Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2006

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

И.В.  ЖДАНОВА,
школа № 2,
г. Муром


Единый государственный экзамен:
плюсы и минусы

Введение ЕГЭ дает участникам ряд преимуществ: во первых, сдача выпускных и вступительных экзаменов проводится одновременно, что позволяет экономить время, силы и нервы; во-вторых, результаты экзамена дают право абитуриенту участвовать в конкурсном отборе сразу в нескольких выбранных вузах.

Однако очевидны недоработки, создающие трудности как для ребенка, так и для экспертизы КИМов:

  • эксперимент недостаточно открытый;

  • выпускники не знают перечня вопросов, из которых формируются задания для ЕГЭ. Подготовка ведется по учебно-тренировочным материалам прошлого года;

  • на прилавках масса литературы по подготовке к ЕГЭ, а подробной информации об издательствах, которым предоставлено право публиковать материалы ЕГЭ, нет;

  • на экзамене может возникнуть стрессовая ситуация, так как от итогов ЕГЭ зависит дальнейшая судьба ребенка.

Особенности контроля при проведении ЕГЭ по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения.

Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

  • зрелость суждений при интерпретации текста;

  • умение оформлять собственные высказывания;

  • умение выявлять средства выразительности;

  • соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Но традиционное сочинение позволяет проверить эти навыки глубже. Ведь если вчитаться в задания, приложенные к тексту, то можно прийти к простому выводу: от выпускника требуется написать изложение с элементами комментирования.

В части С написать сочинение, выдержав определенный жанр, просто невозможно. Этому противоречат вопросы и задания, предлагаемые ученику. Мы учим тому, что форма должна соответствовать содержанию, но выходит, что не проверяем этот важный навык. Получается, что дети, которые приобрели этот навык, не имеют возможности им воспользоваться, а те, кто им не овладел, находятся в выигрышном положении.

Работа над сочинением воспитывает вдумчивого читателя, развивает художественный вкус, творческое воображение. Но в первом критерии оценки сочинения (К1 – понимание исходного текста) допускается указание основной мысли с помощью ссылок на номера предложений в тексте. Не нарушение ли это смыслового восприятия, требований соблюдения единства высказывания при написании сочинения? Необходимо либо убрать использование ссылок, либо не называть письменную работу сочинением.

В КИМах части В (В8) в самой формулировке задания содержится ответ на поставленный вопрос. Ни о какой проверке «опознания языковой единицы» речи не ведется. Достаточно наугад выбрать три средства – и хоть одно точно будет правильным. В итоге в части С при языковом анализе исходного текста (К2) выпускник выявляет не характерные для авторского стиля средства, а те, которые перечислены в задании В8.

Как правило, учителя русского языка и литературы разграничивают такие понятия, как лексические, морфологические, синтаксические средства образности и специальные изобразительно-выразительные средства. А в КИМах этого нет. Все называется средствами выразительности: и антонимы, и ряды однородных членов, и противопоставления, и термины, и эпитеты...

Введение тестовых технологий в систему образования – это совершенно нормальное явление. Тестирование как метод обучения и как форма контроля обладает своими достоинствами. Но система тестирования не контролирует уровень владения речью.

Система ЕГЭ таит в себе как массу плюсов, так и массу минусов. Может быть, ЕГЭ стоит оставить одним из вариантов сдачи экзаменов по выбору учащегося?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru