МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Л.В. ТОРОПЧИНА, к.ф.н.,
заслуженный учитель РФ,
гимназия № 1549,
г. Москва
Лингвистический анализ текста
Программа элективного курса
10–11-е классы
В течение нескольких лет в 10–11-х
классах ведется курс русского языка, являющийся
частью филологического образования и
принципиально отличающийся от аналогичного
курса в 5–9-х классах. В старших классах
объективно существует потребность сблизить
преподавание русского языка и литературы. В
процессе обучения в 10–11-х классах ученики,
опираясь на полученные ранее знания, осваивают
основные культурные ценности, отраженные в языке
или постигаемые с помощью языка. В курсе русского
языка в старших классах заложены возможности
повышения учениками их лингвистической,
языковой и коммуникативной компетенции,
формирования своего взгляда на ряд проблем.
Опорной, ключевой единицей курса
русского языка является текст. Анализ текста
с учащимися способствует созданию на занятиях
развивающей речевой среды, что благоприятно
влияет на совершенствование чувства языка,
языковой интуиции, без чего невозможен процесс
совершенствования речи.
Текст, являясь категорией, которая
показывает «язык в действии», создает условия
для осуществления функционального подхода при
изучении языковых явлений.
Анализ текста позволяет:
– обеспечить взаимосвязь в изучении
слова и текста;
– ликвидировать разрыв между изучением языка и
обучением речи;
– обеспечить реализацию как внутрипредметных
(межуровневых), так и межпредметных связей (в
первую очередь курсов русского языка и
литературы);
– усилить внимание к вопросам воспитания в
процессе обучения.
Таким образом, учитель, ведущий уроки и
занятия элективных курсов по русскому языку в
старших классах, должен создавать условия для текстоориентированного
подхода при обучении языку и речи.
Старшеклассники учатся использовать эти знания
в речевой практике, при подготовке к сочинениям и
изложениям, а также к написанию ЕГЭ по русскому
языку, который предполагает выявление знаний в
различных областях языка, в том числе и
речеведческих (текст: основная мысль, средства
связи, типы и стиль речи, использование языковых
средств); владение нормами литературного языка;
умение анализировать текст (проводить смысловой,
речеведческий, языковой анализ); умение
создавать текст в жанре рецензии или эссе.
Элективный курс «Лингвистический
анализ текста» предполагает углубленную
работу с разными видами текста, ориентированную
на успешное овладение школьниками русским
языком и подготовку их как к школьной аттестации,
так и к поступлению в высшие учебные заведения.
Курс «Лингвистический анализ
текста» рассчитан на два учебных года, на него
отводится один час в неделю (всего по 34 часа в
каждом учебном году). Он содержит три раздела:
теоретический, практический и творческий.
Теоретический раздел (на него
отводится 8 часов в 10-м классе и 2 часа в 11-м классе)
предполагает анализ ключевых понятий, связанных
с текстоведением, а также изложение общих
принципов и идей лингвистики, знакомство с
различными точками зрения на вопросы языка и
речи ученых-языковедов. Этот раздел также
знакомит с лингвистическими словарями и
справочниками, что поможет углубить знания,
совершенствовать навыки работы со справочной
литературой (последнее, бесспорно, пригодится
учащимся в период обучения в вузах). Овладение
теорией текстоведения необходимо и для ответа на
ряд вопросов ЕГЭ. Например, какие средства
выразительности используются в тех или иных
предложениях; что называется градацией
(оксюмороном, метафорой, синекдохой); что такое
тропы и т.п.
Опираясь на полученные (или освеженные
в памяти) теоретические знания, школьники могут
приступать к практическому разделу курса,
т.е. к непосредственному анализу текстов,
предложенных учителем. Тексты взяты из
художественной и публицистической литературы, а
также из поурочных разработок по русскому языку
для 10–11-х классов, дидактических материалов и
материалов ЕГЭ по русскому языку (часть 2). На этот
раздел отводится 13 часов в 10-м классе и 19 часов в
11-м классе. Занятия-практикумы имеют цель помочь
ученикам в овладении навыками речеведческого
анализа текста по конкретному плану (см. памятку
анализа текста в книге: Потемкина Т.В.
Поурочные разработки к учебнику Власенкова,
Рыбченковой «Русский язык. 10–11-е классы». М.:
Материк-Альфа, 2004. С. 135–136), а также в закреплении
навыков правописания.
Для анализа можно использовать тексты
с пропущенными орфограммами и знаками
препинания, а также тексты диктантов, диктантов с
творческим заданием (выборочный диктант, диктант
с продолжением) и изложений (подробных,
выборочных, сжатых), изложений с дополнительным
творческим заданием. Тексты можно взять из книг: Ткаченко Н.Г.
Тесты по грамматике русского языка. М.:
Айрис-пресс, 2001; Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.
Русский язык. Тематическое планирование на
основе учебника-практикума «Русский язык для
старших классов». М.: Вербум-М, 2002. Можно
использовать тексты материалов ЕГЭ (часть 2) и
тексты изложений, предлагаемых на экзамене по
русскому языку и литературе в 11-м классе.
На занятиях-практикумах возможно
использовать как групповые, так и парные и
индивидуальные формы работы с учениками.
Разнообразие форм работы не только сделает
занятие более интересным, но и поможет – что
очень важно! – выявить сильные и слабые стороны
навыков речеведческого анализа текста и
правописания каждого ученика. На этом основании
ученики смогут составить с помощью учителя план
индивидуальной работы с материалом, вызывающим
те или иные затруднения.
Творческий раздел состоит из двух
частей: «Сочинения различных жанров как вид
текста» (по 8 часов в каждом классе, всего 16) и
«Исследовательская деятельность учащихся в
области текста» (по 5 часов в каждом классе, всего
10). Первый раздел предполагает в 10-м классе
обучение умению анализировать темы, составлять
различного вида планы, выбирать эпиграфы,
прорабатывать варианты вступления и заключения,
работать с ключевыми словами, отбирать
необходимые цитаты. Старшеклассники работают
над редактированием черновиков, над само- и
взаиморецензированием сочинений. В 11-м классе на
семинарах и дискуссиях закрепляются полученные
навыки, уделяется внимание содержательному и
стилевому единству сочинения, работе со словом,
его ролью в тексте. Еще раз прорабатываются
памятки по написанию сочинений различных жанров,
анализируются экзаменационные сочинения,
написанные выпускниками прошлых лет.
Исследовательская деятельность
учащихся предполагает написание рефератов и
исследовательских работ, связанных с
комплексным анализом самостоятельно выбранного
текста (текстов). Темы этих работ различны,
например: «Выявление особенностей стиля
писателя на основе анализа художественных
текстов», «Редактирование текста», «Особенности
современного развития языка (на основе анализа
текстов устной и письменной речи)» и т.п.
Заключительным занятием курса могут стать
дискуссия по теме «Что такое радость познания,
связанная с изучением родного языка, русского
слова», а также обсуждение исследовательских
работ учеников.
Планирование занятий в 10-м классе
(34 часа в году)
1. Текст. Ключевые понятия текста – 8
часов.
– Текст как речевое произведение.
Обобщение и углубление изученного – 2 часа.
– Текст. Ключевые понятия текста – 4 часа.
– Контрольная работа по теоретическому
материалу и ее анализ – 2 часа.
2. Анализ текста – 13 часов.
– Анализ текста. Принципы анализа.
Составление памятки по анализу текста – 2 часа.
– Комплексная работа с текстом (по материалам
ЕГЭ, часть 2) – 7 часов.
– Диктанты с творческим заданием. Анализ
диктантов – 3 часа.
– Изложение как вид текста. Проведение изложения
с творческим заданием и его анализ – 3 часа.
3. Сочинения различных жанров как вид
текста – 8 часов.
– Сочинение – это тоже текст.
Составление памятки к написанию сочинения – 2
часа.
– Работа над материалами ЕГЭ (часть 3),
составление планов, редактирование и обсуждение
сочинений, написанных учащимися, – 6 часов.
4. Исследовательская деятельность
учеников (проводится в течение всего учебного
года, на обсуждение ее результатов отводится 5
часов).
Планирование занятий в 11-м классе
(34 часа в году)
1. Текст как речевое произведение.
Признаки текста. Схема анализа текста
(повторение) – 2 часа.
2. Анализ текстов различных жанров,
составление самостоятельных заданий по анализу
текста. Подбор текстов для анализа – 14 часов.
3. Контрольная работа по анализу текста
(по материалам ЕГЭ, часть 3) и ее анализ – 2 часа.
4. Работа над изложением с творческим
заданием в жанре очерка (путевой, портретный,
проблемный – по выбору учителя и учеников).
Составление плана, подбор словарных материалов,
определение типов и стиля речи, выполнение
творческого задания. Анализ изложений учащихся
– 3 часа.
5. Работа над сочинениями различных
жанров (по материалам ЕГЭ, часть 3, и
экзаменационным темам предшествующих лет). Само-
и взаиморецензирование – 8 часов.
6. Исследовательская деятельность
учащихся: составление планов работы, работа с
научной и справочной литературой, со словарями,
проведение анкетирования как элемента
исследования и т.д. (в течение учебного года).
Обсуждение и защита исследовательских работ – 5
часов.
|