Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2, 3, 4, 9, 11, 12, 24/2005


Дидактические материалы к учебнику русского языка под редакцией М.В. Панова

6-й класс

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

§ 73. ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Задание 33. Прочитайте текст.

Впереди грозовой тучи бежали на нас рваные облака и своим стремительным движением перемешали на земле все краски. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные березы, и они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но тотчас гасли. Предгрозовой ветер налетал порывами и усиливал эту сумятицу красок.

(К.Паустовский)

  • С помощью толкового словаря выясните значение слов, описывающих цвета в природе и названных в тексте.

  • Найдите существительные, запишите их в два столбика в соответствии с грамматическим значением числа.

  • Сколько предметов обозначает каждое существительное? Все ли предметы можно сосчитать?

Задание 34. Прочитайте текст.

– Под Тихвином у меня облюбовано одно место. Всем местам место! Такого второго нигде не найдете. Чистый осиновый лес! Кое-где только попадаются редкие ели. Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива. Там, вы знаете, самый лучший иней в России. Нигде я такого инея не видел.

(К.Паустовский)

  • Форма какого числа может ничего не сообщать о количестве предметов? Запишите примеры из текста.

  • Укажите в тексте формы единственного числа существительных, имеющие значение «один предмет».

Задание 35. Придумайте небольшой текст, используя форму единственного числа, не указывающую на количество предметов. Примерные темы: «Собака – друг человека», «Русская береза», «Школа в жизни человека». Желающие могут писать на свою тему.

 Задание 36. Прочитайте текст.

– Господи! – с отчаянием сказал художник. – Куда же вы смотрите? Вот видите – там лес совершенно темный, глухой; это на него легла тень от тучи. А вон подальше на нем бледные желтые и зеленоватые пятна: это от приглушенного солнечного света из-за облаков. А вдали он весь в солнце. Видите? Весь как отлитый из красного золота. И весь сквозной. Точно золотая узорчатая стена. Или вроде как протянули по горизонту плат, что вышили мастерицы в наших тихвинских золотильнях...

(К.Паустовский)

  • Какой стилистический оттенок имеет существительное плат? Как изменится стиль, если заменить это существительное нейтральным платок?

  • Выпишите существительные в форме множественного числа, определите значение этой формы.

Задание 37. Что обозначает форма единственного числа названия магазина «Дачник»? Вспомните примеры подобных названий магазинов, включите их в предложения. (Не забывайте о кавычках!)

Образец

– Где вы купили эту тяпку?
– Да в «Дачнике», что напротив рынка!

Задание 38. Выборочное лингвистическое изложение.

Прочитайте текст.

Пусть в тексте выступает форма единственного числа существительного. Прежде чем решить, что она обозначает один предмет, надо проверить, не стоит ли за ней какой-нибудь подвох.
А подвохи могут быть вот какие.
Во-первых, для некоторых существительных в единственном числе вопрос о числе обозначенных ими предметов вообще не имеет смысла. Например, мед, гордость, студенчество.
Во-вторых, могут быть существительные в единственном числе, обозначающие совсем не единичность называемого предмета. Когда мы, например, видим на упаковке товара надпись «Подарок школьнику» (новоселу, садоводу) или «Завтрак туриста», то речь, разумеется, идет не об одном-единственном школьнике, новоселе, садоводе или туристе. Имеется в виду любой, всякий, каждый, а следовательно, все школьники, новоселы, садоводы, туристы.
Или когда мы читаем мудрые слова М.Горького Любите книгу – источник знания, то прекрасно понимаем, что речь идет не об одной-единственной книге, а о любой книге, то есть о книгах вообще.
И в известной строке из пушкинской «Полтавы» Швед, русский колет, рубит, режет, конечно, речь идет не об одном шведе или русском, а обо всех шведах и русских, участвующих в сражении. Сравните то же самое явление в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Не один же француз ликовал так громко! (И.Милославский)
Ответьте письменно на вопрос: какие подвохи может таить в себе форма единственного числа существительных?

