КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Секция «Воспитание коммуникативной
культуры учащихся»
С.В. ЦВЕТКОВА,
школа № 17,
г. Петушки,
Владимирская обл.
Развитие речи учащихся на уроке и во
внеурочное время
Еще в начале педагогической
деятельности (а это было лет 30 назад) передо мной
встал вопрос, как сделать так, чтобы каждая
встреча моих детей с русским языком была
радостью, пробуждала желание мыслить, т.е.
трудиться.
Хочу остановиться на отдельных
уроках, где рассматривается роль частей речи в
развитии коммуникативной компетенции учащихся.
Рассмотрю фрагмент урока в 5-м классе,
где шло обучение употреблению в речи личных
местоимений. Сочинения, написанные
пятиклассниками о запомнившемся дне летних
каникул, пестрят словом я. Неверно пользуются
дети личными местоимениями в поздравительных
открытках и пригласительных билетах. С маленькой
буквы пишут Вас, Вам и притяжательное
местоимение Ваш.
Простейшие, вполне доступные детям
виды работы, прививающие навыки культурного
обращения, повышают интерес к языку как к
средству общения между людьми, орудию культуры.
Анализирую сочинения с неумеренным
использованием местоимения я. Это нескромно
и невыразительно. Исправляем тексты. Предлагаю
ученикам привести пример такого случая, когда,
произнося слово «я», человек проявляет
мужество, честность.
– Я один выполнял это задание
командира. Больше никто не виноват.
– Я никогда больше не поступлю так. Простите
меня.
(Из высказываний учащихся)
Составляем текст пригласительного
письма учительнице начальных классов.
Дорогая Любовь Николаевна!
Приглашаем Вас на концерт, посвященный Дню
учителя. Мы ждем Вас в актовом зале школы 5
октября, в 12.00. Спасибо Вам за все.
Ваши ученики
Можно легко объяснить, почему
невозможно использовать местоимения в качестве
обращений, например: «Эй, ты!» или «Вы,
пойдете сегодня на футбол?». Это не только
грубо, но и безграмотно, так как местоимение не
называет лица, а обращение – слово, называющее
того, к кому обращаешься с речью. Можно
предложить ученикам вспомнить стихи с
местоимениями и определить их значение.
Синтаксические категории (обращение,
вводные слова, однородные члены, сложные
предложения и т.д.) таят в себе богатые
возможности для развития речи учащихся. Я очень
люблю работать с синтаксическим материалом, так
как здесь постоянно соприкасаешься с интонацией.
Обучение интонации считаю одной из главных задач
современной школы. Слово становится
по-настоящему живым тогда, когда зазвучит. В
звучащем слове передаются чувства человека к
предмету речи. Текст может оставить слушателя
равнодушным, если он будет прочитан монотонно,
невыразительно. В связи с этим я всегда вспоминаю
отрывок из письма М.Лермонтова В.Лопухиной: «О,
как я хотел бы Вас снова увидеть, говорить с Вами,
потому что звук Вашей речи доставляет мне
удовольствие и облегчение».
Изучая языковую тему «Обращение»,
ученики должны почувствовать, «как работает»
обращение, как оно повышает образность,
эмоциональный настрой речи, как становится
средством оценки и того, кто говорит, и того, к
кому обращаются с речью. Часто только одним
обращением можно показать, что говорящий –
доброжелательный, мягкий человек или, наоборот,
злой, недовольный. Изучая данную тему, я
предлагаю детям исследовательскую работу (как на
уроке, так и вне урока) на тему «Роль обращений в
лирике Пушкина», в повести «Капитанская дочка», в
стихах С.Есенина (предлагают сами дети), в «Песне
про купца Калашникова» М.Лермонтова и в других
произведениях. Дети делают выводы о том, что есть
обращение с авторской оценкой («Мой первый друг,
мой друг бесценный!», «Мой друг, Отчизне посвятим
души прекрасные порывы»). Есть обращения с
положительной и отрицательной оценкой,
обращения-метафоры и обращения-олицетворения.
Письменная работа – исследование
«Обращение в нашей жизни» (в телефонных
разговорах, в приветствиях, в речи дикторов радио
и телевидения, в письмах А.Пушкина, А.Горького).
Работаем над созданием своего письма. Учащиеся
сами выбирают адресата (письмо другу, маме, вновь
избранному губернатору, президенту, письмо в
детство и др.).
|