Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.Б. ЕВСТЮШКИНА,
Центр образования № 1877
«Люблино», ЮВО
г. Москва


Путешествие во времени

6-й класс

Часть I

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА

Отрывки из сказок А.Пушкина

Вопросы, задания, ответы

За морем житье не худо...

(Сказка о царе Салтане...)

Сел Балда на кобылку верьхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.

(Сказка о попе и о работнике его Балде)  

Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

(Сказка о царе Салтане...)

Запишите в транскрипции слово житье, охарактеризуйте первый звук. Почему же после твердого согласного мы пишем и? Как родилось правило: «Жи и ши пиши с буквой и»?
Шипящие [ж], [ш] в древнерусском языке были мягкими согласными. Эта их особенность и сейчас отражается в нашей орфографии. Такое написание называется историческим, или традиционным.



Какой вывод о произносительных нормах литературного языка XIX века можно сделать на основании наблюдений над словами?


В XVIII веке после е перед губными и заднеязычными согласными произносился [р’] (се[р’]п, ве[р’]ба, ве[р’]х, це[р’]ковь). На протяжении XIX и начала XX в. это произношение утрачивалось. Сегодня норма другая – [р].

Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку...

(Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях)

Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает.

(Сказка о царе Салтане...)

Найдите слова с чередующимися согласными. Какие звуки в них чередуются?
Чередования возникли еще в праславянский период. Чередования т//ч, д//ж из праславянского языка перешли в древнерусский, а в старославянском возникли следующие чередования: т//щ, д//жд.

В результате различных фонетических процессов, которые произошли еще в праславянском языке, а также в результате влияния старославянского на русский в современном языке появились ряды чередований.

И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.

(Сказка о царе Салтане...)

Назовите первую букву слова флот. В старой азбуке она носила название «ферт».
Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Позже появилось выражение ходить фертом.
Как вы думаете, что в переносном смысле означает это выражение?

Ходить фертом – быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством. До 1917 года в русском алфавите были буквы «ять» и «ижица». Какие выражения произошли от названий этих букв?

От аза до ижицы (от самого начала до самого конца), прописать ижицу (проучить, наказать кого-либо), знать на ять (хорошо, отлично, великолепно)

МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное

Лебедь нас к тебе послала.

...вижу я:
Лебедь тешится моя.

(Сказка о царе Салтане...)


На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Какого рода существительные лебедь, перстень в современном русском языке?

В целом распределение древнерусских существительных совпадает с их современным распределением, хотя в некоторых случаях в истории языка произошло перераспределение, например, слова перстень, лебедь в древнерусском языке относились к женскому роду.

Царь умолк, ей глядя в очи.

(Сказка о золотом петушке)

Дух твой примут небеса.

(Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях)

В каком числе стоит существительное очи? Сколько чисел в современном русском языке?

В древнерусском языке чисел было не два, а три. Кроме единственного и множественного чисел, было еще двойственное число, которое выделяло два предмета. К форме двойственного числа восходят также названия парных предметов.

Форма очи – это форма множественного числа, которая вытеснила старую форму двойственного числа очеса. Сравните: небеса, словеса, чудеса.

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

В каком падеже стоит существительное старик (старче)? Сколько падежей в современном русском языке?
В древнерусском языке падежей было семь. Седьмой назывался звательным.
Подумайте и ответьте: какое слово стоит в звательном падеже?

Звательный падеж употреблялся при обращении. В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа.

Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

(Сказка о царе Салтане...)

Прочитайте предложение. Что вас в нем удивило?
Вороты – древнерусская форма творительного падежа множественного числа.

Прочитайте предложение, найдите существительное в форме творительного падежа множественного числа.
Сопоставьте формы творительного падежа множественного числа и сделайте вывод.

Древнерусская форма творительного падежа множественного числа (с вороты) со временем вытесняется другой (за стенами).

Имя прилагательное

Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.

Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.

(Сказка о царе Салтане...)

В современном русском языке прилагательные могут выступать как в краткой, так и полной форме.

Найдите прилагательные. В какой форме они выступают? Какая форма, по-вашему, наиболее древняя?

Более древними являются краткие прилагательные, полные же образовались от кратких путем присоединения к ним падежных форм указательных местоимений и, я, е.

Местоимение

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.

(Сказка о царе Салтане...)

Найдите местоимение. Какому местоимению в современном русском языке оно соответствует?

Местоимение оне употреблялось для слов женского рода, они – мужского и среднего рода. Реформа 1917–1918 гг. устранила письменное разграничение.

Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Выделите грамматическую основу. Нет ли ошибки в согласовании подлежащего с однородными сказуемыми?

В древнерусском языке были часты случаи, когда при подлежащих, выраженных собирательными существительными (дружина, братия, народ), сказуемое выступало в форме множественного числа.

Легко и просто соединяет поэт прошлое и современное ему настоящее. Не правда ли, скрытый и в то же время прозрачный смысл подтекста?

И удивительно вот что: хотя пушкинские стихи таят в себе связь с древностью, смысл их ясен, язык прозрачен. Они кажутся нам живыми, современными. А ведь сколько времени прошло! В будущем году (6 февраля) исполняется 170 лет со дня смерти поэта.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!»

(И.С. Тургенев)

Литература

1. Пушкин А.С. Сказки. Избранная лирика. Т. 1. М.: Издательский Дом «Синергия», 1999.
2. «Слово о полку Игореве». М.: Молодая гвардия, 1981.
3. Иванов В.В. , Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985.
4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.. М.: Просвещение, 1988.
5. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1981.
7. Фразеологический словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1967.
8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.

Часть II

Уроки русского языка должны быть не только обучающими, развивающими и воспитывающими, но и интересными, эмоциональными. Для этого можно вставлять в канву урока небольшие сценки (путешествия во времени), заранее подготовленные учениками.

Такие уроки, по-моему, помогут учащимся понять, что русский язык – это увлекательная наука.

Путешествие первое

За столом сидит летописец Лаврентий с гусиным пером в руке, переписывает книгу.

Лаврентий. Метут метели, иссушает землю зной, дожди льют, ветры шумят за окном, а я сижу и день за днем вывожу буквы. Радуется купец, куплю сотворив, и кормчий, в гавань пристав, и странник, в отечество свое вернувшись. Так радуюсь и я завершению своего труда. Начал писать книгу эту, называемую «Летопись», 14 января, а кончил 20 марта в лето 1377-е.

Вопросы, задания, комментарии

В каком значении употреблено слово лето в «Летописи» Лаврентия? Каково его значение сегодня? Как образовались слова летопись и летописец? Определите способ их образования.

За свою долгую жизнь слово лето из года превратилось в его четвертую часть.

Литература

Преданья старины глубокой. М.: Издательский Дом «Синергия», 1997. С. 40.
Шанский Н.М. В мире слов. М.: Просвещение, 1971. С. 235.

 Путешествие второе

Сын читает книгу. Входит отец.

Сын. Отче, тружусь над книгами – и не понимаю: для чего это надо?

Отец. Учись, чадо, сколько хватит времени и сил. Доброта и мудрость даются тебе в книгах.

Отец уходит, сын продолжает читать.

Сын. Кони боевые познаются в сражении, а добрый друг – в беде... Верный друг – это пристанище и утешение.

Вопросы, задания, комментарии

Кто участвует в диалоге? В каком падеже стоят слова отче, чадо с точки зрения древнерусского и современного русского языка? Как вы понимаете смысл последнего предложения? Подберите однокоренные слова к слову друг. Какие фонетические изменения произошли в корне? Подберите слова с таким же историческим чередованием.

Друг – друзья – дружить. Княгиня – князь – княжеский.

Литература

Преданья старины глубокой. М.: Издательский Дом «Синергия», 1997. С. 139.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985. С. 33, 83.

Путешествие третье

Первый москвич. Отсюда Ивановская площадь как на ладони.

Второй москвич. Хватит лясы точить. Посмотри, народ повалил на площадь.

Первый москвич. Пойдем и послушаем, что это там дьяк во всю Ивановскую кричит.

Второй москвич. Царев указ, наверное, читает, вон как старается своим голосом толпу перекричать, что собралась на площади.

Дьяк. Повелением благочестивого царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича учредить в Москве типографию.

Первый москвич (обращаясь к другому). Заруби себе на носу и детям своим передай: книги печатать придумал Иван Федоров.

Вопросы, задания, комментарии

Иван Васильевич – это сочетание имени и отчества. Какова же его фамилия? Грозный? Это не фамилия. Дело в том, что в те времена, когда жил великий князь всея Руси, в 1547 году ставший русским царем Иваном IV, у русских еще не было фамилий в современном понимании.

Какие фразеологические обороты прозвучали в речи москвичей? Каков их смысл? Составьте диалог, используя любые фразеологические обороты.

Как на ладони – очень ясно, отчетливо (видеть, быть видимым).
Лясы точить – заниматься пустой болтовней, пустословить.
Во всю Ивановскую – очень громко.
Зарубить себе на носу – запомнить крепко-накрепко, навсегда.

Литература

Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, 1981. С. 27.
Фразеологический словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1967. С. 170, 177, 220, 479.

Путешествие четвертое

Лиза. Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

Настя. Да как же вы нетерпеливы! Ну вот, вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое...
Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

Лиза. Ну, что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя. Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

Лиза. Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

Настя. Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать!

Лиза. С вами в горелки бегать! Невозможно!

Настя. Очень возможно.

(А.С. Пушкин)

Вопросы, задания, комментарии

Горелки – русская народная игра, в которой один из участников ловит других, убегающих от него поочередно парами.

В чем особенность существительного горелки? Подберите существительные, обозначающие названия игр и употребляющиеся только во множественном числе. (Городки, прятки, жмурки.)

Сравните: в горелки бегать и по дороге бежать. Чем различаются глаголы? Проспрягайте глагол бежать. Почему он называется разноспрягаемым? А знаете ли вы, как возникла такая разноспрягаемость?

В древнерусском языке было два глагола – бежати и бечи. Современное спряжение образовалось путем объединения форм этих двух глаголов.

Литература

Пушкин А.С. Т. 4. Романы. Повести. М.: Издательский Дом «Синергия», 1998. С. 52.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1981. С. 124.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985. С. 113.

Путешествие пятое

– Ну что, Дарьюшка, готовы пироги?
– Готовы, подставляйте ладони, я угощу вас ватрушкой.
– Ах, как вкусно! Хороша ватрушка, слов нет.
– Я всякие пирожки могу – и слоеные, и заварные, кулебяки мои хвалят.
– Да вы мастерица!

Вопросы, задания, комментарии

Обратите внимание на написание гласной а в корнях слов ладонь и ватрушка.

В старославянском языке существовало слово длань. Какое древнерусское слово ему соответствовало? (Долонь.) Переставили звуки местами, получилось слово лодонь. Под влиянием аканья (акать – произносить неударный гласный о как а или близкий к а звук) стали писать ладонь.

Попробуйте объяснить происхождение слова ватрушка, опираясь на предыдущие рассуждения. Предварительно загляните в толковый словарь.

Ватрушка – лепешка с загнутыми краями и творожным верхом. Творожька–вотрожька, под влиянием аканья и слов с суффиксом -ушк- появилось современное слово ватрушка.

Литература

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык». 1981. С. 63.

Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985. С. 57, 58.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru