КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
И.В. ГАЛКИНА,
школа № 2,
г. Муром
Организация подготовки школьников к
ЕГЭ по русскому языку
У этой формы экзаменов есть и свои
отрицательные стороны: тестирование не является
самой объективной и глубокой формой проверки
знаний; создается возможность угадывания
верного ответа; настораживает разная шкала
оценивания результатов тестов в школе и в вузах;
срок действия результатов тестирования
ограничен одним годом.
Несмотря на это, тенденция к более
широкому охвату регионов страны данной формой
выпускных – вступительных экзаменов ставит
школу в ситуацию необходимости подготовить
учащихся к ЕГЭ дидактически, методологически и
психологически.
В 2004/2005 учебном году наша средняя школа
№ 2 вместе со всеми школами округа Муром
участвовала в эксперименте по проведению
Единого государственного экзамена по русскому
языку. Результат экзамена, в котором свои знания
продемонстрировали 56% выпускников, можно считать
положительным. Средний балл равен 4, что
соответствует третьему месту в округе.
На результаты ЕГЭ повлияли два
фактора:
во-первых, обеспечение качественного
преподавания на протяжении всех одиннадцати лет
обучения;
во-вторых, серьезная подготовка
школьников к сдаче экзамена в форме единого
тестирования, которую педагогический коллектив
осуществлял в течение всего учебного года.
<...>
Этапы подготовительной работы: информационный,
этап создания положительного общественного
мнения, обучающий, репетиционный, аналитический.
На информационном этапе
администрация школы изучает Положение о ЕГЭ.
Оформляется стенд «Единый государственный
экзамен», который включает в себя: Положение о
ЕГЭ, инструкцию для выпускников, советы учителя
литературы и русского языка (трудные случаи),
советы классного руководителя (НОТ школьника),
советы психолога, советы врача.
На этапе создания положительного
общественного мнения проводятся совещания для
педагогического коллектива, родительские
собрания, ученические собрания. Цели: дать
информацию о ЕГЭ, обо всей подготовительной
работе, постараться преодолеть возможный
негативный настрой, нарисовать перспективы,
ответить на вопросы.
Для реализации обучающего этапа
подготовки еще до начала учебного года в
вариативную часть базисного учебного плана
вводятся спецкурсы: «Подготовка к ЕГЭ» и
психологический спецкурс «Познай себя». Цели:
совершенствовать навык работы с тестами;
заострить внимание на особенностях написания
части С и выполнить несколько пробных работ;
выработать навыки борьбы со стрессом; умения
предварять стресс; умения выполнять заданный
объем в ограниченный промежуток времени. Условия
реализации этих целей: необходимо обеспечить
всех учащихся контрольно-измерительными
материалами (в нашем случае это осуществлялось
за счет родителей) и привлечь к проведению
психологических тренингов профессиональных
педагогов-психологов.
Следует отметить, что одна из
серьезных проблем – заполнение бланков ответов.
Чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно,
необходимо несколько занятий отвести
разъяснению правил заполнения бланка
регистрации, бланков ответов и практическим
упражнениям. Конечно, понадобится множительная
техника.
Репетиционный этап подразделяется
на два: пробный школьный экзамен; единый пробный
экзамен в пункте проведения экзамена (ППЭ).
Администрация школы организует
консультации для каждой группы педагогов в
соответствии с приказом, изучаются инструкции,
методическое объединение учителей русского
языка и литературы осваивает требования к
оцениванию части С и, рассмотрев все 15 вариантов
ЕГЭ, в результате дискуссии выделяет те
вопросы, к которым применяется коэффициент
сложности. Этот вопрос является самым проблемным
в процедуре оценивания, так как разъяснения в
специальной литературе отсутствуют. Нам
приходилось действовать по интуиции.
Для проведения пробного экзамена
необходимо обеспечить полную изоляцию
одиннадцатиклассников, дисциплину, привлечь
всех педагогов и соблюсти все требования
инструкции. Проверка работ осуществляется в тот
же день.
Аналитический этап выявил, что
некоторые ученики все же допустили недочеты в
заполнении бланков регистрации, бланков ответов,
а также были определены типичные ошибки и
пробелы в знаниях.
Учащиеся в результате систематически
организованной подготовительной работы
чувствовали себя уверенными и подготовленными.
47% выпускников воспользовались результатами ЕГЭ
при поступлении в вузы.
|