МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва
Продолжение. См. № 13/2004; 15, 18, 21/2005
Система уроков по синтаксису в 8-м
классе
Однородные члены предложения
I. Закрепление темы «Обособленное
дополнение» проводится в форме
индивидуальной и фронтальной работы. Для
индивидуальной работы можно вызвать к доске двух
учеников и предложить им задания, примерные
образцы которых приводятся ниже.
Долго (н_)чего (н_)было видно кроме
дождя и дли(н,нн)ого человека лежавш_го на песке у
моря. (М.Горький)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку. Разберите предложение
по членам |
Кроме р_злива Днепра в Киеве
нач_нался и другой р_злив р_злив солнечного
сияния свеж_го теплого и душистого ветра.
(К.Паустовский)
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания и объясните их
расстановку, разберите предложение по членам |
С классом можно разобрать в
это время другой пример или устно проверить
домашнее задание.
Один из наперсников Пугачева,
тщедушный и сгорбленный старичок с седою
бородою, не имел ничего замечательного, кроме
голубой ленты, надетой через плечо по серому
армяку. (А.Пушкин)
После разбора этого предложения
ученики проверяют и переписывают в тетради
написанное на доске.
II. Закрепление изученного
материала проводится в форме грамматической
работы – два человека выходят к доске:
1-й – записывает примеры с
обособленным определением;
2-й – записывает примеры с
обособленным приложением.
1. Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и
краснощекий, сидел кучером. (Н.Гоголь)
2. Измученные, грязные, мокрые, мы достигли
наконец берега. (И.Тургенев)
3. Митя, малый лет двадцати восьми, высокий,
стройный и кудрявый, вошел в комнату. (И.Тургенев)
4. Пришла дочь инженера Должикова, красивая
полная блондинка, одетая во все парижское. (А.Чехов)
5. Мы пошли на вал, возвышение, образованное
природой и укрепленное частоколом. (А.Пушкин)
6. Иван Иванович, высокий худощавый старик с
длинными усами, сидел снаружи и курил трубку. (А.Чехов)
(Особенность задания заключается в
том, что примеры 3, 5 должны записать оба ученика.)
III. Объяснение нового материала начинается,
как обычно, с записи и анализа материала для
наблюдения (при записи предложений ученики
должны разбирать предложения по членам и
отмечать движение тона, то есть обозначать
интонационный рисунок).
1) Два бешеных винта, два трепета земли,
два грозных грохота, две ярости, две бури, сливая
лопасти с блистанием лазури, влекли меня вперед.
Гремели и влекли. (Н.Заболоцкий)
2) Утро было тихое, теплое, серое. (А.Чехов)
3) Ты и скрипку с собой принесла, и заставила петь
на свирели, и, схватив за плечо, повела сквозь
поля, голубые в апреле. (Н.Заболоцкий)
4) Отселе я вижу потоков рожденье и первое грозных
обвалов движенье. (А.Пушкин)
Вопросы, задаваемые поочередно при
анализе каждого примера.
1. К какому из подлежащих относится
сказуемое в первом и во втором примерах?
2. Какое сказуемое относится к подлежащему в
третьем примере?
3. Каким дополнением управляет сказуемое в
четвертом примере?
4. Какими по отношению друг к другу являются члены
предложения, подчиняющие одно и то же слово и
подчиняющиеся одному и тому же слову, можно ли
поставить от них вопросы друг к другу?
После анализа этого материала можно
предложить ученикам дать определение однородным
членам предложения.
Однородными называются одноименные
члены предложения, отвечающие на один и тот же
вопрос, подчиненные одному и тому же члену
предложения или имеющие в подчинении общий член
предложения и связанные сочинительной связью, то
есть синтаксически равноправные. |
В качестве домашнего задания
можно попросить детей выписать из первой строфы
стихотворения Н.Некрасова «Родина» (1846) примеры с
однородными членами.
Однородные и неоднородные определения
I. Закрепление пройденного. Три
человека работают по индивидуальным заданиям.
(По)всюду в комнате хаос.
Он меры р_з_ренья
Не зам_ча_т из(за) слез
И приступа мигрени.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
Он бродит и до темноты
Уклад_ва_т в ящик
Р_скида(н,нн)ые л_скуты
И выкройки образч_к.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
(Н_)плач_ (н_)морщ_ опухших губ
(Н_)с_б_рай их в складки.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
С классом разбираем следующие
примеры:
1. Тропа на просеке сосновой
непроходима и густа. (Б.Пастернак)
2. Чахнет снег и болен малокровьем. (Б.Пастернак)
После завершения фронтальной работы
ученики проверяют и переписывают в тетради
написанное на доске.
II. Закрепление темы согласованных и
несогласованных определений. Два человека
работают у доски:
1-й – записывает примеры с
согласованным определением;
2-й – записывает примеры с
несогласованным определением.
1. Изба лесника состояла из горницы и
кухни. (И.Тургенев)
2. Охота странствовать напала на него. (А.Грибоедов)
3. На крыльце сидит собачка с маленькой бородкой. (Н.Заболоцкий)
4. Целый день она таращит умные глазенки. (Н.Заболоцкий)
5. Сквозь живое сердце древесины пролегает рана
от огня. (Н.Заболоцкий)
III. Изучение нового материала проводим
в обычной форме. Материал для наблюдения:
1. В свежести весенней степной ночи
тонули поля. (И.Бунин)
2. Наступила дождливая, грязная, темная осень. (А.Чехов)
3. Он поднял кверху старческие грустные глаза и
долго смотрел в небо. (И.Бунин)
4. За курганом блеснула круглая, налитая весенней
водой ложбинка. (И.Бунин)
В некоторых пособиях различать
однородные и неоднородные согласованные
определения предлагается по очень расплывчатому
и неграмматическому принципу большей или
меньшей близости их друг другу по значению. Такой
подход затрудняет это различение. Я предлагаю
определять разницу между однородными и
неоднородными определениями на основании
наличия/отсутствия сочинительной связи (это
устанавливается возможностью подстановки
какого-либо сочинительного союза), а также на
основании морфологической принадлежности
определений. Формулируем правила однородности
определений.
Считаются однородными и разделяются
запятыми определения, выраженные качественными
прилагательными или прилагательным и причастием
(причастным оборотом), стоящим после
прилагательного. Не считаются однородными
определения, выраженные относительными
прилагательными или качественным и
относительным. |
Домашнее задание.
Предлагаю детям повторить виды сочинительных
союзов, подобрать несколько примеров с
однородными и неоднородными определениями.
Однородные члены предложения,
связанные сочинительными союзами
I. Индивидуальные задания по закреплению
изученного материала.
Река стояла (не)подвижным темным
зеркалом. (И.Тургенев)
Раскройте скобки, разберите
предложение по членам и найдите однородные члены
предложения |
Слыш_(т,ть)ся сдерж_(н,нн)ый (не)ясный
ш_пот ночи. (А.Чехов)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
Фронтальная работа с классом:
1. Там я звездное чую дыханье, / Слышу
речь органических масс / И стремительный шум
созиданья, / Столь знакомый любому их нас! (Н.Заболоцкий)
После окончания фронтальной работы
ученики проверяют и переписывают в тетрадь
написанное на доске.
II. Работа на виды сочинительных
союзов. Три человека работают у доски:
1-й – записывает примеры с
соединительными союзами;
2-й – примеры с разделительными
союзами;
3-й – примеры с противительными
союзами (подчеркиваем члены предложения,
соединенные союзами).
1) Погиб и кормщик, и пловец. (А.Пушкин)
2) Сонливый да ленивый – два родные брата.
3) Мал язык, да всем телом владеет.
4) Как ветер, песнь его свободна, зато, как ветер, и
бесплодна… (А.Пушкин)
5) Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана / Не
встречает царь Дадон. (А.Пушкин)
6) В знакомой сакле огонек то трепетал, то снова
гас. (М.Лермонтов)
7) Вперед то под гору, то в гору / Бежит прямая
магистраль… (Б.Пастернак)
8) И я бы освежал долины и луга, / Но с них бы не унес
листочка. (И.Крылов)
9) Кто знатен и силен, да не умен, / Так худо, ежели и
с добрым сердцем он. (И.Крылов)
Сообщаем правила пунктуации в
предложениях с однородными членами, связанными
сочинительными союзами, или выводим их
совместными усилиями.
I. Закрепление. Два человека
работают по индивидуальным заданиям.
И вот бе(с,сс)мертные на время
Мы к лику сосен пр_чт_ны
И от болей и эпидемий
И смерти освобожд_ны.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
За снежной густой з_н_веской
Какой(то) ст_рожки стена
Дорога и край п_р_леска
И новая чаща видна.
(Б.Пастернак)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
С классом разбираем следующее
предложение:
1. В траве меж диких бальзаминов, /
Ромашек и лесных купав / Лежим мы, руки запрокинув
/ И к небу головы задрав. (Б.Пастернак)
После выполнения этой работы ученики
проверяют и переписывают в тетради написанное на
доске.
Дополнительный дидактический
материал к уроку по этой теме
1. Я зарыдаю закричу в обморок упаду.
(Вставьте подходящие по смыслу сочинительные
союзы между однородными членами.)
2. У берегов вода струилась по
переметным пескам стояла глубокими омутами.
(Вставьте между однородными членами подходящие
по смыслу сочинительные союзы. Расставьте знаки
препинания.)
3. Весь вечер Ленский был рассеян
молчалив весел вновь. (Вставьте между
однородными членами подходящие по смыслу
сочинительные союзы. Расставьте знаки
препинания.)
4. От зноя от стона подошла усталость.
(Вставьте между однородными членами подходящие
по смыслу сочинительные союзы. Расставьте знаки
препинания.)
5. И ветер и дождик и мгла / Над холодной
пустыней воды… (И.Бунин) (Расставьте знаки
препинания.)
Домашнее задание можно предложить в
обычной форме.
Обобщающие слова при однородных
членах (1)
I. Закрепление материала по
сочинительным союзам. Два человека работают
по индивидуальным заданиям. Приведем примерные
образцы.
Вид большой проснувш_йся реки
пре_ст_вля_т не только величестве(н,нн)ое но и
страшное зрелище. (В.Короленко)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
Все окна как в барском доме так и в
людских отв_р_ны насте(ж,жь). (И.Тургенев)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам |
Фронтальная работа с
классом, разбираем предложения.
1. Радостно, молодо было и на небе, и на
земле, и в сердце человека. (И.Тургенев)
2. То насыпью, то глубью лога, / То по
прямой за поворот / Змеится лентою дорога /
Безостановочно вперед. (Б.Пастернак)
После разбора проверяем написанное на
доске, переписываем в тетради.
II. Новую тему оформляем как
материал для наблюдения.
1. В сибирской тайге растут ель, сосна,
пихта, лиственница, кедр.
Задание. Можно ли одним словом
или конструкцией обобщить все названные деревья?
Куда можно поместить эту обобщающую конструкцию?
Запишите оба варианта. Каким членом предложения
является эта обобщающая конструкция?
В результате трансформации могут
получиться следующие предложения:
1. В сибирской тайге растут различные
хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница,
кедр.
2. Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр –
различные хвойные деревья растут в сибирской
тайге.
После этого можно попросить детей дать
определение обобщающим словам.
Обобщающими словами называются члены
предложения, одноименные с теми, значение
которых они обобщают, и выражающие те же понятия,
только в обобщенном виде. |
III. Закрепление материала в
виде грамматической работы. Два человека выходят
к доске (1-й – вставляет обобщающие слова перед
однородными членами; 2-й – вставляет обобщающие
слова после однородных членов. Проследите
интонацию предложений и обозначьте
интонационный рисунок).
1) Туман над вами, кругом вас.
2) В степи за рекой, по дорогам было
пусто.
3) Солнце светит одинаково и человеку, и
зверю, и дереву.
Сообщаем правила пунктуации для
предложений с обобщающими словами при
однородных членах.
В качестве домашнего задания можно
предложить ученикам придумать или найти 5
примеров предложений с обобщающими словами при
однородных членах.
Обобщающие слова при однородных
членах (2)
I. Закрепление изученного
материала в виде индивидуального задания,
образцы которого приводятся ниже.
Смех крики ропот стук и ржанье
Все дыш_т буйством и войной.
(М.Лермонтов)
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания и объясните их
расстановку |
Улыбку смех и радость и п_кой я все
забыл.
(А.Пушкин)
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания и объясните их
расстановку |
Для фронтальной работы с
классом можно предложить следующий пример.
Объяснилось все: и странный завтрак у
покойного философа Канта, и дурацкие речи про
подсолнечное масло и Аннушку, и предсказание об
отрубленной голове.
После выполнения этой работы ученики
проверяют написанное на доске и переписывают в
тетради.
II. Продолжение закрепления.
1. Приметы связаны со всем: с цветом
неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью
звездного неба. (К.Паустовский)
2. Меж ними все рождало споры / И к
размышлению влекло: / Племен минувших договоры, /
Плоды наук, добро и зло, / И предрассудки вековые, /
И гроба тайны роковые… (А.Пушкин)
Можно предложить один из этих примеров
в качестве индивидуального задания, а второй –
для фронтальной работы, можно вызывать
поочередно учеников к доске для разбора
предложений.
III. Продолжение материала для
наблюдения.
1. Ему подавались разные обычные в
трактирах блюда, как-то: мозги с горошком, сосиски
с капустой, пулярка жареная и вечный слоеный
сладкий пирожок, всегда готовый к услугам. (Н.Гоголь)
2. Вся усадьба Чертопханова состояла из
четырех срубов разной величины, а именно: из
флигеля, конюшни, сарая и бани. (И.Тургенев)
Сообщаем правила пунктуации для
обобщающих слов со стоящими после них союзами.
Дополнительный дидактический
материал по данной теме
1. Этот лес, опасность, старик со своим
таинственным шепотом, Марьянка со своим
мужественным стройным станом и горы – все это
казалось сном Оленину. (Л.Н. Толстой)
2. Все: и этот голубой разлив реки, и это
небо, и дали, и пароход – казалось огромным,
необъятным, полным напряженного движения. (К.Паустовский)
3. На красноватой траве, на былинках, на
соломинках – всюду блестели и волновались
бесчисленные нити осенних паутин. (И.Тургенев)
4. Надя, теща, длинный нос судебного
пристава, подсудимый, Глаша – все это прыгает,
вертится и уходит далеко. (А.Чехов)
5. И глаза, и лица, и голоса, и движения, и
одежда, и воздух – все праздничное. (Л.Н. Толстой)
6. Уложен багаж: / Диван, / Чемодан, /
Саквояж, / Картина, / Корзина, / Картонка / И
маленькая собачонка. (С.Маршак)
Домашнее задание может быть
аналогичным всем предыдущим.
Конструкции, грамматически не
связанные с предложением. Обращение
I. Закрепление изученного материала
в виде индивидуальной работы.
Огромная форель фарширова(н,нн)ые
ц_плята перепелка мороже(н,нн)ое и отличное вино
все это достойно озн_меновало годичный праз_ник. (И.Гончаров)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания,
объясните их расстановку |
Все кругом внезапно поб_гровело
деревья травы и земля. (И.Тургенев)
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания, объясните их
расстановку |
С классом можно разобрать
следующий пример:
1. Николай Иванович знает толк во всем:
в лошадях и в старине, в лесе, в кирпичах, в посуде,
в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в
плясках. (И.Тургенев)
После выполнения этого задания
ученики проверяют и переписывают в тетради
написанное на доске.
II. Материал для наблюдения.
1. Писателю необходима смелость в
обращении со словами и запасом своих наблюдений,
скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с
красками и линиями. (К.Паустовский)
2. Вместо столов были расставлены на
полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые
бочки, вместо стульев – маленькие бочоночки. (А.Куприн)
Сообщаем правила постановки тире в
предложениях с опущенными членами.
III. Материал для наблюдения по теме
«Обращение» (в процессе записывания
наблюдаем за интонационной структурой
предложений и рисуем интонационные схемы,
смотрим, к каким словам нельзя поставить вопросы
ни от одного из членов предложений, определяем,
что они обозначают).
1. Старик, я слышал много раз, что ты
меня от смерти спас. (М.Лермонтов)
2. Не шутку шутить, не людей смешить к тебе вышел я
теперь, басурманский сын. (М.Лермонтов)
3. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо
мной, угрюмый океан. (А.Пушкин)
4. Чью тень, о други, видел я? (А.Пушкин)
После анализа языкового материала
формулируем определение обращения и определяем
пунктуацию в предложениях с обращениями.
Обращением называется слово или
синтаксическая конструкция, не связанная
грамматически с предложением и называющая того
(или то), к кому (или к чему) обращена речь.
Обращение отделяется от предложения запятыми
или восклицательным знаком. От стоящего перед
ним междометия обращение запятыми не отделяется. |
В качестве домашнего задания
можно предложить детям придумать или найти
несколько примеров предложений с обращениями.
Вводные слова и конструкции
I. Закрепление темы «Обращение» в
виде индивидуальных заданий: два человека
работают по индивидуальным заданиям, примерные
образцы которых приводятся ниже.
Ты со_нце св_тое гори!
(А.Пушкин)
Вставьте пропущенные буквы, расставьте
знаки препинания, разберите предложение по
членам и охарактеризуйте его |
Чего тебе надобно старче?
(А.Пушкин)
Расставьте знаки препинания,
разберите предложение по членам и
охарактеризуйте его |
Классу можно предложить для
разбора следующие предложения:
1. Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын... (М.Лермонтов)
2. Как грустно мне твое явленье, весна, весна, пора
любви! (А.Пушкин)
3. И сидел бы я, ребята, там как раз, друзья мои, где
мальцом под лавку прятал ноги босые свои. (А.Твардовский)
4. И медаль на это время мне, друзья, вот так нужна! (А.Твардовский)
5. Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ! (А.Твардовский)
После разбора дети проверяют и
переписывают в тетради написанное на доске.
II. Изучение вводных конструкций
начинаем с материала для наблюдения (следим
за интонационным рисунком предложений, рисуем
интонационные схемы, определяем, к каким словам и
оборотам нельзя поставить вопрос ни от одного из
членов предложения; смотрим, что эти слова и
обороты обозначают).
1. Я помню блеск обманчивой столицы. (А.Пушкин)
2. Помню, я еще молодушкой была. (Песня)
3. Прелестную Марину я надеюсь увидеть там. (А.Пушкин)
4. Судьбы моей обширные заботы тоску любви,
надеюсь, заглушат. (А.Пушкин)
После анализа предложений по
указанным параметрам ученики сами дают
определение вводных конструкций.
Вводными называются слова и
конструкции, не являющиеся членами предложения и
обозначающие отношение говорящего к сообщаемым
событиям. |
В качестве домашнего задания
можно попросить детей придумать или найти в
литературе предложения с вводными
конструкциями.
Значение вводных слов и конструкций
I. Закрепление изученного на
предыдущем уроке материала.
1. К уд_влению дорога оказалась
(не)столь ут_мительной.
2. К уд_влению мальчиков пр_мешивался испуг.
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку |
1. По его словам я отр_ж_н был от
Пугачева в Оренбург шпионом. (А.Пушкин)
2. По его словам можно было о многом дог_да(т,ть)ся.
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку |
С классом разбираем
предложение:
1. Этот по словам Аркадия Павловича
государстве(н,нн)ый человек был роста
(не)большого. (И.Тургенев)
После разбора ученики проверяют и
переписывают в тетради написанное на доске.
II. Закрепление изученного
материала в виде грамматической работы. Два
человека у доски:
1-й – записывает примеры с вводными
словами;
2-й – записывает примеры без вводных
слов.
1. Он может быть хорошим связным.
2. Он, может быть, скоро вернется.
3. Недалеко в прохладной мгле, казалось, приросли
к скале две сакли дружною четой... (М.Лермонтов)
4. Темное небо над освещенной улицей казалось
темным пологом.
5. За тем лесом видно озеро.
(Сложность задания связана с тем, что
последний пример можно интерпретировать двояко,
следовательно, его должны записать оба ученика.)
III. Изучение новой темы в виде
материала для наблюдения. (В процессе
записывания ученики находят вводные конструкции
и определяют их значение.)
1. Про вас я не слыхал, к несчастью,
ничего. (М.Лермонтов)
2. Печорин был погружен в задумчивость и, кажется,
не торопился. (М.Лермонтов)
3. Ты, сказывают, петь великий мастерище. (И.Крылов)
4. Словом, книга про бойца / Без начала, без конца. (А.Твардовский)
5. Струсил ты, признайся, когда молодцы мои
накинули тебе веревку на шею? (А.Пушкин)
6. В письме Петрухиной матери было послано,
во-первых, благословение, во-вторых, поклоны всем.
(К.Паустовский)
7. Впрочем, замечательного немного было в афишке. (Н.Гоголь)
В результате разбора формулируем
основные значения вводных слов и конструкций.
Сообщаем детям, что никогда не являются вводными
следующие слова: ведь, будто, как будто, словно,
якобы, именно, вряд ли, даже, поэтому, тем не менее,
между тем, к тому же, все-таки, потом, едва ли,
скорее, вдруг, при этом.
В качестве домашнего задания можно
попросить учеников найти в литературе или
придумать по 2–3 примера на каждое значение
вводных конструкций.
Вводные и вставные конструкции
I. Закрепляем изученный материал. Предлагаем
задания для индивидуальной работы.
Нрава Татьяна была смирного или
лу_ше сказать запуга(н,нн)ого. (И.Тургенев)
Раскройте скобки, вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и
объясните их расстановку, разберите предложение
по членам и охарактеризуйте его |
По(моему) сужденью пожар
способствовал ей много к украшенью. (А.Грибоедов)
Раскройте скобки, расставьте знаки
препинания, разберите предложение по членам и
охарактеризуйте его |
С классом разбираем отдельные
примеры.
1. Быть может, это все пустое, / Обман
неопытной души. (А.Пушкин)
2. Но говорят, вы нелюдим. (А.Пушкин)
3. Казалось, пленник безнадежный / К унылой жизни
привыкал. (А.Пушкин)
После разбора ученики проверяют и
переписывают в тетради написанное на доске.
II. Материал для наблюдения при
изучении новой темы. В процессе разбора
находим конструкции, грамматически не связанные
с предложениями, определяем, какие из них
являются вводными, а какие – нет, и находим их
значение.
1. Буран, мне казалось, все еще
свирепствовал. (А.Пушкин)
2. Сквозь цветы и колючие ветви, я знаю, старый дом
глянет в сердце мое. (А.Блок)
3. Птенчик упал из гнезда (ветер сильно качал
березы аллеи) и сидел неподвижно. (И.Тургенев)
4. На маленьком озере – оно называлось Лариным
прудом – всегда плавало много ряски. (И.Тургенев)
После разбора формулируем определение
вставных конструкций (они обозначают добавочную
информацию) и определяем пунктуацию в
предложениях с ними.
Ниже я предлагаю несколько
контрольных и проверочных работ по грамматике
простого предложения, которые можно проводить
при изучении соответствующих тем.
Приложение
Возможные контрольные и
проверочные работы по грамматике
Контрольные работы на виды сказуемых
Контрольная Работа № 1
Вариант 1
1. Далеко по широкой р_внине / Сумрак
ночи осе(н,нн)ей р_злит; / Лиш_ на западе
сумрачно(алом) / Силуэты чуть видны ракит. (И.Бунин)
2. Бледна пр_морская страна, / Луною
озаре(н,нн)ая. / Низка луна, ярка волна, / По гребням
позлаще(н,нн)ая. (И.Бунин)
3. Луна стала покрыва(т,ть)ся налетом
(не)проница_мой для света синевы.
4. Загонять перед вечером т_бун большой
праз_ник для мальчиков. (И.Тургенев)
5. На коньках начнем ката(т,ть)ся / Мы на
звонком льду. / Будет смех наш разд_ва(т,ть)ся / В
парке на пруду. (К.Бальмонт)
Вариант 2
1. Бледне_т ночь… Туманов п_л_на / В
л_щинах и лугах станови(т,ть)ся белее, / Звучнее
лес, бе(з,с)жизне(н,нн)ей луна / И серебро росы на
стеклах холоднее. (И.Бунин)
2. Я молод был, безвестен, одинок / В
чужом мне мире, сложном и огромном. / Всю жизнь я
позабыть не мог / Об этом вечере бездомном. (И.Бунин)
3. Поймать ерша или окуня это такое
блаженство.
4. Я наде_лся об_ехать слободу
бл_г_получно.
5. Лес совсем уж стал скв_зистый, / Редки
в нем листы. / Скоро буд_т снег пушистый / падать с
высоты. (К.Бальмонт)
Задание. Раскройте скобки,
вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания, найдите и подчеркните все
грамматические основы, укажите морфологические
способы их выражения и виды сказуемых.
Контрольная Работа № 2
Вариант 1
1. В песча(н,нн)ых степях аравийской
земли три гордые пальмы высоко р_сли. (М.Лермонтов)
2. (Не)смож_т позабы(т,ть)ся страх
избороздивший лица. (О.Бертгольц)
3. Но враг мой стал изн_могать
м_та(т,ть)ся медле(н,нн)ей дышать. (М.Лермонтов)
4. В любви к артисту (не)пр_ме(н,нн)о
должно пр_су_ствовать пр_знание его таланта.
5. В семейной жизни главное терпение.
6. Бе_помощней суровее и суше я духом
стал под брем_нем несчастий. (А.Тарковский)
Вариант 2
1. Каждый из нас стан_т на самом краю
пл_щадки. (М.Лермонтов)
2. К ним стали подходить знакомые
гулявшие в саду.
3. Два кривых костыля в к_питальную
стену забиты.
4. И жизнь моя без этих трех
блаже(н,нн)ых дней была(б) печальней и мрачней
бе(с,сс)ильной старости твоей. (М.Лермонтов)
5. Липы обру(ч,чь) золотой как в_нец на
нов_брачной. (Б.Пастернак)
6. Из тени в свет перелетая она сама и
тень и свет... (А.Тарковский)
Задание. Раскройте скобки,
вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания, найдите и подчеркните
грамматические основы, определите виды
сказуемых, определите морфологические способы
выражения главных членов предложения и значение
предикативности.
Контрольные работы на обособленные
члены предложения
Контрольная Работа № 1
Вариант 1
1. Гувернантки бледные миссы и розовые
славянки идут величаво позади своих легеньких
вертлявых девч_нок пр_казывая им поднимать
несколько выше плечо и держа(т,ть)ся прямее.
2. Вы встретите очень много молодых
людей большею частью холостых в теплых сюртуках
и шинелях. (Н.Гоголь)
3. Составивши такой легкомысле(н,нн)ый
план он почу_ствовал краску вспыхнувшую на его
лице.
4. (Не)заметным образом я пр_вязался к
доброму семейству даже к кривому гарнизо(н,нн)ому
пору_чику. (А.Пушкин)
5. Зал_жив руки за спину пр_храм_вая идет
Артюша Пистолет рыболов птичник охотник по перу
и пушнине.
Вариант 2
1. (Не)большой вал и засека (не)хранимые
решительно (н_)кем показывали страшную
беспечность. (А.Пушкин)
2. Как уцелел ты засохший смире(н,нн)ый
тут под ногами толпы (не)людимой? (А.Фет)
3. Так погиб бедный Пирогов жертва
безумной страсти тихий робкий скромный
(по)детски простодушный носивший в себе искру
таланта быть может со временем бы вспыхнувшего
широко и ясно. (Н.Гоголь)
4. Человека три в Заречье в их числе
Сима Девушкин делали птичьи клетки и садки.
5. Оружия любимейшего род готовая
рвану(т,ть)ся в гике застыла к_в_(л,лл)ерия острот
поднявши рифм о(т,тт)оче(н,нн)ые пики.
Задание. Раскройте скобки,
вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания, разберите предложения по членам и
охарактеризуйте их.
Контрольная Работа № 2
Вариант 1
1. В те дни бойцам поконч_вш_м с войной
своя земля была (в)двойне родной.
2. (Не)высокого роста и в кости (не)широк
(н_)какого геройства совершить он не мог.
3. Кое(как) дотащился я до речки
спустился с кручи и пошел по ж_лтому и сырому
песку (в)направлени_ ключа извес_ного во всем
околотке под названием «Малиновой воды». (И.Тургенев)
4. Изба лесника состояла из одной
комнаты закоптелой низкой и пустой. (И.Тургенев)
5. С бледным испуга(н,нн)ым лицом в
жакете с высокими рукавами, с ж_лтыми воланами на
груди она показалась себе жалкой и страшной.
Вариант 2
1. Дымов без сюртука в ра(с,сс)тегнутой
жилетке сидел за столом и точил нож о вилку.
2. Море огромное лениво вздыхающее у
берега уснуло и (не)подвижно (в)дали облит_й
голубым сиянием. (М.Горький)
3. Кучер молодой красно(щекий) парень
остриже(н,нн)ый в скобку в синеватом армяке и
низкой бараньей шапке подпояса(н,нн)_й ремнем
почтительно сидел с ним рядом.
4. Иван Великопольский студент
духовной академии сын дьячка возвращаясь с тяги
домой шел все время заливным лугом по тропинке.
5. Хозяин родом яицкий казак казался
мужик лет шестидесяти. (А.Пушкин)
Задание. Раскройте скобки,
вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания, разберите предложения по членам,
охарактеризуйте их.
Контрольная Работа № 3
(Примеры из М.Булгакова)
Вариант 1
1. Злодейская(же) шайка к тому(же) _десь
решила пр_менить излюбле(н,нн)ый бандитский прием
уходить (в)ра(с,сс)ыпную.
2. Сняв с себя одежду Иван поручил ее
какому(то) приятному бородачу курящ_му
самокрутку возле рва(н,нн)ой белой толстовки и
расшнурова(н,нн)ых стопта(н,нн)ых ботинок.
3. Бескудников стукнул пальцем по
ц_ферблату пок_зал его соседу поэту Двубратскому
сидящему на столе и от тоски болтающ_му ногами
обутыми в ж_лтые туфли на резиновом ходу.
4. Командир ж_лал показать своим
к_в_леристам пример выносливости но ж_лея солдат
разрешил им из пик воткнутых в землю устроить
пирамиды и набросить на них белые плащи.
5. Пилат повернулся и пош_л по помосту
назад к ступеням (н_)глядя (н_)(на)что кроме
разноцветных шашек настила под ногами.
Задание. Раскройте скобки,
вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Дайте характеристику предложения.
Вариант 2
1. Кроме того до слуха его долетел
дробный стр_коч_щий и пр_бл_жа_щийся конский топот
и труба что(то) коротко и весело прокричавшая.
2. Стари(н,нн)ый двух_этажный дом
кремового цвета помещался на бульварном кольце в
глубине чахлого сада отделе(н,нн)ого от тротуара
резною чугу(н,нн)ою реш_ткой.
3. Швейцар вышедший в этот момент из
дверей рестора(н,нн)ой вешалки во двор покурить
затоптал папиросу и двинулся было к пр_в_дению с
явной целью пр_градить ему доступ в ресторан но
почему(то) (н_)_делал этого и ост_новился глуповато
улыбаясь.
4. Тут Степа повернулся от а(п,пп)арата и
в зеркале помещавш_мся в передней и давно
(не)выт_ра_м_м ленивой Груней отчетливо увидел
какого(то) стра(н,нн)ого суб_екта дли(н,нн)ого как
жердь и в пенсне.
5. Занявшись паскудным котом Иван едва
не потерял самого главного из трех профе(с,сс)ора.
Задание. Раскройте скобки,
вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,
подчеркните члены предложения. Дайте
характеристику предложения.
Контрольная работа по словосочетанию
Вариант 1
Цветок засохший, безуханный, / Забытый
в книге вижу я; / И вот уже мечтою странной / Душа
наполнилась моя. (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 2
Его стихов пленительная сладость /
Пройдет веков завистливую даль, / И, внемля им,
вздохнет о славе младость, / Утешится безмолвная
печаль / И резвая задумается радость. (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 3
Художник-варвар кистью сонной /
Картину гения чернит / И свой рисунок беззаконный
/ На ней бессмысленно чертит. (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 4
Как ныне сбирается вещий Олег /
Отмстить неразумным хазарам, / Их села и нивы за
буйный набег / Обрек он мечам и пожарам… (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 5
Волхвы не боятся могучих владык, / А
княжеский дар им не нужен; / Правдив и свободен их
вещий язык / И с волей небесною дружен. (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 6
Ковши круговые, запенясь, шипят / На
тризне плачевной Олега; / Князь Игорь и Ольга на
холме сидят; / Дружина пирует у брега; / Бойцы
поминают минувшие дни / И битвы, где вместе
рубились они. (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 7
Сижу за решеткой в темнице сырой. /
Вскормленный в неволе орел молодой, / Мой
грустный товарищ, махая крылом, / Кровавую пищу
клюет под окном… (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 8
В томленьях грусти безнадежной, / В
тревогах шумной суеты / Звучал мне долго голос
нежный / И снились милые черты. (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 9
Роняет лес багряный свой убор, /
Сребрит мороз увянувшее поле, / Проглянет день
как будто поневоле / И скроется за край окружных
гор. (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
Вариант 10
Снова тучи надо мною / Собралися в
тишине; / Рок завистливый бедою / Угрожает снова
мне… (А.Пушкин)
Задание. Найдите и выпишите все
словосочетания, определите главное и зависимое
слово, укажите направление зависимости,
определите вид подчинительной связи и значения
словосочетаний.
|