
является синонимом иметь, взять можно с
некоторым огрублением считать конверсивом отдать,
а войти – антонимом выйти. То есть
естественно было бы ожидать, что, если некое
слово сочетается с иметь, оно будет
сочетаться с обладать, а если оно сочетается
с отдать, то будет сочетаться и с взять
(также и для войти и выйти). Однако это не
так. Следовательно, речь идет либо о каких-то
непрямых значениях, либо об идиоматических
оборотах.
Таким образом, с конкретными
существительными, то есть существительными,
которые обозначают материальные объекты,
предметы, сочетаются все глаголы. Так, вещью и
яблоком можно обладать, их можно не только
отдать, но и взять, с ними можно и выйти, и войти.
Для таких абстрактных
существительных, как авторитет и любовь,
существует больше ограничений на сочетаемость.
Например, с ними обоими нельзя ни войти, ни выйти
(в действительности затруднительны и другие
сочетания).
Таким образом, ответ – г) честь.
Безусловно, существуют устойчивые выражения: Честь
имею! Сохранить честь, отдать честь, выйти с
честью из чего-либо. И так же, безусловно,
невозможно: обладать честью, взять честь, войти
с честью.
Следует отметить избыточность
приведенных контекстов. Достаточно было бы одной
пары глаголов. Сделано это, как уже сказано выше,
с целью более полно продемонстрировать
сочетаемость слова.
Задача 3
В это можно бить, а можно лезть. Перед
этим можно стоять, но нельзя сидеть. Что это:
а) гонг;
б) глаза;
в) метро;
г) очки;
д) лицо?
Ответ: б) глаза. Устойчивые
выражения: бить в глаза (Свет бьет в глаза);
лезть в глаза; стоять перед глазами. Невозможно
(или по крайней мере нетипично и странно): сидеть
перед глазами. Для остальных слов отметим
следующее: в гонг можно бить, но нельзя лезть;
в метро, напротив, можно лезть, но нельзя бить.
Наконец, для каждого из четырех слов (гонг,
метро, лицо, очки) не различается сочетаемость
с глаголами стоять и сидеть: либо оба
выражения возможны, либо оба невозможны, но
такого противопоставления, как для глаз, нет.
Задача 4
За это можно взяться, но этого нельзя
коснуться. До этого можно довести и с этого можно
свести, но на это нельзя возвести. Что это:
а) дело;
б) лестница;
в) перила;
г) победа;
д) ум?
Ответ: д) ум. Существуют устойчивые
выражения: взяться за ум; довести до ума, свести
с ума. Не существует выражений коснуться ума
и возвести на ум. Для остальных слов отметим
следующее: нельзя свести с дела, перил и победы,
а лестницы можно коснуться, и на лестницу
можно возвести.
Задача 5
Это можно прочистить, но нельзя
очистить. Это можно вправить, но нельзя
исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить.
Что это:
а) кости;
б) мозги;
в) труба;
г) ум;
д) щеки?
Ответ: б) мозги. Устойчивые
выражения: прочистить мозги, вправить мозги и
пудрить мозги. Невозможно: очистить мозги,
исправить мозги и румянить мозги. Для
остальных слов отметим следующее: кости, трубу
и ум нельзя пудрить, а щеки можно не
только пудрить, но и румянить (и уж точно их
нельзя прочистить и вправить).
Задача 6
Это можно раскрыть, но нельзя закрыть.
В этом можно держать и хранить, но нельзя носить.
Что это:
а) ящик;
б) чемодан;
в) дом;
г) секрет;
д) замок?
Ответ: г) секрет. Устойчивые
выражения: раскрыть секрет, держать в секрете,
хранить в секрете. Невозможно: закрыть секрет.
Для остальных слов отметим следующее: дом, ящик,
чемодан и замок можно закрыть. Таким
образом, выбор из пяти слов очевиден. Однако
интересно отметить, что в русском языке есть
слова, похожие в этом отношении на секрет.
Так, сходную с секретом сочетаемость имеет
слово тайна.
Задача 7
Это бывает больным, а бывает мокрым и
пустым. На этом можно уложить, а можно на это
поставить. Что это:
а) печень;
б) кровать;
в) место;
г) стол;
д) вид?
Ответ: место. Устойчивые
выражения: больное место; мокрое место; пустое
место; уложить кого-либо на месте, поставить
кого-либо или что-либо на место. Для остальных
слов отметим следующее: кровать и стол не
бывают больными, а вид и печень – мокрыми
и пустыми.
А теперь, закончив разбор задач, я хочу
несколько изменить привычную подачу материала.
Вместо того чтобы предложить читателям новые
сочиненные мной задачи, я расскажу короткую
историю и приведу чужую задачу (к сожалению, ее
автор мне неизвестен).
Однажды мне довелось участвовать в
круглом столе, который был посвящен одаренным
детям и проводился в Московском центре
непрерывного математического образования. После
дискуссии нас пригласили в столовую выпить чаю
или кофе. В столовой на стене висел большой холст,
а на нем было написано следующее:
Корова – 2
Овца – 2
Собака – 3
Ворона – 3
Кошка – 3
Лошадь – 5
Петух – 8
Осел – ?
Надо ли говорить, что оставшееся время
я потратил не на кофе, а на решение этой задачи?
Какое же число нужно подставить вместо
вопросительного знака и почему? Конечно, число
можно угадать, но вот понять принцип
соответствия чисел и слов и объяснить его
гораздо труднее и важнее. Со стыдом должен
признать, что мне это не удалось, и через
некоторое время я попросил хозяев сказать мне
правильный ответ. Оказалось, что это вполне
лингвистическая задача, и притом похожая на один
из типов моих семантических задач – задач на
семантические пропорции.
Именно поэтому я рискнул ее предложить
моим читателям. Надеюсь, они окажутся удачливее
меня. Ее разбор в следующем номере станет своего
рода введением в новый тип задач.
|