КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
И.В. ЖДАНОВА,
школа № 2,
г. Муром
Единый государственный экзамен:
плюсы и минусы
Введение ЕГЭ дает участникам ряд
преимуществ: во первых, сдача выпускных и
вступительных экзаменов проводится
одновременно, что позволяет экономить время,
силы и нервы; во-вторых, результаты экзамена дают
право абитуриенту участвовать в конкурсном
отборе сразу в нескольких выбранных вузах.
Однако очевидны недоработки,
создающие трудности как для ребенка, так и для
экспертизы КИМов:
эксперимент недостаточно открытый;
выпускники не знают перечня вопросов,
из которых формируются задания для ЕГЭ.
Подготовка ведется по учебно-тренировочным
материалам прошлого года;
на прилавках масса литературы по
подготовке к ЕГЭ, а подробной информации об
издательствах, которым предоставлено право
публиковать материалы ЕГЭ, нет;
на экзамене может возникнуть
стрессовая ситуация, так как от итогов ЕГЭ
зависит дальнейшая судьба ребенка.
Особенности контроля при проведении
ЕГЭ по русскому языку определяются спецификой
предмета, конечными целями обучения.
Часть С – задание открытого типа с
развернутым ответом – проверяет реальное
состояние практических речевых умений.
Оценивается и ряд коммуникативных умений и
навыков:
зрелость суждений при интерпретации
текста;
умение оформлять собственные
высказывания;
умение выявлять средства
выразительности;
соблюдение норм литературного языка,
в том числе орфографических и пунктуационных.
Но традиционное сочинение позволяет
проверить эти навыки глубже. Ведь если вчитаться
в задания, приложенные к тексту, то можно прийти к
простому выводу: от выпускника требуется
написать изложение с элементами
комментирования.
В части С написать сочинение, выдержав
определенный жанр, просто невозможно. Этому
противоречат вопросы и задания, предлагаемые
ученику. Мы учим тому, что форма должна
соответствовать содержанию, но выходит, что не
проверяем этот важный навык. Получается, что
дети, которые приобрели этот навык, не имеют
возможности им воспользоваться, а те, кто им не
овладел, находятся в выигрышном положении.
Работа над сочинением воспитывает
вдумчивого читателя, развивает художественный
вкус, творческое воображение. Но в первом
критерии оценки сочинения (К1 – понимание
исходного текста) допускается указание основной
мысли с помощью ссылок на номера предложений в
тексте. Не нарушение ли это смыслового
восприятия, требований соблюдения единства
высказывания при написании сочинения?
Необходимо либо убрать использование ссылок,
либо не называть письменную работу сочинением.
В КИМах части В (В8) в самой
формулировке задания содержится ответ на
поставленный вопрос. Ни о какой проверке
«опознания языковой единицы» речи не ведется.
Достаточно наугад выбрать три средства – и хоть
одно точно будет правильным. В итоге в части С при
языковом анализе исходного текста (К2) выпускник
выявляет не характерные для авторского стиля
средства, а те, которые перечислены в задании В8.
Как правило, учителя русского языка и
литературы разграничивают такие понятия, как
лексические, морфологические, синтаксические
средства образности и специальные
изобразительно-выразительные средства. А в КИМах
этого нет. Все называется средствами
выразительности: и антонимы, и ряды однородных
членов, и противопоставления, и термины, и
эпитеты...
Введение тестовых технологий в
систему образования – это совершенно нормальное
явление. Тестирование как метод обучения и как
форма контроля обладает своими достоинствами. Но
система тестирования не контролирует уровень
владения речью.
Система ЕГЭ таит в себе как массу
плюсов, так и массу минусов. Может быть, ЕГЭ стоит
оставить одним из вариантов сдачи экзаменов по
выбору учащегося?
|