КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
Секция «Интегративный подход в
преподавании предметов гуманитарного цикла»
ТЕКСТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
В.П. ФИЛИМОНОВ,
Осиповская СОШ,
Ковровский р-н,
Владимирская обл.
О курсе «Из жизни сказки»
Определяющей стороной курса является
то, что все его содержание предлагается освоить через
анимационное и игровое кино – то есть в форме
кинопроизведений, поставленных на сценарной
основе мифов и обрядов разных народов, на основе
фольклорной и литературной сказки, а также
детской литературы.
Обращение к киноискусству
концептуально определяется следующими
обстоятельствами.
Во-первых, аудиовизуальная
информация, в том числе и художественная,
завоевывает все большее коммуникативное
пространство жизни человека в детстве и
отрочестве. Через призму этой информации
современный ребенок, подросток обращается к
литературе, таким образом приспосабливая ее для
своего восприятия. Для нашего юного современника
видеоинформация – гораздо более привычный канал
связи с миром, чем письменное слово. С другой
стороны, зрительская культура подростка не
очень высока.
Современные школьники, поглощая теле-
и киноинформацию, имеют очень приблизительное
представление, например, об истории
отечественного и мирового киноискусства, о
классиках кинематографа, о классиках детского
анимационного и игрового кино, о специфике
кинообразности, попросту не владеют азами кино- и
видеограмоты. Поэтому в рамках
пропедевтического курса «Из жизни сказки»
происходит знакомство с крупнейшими
режиссерами-аниматорами, классиками детского
кино, со спецификой анимационного (рисованного и
объемного) образа на экране и т.п. Синтетическая
природа искусства неизбежно привлекает на
занятия курса произведения других искусств:
музыки, живописи и т.д.
Во-вторых, именно в младшем
школьном возрасте еще возможно целостное
восприятие мира, образное мышление преобладает
на этом этапе развития человека, что позволяет
использовать всю воздействующую силу зрительного
изображения, то есть кино- или видеообраза.
Учащиеся начальной школы далеко не
всегда владеют словом в его письменной форме,
часто с трудом осваивают литературные тексты. В
этих случаях киноискусство является каналом
последовательного введения ребенка в мир
литературы. Вот почему на занятиях курса
предлагается использовать пересказ
кинопроизведений.
Это означает, в-третьих, что
киноизображение становится своеобразным гидом в
жизни младшего школьника на пути освоения слова,
в том числе и слова письменного, через которое и в
форме которого к нам обращена классическая
культура XVIII и XIX веков. Знакомство с
кинопроизведением обращает ученика к
оригинальному литературному (или фольклорному)
тексту, а часто именно отсюда и начинается
знакомство с фильмом.
Просмотр и последующее обсуждение
кино- или видеофильма в ходе занятия должны
предваряться знакомством с
фольклорно-мифологическими или литературными
оригиналами. Неизбежно происходит сопоставление
оригиналов и созданных на их основе фильмов: что
изменяется в оригинале на его пути к экрану,
каким видит оригинальный литературный или
фольклорный текст автор анимационной или
игровой экранизации.
В ходе занятий ученики выполняют разнообразные
творческие задания, чаще всего в игровой форме,
что позволит более ярко выразить их понимание и
толкование увиденного и услышанного с экрана.
Чаще всего это использование изобразительных
форм: иллюстрирование фольклорных и
литературных произведений, рисование, лепка
мультипликационных персонажей, наброски
мультипликационного «сценария», фантазии на
тему и т.п.
|