Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2006

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

И.В.  ГАЛКИНА,
школа № 2,
г. Муром


Организация подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку

У этой формы экзаменов есть и свои отрицательные стороны: тестирование не является самой объективной и глубокой формой проверки знаний; создается возможность угадывания верного ответа; настораживает разная шкала оценивания результатов тестов в школе и в вузах; срок действия результатов тестирования ограничен одним годом.

Несмотря на это, тенденция к более широкому охвату регионов страны данной формой выпускных – вступительных экзаменов ставит школу в ситуацию необходимости подготовить учащихся к ЕГЭ дидактически, методологически и психологически.

В 2004/2005 учебном году наша средняя школа № 2 вместе со всеми школами округа Муром участвовала в эксперименте по проведению Единого государственного экзамена по русскому языку. Результат экзамена, в котором свои знания продемонстрировали 56% выпускников, можно считать положительным. Средний балл равен 4, что соответствует третьему месту в округе.

На результаты ЕГЭ повлияли два фактора:

  • во-первых, обеспечение качественного преподавания на протяжении всех одиннадцати лет обучения;

  • во-вторых, серьезная подготовка школьников к сдаче экзамена в форме единого тестирования, которую педагогический коллектив осуществлял в течение всего учебного года.

<...>

Этапы подготовительной работы: информационный, этап создания положительного общественного мнения, обучающий, репетиционный, аналитический.

На информационном этапе администрация школы изучает Положение о ЕГЭ. Оформляется стенд «Единый государственный экзамен», который включает в себя: Положение о ЕГЭ, инструкцию для выпускников, советы учителя литературы и русского языка (трудные случаи), советы классного руководителя (НОТ школьника), советы психолога, советы врача.

На этапе создания положительного общественного мнения проводятся совещания для педагогического коллектива, родительские собрания, ученические собрания. Цели: дать информацию о ЕГЭ, обо всей подготовительной работе, постараться преодолеть возможный негативный настрой, нарисовать перспективы, ответить на вопросы.

Для реализации обучающего этапа подготовки еще до начала учебного года в вариативную часть базисного учебного плана вводятся спецкурсы: «Подготовка к ЕГЭ» и психологический спецкурс «Познай себя». Цели: совершенствовать навык работы с тестами; заострить внимание на особенностях написания части С и выполнить несколько пробных работ; выработать навыки борьбы со стрессом; умения предварять стресс; умения выполнять заданный объем в ограниченный промежуток времени. Условия реализации этих целей: необходимо обеспечить всех учащихся контрольно-измерительными материалами (в нашем случае это осуществлялось за счет родителей) и привлечь к проведению психологических тренингов профессиональных педагогов-психологов.

Следует отметить, что одна из серьезных проблем – заполнение бланков ответов. Чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно, необходимо несколько занятий отвести разъяснению правил заполнения бланка регистрации, бланков ответов и практическим упражнениям. Конечно, понадобится множительная техника.

Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена (ППЭ).

Администрация школы организует консультации для каждой группы педагогов в соответствии с приказом, изучаются инструкции, методическое объединение учителей русского языка и литературы осваивает требования к оцениванию части С и, рассмотрев все 15 вариантов ЕГЭ, в результате дискуссии выделяет те вопросы, к которым применяется коэффициент сложности. Этот вопрос является самым проблемным в процедуре оценивания, так как разъяснения в специальной литературе отсутствуют. Нам приходилось действовать по интуиции.

Для проведения пробного экзамена необходимо обеспечить полную изоляцию одиннадцатиклассников, дисциплину, привлечь всех педагогов и соблюсти все требования инструкции. Проверка работ осуществляется в тот же день.

Аналитический этап выявил, что некоторые ученики все же допустили недочеты в заполнении бланков регистрации, бланков ответов, а также были определены типичные ошибки и пробелы в знаниях.

Учащиеся в результате систематически организованной подготовительной работы чувствовали себя уверенными и подготовленными. 47% выпускников воспользовались результатами ЕГЭ при поступлении в вузы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru