МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.Б. ЕВСТЮШКИНА,
Центр образования № 1877
«Люблино», ЮВО
г. Москва
Путешествие во времени
6-й класс
Часть I
ФОНЕТИКА И ГРАФИКА
Отрывки из сказок
А.Пушкина |
Вопросы, задания,
ответы |
За морем житье не
худо...
(Сказка о царе Салтане...)
Сел Балда на кобылку верьхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(Сказка о царе Салтане...) |
Запишите в транскрипции
слово житье, охарактеризуйте первый звук. Почему
же после твердого согласного мы пишем и?
Как родилось правило: «Жи и ши пиши с буквой и»?
Шипящие [ж], [ш] в древнерусском языке были мягкими
согласными. Эта их особенность и сейчас
отражается в нашей орфографии. Такое написание
называется историческим, или традиционным.
Какой вывод о произносительных нормах
литературного языка XIX века можно сделать на
основании наблюдений над словами?
В XVIII веке после е перед губными и заднеязычными
согласными произносился [р’] (се[р’]п, ве[р’]ба,
ве[р’]х, це[р’]ковь). На протяжении XIX и начала XX в.
это произношение утрачивалось. Сегодня норма
другая – [р]. |
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку...
(Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях)
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает.
(Сказка о царе Салтане...) |
Найдите слова с
чередующимися согласными. Какие звуки в них
чередуются?
Чередования возникли еще в праславянский период.
Чередования т//ч, д//ж
из праславянского языка перешли в древнерусский,
а в старославянском возникли следующие
чередования: т//щ, д//жд.
В результате различных фонетических
процессов, которые произошли еще в праславянском
языке, а также в результате влияния
старославянского на русский в современном языке
появились ряды чередований. |
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
(Сказка о царе Салтане...)
|
Назовите первую букву
слова флот. В старой азбуке она носила название
«ферт».
Народ подметил забавное сходство между рисунком
этой буквы и осанкой подбоченившегося человека.
Позже появилось выражение ходить фертом.
Как вы думаете, что в переносном смысле означает
это выражение?
Ходить фертом – быть
самодовольным щеголем, держаться с показным
ухарством. До 1917 года в русском алфавите были
буквы «ять» и «ижица». Какие выражения произошли
от названий этих букв?
От аза до ижицы (от самого начала до
самого конца), прописать ижицу (проучить,
наказать кого-либо), знать на ять (хорошо, отлично,
великолепно) |
МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное
Лебедь нас к тебе
послала.
...вижу я:
Лебедь тешится моя.
(Сказка о царе Салтане...)
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни.
(Сказка о рыбаке и рыбке) |
Какого рода
существительные лебедь, перстень в
современном русском языке?
В целом распределение древнерусских
существительных совпадает с их современным
распределением, хотя в некоторых случаях в
истории языка произошло перераспределение,
например, слова перстень, лебедь в
древнерусском языке относились к женскому роду. |
Царь умолк, ей глядя в
очи.
(Сказка о золотом петушке)
Дух твой примут небеса.
(Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях) |
В каком числе стоит
существительное очи? Сколько чисел в
современном русском языке?
В древнерусском языке чисел было не два,
а три. Кроме единственного и множественного
чисел, было еще двойственное число, которое
выделяло два предмета. К форме двойственного
числа восходят также названия парных предметов.
Форма очи – это форма
множественного числа, которая вытеснила старую
форму двойственного числа очеса. Сравните: небеса,
словеса, чудеса. |
Приплыла к нему рыбка,
спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
(Сказка о рыбаке и рыбке) |
В каком падеже стоит
существительное старик (старче)? Сколько
падежей в современном русском языке?
В древнерусском языке падежей было семь. Седьмой
назывался звательным.
Подумайте и ответьте: какое слово стоит в
звательном падеже?
Звательный падеж употреблялся при
обращении. В современном русском языке
звательная форма совпала с формой именительного
падежа. |
Перед ним изба со
светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
(Сказка о царе Салтане...) |
Прочитайте предложение.
Что вас в нем удивило?
Вороты – древнерусская форма творительного
падежа множественного числа.
Прочитайте предложение, найдите
существительное в форме творительного падежа
множественного числа.
Сопоставьте формы творительного падежа
множественного числа и сделайте вывод.
Древнерусская форма творительного
падежа множественного числа (с вороты) со
временем вытесняется другой (за стенами). |
Имя прилагательное
Царь Салтан, с женой
простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
(Сказка о царе Салтане...)
|
В современном русском
языке прилагательные могут выступать как в
краткой, так и полной форме.
Найдите прилагательные. В какой форме
они выступают? Какая форма, по-вашему, наиболее
древняя?
Более древними являются краткие
прилагательные, полные же образовались от
кратких путем присоединения к ним падежных форм
указательных местоимений и, я, е. |
Местоимение
В кухне злится
повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
(Сказка о царе Салтане...) |
Найдите местоимение.
Какому местоимению в современном русском языке
оно соответствует?
Местоимение оне употреблялось для
слов женского рода, они – мужского и среднего
рода. Реформа 1917–1918 гг. устранила письменное
разграничение. |
Вкруг ее стоит грозная
стража,
На плечах топорики держат.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
|
Выделите грамматическую
основу. Нет ли ошибки в согласовании подлежащего
с однородными сказуемыми?
В древнерусском языке были часты случаи,
когда при подлежащих, выраженных собирательными
существительными (дружина, братия, народ),
сказуемое выступало в форме множественного
числа. |
Легко и просто соединяет поэт
прошлое и современное ему настоящее. Не правда
ли, скрытый и в то же время прозрачный смысл
подтекста?
И удивительно вот что: хотя пушкинские стихи
таят в себе связь с древностью, смысл их ясен,
язык прозрачен. Они кажутся нам живыми,
современными. А ведь сколько времени прошло! В
будущем году (6 февраля) исполняется 170 лет со дня
смерти поэта.
«Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, это клад, это достояние, переданное
нам нашими предшественниками, в числе которых
блистает опять-таки Пушкин!»
(И.С. Тургенев)
Литература
1. Пушкин А.С. Сказки. Избранная
лирика. Т. 1. М.: Издательский Дом «Синергия», 1999.
2. «Слово о полку Игореве». М.: Молодая гвардия, 1981.
3. Иванов В.В. , Потиха З.А. Исторический
комментарий к занятиям по русскому языку в
средней школе. М.: Просвещение, 1985.
4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.. М.:
Просвещение, 1988.
5. Энциклопедический словарь юного филолога. М.:
Педагогика, 1984.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.:
Издательство «Русский язык», 1981.
7. Фразеологический словарь русского языка. М.:
Советская энциклопедия, 1967.
8. Советский энциклопедический словарь. М.:
Советская энциклопедия, 1985.
Часть II
Уроки русского языка должны быть не
только обучающими, развивающими и
воспитывающими, но и интересными,
эмоциональными. Для этого можно вставлять в
канву урока небольшие сценки (путешествия во
времени), заранее подготовленные учениками.
Такие уроки, по-моему, помогут учащимся
понять, что русский язык – это увлекательная
наука.
Путешествие первое
За столом сидит летописец Лаврентий
с гусиным пером в руке, переписывает книгу.
Лаврентий. Метут метели, иссушает землю
зной, дожди льют, ветры шумят за окном, а я сижу и
день за днем вывожу буквы. Радуется купец, куплю
сотворив, и кормчий, в гавань пристав, и странник,
в отечество свое вернувшись. Так радуюсь и я
завершению своего труда. Начал писать книгу эту,
называемую «Летопись», 14 января, а кончил 20 марта
в лето 1377-е.
Вопросы, задания, комментарии
В каком значении употреблено слово лето
в «Летописи» Лаврентия? Каково его значение
сегодня? Как образовались слова летопись и летописец?
Определите способ их образования.
За свою долгую жизнь слово лето из
года превратилось в его четвертую часть.
Литература
Преданья старины глубокой. М.:
Издательский Дом «Синергия», 1997. С. 40.
Шанский Н.М. В мире слов. М.: Просвещение, 1971. С.
235.
Путешествие второе
Сын читает книгу. Входит отец.
Сын. Отче, тружусь над книгами – и
не понимаю: для чего это надо?
Отец. Учись, чадо, сколько хватит
времени и сил. Доброта и мудрость даются тебе в
книгах.
Отец уходит, сын продолжает читать.
Сын. Кони боевые познаются в
сражении, а добрый друг – в беде... Верный друг –
это пристанище и утешение.
Вопросы, задания, комментарии
Кто участвует в диалоге? В каком падеже
стоят слова отче, чадо с точки зрения
древнерусского и современного русского языка?
Как вы понимаете смысл последнего предложения?
Подберите однокоренные слова к слову друг.
Какие фонетические изменения произошли в корне?
Подберите слова с таким же историческим
чередованием.
Друг – друзья – дружить. Княгиня –
князь – княжеский.
Литература
Преданья старины глубокой. М.:
Издательский Дом «Синергия», 1997. С. 139.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический
комментарий к занятиям по русскому языку в
средней школе. М.: Просвещение, 1985. С. 33, 83.
Путешествие третье
Первый москвич. Отсюда
Ивановская площадь как на ладони.
Второй москвич. Хватит лясы точить.
Посмотри, народ повалил на площадь.
Первый москвич. Пойдем и послушаем,
что это там дьяк во всю Ивановскую кричит.
Второй москвич. Царев указ,
наверное, читает, вон как старается своим голосом
толпу перекричать, что собралась на площади.
Дьяк. Повелением благочестивого
царя и великого князя всея Руси Ивана
Васильевича учредить в Москве типографию.
Первый москвич (обращаясь к
другому). Заруби себе на носу и детям своим
передай: книги печатать придумал Иван Федоров.
Вопросы, задания, комментарии
Иван Васильевич – это сочетание
имени и отчества. Какова же его фамилия? Грозный?
Это не фамилия. Дело в том, что в те времена, когда
жил великий князь всея Руси, в 1547 году ставший
русским царем Иваном IV, у русских еще не было
фамилий в современном понимании.
Какие фразеологические обороты
прозвучали в речи москвичей? Каков их смысл?
Составьте диалог, используя любые
фразеологические обороты.
Как на ладони – очень ясно,
отчетливо (видеть, быть видимым).
Лясы точить – заниматься пустой болтовней,
пустословить.
Во всю Ивановскую – очень громко.
Зарубить себе на носу – запомнить
крепко-накрепко, навсегда.
Литература
Введенская Л.А., Колесников Н.П. От
собственных имен к нарицательным. М.:
Просвещение, 1981. С. 27.
Фразеологический словарь русского языка. М.:
Советская энциклопедия, 1967. С. 170, 177, 220, 479.
Путешествие четвертое
Лиза. Ах, Настя, как ты скучна с
вечными своими подробностями!
Настя. Да как же вы нетерпеливы! Ну
вот, вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и
обед был славный; пирожное бланманже синее,
красное и полосатое...
Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в
горелки, а молодой барин тут и явился.
Лиза. Ну, что ж? Правда ли, что он так
хорош собой?
Настя. Удивительно хорош, красавец,
можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю
щеку...
Лиза. Право? А я так думала, что у
него лицо бледное. Что же? Каков он тебе
показался? Печален, задумчив?
Настя. Что вы? Да этакого бешеного я
и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки
бегать!
Лиза. С вами в горелки бегать!
Невозможно!
Настя. Очень возможно.
(А.С. Пушкин)
Вопросы, задания, комментарии
Горелки – русская народная игра, в
которой один из участников ловит других,
убегающих от него поочередно парами.
В чем особенность существительного горелки?
Подберите существительные, обозначающие
названия игр и употребляющиеся только во
множественном числе. (Городки, прятки, жмурки.)
Сравните: в горелки бегать и по
дороге бежать. Чем различаются глаголы?
Проспрягайте глагол бежать. Почему он
называется разноспрягаемым? А знаете ли вы, как
возникла такая разноспрягаемость?
В древнерусском языке было два глагола
– бежати и бечи. Современное спряжение
образовалось путем объединения форм этих двух
глаголов.
Литература
Пушкин А.С. Т. 4. Романы. Повести. М.:
Издательский Дом «Синергия», 1998. С. 52.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.:
Издательство «Русский язык», 1981. С. 124.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический
комментарий к занятиям по русскому языку в
средней школе. М.: Просвещение, 1985. С. 113.
Путешествие пятое
– Ну что, Дарьюшка, готовы пироги?
– Готовы, подставляйте ладони, я угощу вас
ватрушкой.
– Ах, как вкусно! Хороша ватрушка, слов нет.
– Я всякие пирожки могу – и слоеные, и заварные,
кулебяки мои хвалят.
– Да вы мастерица!
Вопросы, задания, комментарии
Обратите внимание на написание
гласной а в корнях слов ладонь и ватрушка.
В старославянском языке существовало
слово длань. Какое древнерусское слово ему
соответствовало? (Долонь.) Переставили звуки
местами, получилось слово лодонь. Под
влиянием аканья (акать – произносить
неударный гласный о как а или
близкий к а звук) стали писать ладонь.
Попробуйте объяснить происхождение
слова ватрушка, опираясь на предыдущие
рассуждения. Предварительно загляните в
толковый словарь.
Ватрушка – лепешка с загнутыми
краями и творожным верхом. Творожька–вотрожька,
под влиянием аканья и слов с суффиксом -ушк-
появилось современное слово ватрушка.
Литература
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
М.: Издательство «Русский язык». 1981. С. 63.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический
комментарий к занятиям по русскому языку в
средней школе. М.: Просвещение, 1985. С. 57, 58.
|