КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Секция «Интегративный подход в
преподавании предметов гуманитарного цикла»
ТЕКСТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
С.А. МЕЛЬНИКОВА,
Оргтрудовская СОШ,
Камешковский р-н,
Владимирская обл.
Пропедевтический курс
«Словесность» – с четвертого класса
Принимая 5-й класс, словесник
сталкивается каждый раз с одними и теми же
трудностями – плохой техникой чтения,
выражающейся не в недостаточном количестве слов,
прочитанных за минуту, а в непонимании того, что
прочитано, в акцентологических ошибках, в том
числе и совершенно невероятных логических
ударениях, в неправильной интонации и т.д. Все
это и становится главным препятствием в успешном
обучении пятиклассника анализу текста, работе с
лингвистическими текстами, создании своих
текстов – словом, в том, что принято называть
коммуникативной компетенцией школьника.
Наблюдения за будущими учениками еще в 3-м классе
привели к выводу, что ребята нуждаются не только
в уроках чтения, но и в работе с текстом как
таковым. Так родилась идея проводить
факультативные уроки словесности, которые
ведутся не с 5-го, как обычно, а уже с 4-го класса.
Была поставлена цель: добиться главного, что
является залогом повышения интереса к родному
слову, – удивления.
Первым шагом стало неявное наблюдение
за каждым ребенком: как он говорит, как читает.
Другой важный момент – отбор текстов
для работы. На наш взгляд, идеально подходят для
достижения поставленных целей стихи. Рифма,
ритмическая организация текста – неплохой
помощник при чтении, а
изобразительно-выразительные средства,
нехарактерные для речи бытовой, обыденной,
прозаической, способны вызвать интерес и
удивление ребят. Приведем пример работы со
стихотворным текстом Новеллы Матвеевой «Какой
большой ветер». Эти стихи вызвали искренний
интерес учащихся.
Какой большой ветер напал на наш
остров!
С домишек сдул крыши, как с молока пену!
И если гвоздь к дому пригнать концом острым,
Без молотка сразу он сам войдет в стену!
Сломал ветлу ветер, сровнял в саду грядки,
Аж корешок редьки из почвы сам вылез,
И, подкатясь боком к соседнему саду,
В чужую врос грядку и снова там вырос!
А шквал унес в море десятка два
шлюпок,
А морякам горе – не раскурить трубок,
А раскурить надо, да вот зажечь спичку –
Как на лету взглядом остановить птичку!
Какой большой ветер, ах, какой вихрь!
А ты глядишь нежно, а ты сидишь тихо...
И никакой силой тебя нельзя сдвинуть,
Скорей Нептун слезет со своего трона.
Какой большой ветер!..
Работу начинаем с выразительного
чтения стихотворения (в слабом классе первый раз
текст может прочесть учитель).
– Какой большой ветер!.. Как вы
думаете, какое чувство скрыто в этом восклицании?
Да, конечно, это не ужас, а удивление, восхищение.
Докажите это примерами из текста. Как же нужно
прочитать этот текст?
Текст читают несколько раз разные
ученики. Цель – наблюдение над интонацией,
достижение адекватного авторскому чувству
восхищенного восклицания (Ах, какой ветер!).
– Давайте все-таки проверим, правильно
ли мы предположили, что ветер вызывает удивление,
восторг. Сделать это нетрудно. Ведь текст Новеллы
Матвеевой – не просто стихи, это песня. Послушаем
ее и подтвердим или опровергнем свое мнение о
чувстве, лежащем в основе стихотворения. Конечно,
нам поможет музыка (используем песню на кассете
«Песни нашего века»).
– Значит, мы были правы. Невозможно не
услышать восторга в музыке и исполнении песни.
– Теперь посмотрим, какие конкретно
слова, словосочетания, предложения в тексте
рисуют нам эту величественную картину «большого
ветра».
Дети обращают внимание на предметный
ряд текста, находят развернутые сравнения,
метафоры. На данном этапе работы – а это пятый
урок курса – не обязательно вводить все термины,
обозначающие тропы, мы делаем это постепенно.
Предполагается, что основные тропы и фигуры речи
четвероклассники полностью усвоят к концу
учебного года.
– Если бы вам предложили нарисовать
ветер, каким бы он предстал на вашем рисунке?
Можно ли вообще нарисовать ветер?
Путем беседы-диалога выясняем, что
нарисовать ветер нельзя, можно нарисовать образ
ветра. Так вводим понятие художественного
образа, которое будем расширять на протяжении
всего курса.
– Образ на рисунке вы будете создавать
красками, образ в музыке создан звуками. А чем
создан образ в художественном тексте?
«Словами», – обычно отвечают дети.
Здесь уместно начать разговор о «Слове, которое
шло по тропинке...». «Тропинка» – дорога тропов.
– Куда же, по-вашему, могло прийти
слово по «тропинке»? Правильно, к образу. Рисуем
простенькую схему, которая будет сопровождать
нас на протяжении всей работы в году:
Этой схемой мы будем пользоваться и
при создании своих текстов – стихотворных и
прозаических. Здесь возможен и обратный порядок
работы: от художественного образа – к слову
(через интонацию, тропы и т.д.). Вообще одним из
главных принципов организации работы с
четвероклассниками мы считаем предоставление
полной свободы самовыражения: их жизненный (в том
числе и вербальный) опыт порой явно недостаточен
для точного определения их ощущений, для
«проговаривания» их чувств. Поэтому на уроках
словесности мы практикуем обращение и к
живописным опытам («Нарисуй радость» или
наоборот: «Расскажи, что нарисовал!»), и к музыке.
Иногда для того, чтобы «пошел» анализ, чтобы
возникло желание поделиться мыслями о тексте,
мы... поем, как с удовольствием пели «Какой
большой ветер!». И этот эмоциональный заряд не
пропал даром: некоторые дети взялись за
сочинение своих песенок. А с теми, кто еще не
совсем эмоционально «проснулся» или просто не
очень уверен в своих силах, мы пели известную
песню Берковского «У Пети был веселый гусь...»,
последовательно заменяя гуся щенком, оленем,
быком и т.д., соответственно, сочиняя свой
текст-продолжение. При такой организации урока
не осталось ни одного ребенка, не охваченного
радостью творчества. Итогом урока словесности
стало обретение радости, предвкушение ее, что,
закрепившись в подсознании («Словесность, текст
– это здорово, это интересно!»), несомненно, даст
свои плоды в дальнейшем.
|