§ 74. СЧИТАЕМЫЕ И НЕСЧИТАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Задание 39. Вернемся к предыдущему заданию. Можно ли сказать съел пять медов, у него семь гордостей, приехало десять студенчеств? Почему? А съел пять булочек, у него семь рублей, приехало десять студентов? Сделайте вывод о считаемых и несчитаемых предметах как грамматических классах слов.

Задание 40. Прочитайте текст.

Долгое время в военно-морском флоте главную роль играли парусные корабли. Первое в мире военное судно с паровым двигателем сошло со стапелей в 1814 году. Создано оно было по проекту Роберта Фултона и называлось «Демологос». На его борту размещалось 20 артиллерийских орудий.

(А.Клудас)

Определите, считаемыми или несчитаемыми являются встретившиеся в тексте нарицательные существительные. Докажите. А как быть с именами собственными?

Задание 41. Я начну, а ты продолжи! Продолжите подбор примеров существительных, являющихся несчитаемыми предметами, с заданными лексическими значениями. Кто больше?

Действие: лай, катание...
Названия игр: футбол, теннис...
Собирательность: крестьянство, офицерство...
Названия качеств или признаков: прямота, злость, слепота...
Докажите, что этим предметам чужда количественная характеристика.
Только ли форму единственного числа могут иметь несчитаемые предметы? (Ср.: сметана – сливки, одеколон – духи, футбол – городки...)

Задание 42. Разделите существительные на две группы: не противопоставляются по количеству – могут быть считаемыми, но употребляются только в форме множественного числа!

Жмурки, сани, сутки, опилки,
хлопоты, брюки, ворота, ножницы.

Со считаемыми существительными составьте по два предложения, в которых наблюдалось бы их количественное противопоставление.

Образец

Я запряг лошадь в сани и поехал встречать отца. – В сарае стояло двое саней.

Задание 43. Прочитайте текст.

Печкин говорит:
– Надо день рождения к осеннему или зимнему сезону подгадать. Тогда тебе как раз вовремя теплые валенки подарят или сапоги непромокаемые.
– Теплые валенки или сапоги непромокаемые я и сам себе могу купить безо всякого дня рождения, – отвечает Матроскин.
– А в день рождения особые подарки дарят, неправильные. Может быть, совсем даже и ненужные.
– Не надо нам ненужных подарков, – обиделся Печкин. – Нам нужны подарки хозяйственные: лопаты там, грабли всякие или дрова для зимы.

(Э.Успенский)

  • А вы какие подарки предпочитаете получать? А дарить?

  • Найдите существительные в форме множественного числа. Разбейте их на две группы: имеющие формы обоих чисел – имеющие форму только множественного числа. Считаемыми или несчитаемыми являются существительные во второй группе? Поясните свою позицию.

Задание 44. Лингвистическое сочинение-рассуждение. Прочитайте текст.

Значение «вещество» не позволяет говорить о противопоставлении «один предмет» – «много (более чем один) предметов». А имеющиеся у вещественных существительных формы множественного числа обозначают немножко другое.
Так, формой множественного числа обозначается некоторое количество разных по сорту предметов. Когда мы читаем: «Соки», – то полагаем (и совершенно обоснованно!), что под этой вывеской не один томатный или один яблочный (тогда надо было писать сок), а по крайней мере два-три разных сока продают. И В.Маяковский, когда писал, что сыры не засижены, имел, без сомнения, в виду наличие ассортимента различных сортов сыра. И кот Тимофей из басни С.Михалкова удивлялся тому, что на столе у кота Василия колбасы всех сортов! Тут уж, кажется, все ясно.

(По И.Милославскому)

  • Напишите рассуждение «Что ясно автору?». Помогут ли вам формы песок – пески, масло – масла, снег – снега?

§ 75. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧИСЛА

Задание 45. Прочитайте текст.

