Я ИДУ НА УРОК
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
пос. Жуково,
Смоленская обл.
Обращение как средство характеристики
героя
На примере сказок А.С. Пушкина
5-й класс
Дети получили домашнее задание
выписать из сказок А.С. Пушкина предложения с
обращениями и подумать, могут ли обращения
выражать отношение к адресату.
1. Взаимодиктант. Дети по очереди
диктуют друг другу предложения из домашнего
задания, объясняют пунктуацию и делают вывод о
роли обращения в характеристике лица.
Предлагается указать произведение.
– Здравствуй, красная девица, –
говорит он, – будь царица и роди богатыря мне к
исходу сентября. (Сказка о царе Салтане)
– Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный? (Сказка о царе
Салтане)
– Полно, князь, душа моя, не печалься. (Сказка
о царе Салтане)
– Поделом тебе, старый невежа! Впредь
тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани! (Сказка
о рыбаке и рыбке)
– Глупый ты бес, куда ж ты за нами
полез? (Сказка о попе и работнике его Балде)
Вывод. Обращения выражают
отношение к тому, к кому обращаешься, а также
характеризуют говорящего и его отношение к тому,
с кем он говорит.
2. Игра-соревнование «Кто лучше знает
сказки А.С. Пушкина?». Вспомните сказки А.С.
Пушкина и вставьте нужные обращения, расставляя
знаки препинания.
– Ах ты (мерзкое стекло) это врешь ты
мне назло! (Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях)
– Месяц, месяц (мой дружок,
позолоченный рожок)! Ты встаешь во тьме
глубокой... (Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях)
– Смилуйся (государыня рыбка)
разбранила меня моя старуха. (Сказка о рыбаке и
рыбке)
– (Дурачина ты) (простофиля) Не умел ты
взять выкупа с рыбки! (Сказка о рыбаке и рыбке)
Вывод. Обращения бывают
распространенные и нераспространенные, могут
стоять в начале, в середине и в конце предложения.
На письме они выделяются запятыми, а если стоят в
начале предложения и произносятся с особой
интонацией, то после них ставится
восклицательный знак.
|