КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Н.М. ГЛАДСКИХ,
школа № 9,
г. Ковров
Учебно-методическое обеспечение
преподавания русского языка в старших классах
Каким должен быть учебник русского
языка для старших классов?
После того как был введен обязательный
курс русского языка в старшей школе, вышло
несколько изданий учебника А.И. Власенкова и
Л.М. Рыбченковой, появился учебник
Г.Ф. Хлебинской и учебник-практикум
А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой.
Много лет учителя пользовались
учебником А.И. Власенкова и Л.М.
Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст.
Стили речи» (М.: Просвещение, 2003). Материал
учебника позволяет расширить и углубить знания
учеников, приобретенные в предыдущих классах.
Основной дидактический материал –
публицистические и художественные тексты.
Задания к ним носят комплексный характер и
способствуют интеграции уроков русского языка и
литературы, позволяют проводить индивидуальную,
групповую работу, дифференцировать задания в
зависимости от уровня развития учеников. Работа
над текстами, включенными в книгу, способствует
формированию коммуникативной компетенции
учеников, овладению языком на уровне текста,
речевых стилей, осмыслению сущности языка,
динамики его развития, его органичной
взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа.
В разделе «Стилистика» дан теоретический и
практический материал, ориентированный на
современный уровень общения, подготавливающий к
публичным выступлениям, дискуссиям,
исследовательской деятельности, обучению в вузе.
Дидактический материал учебника воспитывает
эстетический вкус, духовность, прививает любовь
к родному слову.
Однако в учебник не включены правила
орфографии и пунктуации, ученикам предлагается
список рекомендуемой справочной литературы. Нет
четкого распределения дидактического материала
для повторения орфографии и пунктуации, нет
контрольных заданий, тестов. Учителю приходится
дополнять материал учебника, чтобы готовить
школьников к сдаче Единого государственного
экзамена по русскому языку. Было бы удобнее
пользоваться учебником, если бы материал был
распределен по параграфам.
В учебнике Г.Ф. Хлебинской для
10-го и 11-го классов (М.: Оникс XXI век, 2003)
системно излагаются вопросы морфологии и
орфографии, синтаксиса и пунктуации. Весь
теоретический материал с исключениями,
правилами постановки факультативных знаков
препинания представлен в схемах и таблицах.
Сведения о тексте включены в основной материал, а
теоретические выкладки по стилистике даны в
приложении к учебнику 11-го класса. Творческие
задания, контрольные тесты, другие задания к
упражнениям целенаправленно подготавливают
учеников к сдаче Единого государственного
экзамена. Тексты, включенные в учебники, являются
образцами русской речи, примерами анализа
поэтического и прозаического текста, расширяют
кругозор учеников старшей школы в рамках
образовательной области «Филология». Все
материалы учебника соответствуют Госстандарту
по русскому языку, обеспечивают формирование
языковой (лингвистической) и коммуникативной
компетенций.
Но в дидактическом материале,
составленном из отдельных предложений,
перенасыщенность пропусков букв и знаков
препинания затрудняет для учеников понимание
смысла предложений. Нет разноуровневых заданий,
слабо прослеживается связь между курсами
русского языка в школе и вузе.
Учебник-практикум А.Д. Дейкиной и
Т.М. Пахновой для старших классов «Русский
язык» (М.: Вербум-М, 2002) отвечает требованиям
процесса модернизации образования в области
«Филология»: формирует у школьников
представление о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа;
способствует применению полученных знаний и
умений в собственной речевой практике; повышению
уровня орфографической и пунктуационной
грамотности.
Задания к упражнениям носят
разноуровневый характер и позволяют проводить
индивидуальную и групповую работу, развивать
память учащихся. Большой объем дидактического
материала дает возможность для самостоятельной
работы учеников; учитель может отобрать
необходимые материалы для профильного и
базового уровня образования по русскому языку.
Учебник учит работать с терминами. Теория
представлена ключевыми понятиями. Авторы
отсылают учеников к справочной литературе.
Тексты упражнений обеспечивают реализацию
внутрипредметных и межпредметных связей. В
процессе работы над упражнениями у учеников
складывается представление о русском языке как
системе, как основе культуры русской нации.
Задания к текстам, тестовые задания направлены
на подготовку к Единому государственному
экзамену. Семинары, практикумы, уроки-зачеты,
рекомендуемые авторами, – подготовка к обучению
в вузе. Тексты учебника имеют огромный
воспитательный потенциал, содержат информацию
на разные темы, что расширяет кругозор учеников.
Можно было бы дополнить учебник
материалом по культуре делового общения.
Из всех современных пособий, на наш взгляд,
наиболее успешно реализуют эти цели
учебник-практикум А.Д. Дейкиной и
Т.М. Пахновой и учебник Г.Ф. Хлебинской.
|