Свои прогулки из Михайловского в Тригорское, куда не более трех верст, в летнее время Пушкин совершал либо верхом, либо пешком; в последнем случае – подпираясь толстою палкой и в сопровождении большой дворовой собаки. Зимой же, когда пролетавшая то лесом, то полями и открытая здесь ветрам дорога была занесена сугробами снега, ему обыкновенно запрягали легкие сани.

(В.Авенариус)

  • Запишите столбиком существительные, употребленные в форме множественного числа, определите их число и падеж. Рядом запишите противопоставленную форму числа. Выделите окончания, которые участвуют в образовании форм числа. Одинаковые ли окончания имеют существительные в этих формах?

Образец

ПрогулкИ (винительный падеж множественного числа) – прогулкУ (винительный падеж единственного числа)

  • С каким явлением мы сталкиваемся в таких формах: поля, ветра (единственное число, родительный падеж) – поля, ветра (множественное число, именительный падеж).

  • Только ли окончаниями различаются противопоставленные формы числа: ветер – ветра, поле – поля?

Задание 46. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Синичка, и_пуганно зам_рая и наст_раживая крылья, пр_кралась в самый конец л_нейк_ и ок_залась в моей комн_т_.
С бо_зливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно пор_зили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое так пр_ятно ов_вало озя_шие лапки.

(Е.Носов)

  • Сколько способов противопоставления форм числа у существительных крылья и цветы? А у существительного лапки? Докажите.

Задание 47. Прочитайте текст.

Дни действительно стояли прекрасные. Листья на яблонях порозовели и начали засыхать. Некоторые листья были свернуты в трубки и обмотаны паутиной. По краям дорожек цвели красные и белые астры.
Желтые бабочки летали между деревьями. Они садились маленькими стайками на всё прогретое солнцем – каменные ступеньки веранды и забытую в саду жестяную лейку.

(К.Паустовский)

  • Какова особенность выражения значения множественного числа у существительных листья и деревья? Приведите подобные примеры.

Задание 48. Образуйте формы единственного и множественного числа детенышей животных и птиц. Какую закономерность в образовании форм числа вы заметили?

Образец

Филин – филинЕНОК – филинЯТа

Зубр, скворец, барсук, росомаха, хорек, ласточка, иволга, зимородок, ягуар, гепард.

  • Все ли образованные вами названия детенышей являются общеупотребительными? С каким лексическим явлением вы встретились?

Задание 49. При списывании заполняйте орфографические и пунктуационные пропуски.

Главный и неи_сякаемый источ(?)ник языка – сам народ: крестьяне паромщики п_стухи пасеч(?)ники охотники рыбаки лесные об_ез_чики бакен(?)щики кустари сельские ж_вописцы ремесленники и все те бывалые люди у которых что н_ слово, то золото.

(К.Паустовский)

  • Докажите, что в образовании множественного числа существительного живописцы участвуют и окончание, и чередование фонем в морфеме.

  • Приведите из текста пример образования множественного числа существительного путем усечения части основы.

  • Какова особенность образования множественного числа существительного люди?

  • Выпишите из текста примеры образования форм числа, различающиеся только набором окончаний.

  • Определите особенность формы числа существительного золото.

§ 76. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Задание 50. Продолжите ряды существительных, зависящих от данных глаголов. В каждом ряду определите падеж существительных.

Жужжать над головой, над кустом...
Телеграфировать брату, компаньону...
Репетировать пьесу, роль...

  • Докажите, что все записанные вами сочетания связаны по способу управления.

Задание 51. Запишите сочетания данных глаголов с существительным мошенник в косвенных падежах.

Обанкротился, доверился, распознал, возмущается, вспоминает.

  • Определите падеж существительного в каждом словосочетании.

  • Что выражает форма падежа существительных?

Задание 52. Вспомним все падежные вопросы.

И.п. кто? что?
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

  • Можно ли поставить русское существительное в «никаком» падеже? Почему?

  • В какой форме представлены существительные в толковых или орфографических словарях?

  • Определите падеж существительных в данном тексте, заполните пропуски.

Я опустил ружье. К_бан чернел посреди ж_лтого лун_ого п_тна. Зам_р переливч_тый от бликов и теней лес. Сова унылым свистом от(сч,сщ,щ)итывала секунды; они могли быть последними в жизни этого ч_рного к_бана.
Я выстрелил поверху, для острас_ки. Эхо загр_мыхало в д_леких ущельях. А когда стихло, (н_)к_банов, (н_)дробного топота их копыт_ц уже (н_)было.

(Н.Сладков)

Задание 53. Волшебный квадрат! Прочитайте текст.

К вечеру другого дня я спустился в ущелье, просторное и широкое, но густо заросшее высоким лесом. Настоянный на зелени воздух, дымка испарений между стволами, высокий купол из раскоряченных сучьев и бахромы пестрых листьев – точь-в-точь подводное небо, из глубины закрытое водорослями!

(Н.Сладков)

     
     
     
  • Заполните клетки квадрата существительными в родительном падеже. Все ли клетки будут заполнены?

§ 77. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Задание 54. Перепишите текст.

Если вдали ты видишь высокий предмет: небоскреб, дерево, мачту корабля, гору или буровую вышку, – то, удаляясь от него, сначала потеряешь из виду его нижнюю часть и лишь потом – верхушку. Приближаясь, наоборот, сначала заметишь верхнюю часть, а затем и нижняя словно вырастет из-под земли.

(О.Бочкова)

  • Найдите существительные в винительном падеже единственного числа.

  • Как выражается значение винительного падежа у существительных разных типов склонения? Окончания выделите.

Задание 55. Прочитайте текст.

ЩУКА

Мы поставили на ночь к реке ставные сети и вытащили наутро щуку. Она так запуталась в сетях, что стояла в воде неподвижная, как сук. И вот мы видим: лягушка села на нее и так присосалась, что мы долго не могли ее оторвать от щуки даже палкой. Щука была живая.

(М.Пришвин)

  • Выпишите словоформы существительных щука и сеть.

  • Как противопоставлены падежные формы одного числа любого существительного друг другу? Докажите это на примере перечисленных выше существительных. Средства противопоставления обозначьте.

Задание 56. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов разоткровенничались. Начала Настя:

– Какой сегодня замечательный был день! У меня в жизни еще не было такого дня. Я так рада этому дню!..

Вова в проявлении эмоций не отставал от Насти:

– А у меня сегодня будет удивительный вечер! Такого вечера я жду давно. К этому вечеру я даже водолазку новую купил...

  • Прервем восторги ребят и поразмышляем.

  • Формы каких существительных повторяют Настя и Вова?

  • Присмотритесь внимательнее к этим формам. Окончания в них одинаковые: дн’<a>, вечер<a>. А в чем различие образования словоформ существительных день и вечер?

  • Запишите еще несколько словоформ существительных, в основе которых происходит чередование гласного с нулем фонемы.

Задание 57. Просклоняйте в единственном числе: мальчики – полк, девочки – глушь.

  • Только ли с помощью окончаний противопоставлены формы именительного и винительного падежей существительного полк формам других падежей?

  • Какая закономерность в постановке ударения прослеживается при образовании словоформ существительного глушь?

  • Общее задание: приведите свои примеры образования падежных форм, различающихся местом ударения.

  • Легко ли вам было выполнить это задание? Насколько продуктивны подобные формы в русском языке?

Задание 58. Спишите текст, заполните орфографические пропуски.

У стар_ огромн_ пня я сел прямо на землю, пень внутри – совершенная труха, только эту труху держит твердая крайняя др_в_сина. А из трухи выр_сла бере_ка и ра_пустилась. И множ_ство цв_тущих трав подн_мается с земли к этому огромн_ пню, как к любимому деду.

(М.Пришвин)

  • Выпишите из текста не менее трех различных примеров способов выражения грамматического значения падежа существительного.

§ 78. УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПАДЕЖЕЙ

Задание 59. Прочитайте текст.

Высокогорные озера, заполняемые чаще всего ледниковой водой, бывают только пресными. Вода там такая чистая, без примесей, что пьющим ее людям необходимо употреблять значительно больше соли, чем жителям долин, – ледниковая вода вымывает соль из организма. Зато озеро, расположенное в самом низком месте на поверхности суши, содержит около 33 процентов солей. В этом рассоле никто не выживет. Потому озеро и назвали Мертвым морем.

(О.Бочкова)

  • Докажите, что в тексте представлены формы всех шести падежей существительных. Распределите их в две группы:

именительный падеж

косвенные падежи (какие именно?)

озера
................

водой (твор.)
.................

  • Определите разницу между этими двумя группами падежей. (Подсказка: проверьте, указывает ли именительный падеж на зависимость существительного от других слов в предложении.)

Задание 60. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

 Озеро это пр_родный водоем на суш_. Озера могут быть крохотн_ми, несколько д_сятков метров в длину. Такие озера часто встр_чаются выс_ко в горах. А самое большое на Земле озеро Каспийское море оно соед_няет между с_бой пять государств. В озера соб_рает(?)ся д_ждевая вода и вода рек и руч_ев. Поэтому они должны ра_пол_гат(?)ся в самых ни_ких точках мес_ности. Ведь вода (не)может теч_ вверх!

(О.Бочкова)

  • Докажите, что существительные в именительном падеже могут быть и подлежащими, и сказуемыми. Как влияет это на постановку знаков препинания?

Задание 61. Прочитайте текст.

В избе Наташка колотит ножонкой в набухшую дверь и ревет – не может открыть. Увидев Ваньку с узелком в руках, она перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату.
Вместе проходят к столу, быстренько развязывают узел – там немного муки и кусок сырого мяса. Легкое разочарование – ничего нельзя есть немедленно.
Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверное, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу; пустоты и холода в избе как не бывало.

(В.Шукшин)

  • Докажите, что все косвенные падежи, кроме предложного, могут употребляться и с предлогами, и без предлогов. А какова особенность употребления предложного падежа?

  • Выпишите примеры, подтверждающие следующие значения падежей. Какие это падежи?

– Предмет, на который прямо направлено действие.
– Адресат действия.
– Орудие или средство действия.
– Отношения часть – целое.

Задание 62. Какую особенность именительного падежа иллюстрируют следующие примеры?

В сказке «Русалочка», из поэмы «Полтава», по мотивам повести «Метель»...

  • Приведите свои примеры употребления собственных имен (и не только названия художественных произведений) при нарицательных существительных, обозначающих вид предмета.

Задание 63. Вопрос «на засыпку».

  • Родительный или дательный падеж у второго слова в словосочетании письмо матери? А в словосочетании ответ дочери?

  • Дополните эти словосочетания так, чтобы двусмысленность исчезла.

Задание 64. Прочитайте лингвистический текст.

Лингвисты обратили внимание на тот факт, что в предложном падеже многие существительные мужского рода имеют разные окончания: -у(-ю) или , например: танцевать на балу – думать о бале, победить в бою – вспоминать о бое, а также: в году – о годе, в долгу – о долге, в краю – о крае, в лесу – о лесе, в саду – о саде, на снегу – о снеге, в шкафу – о шкафе и т.д. Формальное различие налицо (разные окончания). Различны и значения. Формы на -у(-ю) в основном обозначают место, пространство, где что-то находится (местное значение). Формы на обозначают преимущественно предмет, о котором говорят, думают (изъяснительное значение). Более того, различны и предлоги: местное значение сочетается с предлогами в, на, изъяснительное значение – с предлогом о.
Многие лингвисты считают, что в современном предложном падеже механически объединены два разных падежа, что нет препятствий для выделения местного падежа, который, как и все остальные падежи, имеет и формальный признак, и специфическое значение.

(В.Одинцов)

  • Поделитесь своими размышлениями: нужно ли выделять седьмой – местный – падеж?

  • Придумайте предложения, в которых существительные в предложном падеже имели бы параллельные окончания.

  • Верно ли утверждение: «Существительные второго склонения в дательном падеже имеют окончание . Значит, в предложении Я лежу на берегу существительное стоит в дательном падеже»?

Задание 65. Спишите текст.

Колоссами греки называли статуи высотой много выше человеческого роста. Впервые колоссов греки увидели в Египте – их не раз упоминает Геродот, рассказывая о достопримечательностях этой страны. Создавали колоссов и сами греки. Одной из древнейших была тринадцатиметровая статуя Аполлона в Амиклах, на полуострове Пелопоннес. Но самая знаменитая и загадочная была воздвигнута на острове Родос.

(Н.Непомнящий)

Укажите падежи всех существительных. Определите значение некоторых падежных форм.

§ 79. СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Задание 66. Просклоняйте в единственном числе: земля, стол, рожь. Окончания обозначьте.

  •  Падежи одинаковые. А окончания?

  • Сколько основных типов склонения можно выделить?

  • Можно ли определить тип склонения по форме именительного падежа? Ответ подтвердите примерами.

Задание 67. Прочитайте текст.

– Уважаемые зрители! Сейчас перед вами выступит непобедимый мастер Черной магии, Сомнамбулизма и Каталепсии!!! Всемирно известный фокусник-иллюзионист, любимец Австралии и Малаховки, пожиратель шпаг, консервных банок и перегоревших электроламп, профессор Эдуард Кондратьевич Кио-Сио! Оркестр, музыку! Тра-би-бо-бум-ля-ля! Тра-би-бо-бум-ля-ля!
Все уставились на папу, а он встал перед нами с Мишкой и сказал:
– Нумер смертельного риска! Отрыванье живого указательного пальца на глазах у публики! Нервных просят не падать на пол, а выйти из зала. Внимание!

(В.Драгунский)

  • Распределите существительные по типам склонения. В какой форме их удобнее записать?

  • Войдут ли в ваш список словоформы нервных и внимание? Почему?

  • Прочитайте этимологическую справку.

Номер. Заимств. в Петровскую эпоху из голл. яз., где nommer <лат. numerus> «число».

  • Вам понятно, почему встречаются два разных облика существительного номер/нумер? Какая форма является устаревшей? С какой целью мы можем употребить ее и сейчас?

Задание 68. Внимание! Опасное явление в нашем языке!

Казалось бы, какие могут быть сложности со склонением существительных? С младенчества ребенок уже на слух определяет, что нужно говорить в магазинЕ, от курткИ, про дорогУ, но про путешествиЕ... (Сложности могут быть только при написании: от деревнИ, но к деревнЕ... Подробнее об этом мы поговорим при изучении следующего параграфа.)
И тем не менее иногда встречаются совершеннейшие нелепости! По телевизору говорят:
– Что это тебя давно не видно?
– Да я неделю у сестрЕ гостила.

Или:

– Вот съезжу в город, подарочек мальчишкУ привезу...

  • Почему выделенные окончания существительных являются ошибочными? Не допускаете ли вы подобных ошибок?

  • Запишите эти фразы с учетом парадигмы типа склонения употребленных существительных.

Задание 69. Помните, как начинается знаменитая на весь мир русская народная песня «Калинка»?

Под соснОЮ под зеленою
Спать положите вы меня-а-а-а...

А в вашей повседневной речи вы как скажете: нашел гриб под соснОЙ или под соснОЮ?
Окончания творительного падежа -ой – -ою являются вариантами падежного окончания! Они различаются сферами употребления: -ой общеупотребительное, -ою чаще всего поэтическое, высокое.

  • Найдите подобные варианты в следующих фрагментах.

1) Горит восток зарею новой.

(А.Пушкин)

2) И вал-великан, головою качая,
Становится в ряд, и ряды говорят...

(Н.Языков)

3) Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести...

(А.Майков)

4) Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов!

(А.Майков)

5) Пахнет весною сквозь стекла.

(Л.Мей)

Домашнее задание. Попробуйте подыскать поэтические примеры вариантов падежных окончаний существительных.

Задание 70. Посчитаем! Существительных какого типа склонения больше в этом анеКдоте? На сколько групп вы их распределите?

Директор школы приказал Вовочке:
– Покрась окна на четвертом этаже!
Через три часа Вовочка спрашивает:
– Алексей Петрович, а рамы тоже красить?

§ 80. ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

Задание 71. Вова Бутузов оплошал: в диктанте написал по неосторожностЕ. В чем причина этой ошибки? Вспомните три слова-подсказки: земля, стол, рожь. Пользуясь ими, восстановите пропущенные окончания существительных в следующих словосочетаниях.

Рассказал по памят_, слово по вертикал_, побывали в оранжере_, помещается в резервуар_, промолчал из скромност_, участвовал в вечеринк_, тужил о потерянной вещ_, в гостях у бабушк_ и дедушк_, подушка в изголовь_, находился на бюллетен_, не спросил из-за гордост_, прискакал на лошад_, не откажешь в деловитост_, виднеется в отдалень_, съемка местност_.

Задание 72. Спишите текст, допишите окончания существительных, определите их склонение и падеж.

Когда я проснулся солнечным утром, в квартир_ стояла необычная тишина. Только Шумка, чесавшая себе за ух_м, мягко постукивала лап_й по полу. Я был один! Я был полным хозяин_м квартиры... Я вскочил с постел_ и в одних трусах отправился обозревать свои владения. Я тут же наметил себе огромную программу действий. Я не просто подмету паркетный пол, а заново натру его воском; я даже вычищу и повешу в шкаф папин старый мундир, оставленный им на спинк_ стула. Вечером, если папа с мам_й задержатся, я разогрею для них ужин, заверну его в старое одеяло, а сам лягу спать, оставив на столе записку: «Котлеты и картошка горячие, в кухн_, на табурет_». Словом, теперь мама узнает, как глупо было с ее стороны бояться оставить меня одного.

(По Ю.Сотнику)

Задание 73. Дан ряд существительных мужского, среднего и женского рода: станцИ<J>-а, планетарИ<J>, зданИ<J>-э. Что общего в их основах? Запомните: в дательном и предложном падежах 1-го склонения и в предложном падеже
2-го склонения у подобных существительных пишется окончание -и ! То есть окончания этих падежей «дружат» с фонемой <И> основы:
-И– + -И = -ИИ
: к станцИИ, на станцИИ, в планетарИИ, в зданИИ.

Тренируемся!

Кому? Чему? Милици_, арми_, акаци_, парти_, Лиди_, настурци_, квитанци_, аппликаци_, коллекци_, иллюстраци_.

А теперь запишите эти существительные в предложном падеже единственного числа: вспомнил о ком? о чем? – о...

Дополните этот ряд существительными мужского и среднего рода предложного падежа единственного числа: лезвие, алюминий, Василий, упражнение, окончание, Анатолий, расписание, профилакторий, жребий, рисование, чтение, учреждение.

Задание 74. Спишите текст (с сохранением некоторых особенностей орфографии и стилистики эпохи Петра I). Какими правилами вы будете руководствоваться при написании окончаний существительных?

В 1718 году Петром I была создана так называемая «Невская флотилия» «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения в искусств_ по водам и смелост_ в плавани_». Были у этой флотили_ свой флаг и устав, собственноручно написанный ее основателем.
Суда флотили_ должны были находиться в образцовом состояни_. Согласно петровской инструкци_ «на тех судах ничего тяжелого, а именно: кирпичу, извест_, дров и прочего, от чего может маратца, не возить и содержать от гряз_ и нечистоты...».

(Б.Пукинский)

О каком изменени_ в обучени_ орфографи_ можно говорить на основани_ этого текста?

Задание 75. Орфографический марафон! Кто грамотнее и быстрее запишет окончания существительных в данных предложениях?

1) Гусары были и во Франци_, и в Англи_, и в Прусси_. В Росси_ гусары появились в 1650 году. 2) В русской арми_ происходили постоянные изменения. 3) На конезаводах выращивались кони для кавалери_. 4) Персидский царь Кий Старший создал первую в истори_ человечества конную службу посыльных. 5) На дорогах Римской импери_ стали появляться колесницы. 6) В своем стремлени_ разбогатеть за чужой счет рыцари пошли на захват чужих земель.
7) Чтобы не чувствовать себя одиноко на чужбин_, приехавшие в Париж за знаниями объединились. 8) Постепенно университетская почта расширяла сферу своей деятельност_. 9) В память об этом событи_ была выпущена бронзовая медаль. 10) Ученые до сих пор спорят о происхождени_ слова ямщик. 11) Дело, конечно, не в названи_.
12) Нередко ямщики подвергались опасност_ нападения бандитов, грабителей. 13) Кондуктор, сдав почтовые мешки, сообщал публик_ последние новости. 14) В городах улицы тоже были далеко не в хорошем состояни_. 15) Когда положение безвыходное, поедешь и в тряской колесниц_.

(Ю.Дмитриев)

Задание 76. Волшебный квадрат. Впишите в клетки квадрата те существительные, на конце которых нужно писать ь.

Шумел камыш_, какая тиш_, ключ_ от замка, пять тысяч_ рублей, настоящий силач_, показалось из-за рощ_, поспешил на помощ_, нервная дрож_, порядочная глуш_, выглянуло из-за туч_, купила плащ_, молодеж_ веселилась, доч_ спала, крутила обруч_, гореч_ обид, товарищ_, сторож_ не спал всю ноч_.

Задание 77. Разбейте существительные с пропущенными гласными в окончаниях на две группы: с и .

Любовался пейзаж_м, живет этаж_м выше, укрылся плащ_м, небывалым овощ_м, запечатал сургуч_м, погрозил пальц_м, вытерся полотенц_м, посоветовался с отц_м, поговорил со старц_м, заросла плющ_м, попал мяч_м, стал врач_м, спрятался под крыльц_м, доволен пищ_й, накрыла стол плюш_м, встретился с юнош_й, шел с тяжелой нош_й, разговорился с товарищ_м, сторож_м.
Вспомните, по такому ли принципу разграничивается написание -о- – -е- в суффиксах существительных после шипящих и . Как вы напишете: крюч_к, суч_к, скворч_нок, верблюж_нок?

Задание 78. Тест.

I. Окончания над рекОЙ – над рекОЮ являются:

а) вариантами одной и той же формы;
б) разными окончаниями.

II. Укажите правильный ответ.

1. Безударные падежные окончания существительных проверяются ударными того же падежа.

2. Безударные падежные окончания существительных проверяются ударными того же склонения.

3. Безударные падежные окончания существительных проверяются ударными того же склонения и падежа.

III. Допишите предложение.

Склонение – это...

IV. Укажите неверное утверждение.

1. Окончание словоформы в тетрад_ можно проверить окончанием словоформы в земле.

2. Окончание словоформы в тетрадк_ можно проверить окончанием словоформы в земле.

V. Окончание пишется в словоформе:

а) в проруб_;
б) на лошад_;
в) в деревн_;
г) на плоскост_.

VI. Окончание пишется во всех словоформах ряда:

а) на кител_, на пристан_, на роял_, на территори_;
б) в задумчивост_, в окончани_, в характеристик_, в раздумь_;
в) по акаци_, по слабост_, по пенси_, по лини_;
г) о чтени_, о самочувстви_, о сухове_, о традици_.

VII. Буква пишется на месте пропуска в предложении:

1. На лили_ распустились бутоны.
2. В расписани_ уроков произошли изменения.
3. Не теряйся при опасност_.
4. На площадк_ было много детей.

VIII. Ь пишется в существительном:

а) разросшийся плющ_;
б) сыграли туш_;
в) пролил туш_;

г) услышала плач_.

IX. Буквы в окончании нет в строке:

1) лиц_м, гараж_м, циркач_м, шалаш_м;
2) рубеж_м, столиц_й, рощ_й, каш_й.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru