Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2006

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

А.Ш. ШАХМАМЕТОВА,
школа № 57,
г. Москва


Тест по разделу «Лексика»

5-й класс

Работа с учебником русского языка под редакцией М.В. Панова доставляет истинное удовольствие не только оригинальной системной методикой преподавания родного языка, но и эмоциональной насыщенностью, столь важной при преподавании «суховатого» предмета. На сегодняшний день это наиболее современный учебник.

Авторы учебника легко и просто преподносят азы научной лингвистики. Хотелось бы, чтобы так же легко можно было удостовериться в качестве и прочности изученного материала.

Предлагаемый тест позволяет определить, как ученики пятого класса осознали сущность основных понятий раздела «Лексика» и как они умеют практически использовать полученные знания.

Данный тест проверяет усвоение следующих лексических понятий:

– лексика;
– словарный запас;
– самостоятельные и служебные слова;
– знаменательные и местоименные слова;
– междометия;
– нарицательные и собственные существительные;
– лексическое и грамматическое значение;
– тематические группы слов;
– прямое и переносное значение;
– способы образования переносных значений;
– троп и многозначное слово;
– омонимы;
– синонимы;
– фразеологизмы;
– типы словарей.

Работа с тестом занимает у учеников 15–20 минут.

Проведение контрольного среза в подобной форме неутомительно и продуктивно.

1. С каким определением лексики нельзя согласиться?

Лексика – это…:

а) ...наука о явлениях природы;
б) ...словарный состав языка;
в) ...раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его значения.

2. Сколько слов в каждом языке?

а) Столько, сколько нужно людям, чтобы обозначить все, о чем они говорят, думают, мечтают.
б) Столько, сколько нужно человеку, чтобы выжить.
в) Столько, сколько записано в словаре.

3. Выдели верное утверждение:

а) Активный словарный запас – слова, побуждающие к разнообразной деятельности.
б) Пассивный словарный запас – слова, которые трудно произносятся.
в) Активный словарный запас – слова, которые человек знает и часто употребляет.

4. Чем отличаются самостоятельные слова от служебных?

а) Наличием лексического значения.
б) Отсутствием лексического значения.
в) Полной независимостью от других слов.

5. Какое утверждение вы считаете верным?

а) Знаменательные слова являются разновидностями самостоятельных слов.
б) Местоименные слова способны заменить служебные слова.
в) Знаменательные слова – это разновидность самостоятельных, а местоименные – разновидность служебных.

6. Что такое междометия?

а) Слова, к которым прибегают, когда нечего сказать.
б) Слова, которые выражают чувства.
в) Слова, которые используют в речи вежливые люди.

7. Может ли нарицательное существительное стать собственным?

а) Да, так же как и собственное может стать нарицательным.
б) Нет, так как собственное не может превратиться в нарицательное.
в) Да, если говорящий заявит о своих правах на него и другие не смогут его использовать.

8. Всякое ли слово обладает лексическим и грамматическим значением одновременно?

а) Да, если оно не союз, не предлог и не частица.
б) Нет, только самостоятельные и знаменательные.
в) Да, если оно не является знаменательным.

9. Слова из скольких тематических групп перечислены ниже?

Экипаж, сироп, гусеница, горилла, омлет, дирижабль, винегрет, линкор, коврижка, коростель, корабль, карета, канарейка, вермишель, десерт, колибри, перепел, орангутанг.

а) 2;
б) 3;
в) 4.

10. В русском языке существуют два слова мир : мир как бесконфликтное состояние и мир как некоторое пространство (это омонимы). Из словаря С.И.  Ожегова выписано пять значений одного из этих слов.
1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
2) Отдельная часть Вселенной, планета. Звездные миры.
3) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Весь мир смотрит на нас. Объехать весь мир.
4) Объединенное по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда; порядок, строй жизни. Античный мир. Научный мир.
5) Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных. Мир звуков. Внутренний мир человека.

Какие из этих значений образованы с помощью метонимии, то есть по смежности?

а) 2, 5;
б) 2, 3;
в) 4, 5.

11. Вы знаете, что с помощью метафоры 1) образуются переносные значения многозначных слов; 2) создается художественная образность текста (в этой роли метафору называют тропом). В какой из строчек есть метафора в роли тропа?

a) Жизнь течет.
b) Течет слеза.
c) Текут стрелки.
d) От стыда…

а) b;
б) a;
в) c.

12. Омонимы часто путают со словами, «прикидывающимися» омонимами: эти слова могут одинаково писаться, но по-разному звучать (омографы), одинаково звучать, но по-разному писаться (омофоны), одинаково писаться и звучать лишь в некоторых грамматических формах (омоформы), быть очень схожими, но неодинаковыми в произнесении (паронимы).
Помня об этом, определите, сколько омонимов в данном стихотворении:

Облака уже красны,
Смотрят сосны:
Лихо прыгают козлы
Через козлы.
Крикнул филин:
– Я сего
Не одобрил дела.
Ну-ка марш, козлы, в село!
Солнце село.

а) 2;
б) 0;
в) 4.

13. Сколько синонимических пар в данном предложении?

Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному языку»; таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать».

(А.И. Герцен)

а) 1;
б) 2;
в) 3.

14. Сколько пар антонимов в данных пословицах:

Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.
Много шума, да мало толку.

а) 1;
б) 2;
в) 3.

15. Каким фразеологическим оборотом можно заменить выделенное слово в словосочетании «рассказывает непоследовательно»?

а) В ежовых рукавицах;
б) на своих двоих;
в) с пятого на десятое.

16. Сравните пары фразеологизмов.
1) Топорная работа – ювелирная работа.
2) Легок на подъем – тяжел на подъем.
3) Одержать победу – потерпеть поражение.
4) За тридевять земель – рукой подать.
Как называется это явление в лексике?

а) Синонимия;
б) антонимия;
в) омонимия.

17. Какие словари смогут помочь вам в работе с лексикой?

а) Толковые;
б) орфографические;
в) орфоэпические.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru