Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2006

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.В.  ТОРОПЧИНА, к.ф.н.,
заслуженный учитель РФ,
гимназия № 1549,
г. Москва


Комплексный анализ публицистического текста

Занятие элективного курса

В качестве текста для анализа мы выбрали отрывок из очерка И.С. Тургенева «Гоголь» (Тургенев И.С. Гоголь. В кн.: Литературные и житейские воспоминания. М.: Правда, 1987. С. 191–192).

1. Меня 20 окт_бря 1851 года в час (по)(полу)дни привез к Гоголю Михаил Семенович Щепкин и писатель (не)медле_о нас принял.
2. Когда мы вошли из сеней в его комнату ра_положе_ую (на)право от главного входа я увид_л Гоголя ст_явшего перед к_нторкой с пером в руке. 3. Он был одет в темное п_льто барх_тный жилет и к_рич(?)н_вые п_нт_лоны, выгл_дел худым и испитым человеком которого уже успела измыкать жизнь. 4. Какая(то) з_тае(н,нн)ая боль и тр_вога какое(то) грус(?)ное бе_покойство пр_меш_вались к п_ст_я(н,нн)о пр_ницательному выраж_нию его лица.
5. Я (по)пристальнее вгл_делся в его черты. 6. Его бел_курые волосы которые от в_сков падали прямо как обыкн_ве(н,нн)о у к_заков сохр_нили еще цвет молодост_ но уже заметно пор_дели; от его п_катого лба (по)прежнему так и ве_ло умом. 7. В (не)больших карих глазах искрилась (по)временам веселость но в(о,оо)бще взгляд их казался усталым.
8. Дли(н,нн)ый, за_стре(н,нн)ый нос пр_давал ф_з_ономи_ Гоголя неч(?)то хитрое, лисье; (не)выгодное впеч_тление пр_изв_дили так(же) его одутловатые, мягкие губы под остриже(н,нн)ыми усами: в их (не)определе(н,нн)ых оч_ртаниях выр_жались как мне пок_залось темные стороны его х_рактера. 9. Когда он разг_варивал они (не)приятно ра_крывались и выказ_вали ряд (не)хороших зубов. 10. Маленький подб_родок уходил в широкий барх_тный ч_рный галстух. 11. В осанке Гоголя в его тел_дв_жениях было что(то) (не)профессорское а учительское напом_навшее пр_под_вателей в пр_винц_альных институтах и гимназиях.
12. Какое умное и стра(н,нн)ое и больное существо (не)вольно думал я глядя на него.

Но вот текст проверен, прокомментированы орфограммы (можно выделить группы орфограмм, встречающиеся в данном тексте, например:

– безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением;
н и нн в причастиях и прилагательных;
– правописание гласных и согласных в приставках;
не с различными частями речи);

объяснена расстановка знаков препинания, учащимся предложено дома поработать с индивидуальным словарем ошибок (систематическое ведение такого словаря представляется одним из важных элементов работы). Теперь можно приступать к речеведческому анализу текста. Прежде всего учащиеся должны доказать, что данный набор предложений является текстом. Учащимся предлагается озаглавить текст (возможные варианты: «Портрет Гоголя», «Встреча с Гоголем», «Какое умное, и странное, и больное существо!»). Ученики обозначают тему отрывка (впечатления И.Тургенева о внешности Гоголя в первые минуты встречи), основную мысль (Гоголь производил впечатление одновременно «умного, и странного, и больного существа»). При этом учитель может сказать буквально несколько слов о том, что Тургенев встретился с Гоголем в трудный период, когда писатель сжег второй том знаменитой поэмы и вся Москва (писатель жил в ту пору на Никитской, в доме Талызина, у графа Толстого) шепталась о том, что у него «что-то тронулось в голове». Это состояние выдающегося литератора, несомненно, наложило отпечаток на его внешность, что и заметил – с присущей ему наблюдательностью – Тургенев. Эти сведения помогут ученикам при написании мини-рецензии по анализируемому тексту.

 Далее ученики определяют стиль речи и жанр предложенного отрывка. Они могут вполне аргументированно доказать, что это текст публицистического стиля, потому что:

– цель публицистического стиля – передача какой-либо значимой информации (здесь информация о впечатлении, произведенном при встрече одним выдающимся русским писателем на другого) и воздействие на сознание читателя;
– сфера употребления публицистического стиля – это общественно-политические, экономические и культурные отношения (в данном случае перед нами портрет выдающегося деятеля русской культуры);
– жанр фрагмента можно определить как портретный очерк.

Определить тип речи текста ученики могут без затруднений – это один из видов описания. В данном фрагменте воспоминаний Тургенева мы видим классические признаки описания человека: его одежды, осанки, выражения глаз, улыбки, внутреннего состояния. Выдержана также композиция описания: дано общее представление о герое очерка, раскрыты отдельные черты его внешности и внутреннего состояния, дана авторская оценка (заключительная фраза текста).

Скульптор Н.Андреев. Памятник Гоголю

Скульптор Н.Андреев. Памятник Гоголю

Можно предложить ученикам еще несколько заданий, такие типы заданий приняты в ЕГЭ по русскому языку.

Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) Жизнь оставила свой след на внешности Н.В. Гоголя.
2) В лице Гоголя порой отражалось нечто хитрое и злое.
3) Взгляд писателя был усталым.
4) Гоголь производил впечатление больного человека.

Ответ. 2.

– Какие средства связи используются для 1-го и 2-го, 2-го и 3-го, 3-го и 4-го предложений?

Ответ. 1–2 – лексический повтор, местоимения; 2–3 – существительное Гоголь – местоимение он; 3–4 – повтор местоимений – он – его.

– Какие слова в тексте являются устаревшими, в том числе и фонетически?

Ответ. Сени, конторка, перо (как письменная принадлежность), панталоны, галстух.

Здесь у учащихся может, пожалуй, вызвать затруднение определение лексического значения слова конторка. В.И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка (М.: Русский язык, 1989. Т. II. С. 153) дает следующее толкование: «высокий письменный столик, разного устройства, с косою, подъемною столешницею и с ящиками».

– Из второго предложения выпишите слова, в которых все согласные твердые.

Ответ. Когда, мы, комнату, направо, главного, входа.

Предлоги из, от не являются самостоятельными фонетическими словами, примыкая к словам, идущим за ними. Об этом стоит вспомнить.

– Найдите в первом и втором предложениях слова, состав которых соответствует схемам:

– В предложениях 1–3 найдите по одному страдательному и действительному причастию и произведите их морфологический разбор.

Ответ. Расположенную, одет (страдательные причастия), стоявшего (действительное причастие).

Следует отметить, что слово испитой (человек) выступает здесь в роли прилагательного и не может быть разобрано как причастие.

– Из предложений 1–2 выпишите по одному-два словосочетания разных типов.
– Найдите неверное утверждение.

1) Первое предложение сложное, союзное, сложносочиненное.
2) Второе предложение сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным условия.
3) Третье предложение сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным определительным.
4) Четвертое предложение простое, двусоставное, с однородными членами.

Ответ. 2.

– Найдите в тексте предложение с прямой речью, составьте его схему.

Ответ. 12.

Таким образом, текст может быть проанализирован разносторонне и достаточно полно, что даст возможность продолжить в процессе занятий развитие речеведческой культуры учащихся и подготовку их как к школьной аттестации, так и к поступлению в высшие учебные заведения.

Можно предложить ученикам несколько вариантов домашнего задания. Они, во-первых, могут найти подобного рода описания в художественных и публицистических произведениях (например, в романах Л.Толстого, И.Тургенева, И.Гончарова, в книге А.Горького «Литературные портреты» и др.) и, проанализировав, определить признаки стиля и типа речи. Во-вторых, можно найти (или составить самим, если получится) текст-описание в официально-деловом стиле. Иногда с фрагментами подобных описаний мы встречаемся в художественных текстах, особенно в детективных романах: вспомним хотя бы «Этюд в багровых тонах» А.Конан Дойла. В описаниях такого рода главным являются не восприятие тех или иных черт человека автором и передача этого восприятия читателям, а точность, неличный характер описания, стандартизированность, стереотипное построение текста. Учащимся, способным к творчеству, можно предложить самим составить два вида описания одного человека, например, в деловом и художественном стиле.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru