Я ИДУ НА УРОК
Л.В. ГОРОШНИКОВА,
пос. Сарана,
Свердловская обл.
Личное письмо как разновидность
текста
Разработка урока
6-й класс
Образовательный стандарт
основного общего образования по русскому языку
предполагает формирование коммуникативной
компетенции, что подразумевает, например,
«адекватное восприятие устной и письменной речи
в соответствии с ситуацией речевого общения»,
«создание текстов разных стилей и жанров»1. Среди текстов, включенных в
Требования к уровню подготовки учеников, назван
и такой текст, как письмо.
К сожалению, в действующих учебниках
русского языка уделяется недостаточное внимание
обучению этой разновидности текста: его
соответствию ситуации общения (в том числе
коммуникативной задаче, сфере употребления и
т.д.), его структуре. Необходимо заниматься
формированием умений детей продуцировать
различные письма также и потому, что эти умения
востребованы.
Предлагаем разработку урока на тему
«Личное письмо как разновидность текста» по
материалу главы «Личное письмо» из учебного
пособия «Школьная риторика» для 6-го класса2. Этот материал может
использоваться в 5-м или 6-м классе.
Задачи урока:
познакомить школьников со структурой
письма, его характеристиками по различным
основаниям;
научить составлять разные письма;
прививать чувства
доброжелательности, внимание к адресату.
ХОД УРОКА
Беседа. Актуализация знаний
Я очень люблю получать письма. А вы
любите их получать?
Какие письма вам нравятся больше? (С
интересной информацией.)
Кем может быть написано письмо? (Знакомыми,
родственниками, подругой и т.д.)
Почему я начала разговор о письмах? (Наверное,
темой нашего урока будет письмо.)
Запишем в тетради тему урока: «Письмо
как разновидность текста».
Написав письмо, вы вкладываете его в
конверт.
Что четко и грамотно должно быть
написано на конверте? (Адрес.)
От слова адрес образовалось
новое слово – адресат. Кто это? (Человек,
который получит письмо.)
А как можно назвать человека, который
написал письмо? (Адресант.) На доске и в
тетрадях ученики записывают слова: адресат
– получатель, адресант – отправитель.)
Зачем люди пишут письма? (Сообщить
что-либо, поздравить, пригласить, поделиться
чувствами и т.д.)
Вывод. Следовательно, письма
бывают разные.
Работа по учебнику
Чем же различаются письма? Прочитаем
об этом подробнее в учебнике на странице 53.
Письмо, его характеристика
Адресант: официальный –
неофициальный.
Адресат: официальное лицо –
неофициальное; знакомый – малознакомый –
незнакомый; близкий – родной.
Информация: деловая – неделовая,
личная, эмоциональная.
Коммуникативная задача: сообщить
(оповестить); поздравить; извиниться; поделиться
мыслями, чувствами; поблагодарить и т.д.
Задание 1
Сравним два фрагмента писем.
Проанализируем их по плану:
1. Адресат – адресант. (В первом
письме общаются хорошо знакомые люди, может быть,
друзья; во втором – официальные лица.)
2. Информация. (Первое письмо содержит
информацию личного характера, а второе –
официального.)
3. Коммуникативная задача. (В первом
письме – извиниться, поделиться новостями; во
втором – сообщить.)
А
Милый друг мой!
Получил твое письмо из Берлина – спасибо тебе!
Хотел ответить в тот же день, а отвечаю – через
восемь.
Лишь недавно проводил друзей и по обыкновению
закопался в бумагу.
Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о
чем я спрашиваю.
(Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)
Б
Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на Ваш запрос от 21.02.2005 г. сообщаем, что
согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.2005
всю необходимую учебно-методическую литературу
по адресу, указанному в Ваших письмах.
Оргкомитет
Вывод. Письма бывают официальные и
неофициальные.
Всегда ли вы охотно и сразу отвечаете
на письма? Почему? (Причин задержки ответа
много. Одна из них состоит в том, что мы иногда не
знаем, о чем писать, что интересно для нашего
адресата, как его порадовать, что посоветовать и
т.д.)
Сегодня мы будем учиться писать разные
письма.
Из каких частей состоит текст письма?
(Из тех же, что и многие другие тексты, –
вступления, основной части, заключения, но еще
обязательно обращение или приветствие.)
Все ли части письма мы назвали?
Познакомимся со сведениями о частях письма на
странице 55.
Приветствие и (или) обращение –
называние того, кому предназначено письмо.
Вступление – извинение, вопросы,
отражающие интерес к жизни адресата, любезности
в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение
информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения,
любви, преданности, почтения, прощание и т.д.
Подпись. Дата.
Какие еще части, кроме тех, которые вы
назвали раньше, включаются в текст письма? (Подпись,
дата – непременные части письма.)
Задание 2
Прочитайте фрагмент письма юной
художницы Нади Рушевой. Найдите его основные
части. Охарактеризуйте их.
Здравствуй, Алик!
Спасибо за письмо! У нас холодно, и я заболела.
Слава Богу, не ходила два дня в школу. Ужасно
устала.
Недавно ездила в театр, смотрела кино в
кинотеатре «Мир», а оттуда пешком до «Детского
мира» и до Кремля.
Москву украшают к празднику. Много строят.
Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо!
Потом пошла к гостинице «Россия», а там рядом
отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как
новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас
продолжаю эту серию и собираюсь поехать на
Бородинское поле.
Смотрела в Театре им. Маяковского «Медею». Из
актеров понравилась только героиня.
Шестого у нас будет классный вечер. Тогда после
напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.
(Вступление – первый абзац; основная
часть – информация о себе; заключение – «Пиши
длинные письма».)
Что отсутствует в тексте письма? (Нет
подписи и даты.)
Что нового вы узнали из основной части
письма Нади?
Как вы считаете: в каком настроении
Надя писала письмо?
Задание 3
Напишите письмо своему другу (подруге),
живущему в другом городе, на одну из тем:
о своих успехах в учебных или иных
занятиях;
о своих увлечениях;
о фильме (телепередаче) или спектакле,
который вам понравился;
о книге, которую вы прочитали; и т.д.
Задание 4
Прочитайте письма.
У кого получилось интересное письмо?
Все ли части представлены в письмах?
Подведение итогов
Что нового вы узнали о письмах?
Из каких частей состоит текст письма?
В чем различие официальных и
неофициальных писем?
Мне очень понравились письма, которые
написали… Я дарю вам, ребята, мои письма –
поздравления с хорошей работой. На следующем
уроке мы поговорим о письмах-поздравлениях.
1 Образовательный
стандарт основного общего образования по
русскому языку. С. 3.
2 Школьная
риторика: 6-й класс. Учебное пособие для
общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Т.А.
Ладыженской. М.: Издательский дом «С-инфо»;
Баласс, 2003. С. 53–55.
|