МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Л.В. ТОРОПЧИНА, к.ф.н.,
заслуженный учитель РФ,
гимназия № 1549,
г. Москва
Комплексный анализ публицистического
текста
Занятие элективного курса
В качестве текста для анализа мы
выбрали отрывок из очерка И.С. Тургенева
«Гоголь» (Тургенев И.С. Гоголь. В кн.:
Литературные и житейские воспоминания. М.:
Правда, 1987. С. 191–192).
1. Меня 20 окт_бря 1851 года в час
(по)(полу)дни привез к Гоголю Михаил Семенович
Щепкин и писатель (не)медле_о нас принял.
2. Когда мы вошли из сеней в его комнату
ра_положе_ую (на)право от главного входа я увид_л
Гоголя ст_явшего перед к_нторкой с пером в руке. 3.
Он был одет в темное п_льто барх_тный жилет и
к_рич(?)н_вые п_нт_лоны, выгл_дел худым и испитым
человеком которого уже успела измыкать жизнь. 4.
Какая(то) з_тае(н,нн)ая боль и тр_вога какое(то)
грус(?)ное бе_покойство пр_меш_вались к
п_ст_я(н,нн)о пр_ницательному выраж_нию его лица.
5. Я (по)пристальнее вгл_делся в его черты. 6. Его
бел_курые волосы которые от в_сков падали прямо
как обыкн_ве(н,нн)о у к_заков сохр_нили еще цвет
молодост_ но уже заметно пор_дели; от его п_катого
лба (по)прежнему так и ве_ло умом. 7. В (не)больших
карих глазах искрилась (по)временам веселость но
в(о,оо)бще взгляд их казался усталым.
8. Дли(н,нн)ый, за_стре(н,нн)ый нос пр_давал
ф_з_ономи_ Гоголя неч(?)то хитрое, лисье;
(не)выгодное впеч_тление пр_изв_дили так(же) его
одутловатые, мягкие губы под остриже(н,нн)ыми
усами: в их (не)определе(н,нн)ых оч_ртаниях
выр_жались как мне пок_залось темные стороны его
х_рактера. 9. Когда он разг_варивал они (не)приятно
ра_крывались и выказ_вали ряд (не)хороших зубов. 10.
Маленький подб_родок уходил в широкий барх_тный
ч_рный галстух. 11. В осанке Гоголя в его
тел_дв_жениях было что(то) (не)профессорское а
учительское напом_навшее пр_под_вателей в
пр_винц_альных институтах и гимназиях.
12. Какое умное и стра(н,нн)ое и больное существо
(не)вольно думал я глядя на него.
Но вот текст проверен,
прокомментированы орфограммы (можно выделить
группы орфограмм, встречающиеся в данном тексте,
например:
– безударные гласные в корне,
проверяемые и непроверяемые ударением;
– н и нн в причастиях и
прилагательных;
– правописание гласных и согласных в приставках;
– не с различными частями речи);
объяснена расстановка знаков
препинания, учащимся предложено дома поработать
с индивидуальным словарем ошибок
(систематическое ведение такого словаря
представляется одним из важных элементов
работы). Теперь можно приступать к речеведческому
анализу текста. Прежде всего учащиеся должны
доказать, что данный набор предложений является текстом.
Учащимся предлагается озаглавить текст
(возможные варианты: «Портрет Гоголя», «Встреча с
Гоголем», «Какое умное, и странное, и больное
существо!»). Ученики обозначают тему отрывка
(впечатления И.Тургенева о внешности Гоголя в
первые минуты встречи), основную мысль (Гоголь
производил впечатление одновременно «умного, и
странного, и больного существа»). При этом
учитель может сказать буквально несколько слов о
том, что Тургенев встретился с Гоголем в трудный
период, когда писатель сжег второй том
знаменитой поэмы и вся Москва (писатель жил в ту
пору на Никитской, в доме Талызина, у графа
Толстого) шепталась о том, что у него «что-то
тронулось в голове». Это состояние выдающегося
литератора, несомненно, наложило отпечаток на
его внешность, что и заметил – с присущей ему
наблюдательностью – Тургенев. Эти сведения
помогут ученикам при написании мини-рецензии по
анализируемому тексту.
Далее ученики определяют стиль
речи и жанр предложенного отрывка. Они
могут вполне аргументированно доказать, что это
текст публицистического стиля, потому что:
– цель публицистического стиля –
передача какой-либо значимой информации (здесь
информация о впечатлении, произведенном при
встрече одним выдающимся русским писателем на
другого) и воздействие на сознание читателя;
– сфера употребления публицистического стиля –
это общественно-политические, экономические и
культурные отношения (в данном случае перед нами
портрет выдающегося деятеля русской культуры);
– жанр фрагмента можно определить как портретный
очерк.
Определить тип речи текста ученики
могут без затруднений – это один из видов
описания. В данном фрагменте воспоминаний
Тургенева мы видим классические признаки
описания человека: его одежды, осанки, выражения
глаз, улыбки, внутреннего состояния. Выдержана
также композиция описания: дано общее
представление о герое очерка, раскрыты отдельные
черты его внешности и внутреннего состояния,
дана авторская оценка (заключительная фраза
текста).
Скульптор Н.Андреев. Памятник Гоголю
Можно предложить ученикам еще
несколько заданий, такие типы заданий приняты в
ЕГЭ по русскому языку.
– Какое высказывание противоречит
содержанию текста?
1) Жизнь оставила свой след на
внешности Н.В. Гоголя.
2) В лице Гоголя порой отражалось нечто хитрое и
злое.
3) Взгляд писателя был усталым.
4) Гоголь производил впечатление больного
человека.
Ответ. 2.
– Какие средства связи используются
для 1-го и 2-го, 2-го и 3-го, 3-го и 4-го предложений?
Ответ. 1–2 – лексический
повтор, местоимения; 2–3 – существительное Гоголь
– местоимение он; 3–4 – повтор местоимений
– он – его.
– Какие слова в тексте являются
устаревшими, в том числе и фонетически?
Ответ. Сени, конторка, перо (как
письменная принадлежность), панталоны, галстух.
Здесь у учащихся может, пожалуй,
вызвать затруднение определение лексического
значения слова конторка. В.И. Даль в
Толковом словаре живого великорусского языка (М.:
Русский язык, 1989. Т. II. С. 153) дает следующее
толкование: «высокий письменный столик, разного
устройства, с косою, подъемною столешницею и с
ящиками».
– Из второго предложения выпишите
слова, в которых все согласные твердые.
Ответ. Когда, мы, комнату, направо,
главного, входа.
Предлоги из, от не являются
самостоятельными фонетическими словами,
примыкая к словам, идущим за ними. Об этом стоит
вспомнить.
– Найдите в первом и втором
предложениях слова, состав которых
соответствует схемам:
– В предложениях 1–3 найдите по одному
страдательному и действительному причастию и
произведите их морфологический разбор.
Ответ. Расположенную, одет
(страдательные причастия), стоявшего
(действительное причастие).
Следует отметить, что слово испитой
(человек) выступает здесь в роли
прилагательного и не может быть разобрано как
причастие.
– Из предложений 1–2 выпишите по
одному-два словосочетания разных типов.
– Найдите неверное утверждение.
1) Первое предложение сложное, союзное,
сложносочиненное.
2) Второе предложение сложное, союзное,
сложноподчиненное с придаточным
обстоятельственным условия.
3) Третье предложение сложное, союзное,
сложноподчиненное с придаточным
определительным.
4) Четвертое предложение простое, двусоставное, с
однородными членами.
Ответ. 2.
– Найдите в тексте предложение с
прямой речью, составьте его схему.
Ответ. 12.
Таким образом, текст может быть
проанализирован разносторонне и достаточно
полно, что даст возможность продолжить в
процессе занятий развитие речеведческой
культуры учащихся и подготовку их как к школьной
аттестации, так и к поступлению в высшие учебные
заведения.
Можно предложить ученикам несколько
вариантов домашнего задания. Они, во-первых,
могут найти подобного рода описания в
художественных и публицистических
произведениях (например, в романах Л.Толстого,
И.Тургенева, И.Гончарова, в книге А.Горького
«Литературные портреты» и др.) и,
проанализировав, определить признаки стиля и
типа речи. Во-вторых, можно найти (или составить
самим, если получится) текст-описание в
официально-деловом стиле. Иногда с фрагментами
подобных описаний мы встречаемся в
художественных текстах, особенно в детективных
романах: вспомним хотя бы «Этюд в багровых тонах»
А.Конан Дойла. В описаниях такого рода главным
являются не восприятие тех или иных черт
человека автором и передача этого восприятия
читателям, а точность, неличный характер
описания, стандартизированность, стереотипное
построение текста. Учащимся, способным к
творчеству, можно предложить самим составить два
вида описания одного человека, например, в
деловом и художественном стиле.
|